Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Процесс деятельности


ЕГЭ. Человек Тема 6. Деятельность |

D

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности.  Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество  и самого себя, с целью  удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции,  влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия  бывают ( по Веберу М):

  • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
  • Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
  • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
  • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

  • Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)
  • Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)

2.Духовная

  • Познавательная (познание мира, общества, человека)
  • Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)
  • Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность ( нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

  • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

  • Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
  1. Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
  1. Учение (учёба)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

  • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
  • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Человеческая деятельность имеет  особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная),  в результате которой  появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

  • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
  • Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
  • Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
  • Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человека Черты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. В основе деятельности лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек  не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. Активность животных предопределена генетически, заложена  в них от природы.

 

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная —  в процессе общения человек  получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная —  причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения

  • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
  • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
  • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
  • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако  в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ).  Поэтому  при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

 

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Мельникова Вера Александровна

obschestvoznanie-ege.ru

10. Определение деятельности. Структура деятельности. Виды и развитие деятельности. Деятельность и психические процессы.

Де́ятельность— процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека.

Под субъектомдеятельности понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектомназывают пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Структуру деятельностиобычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

1.Потребность— это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера. Наиболее разработанная классификация потребностей человека разработана Маслоу – пирамида (физиологические потребности; потребность в безопасности и защищенности; соц. потребности; потребность в уважении; потребность в самовыражении).

2. Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию. В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

3. Цель– это предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную потребность. Цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

екции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

4. Средства- это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Средства должны соответствовать целям в двух смыслах:1) средства должны быть соразмерны цели. Они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки. 2) средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность.

5. Действие- элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д. Особыми формами действий являются: поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние.

6. Результат— это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда — товары, результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Виды деятельности.

Общение- рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Игра- это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Для детей игры имеют развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. В труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду. Трудиться - значит проявлять себя в деятельности. В труде, как в реальной деятельности человека, участвуют в той или иной мере все стороны и проявления его личности.

Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:

1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека -совпадает по существу с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда.

2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез) - Это процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией, и ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд. При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется.

3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития - В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты.

4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности - действие - поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая в свою очередь выступает как средство достижения другой цели, служащей удовлетворению потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель, и родилась новая деятельность.

Деятельность и психические процессы.

Психические процессы:восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Восприятие-в деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Практическое манипулирование ребенка с объемными, близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину.

Воображениетоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению.

Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое «ручное», или практическое мышление). В более развитых формах - образной и логической - деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций.

Речьтакже представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием «речевая деятельность». Поскольку внутренние психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и внутреннем действии.

studfiles.net

Процесс деятельности

В процессе деятельности предприятия экологической оценкой его является экологический паспорт.[ ...]

В процессе деятельности корневой системы выделяются катионы Н+, которые замещают находящиеся в почве катионы Са, К, Мд, Ыа, усваиваемые деревьями. Кислотность почвы может сильно изменяться и в результате деятельности микроорганизмов. Большинство лесов произрастает в почве с pH 3,2—5,5. В таких почвах необходимые деревьям катионы могут составлять до 60 %. Скорость протекания ионообменных процессов небольшая, буферная способность таких почв высокая, что обусловлено наличием гидроксидов железа и алюминия.[ ...]

Применение воды в процессе деятельности человека делится на водопользование и водопотребление.[ ...]

Скорость, с которой растения в процессе фотосинтеза ассимилируют (усваивают) энергию солнечного света и накапливают органические вещества, называют первичной продуктивностью (размерность - масса ( или энергия) / площадь, время). Все развитие экосистемы приводится е движение энергией, поставляемой фотосинтезом. Именно первичная продукция фотосинтеза лежит в основе пищевых цепей биологического сообщества экосистемы. Поток эвергии в экосистеме, осуществляемый через круговорот питательных веществ, в конечном счете зависит от первичной продуктивности раотений. Поэтому какая бы экосистема ни была предметом исследования,в конечном счете все сгодится в изучению образования, циркуляции, накопления и трансформации веществ (потенциальной ввергай) в процессах деятельности живых организмов и их метаболизма ( обмена веществ).[ ...]

