Род имен существительных в единственном и множественном числе. Род имени существительного во множественном числе


Можно ли определить род во множественном числе?

Можно ли определить род во множественном числе?

  • Множественное число могут иметь слова разных частей речи. Например, существительные, прилагательные, глаголы, причастия, некоторые разряды местоимений.

    Род во множественном числе обычно не определяется, нужно форма единственного. Например, красивые (дома, девочки, окна) - мн. число; в ед. числе красивый дом, красивая девочка, красивое окно.

  • До реформы Лучарского, начавшейся в 1918 году, существительные во множественном числе имели род, а поэтому и писались, и произносились по разному: для существительных мужского рода употреблялось окончание -ые, а для женского и среднего -ыя: зеленые стулья, НО - зеленыя тетради и зеленыя окна.

    Пример подобного употребления в одной из од Михаила Ломоносова:

    В современном русском языке для того, чтобы определить род требуется преобразовать слово в единственное число, при условии, что это возможно. Слова, употребляемые только во множественном числе, категории рода не имеют, например: санки, брюки и т.д.

  • Попробуем вспомнить грамматику русского языка для ответа на данное задание. Согласно правилам, определить род слова, стоящего во множественном числе, нельзя. Именно для этого мы должны изменить слово, поставить его в единственное число, после чего и определить род. Например: кошки в единственном числе - кошка, она, женский род. Ответ НЕТ.

  • При разборе слова на уроках русского языка слова, стоящие во множественном числе, разбирают по разному.

    В большинстве случаев разбор заканчивают указанием quot;множественное числоquot; и род дальше не определяют. Если нужно узнать правописание зависимого слова, то слова во множественном числе переводят в единственное число и так выясняют род существительного, а потом определяют верное написание зависимого слова.

  • Во множественном числе род определяется так:

    Например имеем слово quot;автомобилиquot;. Чтобы определить его род, нам надо поставить его в единственное число, то есть получится слово quot;автомобильquot;. Это слово мужского рода.

    Но есть и исключения - имена существительные, которые существуют только в форме множественного числа (брюки, очки, лгкие и т.д.).

    1. Если у существительного есть единственное число, то по его начальной форме мы определяем род такого существительного, то есть нужен именительный падеж этого сллова в единственном числе. Например, ботинки - ботинок (м. р.) , доски - доска (ж. р.) , поля - поле (ср. р.) .
    2. У существительные, которые единственного числа не имеют, категория рода не определяется: сутки, брюки, сани, шорты, ворота и другие.
  • Определить род во множественном числе можно, только поставив существительное в форму единственного числа, именительного падежа. Например, и мальчики, и девочки во множественном числе рода не имеют, о них можно сказать quot;ониquot;. Но в именительном падеже едиственного числа мальчик - quot;онquot;, а девочка - quot;онаquot;.

    Исключения из этого правила - те существительные, которые всегда пребывают во множественном числе: ножницы, очки, брюки и т.д. Эти слова в едиственный род поставить нельзя, как и определить род во множественном числе.

  • Нет, по правилам грамматики у существительных во множественном числе род не определяется. Чтобы определить род,нужно изменить форму слова на единственное число и определить его род.Например: кавычки-- кавычка (женский род),тапочки-- тапочка (женский род), погоны--погон (мужской род).

    Существует целый ряд существительных,имеющих только форму множественного числа.Например, ворота, грабли, румяна, белила, чернила, сливки.Эти существительные не относятся ни к одному из трех типов склонения из-за невозможности определить род.А склоняются они по типу склонения существительных множественного числа.

  • Я знаю, что в середине прошлого века предлагалось ввести особый род для существительных, которые имеют только множественное число - парный, но кажется эта идея не собрала большого числа сторонников, так что сейчас по прежнему род у существительных определяется только в единственном числе. Поэтому если имеется существительное во множественном числе, его ставят в единственное и в именительный падеж, а потом определяют род. Пример: множественное число Медведи, единственное - Медведь, мужской род. Мыши - Мышь, женский род. У многих заимствованных слов, единственное число может окончанием походить на множественное, например Колибри, но тут уже свои правила определения рода.

