Лучшие присказки в сказках Пушкина. Зачины к русским народным сказкам


Русские народные сказки. | Социальная сеть работников образования

Автор: 

Федорова Серафима.

Подписи к слайдам:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ СКАЗКА – один из основных видов устного народного творчества . Художественное повествование фантастического , приключенческого или бытового характера . А.С.Пушкин писал : «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Постоянные эпитеты - красочные определения , признаки предмета , которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом , например : «живая вода» , «добрый молодец» , «красная девица» .Присказка - ритмически организованная прибаутка , предшествующая зачину в сказках . Заканчивается она часто словами : «Это не сказка , а присказка , сказка будет впереди» . Например : «Начинается , починается добрая повесть от Сивка от Бурка , от вещего Каурка . Это не сказка , а присказка . Сказка будет в субботу , когда поешь мягкого хлеба» . Зачин - начало сказки , он бывает различным (коротким или длинным) . Зачин рассказывает о том , где происходило действие , когда и какие герои будут в сказке , например : « Жил да был крестьянин…» , « Жили – были старик да старуха , у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка…» , «За тридевять земель , в тридесятом царстве жил – был с царицею…» , «В старые годы у одного царя было три сына...» , «В некотором царстве , в некотором государстве жили – были…» , «Жил да был царь с царицею…» . Концовка – «После того они жили долго и счастливо» , «Тут и сказки конец , а кто слушал , молодец» , «Был у Иванушки колодец , в колодце рыба елец ,а моей сказке конец» , «И стали они вместе жить да поживать да добра наживать» .Итак , концовка – это последние слова сказки , завершение , рассказ о том , чем кончилась история , рассказанная сказителем . Но ещё чаще и обращение к слушателю ( «…а кто слушал , молодец» ) рассказ сказочника о самом себе : «И я там был , мёд – пиво пил , по усам текло , а в рот не попало» . Вот какие премудрости есть у народной сказки , а без них и сказка не сказка . Запомним их , будем замечать , какие есть в сказках присказки , зачины , концовки , постоянные эпитеты , повторы ( «жил – был» , «ехали – ехали» , «шёл – шёл» ) , как они украшают сказку , помогают её запоминать , сохранять важную особенность сказки – напевность . Будем не рассказывать , не пересказывать , а сказывать её , как делали это сказочники . ТАЛАНТЛИВЫЕ СКАЗОЧНИКИ Д.С.Асламов «всё было на месте и к месту» Ф.И.Зыков «разговор»А.К.Новопольцев «рифмовку»А.К.Барышникова «зачины , концовки , повторы» Н.О.Винокурова «песни , пейзаж»М.Д.КривополеноваМ.А.СказкинИ.Ф.Ковалёв СОБИРАТЕЛИ СКАЗОК А.Н.АфанасьевИ.А.ХудяковД.Н.СадовниковН.Е.ОнчуковД.К.Зеленин СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ Лисица и волк , Лиса-повитуха , Как лиса шила волку шубу , Лиса , заяц и петух , Лиса и дрозд,Дрозд Еремеевич , Лиса и тетерев , Лиса и журавль , Лиса и кувшин , Лиса и Котофей Иваныч , Напуганные волки , Старая хлеб-соль забывается , Мужик , медведь и лиса , Зимовье зверей , Коза-дереза , Журавль и цапля , Терем-теремок , Петушок подавился , Курочка , мышка и тетерев , Ворона , Сказка о Ерше Ершовиче , сыне Щетинникове. Сказки о животных – самый древний вид сказки . В них свой круг героев . Животные разговаривают и ведут себя как люди . Лиса всегда хитрая , волк глуп и жаден , заяц труслив . ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ Иван Быкович , Подземные царства , Кощей Бессмертный , Марья Моревна , Елена Премудрая , Покати - горошек , Морской царь и Васелиса Премудрая , Царевна-лягушка , Пёрышко Финиста - ясна сокола , Федот-стрелец , Кулик , Иван-царевич и серый волк , Усоньша - богатырша , Волшебное кольцо , Козьма скоробогатый , Сивка-бурка , Про Емелю-дурака , Чудесные сыновья , Белая уточка , Васелиса Прекрасная , Морозко , Горе. Волшебные сказки – герои волшебных сказок борются не на жизнь , а на смерть , побеждают врагов , спасают друзей , сталкиваясь с нечистой силой . Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены . БЫТОВЫЕ СКАЗКИ Воевода и мужик , Елевы шишки , Царь и вор , Царь и портной , Петр Великий и кузнец , Горшеня , Семилетка , Шемякин суд , Мужик и барин , Барин и плотник , Барин-кузнец , Барин и мужик. ( герои этих – сказок - крестьянин , солдат , сапожник – живут в реальном мире и борются обычно с барином , попом , генералом . Они побеждают благодаря находчивости , уму и смелости . ) ГЕРОИ СКАЗОК Любимый герой русских сказок - Иван – царевич , Иван - дурак , Иван - крестьянский сын . Этобесстрашный , добрый и благородный герой , который побеждает всех врагов , помогает слабым и завоёвывает себе счастье . Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым , добрым , умным и трудолюбивым . Это Васелиса Премудрая , Елена Прекрасная , Марья Моревна или Синеглазка . Воплощение зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный , Змей Горыныч и Баба Яга .Баба Яга – один из самых древних персонажей русских сказок . Это страшная и злая старуха . Она живёт в лесу в избушке на курьих ножках , ездит в ступе . Чаще всего она вредит героям , но иногда помогает . Змей Горыныч – огнедышащее чудовище с несколькими головами , летающее высоко над землёй , - тоже известный персонаж русского фольклора . Когда появляется Змей , гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля. КОНЕЦ