Естественное загрязнение воздуха вызвано природными процессами. К ним относятся вулканическая деятельность, выветривание горных пород, ветровая эрозия, массовое цветение растений, дым от лесных и степных пожаров и др. Антропогенное загрязнение связано с выбросом различных загрязняющих веществ в процессе деятельности человека. По своим масштабам оно значительно превосходит природное загрязнение атмосферного воздуха.[ ...]

Антропогенное загрязнение связано с выбросом различных загрязняющих веществ в процессе деятельности человека. По своим масштабам оно значительно превосходит природное загрязнение атмосферного воздуха.[ ...]

Диоксид углерода весьма активен в физиологическом отношении. Он играет важную роль в регуляции обменных процессов, деятельности центральной нервной системы, дыхания, кровообращения, кислородного режима. В тканях и крови животных и человека парциальное давление примерно в 200 раз превышает его давление в атмосфере.[ ...]

Понимание механизмов регуляции численности популяций чрезвычайно важно для возможности управления этими процессами. Деятельность человека часто сопровождается сокращением численности популяций многих видов. Причины этого в чрезмерном истреблении особей, ухудшении условий жизни вследствие загрязнения окружающей среды, беспокойства животных, особенно в период размножения, сокращение ареала и т.д. В природе нет и не может быть «хороших» и «плохих» видов, все они необходимы для ее нормального развития. В настоящее время остро стоит вопрос сохранения биологического разнообразия. Сокращение генофонда живой природы может привести к трагическим последствиям. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) издает «Красную книгу», где регистрирует следующие виды: исчезающие, редкие, сокращающиеся, неопределенные и «черный список» безвозвратно исчезнувших видов.[ ...]

Метод фитоиндикации основан на выявлении ответных реакций растений на загрязнение окружающей среды, происходящее в процессе деятельности человека. Данный метод позволяет проводить оценку среды на основе функционального состояния зеленых насаждений по визуальным (физиономическим) проявлениям биологических реакций. Метод является экспрессным и не требует значительных затрат труда, сложного и дорогостоящего оборудования. Метод разработан кафедрой биогеографии Санкт-Петер-бургского университета (М.Д. Уфимцева, Н.В. Терехина) в 2000 г.[ ...]

Задача оперативного контроля предусматривает проведение перманентного экоаудита, т.е. систематический контроль непосредственно в процессе деятельности объекта для предотвращения ошибок и выбор оптимальных вариантов решений. Данная деятельность использует информацию, полученную в процессе аудита, и сводится к выработке рекомендаций, оптимальных решений, а также к предоставлению вариантов альтернативных решений.[ ...]

Помимо физической спелости выделяют биологическую спелость, которая характеризуется таким температурным состоянием почвы, при котором активно развиваются биологические процессы (деятельность почвенной биоты, прорастание семян и др.). Для большинства почв она близка к 10 °С.[ ...]

Дэвид Ален (David Allen), работающий сейчас в University of Texas, отметил, что Р2 можно рассматривать в различных пространственных масштабах. В микромасштабе, или на молекулярном уровне, пути химического синтеза и процессы производства других материалов могут быть переработаны для уменьшения отходов и снижения токсичности материалов. Этот подход достаточно важен для того, чтобы получить собственное имя: зеленая химия green chemistry). На уровне производственной линии, или мезомасштаба, вопросы проектирования включают регулирование температуры, давления, времени переработки и т.д. с использованием энергии и воды, образованием побочных продуктов, и внутренние потери процесса. Деятельность на уровне мезомасштаба чаще всего называется Р2. Наконец, макромасштаб, на уровне секторов и межсекторном уровне, можно рассматривать с точки зрения систем промышленной экологии, в которой побочные продукты используются вне мощностей, в которых они образуются. Деятельность Р2 в микромасштабе обычно возможна только там, где синтезируются химические вещества: Р2 в мезомасштабе и макромасштабе может предприниматься там, где используются химические вещества или другие материалы.[ ...]