  • Если вам при морфологическом разборе встретилось слово, которое стоит во множественном числе, то род у таких слов не определяется, то есть вообще пропускаете этот признак.

    Если же нужно определить, например, род существительного столы, то просто ставите в единственное число и получаете стол (он мой), то есть существительное стол относится к мужскому роду, а существительное столы рода не имеет.

    Не имеют рода и существительные, которые всегда имеют форму только множественного числа. Например, весы, Карпаты, шахматы, прятки, Альпы. Определить род у них никак не получится, так как даже в единственное число поставить не получится.

  • На самом деле, род существительного, употребляемого в русском языке только во множественном числе, в большинстве случаев и до определнной степени определить вс же можно.

    Действовать нужно так, как действовали наши прапрадеды до реформы 1918 года: поставить существительное в форму род. падежа: нет чего? -- брюк, ножниц, но нет чего? -- часов. В первом случае -- явно женский или средний род (ср.: нет чего? -- сестр, солнц), во втором -- мужской (нет чего? -- домов). Если же теперь посмотреть на форму им. пад., то ясно, что и quot;брюкиquot;. и quot;ножницыquot; -- рода женского, потому как у среднего окончание мн.ч. -- -а: пример -- пара quot;окно -- кнаquot;.

    В дореформенном правописании определять таким образом род было важно, чтобы правильно выбрать окончание согласующегося с этим существительным прилагательного: -ые/-iе для м.р. либо -ыя-/-iя для ж. и ср.р.; а также чтобы правильно выбрать форму местоимения 3л. мн.ч.: они (м.р.) или он (ж. и ср.р.).

    Разумеется, это правило работает не до конца: картину портит, напр., группа существительных мужского рода, склоняющихся во мн.ч по женскому правилу (quot;рота солдатquot;) и существительные муж. и ср. родов с нетипичными окончаниям мн. числа (quot;домаquot;, quot;ушиquot;, quot;векиquot;). Но общее правило вс же таково.

  • info-4all.ru

    Как определить род у существительного во множественном числе

    В процессе выполнения домашней работы по русскому языку, традиционной переписки с друзьями, либо при написании делового письма дозволено столкнуться с обстановкой, когда определение рода имени существительного может вызвать затруднение. Исключительно это касается имен существительных, стоящих во множественном числе .Следующие рекомендации помогут вам определиться с верным написанием.

    Вам понадобится

    • Любой учебник/справочник по грамматике.

    Инструкция

    1. В первую очередь для определения рода имени существительного нужно поставить его в форму именительного падежа исключительного числа. Классическим родовым окончанием для мужского рода является нулевое окончание (завод, конь, стол), для женского рода — а/я (машина, краска, земля), для среднего рода — о/е (поле, облако, зеркало).

    2. Существуют такие имена существительные, которые не имеют форм исключительного числа (брюки, очки, часы, ножницы, весы и т.д.). Такие существительные невозможно отнести ни к одному из 3 родов. Множество таких существительных обозначают предметы, состоящие из 2-х частей (брюки, ножницы), следственно такой род называют парным.

    3. Среди множества имен существительных стоит обратить внимание на группу слов, обозначающих обувь и некоторые парные предметы. Форму исключительного числа таких слов следует запомнить. Скажем, ботинки — один ботинок, кеды — один кед, сланцы — один сланец, туфли — одна туфля, сандалии — одна сандалия, тапки — одна тапка. А также: гамаши — одна гамаша, гетры — одна гетра. НО: гольфы — один гольф, рельсы — один рельс.

    4. Также в русском языке есть специальная группа имен существительных, владеющих значениями как мужского, так и женского рода : невежа, задира, соня. Такие имена существительные именуются существительными всеобщего рода , и их родовая принадлежность определяется из определенного контекста.

    5. Несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, традиционно относятся к среднему роду – алиби, амплуа, конфетти, жюри, меню. Исключения: кофе, сирокко (ветер в пустыне), сулугуни (сорт сыра), пенальти, торнадо, хинди, суахили – мужской род.

    В процессе написании контрольной работы, теста по русскому языку либо легко в ходе переписки по интернету, а то и в устном общении неоднократно появляется срочная надобность определить, какого рода слово, имеющее форму множественного числа . Как это сделать стремительно и верно? Вот некоторые примитивные правила для этого.