nsportal.ru

Русские народные сказки: 5 класс - Литература - Школьнику - Каталог статей

Суть русских народных сказок многогранна и глубока. Они красиво звучат и открывают простор воображению.

 

Продолжаем знакомство с фольклором

  1. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок. Назовите эти сказки. Подготовьте пересказ одной из них (на выбор).

«Поехал старик в лес» – Морозко

«Несет меня лиса» – Петушок золотой гребешок

«Отец с матерью ушли» – Гуси-лебеди

«Вдруг щука говорит ему» – По щучьему веленью

 

  1. Прочитайте определение сказки в Кратком словаре литературоведческих терминов. С какими жанрами сказок вы познакомились? Приведите примеры каждого вида.

Сказки бывают:

  • Бытовыми – про жизнь людей. «Барин и мужик», «Каша из топора», «Дурак и береза»
  • Фантастическими (волшебными) – «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка»
  • О животных – «Теремок», «Лиса и журавль», «Три поросенка»

 

  1. Иллюстрации каких художников к русским народным сказкам вам особенно нравятся? Почему?

Иллюстрация Мавриной – она красочно показывает, какой сильный мороз стоит на улице, но дочь старика все равно румяная и веселая. Иллюстрация хорошо передает атмосферу позитива.

Иллюстрация Васнецова. На ней изображена лиса – главная злодейка сказки про Петушка. Она выглядит очень большой и грозной. Кажется, что она скоро съест бедного петушка. И лес очень мрачный. Чувствуется опасность.

Иллюстрация Кузнецова (Гуси-лебеди). Гуси лебеди очень высоко летят над землей. Кажется, что они быстро уносят маленького мальчика.

Иллюстрация Кузнецова (По щучьему веленью). Щука напугана, как видно по ее глазам. Емеля же веселый, потому что поймал такую большую щуку.

 

  1. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них?

К волшебным сказкам относятся:

«Лихо одноглазое». В этой сказке говорится о том, что людям не живется спокойно, особенно если все в их жизни хорошо. Герой сказки искал лиха, и нашел. К концу волшебной истории он лишился товарища и руки.

«Сивка Бурка». Эта сказка рассказывает о настойчивости. Еще в ней скрыт глубокий смысл – при желании всего можно добиться, как Иванушка-дурачок добился царевны.

«Снегурушка». В сказке говорится о таких качествах, как осторожность и рассудительность. Снегурушка не поехала домой с медведем и волком, но на приглашение лисы согласилась.