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ РАБ0ЧЕГО MÉCTA ЧЕЛОВЕКА-оперАтора — пространство рабочего места человека-оператора с размещенными средствами отображения информации и другими источниками сведений, используемых им в процессе деятельности.[ ...]

Здесь следует отметить то обстоятельство, что далеко не все нормы имеют моральную природу. Чуть позже речь у нас пойдет о правовых нормах. Кроме того, помимо норм морали и права в медицине, как и во всякой другой сфере человеческой деятельности, имеется и множество таких норм, которые носят специальный, технический характер. Следование этим нормам, как правило, обеспечивает успешное решение тех задач, которые возникают в процессе деятельности. Характерно, однако, то, что нередко - и особенно там, где, как в медицине, речь идет о действиях, непосредственно затрагивающих другого человека, - нарушение этих норм оценивается с точки зрения не только успеха или неуспеха действий, но и морали.[ ...]

Для обоснования заключения о полноценности питания рассчитываются энергетические затраты ребенка, которые складываются из энергии, затрачиваемой на основной обмен, расхода энергии в связи со специфически-динамическим действием пищи и в процессе деятельности, бытового и домашнего поведения.[ ...]

МОДЕЛЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ — это концентрация всех знаний и опыта человека, а при выполнении конкретных действий — это хранящаяся в гамяти информация о заданном режиме работы, которую оператор, взаимодействуя со средствами отображения информации, сравнивает с текущим режимом процесса деятельности.[ ...]

Интенсивная эксплуатация природных ресурсов, вызванная развитием промышленности и сельского хозяйства, привела к необходимости введения нового определения отношений человека и общества - рациональное использование природных ресурсов. При этом требования охраны окружающей природной среды включаются в процесс деятельности человека при использовании природных ресурсов.[ ...]

В ряде районов наблюдается инверсионный гидрогазохимический разрез. Типы инверсионных гидрогазохимических разрезов по происхождению объединяют в четыре группы: унаследованные инверсии, заложенные еще на стадии седиментации осадков и инверсии, формирующиеся под влиянием тектогенеза, климатических факторов и в процессе деятельности человека.[ ...]

О. о. в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Индивидуальные предприниматели и юрид. лица, в процессе деятельности которых образуются О. о., обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, устанавливаемом названными органами.[ ...]

Сложные взаимоотношения, поддерживающие устойчивый круговорот веществ, а с ним и существование жизни как глобального явления нашей планеты, сформировались на протяжении длительной геологической истории Земли. В последнее время положение резко изменилось. В течение практически всего одного столетия стремительный прогресс науки и техники привел к тому, что по масштабам влияния на биосферные процессы деятельность человечества стала сопоставимой с естественными факторами, определявшими развитие биосферы на протяжении предыдущей ее истории.[ ...]

ru-ecology.info

Процесс - деятельность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Процесс - деятельность

Cтраница 1

Процесс деятельности имеет обычно слоистое строение: функционированию системы структурных моментов в каждом отдельно взятом микроцикле предшествует их генез; этим объясняется тот факт, что на макроуровне далеко не всегда удается выделить объекты-причины и объекты-следствия.  [1]

Процесс деятельности по формированию обобщенного знания будет только тогда закончен, когда учащийся способен оценить свои результаты.  [2]

Процесс деятельности в наиболее общем виде состоит из двух элементов: человека и среды, имеющих прямые и обратные связи. Система человек-среда имеет две цели: одна цель состоит в достижении определенного эффекта, вторая - в исключении нежелательных последствий.  [3]

Процесс деятельности оператора при приеме и переработке информации включает в себя ряд уровней.  [4]

Модель процесса деятельности можно представить в виде взаимодействия двух составляющих: человек - производство, имеющих прямые и обратные связи, будь то промышленное производство либо производство обеда на домашней кухне.  [5]