    Вам понадобится

    • Любой грамматический справочник по русскому языку

    Инструкция

    1. Раньше каждого, надобно запомнить, что слова (традиционно это существительные), которые не имеют исключительного числа – не имеют и рода : скажем, щипцы, брюки, сани и проч.

    2. Нужно, таким образом, исходя из предыдущего пункта, определить форму исключительного числа для слова, которое стоит во множественном. Слово в исключительном числе, почаще каждого, очевидно показывает либо своим окончанием, либо своим значение то, к какому роду оно относится.

    3. Дальше глядим на окончание. Обыкновенно, но вдалеке не неизменно окончания -а, -ая, -я, -ь указывают на женский род слова, окончания -о, -е, -ое – на средний род, неимение окончания (либо, как его называют, «нулевое окончание») либо окончание -ой – на мужской род. Правда бывает, что по окончанию род не определить (скажем, дед, дядя, мадам и др.), а сделать это дозволено лишь только если тебе вестим род слова, либо при помощи словаря.

    4. Некоторые слова не относятся однозначно ни к мужскому, ни женскому роду, но являются словами всеобщего рода . Они выступают в речи то в значении мужского, то в значении женского рода , смотря по контексту: их род будет таков, каков он в определенном предложении либо фразе, т.е. определяется по смыслу.

    5. Необходимо иметь в виду, что сокращения имеют род основного слова сочетания, свернутого в аббревиатуру.

    6. Трудность могут представлять слова иностранного происхождения. Если их род вам не знаменит, то понадобится прибегнуть к помощи словаря, т.к. нереально определить их род по выше приведенным правилам.

    Видео по теме

    Полезный совет Для школьников и студентов, а также желающих довести навыки по определению рода до автоматизма дозволено порекомендовать потренироваться, скажем, по пособию Ушаковой О.Д. «Морфологический разбор слова» (ссылка в интернете — http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl82.htm).

    Полезный совет Наибольшие затруднения при определении рода имени существительного могут вызвать слова иностранного происхождения. В таких случаях следует обратиться к любому словарю иностранных слов и сверить написание по нему.

    jprosto.ru

    Род имен существительных во множественном числе в немецком языке

    Можно ли определить род у множественного числа в немецком языке, как это сделать? Основные правила формирования множественного числа с примерами и переводом. Множественное число существительного в немецком языке надо запоминать сразу же при заучивании его определенного артикля.

    Существует пять основных способов образования множественного числа имен существительных в немецком языке:

    и есть также особые случаи образования множественного числа в немецком языке.

    Первый способ образования множественного числа — посредством суффикса -е (с умлаутом и без него) наиболее типичен для существительных мужского рода.

    Существительные при этом часто получают умлаут. К этой группе относятся как исконно немецкие, так и иноязычные слова.

    По данному типу, но всегда без умлаута образуют формы множественного числа многие существительные среднего рода, в том числе многосложные, а также слова иноязычного происхождения.

    Имена существительные женского рода представлены в этом типе обособленной группой односложных имен (всегда с умлаутом).

    Второй способ образования множественного числа — посредством суффикса -еn (без умлаута) наиболее типичен для существительных женского рода, большинство которых, включая иноязычные, образуют формы множественного числа по этому типу.

    Например:

    • die Frage вопрос — die Fragen вопросы
    • die Hoffnung надежда — die Hoffnungen надежды
    • die Nachricht известие — die Nachrichten известия
    • die Tür дверь — die Türen двери
    • die Akademie академия — die Akademien академии
    • die Fakultät факультет — die Fakultäten факультеты
    • die Situation ситуация — die Situationen ситуации

    -er, -el получают суффикс -n

    Имена существительные женского рода, оканчивающиеся на -er, -el, получают во множественном числе суффикс -n, например:

    • die Schwester сестра — die Schwestern сестры
    • die Tafel доска — die Tafeln доски

    удвоение -n

    Имена существительные женского рода с суффиксом -in, производные от имен носителей действия мужского рода, образуют множественное число посредством суффикса -еn с удвоением -n в суффиксе -in.