«Василиса прекрасная». Сказка учит терпению и вере в себя. Василиса не побоялась отправиться к колдунье, к которой ее отправила мачеха. И все задания, которые давала ей колдунья, она не ленясь, выполняла. Еще сказка учит дружеской взаимопомощи. У Василисы была кукла-помощница, которая несколько раз спасала ей жизнь.

 

  1. Обратите внимание на постоянные эпитеты в сказках, присказки, зачины, концовки.

Похожие материалы:

decadenz.ru

Докучные сказки и присказки для школьников

Как многолика сказка! И между тем этот фольклорный жанр делится еще на несколько групп, в одной из которых находятся присказки и докучные сказки. Это шуточные фольклор для детей. Сказка не ради сказки, а ради забавы. Короткие, без основного действия и завершения, эти произведения народного творчества созданы, чтобы рассмешить, запутать маленького слушателя. Неожиданный обман раскрывается после первых двух строчек сказки, многочисленные повторы и вот уже у детей крик недовольства или веселый смех. Ага, надули!

Докучные сказки

Докучные сказки можно поставить на одну ступеньку с потешками и прибаутками. Этими коротенькими сказочками по мнению В. Проппа, рассказчик хотел угомонить детей, которые бесконечно просили рассказывать сказки. И неудивительно докучные сказки коротки и вместе с тем бесконечны: "... начинай читать сначала...".

Часто это смешное короткое повествование, смахивает слезы обиды на глазах ребенка от того, что сказку ему не хотят рассказывать. Дети быстро запоминают докучные сказки и с удовольствием повторяют их.

докучные сказки

 

В некотором царстве, В некотором государстве Жил-был царь, у царя был сад, В саду был пруд, в пруды был рак… Кто слушал – тот дурак.

Хочешь сказку про лису? Она в лесу.

На улице лето, под окошком – лавка, В лавке елец – сказке конец!

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце том елец; тут и сказочке конец.

Был себе царь Додон. Построил он костяной дом. Набрал со всего царства костей. Стали мочить – перемочили, Стали сушить – кости пересохли. Опять намочили. А когда намокнут – тогда доскажу!

Жил был царь, у царя был двор, На дворе был кол, на колу - мочало; не сказать ли сказку сначала?

Плавал и плавал у плотины карась… Сказка моя уже началась. Плавал и плавал карась у плотины… Сказка рассказана до половины. Поймал бы я Вам за хвост карася… Да жаль, что сказка рассказана вся

Расскажу я Вам сказку про белого бычка ... Вот и сказка вся!

- Рассказать ли тебе докучную сказочку? - Расскажи! -Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи… - Рассказать ли тебе докучную сказочку? -Не надо. - Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо… - Рассказать ли тебе докучную сказочку? (и так далее)

- Рассказать сказку про гуся ? - Расскажи. - А она уже уся.

- Рассказать сказку про утку? - Расскажи. - А она ушла в будку.

Присказки

Присказка - она же в народе побасенка, присказулька - повторяется во многих сказках, и следует до зачина основного повествования. Часто присказка не связана с основным текстом сказки. Она как бы предвосхищает, готовит слушателей, открывает оконце в мир сказочного действа. Русскую присказку легко узнать. Это повторяющиеся во многих сказках 2-3 предложения. "Жили, были..." и т.п.

Иногда народная присказка становится нарицательной и при этом она располагается в основном повествовании: "Сивка бурка вещая каурка", "по локоть в золоте, по колено в серебре", "...повернись ко мне передом, к лесу задом".

присказки и докучные сказки

Удивительно, но присказка может располагаться и в конце сказки. Тогда она завершает сказание и ребенок, слушающий или читающий, понимает, что сюжет повествования выдуман "...и я там был, мед пиво пил...", "...по усам текло, в рот не попало..". Часто эти последние строчки вынуждают детишек посмеяться: "...синь кафтан, а мне казалось скинь кафтан...". Иногда сказка заканчивается пословицей и подводит итог или выявляет мораль сказки.

Присказки

Сказка от начала начинается, до конца читается, середке не перебивается. Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет). На море океане, на острове Буяне. Это присказка - не сказка, сказка будет впереди. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве. Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком. Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей. Огнем дышит, полымем пышет. Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает. С молодецкого посвисту пыль столбом. Конь копытом бьет, удила грызет. Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет. Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет. Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды. Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей). По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре. Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами. Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась. Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом! Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди! Стань передо мной, как лист перед травой! Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост. Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером описать. Из сказки (из песни) слово не выкидывается. Не за былью и сказка гоняется. Полетела птица синица за тридевять земель, за си: море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство. Берега кисельные, реки сытовые (молочные). На поле-поляне, на высоком кургане. В чистом поле, в широком раздолье, за темны лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, крутыми берегами. Под светлым месяцем, под белыми облаками, и частыми звездами и пр. Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь. На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел горюч камень алатырь. Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. Не сизый орел, не ясный сокол подымается... Не лебедь белая (серая) выплывала... Не белы снеги в чистом поле забелелись... | Не черны леса дремучие чернеются... Что не пыль-поле подымается... Не туман сизый с раздолу под мается... Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком. Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь; влево поедешь самому живу не быть. Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является. За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные. Чудо-юдо, мосальская губа. Мертвой и живой воды добыть. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало. Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют. Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать. Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в не попало, на душе пьяно и сытно стало. Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка. Жил-был царь овес, он все сказки унес. Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, а в рот не попало. Стал по-старому поживать, лиха не знать. Подали белужины - остался не ужинавши. Стал жить да бывать, хлеб жевать. Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет. На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать! Я там обедал. мед пил, а уж какая была капуста - ино теперь в роте пусто. Вот вам и сказка, а мне бубликов связка.

Присказки и докучные сказки для детей очень интересны. Они не просто занимают ребенка, но и позволяют тренировать память, развивать фантазию, но и делают мир детства шире и интереснее.

Рекомендую вам новое интересное видео, которое может быть очень полезным в ваших увлечениях!

gamejulia.ru

Особенности русских сказок. Присказка. (Детские народные сказки)

Народ видел недостатки и в собственной жизни, сказки помогали ему искоренять их. Они бичуют прежде всего ленивых, глупых и непрактичных людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость. „В них, – писал в статье „О народных сказках” В. Г. Белинский, – виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве”.

Таковы сказки о животных, волшебные и социально-бытовые сказки, различающиеся между собой и по характеру вымысла, и по героям, и по событиям.

Но все они – о жизни простого человека, о проблемах, которые его волновали; они развлекали, учили и воспитывали людей, преданных родной земле, людей честных и добрых, людей, на которых можно положиться в тяжелую пору испытаний.

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны. Это – свидетельство высочайшего мастерства исполнителей. Присмотревшись же к сказкам повнимательнее, обнаруживаешь виртуозность их сложения (композиции), выразительность языка. Не случайно крупнейшие мастера слова советовали молодым писателям учиться мастерству у сказочников. А. С. Пушкин писал: „Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка”.

Нередко сказки

(особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Прочитайте, например, присказку к сказке „Журавль и цапля”. Она – о сове. Сказочник сам подчеркнул, что мы имеем дело с присказкой, а „сказка вся впереди”.

Назначение присказки – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказываться сказка. „Было это на море, на океане, – начинает сказочник. – На острове Кидане стоит древо – золотые маковки, по этому древу ходит кот Баюн: вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…”

Присказка может и заканчивать сказку: в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение, – как в сказке „Лиса, заяц и петух: „Вот тебе сказка, а мне кринка масла”. Бывают и более развернутые присказки: „Сказка вся, боле(е) сказать нельзя. Кто слушал, тому куна, белка, да красная девка, да конь вороной с золотой уздой!” И в этом случае назначение присказок – дать понять слушателю, что сказка закончилась, отвлечь его от фантастики, развеселить.

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начинается со слов: ,,Жили-были…”, „Жил-был…” и т. д. У волшебных сказок более развернутые зачины: „В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…” Но нередко сказки начинаются прямо с описания действия: „Попался было бирюк в капкан…”

Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки, как это следует из их названия, подводят итог развитию сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка „Зимовье зверей”: „А бьнс со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают”. Сказка „Волшебное кольцо” заканчивается так: „А Мартынка и теперь живет, хлеб жует”. Иногда концовка формулируется как пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки. В сказке „Мужик, медведь и лиса” лиса погибает, выставив из норы собакам хвост. Сказочник закончил сказку следующей фразой: „Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает”.

В сказках широко употребляются повторы (обычно не дословные). В каждом новом повторе имеются детали, которые приближают сказочное действие к развязке, усиливают впечатление от действия. Повтор чаще всего бывает троекратны”!. Так, в сказке „Барин и плотник” мужик трижды избивает барина за обиду, в сказке „Иван Быкович” богатырь три ночи подряд бьется на смерть со Змеями, и каждый раз со Змеем с большим количеством голов, и т. д.

В сказках (особенно в волшебных) часто встречаются и так называемые постоянные (традиционные) формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже и т. д. О быстром росте героя говорят: „Растет не по дням, а по часам”; его силу раскрывает формула, употребляющаяся при описании боя: „Направо махнет – улица, налево – переулочек”. Бег богатырского коня запечатлен в формуле: „Скачет конь выше лесу стоячего, ниже облачка ходячего, озера меж ног пропускает, поля-луга хвостом устилает”. Кра сота передается формулой: „Ни в сказке сказать, ни пером написать”. Баба Яга в первый раз встречает героя сказки всегда одними и теми же словами: „Фу-фу! Доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русский дух в виду является, в уста мечется! Что, добрый молодец, от дела лытаешь али дело пытаешь?”

Во многих сказках можно обнаружить стихотворные части. Большинство традиционных формул, присказок, зачинов и концовок создано при помощи стиха, который получил название сказового. Этот стих отличается от привычного уже для нас стиха А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и других поэтов, с определенным количеством слогов и ударений в стихе. Сказовый стих строится только при помощи рифмы; в стихах может быть разное количество слогов. Например:

В некотором царстве,

В некотором государстве,

На ровном месте, как на бороне,

Верст за триста в стороне,

Именно в том,

В котором мы живем,

Жил-был царь.,.

В сказках мы встречаемся и с песнями. Герои сказок в песнях выражают горе и радость, песни выявляют их характеры. Испуганно выкрикивает в известной вам сказке „Кот, петух и лиса” свою песню петух, попав в лапы лисы и призывая на помощь кота; печально звучат в волшебной сказке „Сестрица Аленушка и братец Иванушка” песни Аленушки и Иванушки; в сатирической сказке „Безграмотная деревня” поп, дьякон и дьячок распевают народные песни в неподобающем месте – в церкви, во время службы.

Широко используется в сказках диалог – разговор между двумя или несколькими персонажами. Иногда сказки целиком построены на диалоге, как, например, сказка „Лиса и тетерев”. Диалоги сказок – живые диалоги. Они передают естественные интонации говорящих, превосходно имитируя бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, глуповатую, со спесью, речь барина, льстивую речь лисы, грубую – волка и т. д.

Богат язык сказок. Животные в сказках имеют собственные имена: кот – Котофей Иваныч, лиса – Лизавета Ивановна, медведь-Михайло Иваныч. Нередки прозвища животных: волк – „из-за кустов хап”, лиса – „на поле краса”, медведь – „всем пригнетьпп”… Распространены в сказках звукоподражания: „Куты, куты, куты, несет меня лиса за темные леса!” Активно используются в сказках эпитеты (определения), гиперболы (преувеличения), сравнения. Например, эпитеты: конь добрый, молодецкий, леса дремучие, лук тугой, постель пуховая, ворон черный, меч – самосек, гусли – самогуды и т. д.

Как видим, сказка – это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей.

Попробуйте же теперь сами при чтении сказок обратить внимание на присказки, зачины и концовки, на песенки, повторы и постоянные фор мулы, попробуйте разыскать в текстах сказок стихотворные места, эпитеты – и вы почувствуете, как прав был А. С. Пушкин, призывавший молодых писателей учиться русскому языку у „простонародных” сказок, являющихся действительно непревзойденными образцами искусства слова. Но ведь русскому языку у сказок можно учиться не только молодым писателям, не правда ли?

Источники:

    Круглов Ю. Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4 – 6 кл. Сост., автор предисл., примеч., словаря Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1983. – 320 с, ил. – (Школ. б-ка).

    Аннотация: Сборник содержит сто наиболее известных народных сказок. Сказки отобраны и адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся 4-6 классов.

.

ege-essay.ru

Русские народные сказки | Doc4web.ru

УРОК ЧТЕНИЯ

Цели:

  1. Знакомство с Устным Народным Творчеством. Развитие читательских умений и навыков, умения самостоятельно подбирать произведения на заданную тематику.

  2. Совершенствование навыков осознанного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, выстраивать логическую последовательность описываемых событий, составлять портретную характеристику героев.

  3. Коррекция высших психических функций, активизация словарного запаса, формирование функций речи.

  4. Воспитание положительных нравственных качеств личности. Привитие любви к чтению.

  5. Развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

Выставка детских книг, мультимедийная презентация

урока, загадки, иллюстрации к сказкам.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Психологическая настройка.

Слайд 2

Пословица: Кто много читает, тот много знает

-Ребята, как вы думаете, для чего нужно много читать?

Я к вам обращаюсь, товарищи дети

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

- А сейчас, давайте поиграем:

Слайд 3

- Перед вами зашифрованное слово, чтобы прочитать его, вы должны расположить данные числа в порядке возрастания.

( на доске возле цифры-буквы)

- А что значит в порядке возрастания? (От меньшего к большему).

- Если вы правильно справились с заданием, то у вас должно получиться слово. Давайте проверим.

- Прочитайте слово, которое у вас получилось – (СКАЗКИ).

Слайд 4

- Поднимите руки, кто любит читать сказки.

- А кто знает, что такое сказки? (Ответы учащихся)

3. Сообщение темы и цели урока:

- Какие сказки вы читали? (Ответы учащихся).

- Какие сказки вы знаете?

- Как вы думаете, почему эти сказки называются народными?

4. Ребята,вы читали много сказок, нов двух сказках все сказочные

герои перепутались . Давайте их вернем в свои сказки.

1 вариант- Морозко

2вариант-Гуси лебеди

Слайды 6

Ребята, а какие волшебные силы, предметы помогают героям сказок?

Слайд 7

Цель дальнейшей нашей работы это исследовать один из основных жанров устного народного творчества – сказку, изучить структуру русских народных сказок.

Слайд8,9

о быте сельского или городского жителя, это смешные,

порой даже нелепые истории, которые могут произойти

с человеком (с людьми).

-В сказках о животных героями могут

быть не только люди, но и животные,

которые умеют разговаривать,

одеваются, как люди.

- Что такое зачин сказки?

Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить

аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.

- Какие зачины вы знаете?

Слайд 10

- А какие концовки?

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить

слушателя к действительности.

Слайд 11

- Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, а какой вы узнаете отгадав загадку!

Слайд 12

- Чтение сказки учителем

Ответьте на вопрос- Какая Баба Яга?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слайд13

- Ребята, прежде чем мы начнём читать сказку, давайте подготовим наши

глазки к работе.

Слайд 14

4. Гимнастика для глаз:

- Посмотрите, перед вами волшебное яблочко на тарелочке. И куда

оно сейчас покатится, туда должны следовать за ним и ваши глазки.

- Итак, следим... Катись, катись, яблочко по тарелочке. Хорошо.

- А теперь крепко зажмурьте глаза, представьте, что вы попали в

сказку.

- Откройте глаза. Снова следим за яблочком. Катись, катись, яблочко…

- Теперь, правой рукой закройте правый глаз, следите за яблочком.

- Левой рукой закройте левый глаз. Катись, катись, яблочко по тарелочке.

Хорошо, молодцы!

Чтение цепочкой и работа с текстом.

Кто главный герой сказки?

- Прочитайте зачин сказки.

Прочитайте концовку сказки.

-Кто помогал девочке? Почему они ее выручали?

-Какие волшебные предметы встречались в сказке?

ИТОГ УРОКА

- Что мы нового узнали на уроке?

- Какие бывают сказки?

- Структура сказки?

Оцените свою работу на уроке смайликами.

Слайд 17

Д/З

doc4web.ru

Русские народные сказки

Здесь Вы можете скачать Русские народные сказки для предмета : Начальная школа. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

УРОК ЧТЕНИЯ

Цели:

  1. Знакомство с Устным Народным Творчеством. Развитие читательских умений и навыков, умения самостоятельно подбирать произведения на заданную тематику.

  2. Совершенствование навыков осознанного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, выстраивать логическую последовательность описываемых событий, составлять портретную характеристику героев.

  3. Коррекция высших психических функций, активизация словарного запаса, формирование функций речи.

  4. Воспитание положительных нравственных качеств личности. Привитие любви к чтению.

  5. Развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

Выставка детских книг, мультимедийная презентация

урока, загадки, иллюстрации к сказкам.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Психологическая настройка.

Слайд 2

Пословица: Кто много читает, тот много знает

-Ребята, как вы думаете, для чего нужно много читать?

Я к вам обращаюсь, товарищи дети

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

- А сейчас, давайте поиграем:

Слайд 3

- Перед вами зашифрованное слово, чтобы прочитать его, вы должны расположить данные числа в порядке возрастания.

( на доске возле цифры-буквы)

- А что значит в порядке возрастания? (От меньшего к большему).

- Если вы правильно справились с заданием, то у вас должно получиться слово. Давайте проверим.

- Прочитайте слово, которое у вас получилось – (СКАЗКИ).

Слайд 4

- Поднимите руки, кто любит читать сказки.

- А кто знает, что такое сказки? (Ответы учащихся)

3. Сообщение темы и цели урока:

- Какие сказки вы читали? (Ответы учащихся).

- Какие сказки вы знаете?

- Как вы думаете, почему эти сказки называются народными?

4. Ребята,вы читали много сказок, нов двух сказках все сказочные

герои перепутались . Давайте их вернем в свои сказки.

1 вариант- Морозко

2вариант-Гуси лебеди

Слайды 6

Ребята, а какие волшебные силы, предметы помогают героям сказок?

Слайд 7

Цель дальнейшей нашей работы это исследовать один из основных жанров устного народного творчества – сказку, изучить структуру русских народных сказок.

Слайд8,9

о быте сельского или городского жителя, это смешные,

порой даже нелепые истории, которые могут произойти

с человеком (с людьми).

-В сказках о животных героями могут

быть не только люди, но и животные,

которые умеют разговаривать,

одеваются, как люди.

- Что такое зачин сказки?

Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить

аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.

- Какие зачины вы знаете?

Слайд 10

- А какие концовки?

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить

слушателя к действительности.

Слайд 11

- Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, а какой вы узнаете отгадав загадку!

Слайд 12

- Чтение сказки учителем

Ответьте на вопрос- Какая Баба Яга?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слайд13

- Ребята, прежде чем мы начнём читать сказку, давайте подготовим наши

глазки к работе.

Слайд 14

4. Гимнастика для глаз:

- Посмотрите, перед вами волшебное яблочко на тарелочке. И куда

оно сейчас покатится, туда должны следовать за ним и ваши глазки.

- Итак, следим... Катись, катись, яблочко по тарелочке. Хорошо.

- А теперь крепко зажмурьте глаза, представьте, что вы попали в

сказку.

- Откройте глаза. Снова следим за яблочком. Катись, катись, яблочко…

- Теперь, правой рукой закройте правый глаз, следите за яблочком.

- Левой рукой закройте левый глаз. Катись, катись, яблочко по тарелочке.

Хорошо, молодцы!

Чтение цепочкой и работа с текстом.

Кто главный герой сказки?

- Прочитайте зачин сказки.

Прочитайте концовку сказки.

-Кто помогал девочке? Почему они ее выручали?

-Какие волшебные предметы встречались в сказке?

ИТОГ УРОКА

- Что мы нового узнали на уроке?

- Какие бывают сказки?

- Структура сказки?

Оцените свою работу на уроке смайликами.

Слайд 17

Д/З

docbase.org

Лучшие присказки в сказках Пушкина

Сказки – это то, что помогает не только развить фантазию у ребенка, но и расширить его внутренний мир, сделать его ярким, увлекательным и полным приключений. Благодаря им малыши познают понятия добра и зла, обретают стремление стать похожими на любимого героя.

Каждую сказку обычно предваряют присказки. В произведениях Пушкина они также присутствуют.

Понятие присказки

Так как сказки относятся к детскому фольклору, то и подход к их рассказу должен быть соответствующим. Чтобы ребенок обратил внимание на повествующего, его необходимо заинтриговать и заинтересовать. Именно поэтому русские сказочники применяли так называемые присказки, предваряющие начало истории.

Вступление к сказке не связано с ее содержанием, но при этом объясняет, где или с кем происходят события. Например, «жил был царь», «в некотором царстве, в тридесятом государстве» и другие. Также присказка могла стать окончанием повествования, как бы подводя итог события или рассказывая о самом сказочнике.

присказки в сказках пушкина

Присказки в сказках Пушкина не случайны, так как он любил этот вид народного фольклора и знал с детства благодаря своей няне – Арине Родионовне.

Пушкин и сказки

В основе сказок поэта лежат русские народные сказания, которые он с удовольствием слушал и записывал. Например, в сюжете сказки о Балде, написанной в имении Болдино, лежит рассказ, услышанный и записанный в селе Михайловском.

Не только русские сказки повлияли на творчество поэта. Содержание «Сказки о рыбаке и рыбке» «списано» с предания из немецкого фольклора, а сюжет «О мертвой царевне» похож на произведение братьев Гримм о Белоснежке.

«Легенда об арабском звездочете» стала толчком для создания «Сказки о золотом петушке». Зная, как устроен фольклор, можно сделать вывод, что присказки в сказках Пушкина не случайны.

«Сказка о золотом петушке»

Это поучительное стихотворное изложение старинной легенды учит детей, что нужно держать данное обещание. Присказки в сказках Пушкина, примеры которых присутствуют как в начале, так и конце его произведений, привносят в них приемы стародавних сказителей.

В начале они привлекают к сюжету. В «Сказке о золотом петушке» вступление звучит так: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон». Этот прием принят у большинства сказочников, что говорит о его значимости и эффективности.

Присказки в сказках Пушкина, примеры которых можно найти и в конце произведения, также ярко выражены в данном сюжете: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

присказки в сказках пушкина примеры

В некотором значении «послесловие» в данном примере больше похоже на вывод после поучительной басни. В каком-то смысле эта работа Пушкина действительно больше похожа на ценный урок.

«Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила»

В понятие «присказки» в сказках Пушкина о царе Салтане попадают две вступительные строчки о вечерней работе трех сестер возле окна. После этого сюжет может пойти по любой линии, но интрига уже есть, теперь ее нужно только развить. После такого на первый взгляд заурядного начала поэт создает по-настоящему захватывающий рассказ, во время которого дети переживают приключение и следуют за своими героями, которым грозят и опасность, и разочарование, и страх потери близкого человека. Но все же их ждет счастливый финал.

Как и в большинстве фольклорных произведений, присказки в сказках Пушкина в конце повествования кратки и лаконичны: «Я там был, мед, пиво пил», а окончание фразы зависит от того, есть у рассказчика усы или нет.

Поэма «Руслан и Людмила» значительно отличается от сказок автора, так его вступление в данном случае достаточно длинное и подробное, хотя не имеющее к содержанию никакого отношения.

Обычно присказки в сказках Пушкина умещаются в 2-4 строчки, когда здесь это отдельное стихотворение, больше известное как «У Лукоморья дуб зеленый». Повествуя в нем о месте событий, поэт создает увлекательный мир, в который захочет попасть каждый ребенок.

присказки в сказках пушкина о царе салтане

Присказкой первой и последней глав этой поэмы являются одинаковые слова: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Таким образом, Пушкин как бы является не автором, а всего лишь пересказчиком событий, произошедших в глубокой древности и дошедших до нашего времени в виде легенды.

fb.ru