В процессе деятельности человек до 90 % всей информации получает через зрительный анализатор. Прием и анализ информации происходит в световом диапазоне ( 380 - 760 нм) электромагнитных волн. Цветовые ощущения вызываются действием световых волн, имеющих различную длину.  [7]

В процессе деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонности, отрицательно действующее на работоспособность человека. Психическое состояние переживания монотонности вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Под влиянием переживания монотонности человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонности также отрицательно действует на организм работающих, приводя к преждевременному утомлению.  [8]

В процессе деятельности, связанной с регулированием реального денежного оборота, реализуются три основные функции финансов: воспроизводственная, распределительная и контрольная.  [9]

В процессе деятельности человек до 90 % всей информации получает через зрительный анализатор. Свет-это лишь узкая полоса в спектре электромагнитных колебаний ( 380 - 760 нм), где энергия может восприниматься человеческим глазом.  [11]

В процессе деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонности, отрицательно действующее на работоспособность человека. Психическое состояние переживания монотонности вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий.  [12]

В процессе деятельности центр внимания часто перемещается с потребностей потребителей на ресурсы собственной организации в форме капитала, затрат и людей. В период длительного избыточного спроса весьма охотно забывают о потребителях, которые зачастую рассматриваются как статистическая группа. В худшем случае изменение взгляда на потребителей приводит к тому, что их роль низводится до потенциала внутренней рационализации, которым управляют с помощью платы за обслуживание, меньших размеров покупок, систем скидок и бонусов, выгодных и удобных самой организации.  [13]

В процессе деятельности и жизни человек может оказаться в такой опасной ситуации, когда физические и психологические нагрузки достигают таких пределов, при которых индивидуум теряет способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Такие ситуации называют экстремальными.  [14]

В процессе деятельности по управлению персоналом самая значительная часть времени - 33 % - расходуется на решение штатных проблем ( набор, отбор, ориентация, оценка, дисциплина), 28 5 % - на компенсации и пособия, 11 % - на обучение, повышение квалификации, 10 % - на трудовые отношения.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Процесс - творческая деятельность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Процесс - творческая деятельность

Cтраница 1

Процесс творческой деятельности, как и ее результаты, в какой-то степени связан также с проявлением случайности. В некоторых случаях интуиция и случайность оказываются связанными. Всякий творческий процесс исходит из определенного ожидания результатов, что позволяет его также оценивать с определенных вероятностных позиций. Но творческая мысль, упорные поиски решения, знания, опыт во всех случайных отклонениях находят то, что дает новый, полезный результат.  [1]

Исследование процесса творческой деятельности неотрывно от изучения личности решающего, его индивидуальных особенностей. Хотя эта часть работы подчинена главной задаче - исследованию процесса деятельности, полученные нами Данные относительно уровней конструкторской деятельности ( простейший, репродуктивный, продуктивный, творческий), типов конструкторского ума и особенностей коллективной деятельности представляют самостоятельный интерес и являются достаточно важными для изучения индивидуального стиля интеллектуальной деятельности конструктора.  [2]

В процессе трудовой и творческой деятельности человека часто используются различные алгоритмы. Так, можно говорить об алгоритме перевода с одного языка на другой, об алгоритме работы поездного диспетчера ( перерабатывающего информацию о движении поездов в приказы), об алгоритме игры в шахматных автоматах, об алгоритме нахождения искомого объекта во многих математических задачах.  [3]

ПОЗНАНИЕ - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе к-рых возникают цели и мотивы человеческих действий.  [4]

Но все созданное в процессе творческой деятельности человека имеет в своей основе естественные явления, опирается на реальные возможности и тенденции объективного развития естественной природы или общественной жизни.  [5]

Перечисленные уровни развития мышления в процессе творческой деятельности человека могут быть использованы различно в зависимости от сложности решаемой задачи. Пусть возникшая перед человеком задача нетривиальна, и он, работая на уровне формального мышления ( пятый уровень), пытается найти ее решение.  [6]