    Например:

    • der Schüler — ученик die Schülerin — ученица
    • die Schülerinnen — ученицы
    • der Student — студент die Studentin — студентка
    • die Studentinnen — студентки
    • der Arzt — врач die Ärztin — женщина-врач
    • die Ärztinnen — женщины-врачи

    Суффикс -(е)n во множественном числе получают существительные мужского рода:

    а) обозначающие одушевленные предметы и относящиеся к слабому склонению:

    • der Knabe мальчик — die Knaben мальчики
    • der Mensch человек — die Menschen люди
    • der Laborant лаборант — die Laboranten лаборанты
    • der Agronom агроном — die Agronomen агрономы;

    б) несколько заимствованных существительных, обозначающих неодушевленные предметы и также относящихся к слабому склонению:

    • der Planet планета — die Planeten планеты
    • der Komet комета — die Kometen кометы
    • der Paragraph параграф — die Paragraphen параграфы
    • der Konsonant согласный — die Konsonanten согласные;

    в) несколько существительных, относящихся к сильному склонению, в том числе иноязычные на -оr (с переносом ударения во множественном числе на суффикс).

    • der Staat государство — die Staaten государства
    • der See озеро — die Seen озера
    • der Schmerz боль — die Schmerzen боли
    • der Nachbar сосед — die Nachbarn соседи
    • der Vetter кузен, двоюродный брат — die Vettern кузены, двоюродные братья
    • der Doktor доктор — die Doktoren доктора
    • der Traktor трактор — die Traktoren трактора

    г) имена существительные, относящиеся к так называемому смешанному склонению:

    • der Buchstabe буква — die Buchstaben буквы
    • der Fels скала — die Felsen скалы
    • der Funke искра — die Funken искры
    • der Gedanke мысль — die Gedanken мысли
    • der Name имя — die Namen имена
    • der Same семя — die Samen семена

    Следующие существительные среднего рода получают во множественном числе -еn:

    • das Auge глаз — die Augen глаза
    • das Bett кровать — die Betten кровати
    • das Ende конец — die Enden концы
    • das Hemd рубашка — die Hemden рубашки
    • das Herz сердце — die Herzen сердца
    • das Insekt насекомое — die Insekten насекомые
    • das Interesse интерес — die Interessen интересы
    • das Juwel драгоценность — die Juwelen драгоценности
    • das Ohr ухо — die Ohren уши
    • das Verb глагол — die Verben глаголы

    Третий способ образования множественного числа — посредством суффикса -er (с умлаутом) наиболее типичен для имен существительных среднего рода, главным образом односложных, например:

    • das Buch книга — die Bücher книги
    • das Bild картина — die Bilder картины
    • das Dach крыша — die Dächer крыши
    • das Haus дом — die Häuser дома
    • das Kind ребенок — die Kinder дети
    • das Kleid платье — die Kleider платья
    • das Rad колесо — die Räder колеса
    • das Tuch платок — die Tücher платки
    • das Wort слово — die Wörter слова
    • das Geschlecht род — die Geschlechter рода

    По этому типу образует множественное число также небольшая группа существительных мужского рода, например:

    • der Gott Бог — die Götter боги
    • der Leib тело, плоть — die Leiber тела
    • der Mann человек, мужчина — die Männer мужчины
    • der Wald лес — die Wälder леса
    • der Irrtum ошибка — die Irrtümer ошибки
    • der Reichtum богатство — die Reichtümer богатства

    Имена существительные женского рода суффикс -er во множественном числе не получают

    Четвертый способ образования множественного числа — без суффикса.

    Не имеют суффикса множественного числа (как с умлаутом, так и без него) существительные мужского рода на -el, -er, -en:

    • der Onkel дядя — die Onkel дяди
    • der Mantel пальто — die Mäntel пальто
    • der Lehrer учитель — die Lehrer учителя
    • der Bruder брат — die Brüder братья
    • der Wagen машина — die Wagen машины
    • der Garten сад — die Gärten сады.

    Не имеют суффикса во множественном числе (всегда без умлаута) существительные среднего рода на -el, -er, -еn, а также с уменьшительными суффиксами -chen и -lein и с приставкой Ge- и суффиксом -е:

    • das Kabel кабель — die Kabel кабели
    • das Muster образец — die Muster образцы
    • das Zeichen знак — die Zeichen знаки
    • das Mädchen девочка, девушка — die Mädchen девочки, девушки
    • das Fräulein девушка, барышня — die Fräulein девушки, барышни
    • das Gebäude здание — die Gebäude здания

    Но:

    • das Kloster монастырь — die Klöster монастыри.

    Два существительных женского рода образуют множественное число по этому типу (с умлаутом):

    • die Mutter мать — die Mütter матери
    • die Tochter дочь — die Töchter дочери.

    Пятый способ образования множественного числа — посредством суффикса s (-) характерен, главным образом, для некоторых иноязычных существительных мужского и среднего рода.

    Например:

    • der Bankier банкир — die Bankiers банкиры
    • der Chef шеф — die Chefs шефы
    • der Klub клуб — die Klubs клубы
    • der Park парк — die Parks парки
    • der Salon салон — die Salons салоны
    • das Auto автомобиль — die Autos автомобили
    • das Büro бюро — die Büros бюро
    • das Hotel отель — die Hotels отели
    • das Kino кинотеатр — die Kinos кинотеатры
    • das Sofa диван — die Sofas диваны

    Полезно знать! Образование множественного числа аббревиатур с помощью суффикса -s

    С помощью суффикса -s могут быть образованы формы множественного числа аббревиатур, например:

    • die AG акционерное общество — die AGs акционерные общества
    • der PKW легковой автомобиль — diePKW(s) легковые автомобили

    Посредством -s образуется также множественное число имен собственных, в первую очередь личных имен:

    • die Müllers — Мюллеры (семья Мюллеров).

    В разговорной речи возможны формы множественного числа на -s от немецких существительных — обозначений лиц, например:

    • das Mädel девушка — die Mädels (Mädel) девушки
    • der Junge парень — die Jungens (Jungen) парни, ребята
    • der Kumpel дружище, приятель die Kumpels (Kumpel) приятели
    • die Mutti мама — die Muttis мамы
    • die Oma бабушка — die Omas бабушки

    Источник: http://startdeutsch.ru/grammatika/sushchestvitelnoe/178-mnozhestvennoe-chislo-imen-sushchestvitelnykh-v-nemetskom-yazyke

    deutschpro.ru

    Как определить род у существительного во множественном числе

    Содержание

    1. Вам понадобится
    2. Инструкция
    В процессе выполнения домашней работы по русскому языку, обычной переписки с друзьями, либо при написании делового письма можно столкнуться с ситуацией, когда определение рода имени существительного может вызвать затруднение. Особенно это касается имен существительных, стоящих во множественном числе.Следующие рекомендации помогут вам определиться с правильным написанием.

    Вам понадобится

    • Любой учебник/справочник по грамматике.

    Инструкция

    • В первую очередь для определения рода имени существительного необходимо поставить его в форму именительного падежа единственного числа. Типичным родовым окончанием для мужского рода является нулевое окончание (завод, конь, стол), для женского рода - а/я (машина, краска, земля), для среднего рода - о/е (поле, облако, зеркало).
    • Существуют такие имена существительные, которые не имеют форм единственного числа (брюки, очки, часы, ножницы, весы и т.д.). Такие существительные нельзя отнести ни к одному из трех родов. Большинство таких существительных обозначают предметы, состоящие из двух частей (брюки, ножницы), поэтому такой род называют парным.
    • Среди множества имен существительных стоит обратить внимание на группу слов, обозначающих обувь и некоторые парные предметы. Форму единственного числа таких слов следует запомнить. Например, ботинки - один ботинок, кеды - один кед, сланцы - один сланец, туфли - одна туфля, сандалии - одна сандалия, тапки - одна тапка. А также: гамаши - одна гамаша, гетры - одна гетра. НО: гольфы - один гольф, рельсы - один рельс.
    • Также в русском языке есть особая группа имен существительных, обладающих значениями как мужского, так и женского рода: невежа, забияка, соня. Такие имена существительные называются существительными общего рода, и их родовая принадлежность определяется из конкретного контекста.
    • Несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, обычно относятся к среднему роду – алиби, амплуа, конфетти, жюри, меню. Исключения: кофе, сирокко (ветер в пустыне), сулугуни (сорт сыра), пенальти, торнадо, хинди, суахили – мужской род.

    completerepair.ru

    Русский язык.3 класс.«Имя существительное. Определение рода имен существительных во множественном числе».

    Урок русский язык в 3 г классе

    Тема урока :

    «Имя существительное.

    Определение рода имен существительных во множественном числе».

     Тип урока: Изучение нового материала

    Общедидактическая цель: Создать условия для систематизации изучаемого материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений.

    Цели урока:

    Обучающая - Научить определять число имен существительных, род имен существительных во мн.ч.

    Развивающая - Развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.

    Воспитательная - Воспитание культуры общения на уроке.

    Здоровьесберегающая – Создать условия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

    Формирование УУД:

         Личностные: формирование учебной мотивации; адекватной  

         самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за  

         будущий результат;

    Регулятивные: умения формулировать цель и тему урока, контроля своей деятельности способом сравнения с образцом; контроля деятельности соседа по парте;

     Познавательные: развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация).

    Коммуникативные: формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах) и оргдеятельностной компетенций

    (постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).

    Граница знания-незнания:

    - учащиеся знают определение имени существительного, умеют изменять форму существительного;

    - учащиеся не знают, что есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч. или в форме мн.ч., и не умеют определять род сущ.

              1.Организационный момент.

                               Прозвенел заливистый школьный звонок.

                               Начинается новый урок.

                               Мы готовы думать и новые задания выполнять.

         2. Постановка учебной задачи:

    -Какой большой раздел мы начали изучать?

    -Какие части речи вы знаете ?

    -О какой части речи более подробно говорили мы на предыдущих уроках?

    Дайте определение имени существительного (говорят правило)

     2.Работа в группах .

    На ваших парт ах лежат карточки с записанными на них именами существительными .Разбейте их на группы.

    Обезьяна,объяление ,Софья,отъезд,объединение,вьюга,колье,соловьи.

    Возможные способы разбиения :

    1.по орфограммам

    2.одушевлённые –неодушевлённые

    3.по родам

    Как вы определили род    ?

                 

    3. Изучение нового материала.

       А) Прочитайте слова, записанные на доске.

                 Пироги, газеты, яблоки, задача, враг, озеро, молоко, часы, шоколад, ножницы.

    -Что можно о них сказать? Что их объединяет?(сущ.)

    - На какие группы можно поделить эти слова? (словарные и несловарные)

    -Назовите словарные слова (яблоко, пирог, молоко, шоколад, газета)

    - Слова ед.ч. и мн. ч.

    -Спишем слова в два столбика ( ед. и мн.ч) и определим род.

    - Что заметили? ( у слов во мн.ч. род определить нельзя, только если их перевести в ед.ч)

    - А всегда ли можно это сделать?

    - Это и будет  проблемой нашего урока.

    Б) Стадия осмысления.

     Работа по карточкам ( комментирование у доски по образцу)

    Задание: запишем слова, определить число и род.

           Ветер, листья, лужи, тучи, небо, Солнце, птицы, радугу, карандашей.

              Образец: Ветер (ед.ч., м.р.), листья (мн.ч.)- лист(ед.ч, м.р.) …

    Оцените свои знания и успехи.

    4. Физкультминутка.

                     Покачайтесь, покружитесь,

                     Потянитесь, распрямитесь,

                     Поскачите, пошагайте,

                     Наклонитесь, приседайте,

                     И закончив упражненье

                    Прекращаем мы движенье!

      5.Ззакрепление.

     А)   Работа в паре. (карточки).

    - Данные слова поставьте в форму мн.ч.

            Дерево - деревья, птица - птицы, мёд - ?, молоко - ?, доброта - ?, пирог- пироги.

    -Что заметили? (не все слова можно поставить в форму мн.ч.)

    -Эти слова употребляются только в форме ед.ч. Давайте будем собирать копилку таких слов.

    - Есть ли среди слов записанных на доске такие слова? (шоколад)

    - Следующие слова поставим в форму ед.ч.

     Прятки-?, яблоки- яблоко, сливы- слива, сливки-?, сапоги-сапог, брюки-?, ножи- нож.

    -Проверим. Что заметили? (не все слова можно поставить в форму ед.ч.)

    - Есть среди слов на доске такие слова? (ножницы, часы)

    Б) Сообщения о числе сущ.

    В) –Как вы думаете, являются ли слова:  Дух, час, вес –формой ед.ч. слов – духи, часы, весы?  

    -Почему? Докажите. (т.к. слова имеют разное лексическое значение).

    С одним из слов составьте предложение (устно).Самое красивое предложение записываем.(разобрать по частям речи )

       Оцените свои знания и умения.

    6. Физминутка: гимнастика для глаз (упр. Восьмёрочка)

    7.Проверка знаний. (диагностика)

    - А теперь давайте проверим, как вы поняли новый материал.

    8. Рефлексия.    Дать анализ успешности цели и наметить перспективу последующей работы. Оценить работу каждого учащегося. Оценка успехов на уроке учащимися в листах самооценки.

        Что узнали новое на уроке?

        Что было интересным?

        Всё ли мы узнали о сущ.

     9. Домашнее задание. ( раздаются карточки)

    infourok.ru

    Род имен существительных в единственном и множественном числе

    1.

    Организационный момент.

     

    Наш урок как обычно хотелось бы начать с чистоговорки. Необходимо повторить чисто и четко.

    По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил

    Учащиеся повторяют

    2.

    По теме

     
      – назовите имена существительные, которые встретились в чистоговорке

    Дети называют, учитель вывешивает слова на доску.

      – Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном? Рассказывают о существительном
     

    – измените по числу

     
     

    – как определить род имени существительного?

     
     

    – определите род у этих существительных.

     
      – Попробуйте определить род у следующих существительных.  
     

    Чашка, помидор, животное, комната, ведро, улица, праздник, ложки.

    Списывают и определяют род.

     

    Проверяем.

    Дети говорят слово и род.

     

    – чем слово ЛОЖКИ отличается от других?

    Оно стоит во множественном числе
     

    – Как определить род существительного, стоящего во множественном числе?

    Варианты детей.

     

    – Изменяются ли имена существительные по родам?

    нет

     

    – измените слово ЛОЖКИ по числу

    ложка

     

    – определите род

    Ж.р.

     

    – так как существительные по родам не изменяются, то и слово ЛОЖКИ – ж.р.

     
      ВЫВОД: – Как определить род у имени существительного множественного числа Поставить его в единственное число.
     

    (Табличка)

     
     

    Правило стр154

     
      Давайте закрепим новое знание и выполним упражнение №409 стр154 (у доски с комментированием)  

    3.

    Физкультминутка

     
     

    А теперь попробуйте самостоятельно определить род у существительных множественного числа

     
     

    Карточка

     
     

    Книги, дворы, перья, деревни, мосты, крылья, яблоки, снега, гвозди, облака.

     
     

    Проверка с проговариванием способа определения.

     
     

    Работа над предложением. (у доски)

     
     

    Мороз и метели под февраль полетели.

     
     

    Разбор по членам предложения и частям речи. Определить род имен существительных.

     

    4.

    Итог урока:

    Что нового узнали?
     
     

    – как определить род у существительных множественного числа?

     

    5.

    Д/З:

    стр155 №413, правило.
     

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Как определить какой род имеет существительное слово ножницы

    Как определить род существительного? Перед тем как выяснить, какого рода слово ножницы, давайте узнаем, как определять род у существительных во множественном числе. Иногда с определением могут возникнуть сложности, однако, эта статья легко поможет вам разобраться с данным вопросом.

    В любом учебнике или справочнике по грамматике русского языка будет сказано, что различают несколько родов принадлежащих к имени существительному, бывают мужской, женский и средний. Довольно легко можно определить их, просто добавив местоимение «мой». Например:

    • мой учебник, мой чай, мой диван — примеры существительных мужского рода;
    • моя крепость, моя сестра, моя одежда — женского;
    • моё оборудование, моё жилье, моё искусство — среднего.

    Помимо этого, в большинстве случаев, определить род можно по полу, в том случае если имеется указание на людей. Например:

    • мой отец, мой наставник — мужской;
    • моя жена, моя учительница — женский.

    И также определить род можно, поставив то или иное слово в именительную форму падежа в единственном числе. Типичное окончание для женского рода — это -а или -я. Например: кружка, земля, подушка. Типичным окончанием для слов мужского будет нулевое окончание — стул, медведь, автомобиль. Для слов среднего же рода типичное окончание — это -о или -е, к примеру — молоко, мороженое, слово.

    Как узнать, какого рода слово ножницы?

    Некоторые существительные, такие как ножницы, обладают исключительно формой единственного или же формой множественного числа. К примеру, рассматриваемое в данной статье слово ножницы обозначает парный предмет и имеет исключительно форму множественного числа. А значит не может иметь каких-либо форм единственного числа, соответственно слово ножницы невозможно отнести ни к одному из трёх существующих родов. Помимо этого, имя существительное, которое обладает исключительно формой множественного числа (шахматы, выборы, очки, ножницы, дрожжи) не изменяются по падежам, т. е. у них не определяется склонение, так как они не склоняются.

    Итак, закрепим материал, отвечая, заодно, на главный вопрос статьи:

    • Слово ножницы обозначает парный предмет, имеет форму множественного числа, не склоняется и не относится ни к одному из трёх родов.

    А также помимо ножниц существует ещё огромное количество слов, употребляющихся только во множественном или единственном числе. Давайте рассмотрим их.

    Примеры существительных, употребляющихся исключительно в единственном числе:

    1. Обозначают названия большинства веществ (мёд, нефть, цемент).
    2. Говорят о тех или иных признаках, абстрактных качествах, действиях, состояниях или, иначе говоря, так называемые отвлечённые существительные (доброта, смех, горе).
    3. Большая часть собирательных существительных, указывающих на некую совокупность предметов (листва, крестьянство, детвора, посуда).
    4. Названия, имена, клички, слова, пишущиеся с большой буквы или, проще говоря, имена собственные (Урал, Александр, Россия, Байкал).

    Только во множественном числе:

    1. Как и в случае со словами, употребляющимися исключительно в единственном числе, это существительные обозначающие названия веществ (дрожжи, чернила, опилки).
    2. Названия каких-либо процессов, игр, действий или отвлечённые существительные (шахматы, выборы, шашки).
    3. Предметы, которые состоят из двух частей или парные предметы (очки, ножницы, ворота).
    4. Названия отрезков времени или природных явлений (сутки, сумерки, заморозки).
    5. Имена собственные (Альпы, пьеса «Люди»).
    6. Собирательные существительные (деньги, финансы).

    Помимо всего этого, в русском языке стоит ещё обратить ваше внимание на слова, обозначающие парные предметы, к примеру, обувь. То, как корректно писать их в единственном числе следует просто запомнить. Например:

    • кеды — в единственном числе — один кед;
    • ботинки — один ботинок;
    • сланцы — один сланец;
    • туфли — одна туфля;
    • гольфы — один гольф;
    • рельсы — один рельс.

    Встречаются также слова иноязычного происхождения, относящиеся к несклоняемым существительным. Данные слова, как правило, относят к среднему роду. Например:

    • жюри, алиби, меню.

    Однако, встречаются и исключения:

    • торнадо, кофе, пенальти.

    Исключения

    Существительные общего рода

    Существует в русском языке ещё и определённая группа имён существительных которые обладают значениями как женского, так и мужского рода. Они относятся к именам существительным общего рода и определить, к какому конкретно роду они принадлежат, можно только благодаря контексту предложения. Как правило, такие слова дают некую оценочную характеристику, относятся к первому склонению и имеют окончания вида —а или —я. Примеры:

    • соня, неряха, плакса, забияка, невежа.

    Примеры предложений с существительным общего рода, определить который можно исключительно благодаря контексту самого предложения:

    • Какой же ты всё-таки плакса! (мужской род).
    • Какая же ты у нас плакса! (женский).
    • Знаешь, наш сын такой грязнуля. (мужской).
    • Наша дочь такая соня. (женский).

    Итог

    Подводя итог этой статьи, нелишним будет напомнить о том, что все существительные, которые используются только во множественном числе, такие как: ножницы, очки, шахматы и прочее — не имеют рода, а также, у таких слов нельзя определить склонение.

    liveposts.ru