Большие перспективы открывает эвристическое программирование и для автоматизации процесса творческой деятельности, и прежде всего научно-исследовательских работ. Здесь речь идет, конечно, не о замене научных работников, а о радикальном повышении эффективности и производительности их труда. Известно, что исследовательские работы наших дней требуют больших капиталовложений, причем эффективность работ во многом зависит от правильного планирования хода экспериментов. Имеются большие возможности для оптимизации этого процесса и для приближения сроков научных открытий на основе использования эвристических программ выдвижения гипотез, формирования понятий и планирования экспериментов.  [7]

Несомненным является то, что система не навязывает шаблонов, не обезличивает процесс творческой деятельности, а персонифицирует его и одновременно является средством постоянного обучения, а не только разовой стимуляции. Мы надеемся, что специальные исследования, которые проводятся и будут проводиться, позволят усовершенствовать систему КАРУ С.  [8]

Следует отметить, что по мере дальнейшего развития техники каждый инженер в процессе творческой деятельности может встретиться со многими новыми задачами, не отраженными в данном курсе. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы при изучении материала курса получить наибольшую самостоятельность в решении практических задач. В курсе теоретических основ электротехники рассмотрены решения лишь типовых задач, систематизированных на основе имеющегося опыта. За истекший период указанный курс неоднократно дополнялся и, несомненно, будет дополняться в дальнейшем новыми задачами и теориями.  [9]

В процессе автоматизированного управления техникой, производственными процессами и отраслями народного хозяйства, а также в процессах творческой деятельности человека и общественных явлений происходит интенсивный обмен информацией между отдельными звеньями систем управления, между человеком и техникой, человеком и природой, между отдельными людьми.  [10]

В процессе автоматизированного управления техникой, производственными процессами и отраслями народного хозяйства, а также з процессах творческой деятельности человека и общественных явлений происходит интенсивный обмен информацией между отдельными звеньями систем управления, между человеком и техникой, человеком и природой, между отдельными людьми.  [11]

Применительно к теме нашего исследования мы рассматриваем интенсификацию не как средство выражения творческого процесса, а как сам процесс творческой деятельности личности и коллектива.  [12]

Принцип дятельностио-личностиого подхода ориентирует нас на то, чтобы изучение личности, точнее творческих способностей личности осуществлялось не иначе как в процессе творческой деятельности. И наоборот, понять специфику творческой деятельности можно не иначе как осмыслив, осознав, какие качества, творческие способности личности гарантируют ее успех.  [13]

Примечательно, что для школьников и для студентов способности к предметам естественно-математического цикла сильно коррелируют с успешностью деятельности по предметам технического цикла, с мировоззренческими качествами личности, такими, как способность к овладению марксистско-ленинской методологией и ее эффективному применению в процессе творческой деятельности, убежденности в социальной значимости творческой деятельности.  [14]

Минимальной оценкой 22 % были наделены 15 компонентов личности: стремление к творческим достижениям и стремление к лидерству в группе М; генерировать идеи, видеть противоречия, проблемы, независимость суждений в группе ИЭ; убежденность личности в социальной значимости творческой деятельности в данной области в группе МИ; смелость, мужество в группе Н; способность к координации, перестройке деятельности, прилежание в группе самоуправления; способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе творческой дискуссии, способность избежать конфликтов в процессе творческой деятельности в группе К; научного творчества, профессионального творчества, спортивной деятельности в группе оценки результатов. Уже одно то, что только 2 компонента из 60 оцениваются в 4 балла, а 15 в 2 балла, свидетельствует о том, что традиционная методика обладает малыми возможностями стимулирования творческих способностей личности будущего специалиста.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Процессы деятельности

Количество просмотров публикации Процессы деятельности - 25

Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта˸

1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия;

2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;

З) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения;

4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и ᴇᴦο роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация– это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация– это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование ᴇᴦο как личности, – это общение, игра, учение и труд.

11.3. Потребности – движущая сила деятельности

Уже отмечалось, что наши потребности толкают нас к действию, к активности. Потребность–это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне ᴇᴦο и составляет необходимое условие ᴇᴦο нормального функционирования, и называются потребностями. Голод, жажда или потребность в кислороде – первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к ᴇᴦο удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.

Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. Восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который должна быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в движении, в получении новой информации, новых стимулов (познавательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Эта потребность в стимулах изменяется исходя из физиологического и психического состояния человека.

referatwork.ru

Процесс - деятельность - человек

Процесс - деятельность - человек

Cтраница 1

Процесс деятельности человека выявляет степень его одаренности, показывая, на что он способен. Каждая творческая личность обладает определенными качествами. Эти качества называют по-разному: способности, навыки, задатки, черты, свойства.  [1]

Применение воды в процессе деятельности человека делится на водопользование и водопотребление.  [2]

Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от физических они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества.  [3]

С другой стороны, в процессе деятельности человека образуется большое количество горючих отходов, которые не считаются топливом в общепринятом смысле: хвосты углеобогащения, отвалы при добыче угля, многочисленные отходы целлюлозно-бумажной промышленности и других отраслей народного хозяйства. Парадоксально, например, что порода, которую около угольных шахт складывают в огромные терриконы, зачастую самовозгорается и длительное время загрязняет дымом и пылью окружающее пространство, но ни в слоевых, ни в камерных топках ее не удается сжечь из-за большого содержания золы. В слоевых топках зола, спекаясь при горении, препятствует проникновению кислорода к частицам горючего, в камерных не удается получить нужную для устойчивого горения в них высокую температуру.  [4]

Это обусловлено, во-первых, неоднозначностью возникающих в процессе деятельности человека изменений ЭЭГ, во-вторых, объективными сложностями получения записи ЭЭГ без артефактов, в-третьих, негативным воздействием процедуры регистрации ЭЭГ на качество и характер деятельности оператора.  [5]

С этими сформированными на психической основе функциональными системами в процессе деятельности человека происходят постоянное сравнение и оценка реально достигнутых результатов.  [6]

Эргономист изучает проблемы оптимального распределения и согласования функций между человеком и машиной, проектирует процесс деятельности человека, обосновывает оптимальные требования к средствам и условиям деятельности и разрабатывает методы их учета при создании и эксплуатации техники, управляемой и обслуживаемой человеком.  [7]

КОЛИЧЕСТВО ТРУДА, масса живого труда ( мускульной, нервной энергии), затраченная в процессе трудоиой деятельности человека. Их единство выступает в понятии мера труда - установленное К.  [8]

К исчерпаемым ресурсам относят физические тела, процессы и явления, количество и качество которых существенно изменяются в процессе деятельности человека.  [10]

В состоянии паники человек или группа людей может временно потерять способность разумно принимать или оценивать решения, нацеленные на преодоление обстоятельств, вызывающих страх. Осмысленный процесс деятельности человека или группы людей характеризуется использованием имеющихся знаний и опыта для разработки решений в виде выводов или конкретных действий.  [12]

Вся энергия, выделяемая в процессе деятельности человека, за весьма редкими исключениями, переходит в конце концов в тепло и поступает в систему атмосфера - океан. Это относится как к механической энергии, вращающей колеса наших автомобилей, так и к теплу, выделяемому из дымовых труб, выхлопных отверстий и градирен.  [13]

Время реакции человека зависит и от количества информации, предъявляемой ему: существует строго определенное количество информации, при котором ответные реакции человека в максимальной степени быстры и безошибочны. Отрицательное воздействие дает как перегрузка информацией в процессе деятельности человека, так и недогрузка ею.  [14]

Здесь встает первый вопрос: не возникнет ли ощущение противоречивости в понимании проблем. Мы рассматриваем окружающую среду, создаваемую в процессе осознанной деятельности человека. Может ли она существовать вне нашего сознания. Ответ логически вытекает из признания того, что окружающая среда является неотъемлемой частью окружающего нас материального мира, который как единое целое существует вне нашего сознания. Таким образом, и окружающая среда существует как объективная реальность.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru