Open Library - открытая библиотека учебной информации. Признаки семьи как малой группы


Семья как малая группа - определение, понятие, особенности, признаки, функции

Союз мужчины и женщины является важнейшим социальным институтом. Именно он играет большую роль в структуре общества.

В этой статье мы расскажем о понятии и сущности семьи, как малой социальной группы, ее функциях, признаках, видах, характеристиках и отличительных особенностях.

Семья как малая социальная группа – определение

Она является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.

Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.

Характеристика семьи как малой социальной группы

 

Первоначальной основой всех союзов является брак, который заключается двумя молодыми людьми по взаимной любви и симпатии. Традиционным видом отношений в нашей стране считается союз между мужчиной и женщиной. Другие формы, такие как многоженство, многомужество или однополые в России запрещены.

Ячейки бывают самыми разными. В одних царят гармония, открытость, эмоциональная близость и доверительные отношения, в других – тотальный контроль, уважение и подчинения старшему.

Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:

По количеству детей

  • Бездетные – их мало, но они все таки есть.
  • Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.
  • Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.
  • Многодетные – от трех и более чад.

По составу

  • Полные – в которых есть мама, папа и дети.
  • Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.

По проживанию одного или нескольких поколения на одной жилой площади

  • Нуклеарные – состоящие из родителей и детей, не достигших еще совершеннолетия т.е. двух поколений, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. К этому стремится каждая молодая пара. Жить отдельно, только своей семьей, всегда лучше – меньше времени требуется на «притирки» друг к другу, сводятся к минимуму ситуации, когда муж или жена находятся «между двух огней», вынужденные принимать чью-то одну сторону и делать выбор в пользу родителей или супруга. Однако, не всегда получается сразу после свадьбы жить отдельно, особенно в крупных городах. Многие молодожены первые годы своей супружеской жизни вынуждены «гостить» у родителей, в ожидании решения собственного квартирного вопроса.
  • Расширенные или сложные – те, в которых проживают сразу несколько поколений, три или четыре. Это распространенный вариант для патриархальной семьи. Такие социальные группы встречаются как в сельской местности, так и в городах. Ситуация, когда в одной трехкомнатной квартире проживают бабушка и дедушка, родители и их выросшие дети, которые также успели обзавестись собственными женами, мужьями и детьми – уже не редкость. Как правило, в таких союзах старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков и правнуков – дает советы и рекомендации, водит на дополнительные развивающие занятия во Дворцы культуры, Дома творчества или образовательные центры.

По характеру распределения семейных обязанностей

  • Традиционная патриархальная. Главную роль в ней играет мужчина. Он – основной добытчик, полностью финансово обеспечивает потребности жены, детей, возможно и родителей. Он же принимает все основные решение, улаживает спорные ситуации, решает возникающие проблемы, т.е. берет на себя полную ответственность за членов своей фамилии. Женщина, как правило, не работает. Ее основная обязанность – быть женой своему мужу, невесткой родителям и матерью. Она следит за воспитанием и образованием детей, а также порядком в доме. Ее мнение при принятии важных решений обычно не учитывается.
  • Эгалитарная или партнерская. Полная противоположность патриархальной. Здесь супруги играют равные роли, договариваются, идут на компромисс, совместно решают проблемы, заботятся о детях. Домашние обязанности в таких ячейках, как правило, тоже разделены. Муж помогает супруге мыть посуду, полы, пылесосить, принимает активное участие в повседневной заботе о детях – может также их искупать, если они еще слишком малы, переодеть, позаниматься с ними или почитать сказку на ночь. Такие семьи обычно более эмоционально сплоченные. Для супругов и детей нежные прикосновения, ласковые слова, объятия и поцелуи на ночь и перед уходом – норма. Дети, на примере своих родителей, более открыто выражают свои чувства как тактильно, так и словесно.
  • Переходного типа – они вроде и не патриархальные, но еще и не партнерские. Это относится к тем союзам, в которых жена и муж решили быть более демократичными, поровну делить обязанности по дому, но на деле выходит, что женщина по-прежнему тянет всю ношу на себе, а действия мужа ограничиваются лишь чем-то одним – например, пропылесосил квартиру или помыл раз в неделю посуду. Или, наоборот, союз решает стать более патриархальным – муж работает, жена занимается домом. Но несмотря на это, супруг продолжает активно помогать супруге во всем, что касается быта и детей.

Функции семьи как малой социальной группы

Они выражаются в ее жизнедеятельность, которая имеет прямые последствия для общества.

  • Репродуктивная, самая естественная функция. Это одна из основных причин создания ячейки общества – рождение детей и продолжение своего рода.
  • Воспитательная и образовательная – она выражается в становлении и формировании личности маленького человека. Так дети приобретают первые знания об окружающем мире, усваивают нормы и допустимые модели поведения в обществе, приобщаются к культурным и духовным ценностям.
  • Хозяйственно-экономическая – она связана с финансовым обеспечением, ведением бюджета, доходов и расходов, покупку продуктов, предметов обихода, мебели и техники, всего, что необходимо для комфортной жизни. Эта же функция включает в себя распределение трудовых обязанностей по дому между супругами и подросшими детьми, в соответствии с их возрастом. Так, например, пятилетнему ребенку вводят уже минимальные обязанности – убирать за собой игрушки, посуду, заправить кровать. Хозяйственно-экономическое обеспечение затрагивает также и заботу о престарелых или больных родственниках, опеку над ними.
  • Эмоционально-психологическая – семья является надежным оплотом, тихой гаванью. Здесь можно получить поддержку, защиту и утешение. Установление эмоционально близких отношений между родными способствует развитию доверия и заботы друг к другу.
  • Духовная – связано с воспитанием у младшего поколения культурных, нравственных и духовных ценностей. Это чтение детям взрослыми сказок, стихов и басен, в которых рассказывается о добре и зле, честности и лжи, щедрости и жадности. Из каждой прочитанной сказки нужно делать вывод, как поступать хорошо, а как плохо. Посещать всеми детские кукольные и драматические театры, филармонию, смотреть постановки и концерты. Все эти действия способствуют формированию моральных и нравственных ориентиров, принятых в обществе, приобщает к культуре.
  • Рекреационная – совместный досуг и отдых. Это и обычные повседневные вечера, проведенные в кругу родных, интересные путешествия, экскурсии, походы, пикники и даже рыбалка. Такие мероприятия способствуют сплочению рода.
  • Социально-статусная – передача детям своего статуса, национальности, или принадлежности к какому-либо месту жительства, в городе или сельской местности.

Признаки семьи как малой социальной группы

Как групповое образование она имеет несколько видов признаков – первичные и вторичные.

Первичные

  • единая цель и деятельность;
  • личные взаимоотношения внутри союза, сформированные на основе социальных ролей;
  • определенная эмоциональная атмосфера;
  • свои ценности и моральные устои;
  • сплоченность – она выражается в дружественных чувствах, взаимоподдержке и взаимовыручке,
  • четкое распределение ролей;
  • контроль за поведение членов фамилии в обществе.

Вторичные

  • Конформность, способность уступить или подчиниться общему мнению.
  • Эмоциональная близость отношений, принадлежность, которые выражаются во взаимной симпатии, доверии, духовной общности.
  • Нормы поведения и ценности передаются от старшего поколения младшему через традиции и обычаи.

Особенности семьи как малой социальной группы: что характеризует ячейку общества

Семью, как малую социальную группу, отличают следующие признаки:

  • Рост изнутри – выполняя репродуктивную функцию, она расширяется. С каждым новым поколением количество ее членов возрастает.
  • Закрытость в отношении присоединения взрослых людей. У каждого ребенка есть свои мама и папа, бабушки и дедушки, других уже точно не будет.
  • Каждое изменение, касающееся отдельной яцейки общества, контролируется обществом и фиксируется государственными органами. В день свадьбы в отделе ЗАГСа в официальной книге появляется запись о регистрации брака, при рождении детей выдаются сперва справки, а потом и свидетельство, при расторжении брака также приходится выполнять все юридические формальности.
  • Долговременность существования. Каждый союз в своем развитии проходит определенный закономерный цикл – создание, появление первого ребенка, затем последующих детей, их воспитание и образование, период «пустого гнезда», когда уже взрослые дети сами женятся или выходят замуж и покидают отчий дом. А затем прекращает существовать, когда один из супругов умирает.
  • Семья, как малая соц.группа, в отличие от других, не предполагает наличие единой для всех деятельности. Каждый член выполняет свои обязанности, у всех они разные. Родители работают, финансово обеспечивают всех, следят за порядком в доме. Основная деятельность для детей зависит от их возраста – игровая или учебная. И только в определенные дни все родственники могут быть заняты чем-то одним – совместным досугом, например, или субботником.
  • Динамичные особенности – они выражаются в нормах поведения, идеалах, традициях и обычаях, которая каждая ячейка общества формирует для себя сама.
  • Обязательность эмоциональных отношений. Родители и дети связаны любовью, нежностью и заботой. Эта психологическая вовлеченность носит тотальный характер для всех членов фамилии.

Отличительной особенностью рода может стать и создание своей родословной, генеалогического древа. Работа по оформлению семейного альбома может выполнить сразу несколько задач:

  • Вовлекает каждого члена фамилии в этот процесс, совместную деятельность – маму, папу, детей, бабушек и дедушек.
  • Она способствует укреплению рода, его сплоченности.
  • Формирует уважительное отношение младшего поколения к истории своих предков.

Чтобы сделать генеалогическое древо по всем правилам и не запутаться в научных сложностях, воспользуйтесь услугой, которую предлагает компания «Российский Дом Родословия» в виде родословной книги. Ее авторы разработали уникальную методику, дают подробные рекомендации и инструкции, руководствуясь которыми вы без труда составите документальную историю своей семьи.

 

 

xn----dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai

§ 37. Семья как малая группа

Вспомните:

 

 

что такое малая группа? Как межличностная совместимость и групповая сплоченность влияют на стабильность малой группы? Какие признаки характерны для современной семьи?

      Для большинства людей семья — этонекая социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью.Но само по себе понятие семьи намного шире, вот почему семья является предметом исследования разных наук. Так,этнография описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаев.Социология сосредоточивает свое внимание на функционировании семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы.Экономика семьи и домохозяйства ориентирована на выяснение особенностей совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства.Семейное право рассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, а также вопросы семейной собственности при заключении и расторжении брака и во всех других случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных членов.Демография анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с его половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур.Социальная психология исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности.Педагогика рассматривает вопросы воспитания детей в семье.       В рамках данного урока мы рассмотрим психолого-педагогический аспект семьи как малой группы; на ее особенностях как социального института остановимся позже (в 11 классе).

Особенности семьи как малой группы

      Семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение по сравнению с другими социальными группами. (Вспомните, что вы узнали о семье на уроках обществоведения в основной школе.)       Рассматривая семью как малую группу, ученые особо подчеркивают роль психологических связей. Вопрос о том, на основе каких отношений семья образована, в этом случае не имеет особого значения. Напомним, что такими основаниями могут быть либо брак, либо кровное родство (например, мать и дети), либо усыновление, либо общность жилья и бюджета (без регистрации брака). Главное, что этих людей связывают отношения взаимопомощи и взаимной ответственности друг за друга, за детей, их здоровье и воспитание.Семья — это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Семейные отношения многогранны, как и сам человек, и для того, чтобы наладить комфортный психологический климат в доме, необходимо пройти через цепь компромиссов в отношениях друг с другом.       Какие бывают семьи? Чем они отличаются друг от друга: составом, характером взаимоотношений, распределением ролей и власти внутри семьи, количеством детей?       В современной России насчитывается более 40 млн семей. Среди них есть семьирасширенные (многопоколенные), которые объединяют под одной крышей два-три поколения (по подсчетам ученых, их не более 20%). Большинство российских семей состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми, ее называютнуклеарной семьей.Ученые выделяют семьиполные (двое родителей) инеполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками). В зависимости от количества детей различают семьибездетные, однодетные, мало- имногодетные.По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, традиционно выделяют два типа семьи.Традиционная, илипатриархальная, семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.       К характеристикампартнерской, или эгалитарной, семьи (семьи равных) можно отнести справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений. Социальные психологи особо отмечают именно этот признак, подчеркивая тем самым, что только в семье партнерского типа можно говорить о взаимоуважении, взаимопонимании и эмоциональной потребности друг в друге.       Существуют и различные вариантыпереходного типа семьи. Например, муж, проповедуя на словах необходимость четкого распределения обязанностей на мужские и женские, активно помогает жене по хозяйству. Или, наоборот, мужчина мало участвует в ведении домашнего хозяйства, а на словах ратует за демократические ролевые установки.       Подфункциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия. Рассмотрим некоторые из них.Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества. Новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей. В этом проявляетсявоспитательная функция. Хозяйственно-экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления и проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами. Семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса(эмоционально-психологическая функция). Ученые особо говорят орекреационной функции, которая включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени. Кроме того, семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества(социально-статусная функция). Семья регулирует сексуальное поведение людей, определяя, кто, с кем и при каких обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения(сексуальная функция).Перечисленные функции определяют жизнедеятельность семьи. Они тесно связаны между собой, хотя их соотношение и удельный вес могут быть различными.

studfiles.net

ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ КАК МАЛОЙ ГРУППЫ

История ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ КАК МАЛОЙ ГРУППЫ

просмотров - 143

Семья как малая группа

Вспомните:  
  что такое малая группа? Как межличностная совместимость и групповая сплоченность влияют на стабильность малой группы? Какие признаки характерны для современной семьи?
     

Для большинства людей семья —это некая социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью. Но само по себе понятие семьи намного шире, вот почему семья является предметом исследования разных наук. Так, этнографияописывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаев. Социологиясосредоточивает свое внимание на функционировании семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы.Экономика семьи и домохозяйстваориентирована на выяснение особенностей совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства. Семейное праворассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, а также вопросы семейной собственности при заключении и расторжении брака и во всœех других случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных членов. Демографияанализирует семейную структуру населœения во взаимосвязи с его половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур. Социальная психологияисследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности. Педагогикарассматривает вопросы воспитания детей в семье. В рамках данного урока мы рассмотрим психолого-педагогический аспект семьи как малой группы; на ее особенностях как социального института остановимся позже (в 11 классе).

Семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение по сравнению с другими социальными группами. (Вспомните, что вы узнали о семье на уроках обществоведения в основной школе.) Рассматривая семью как малую группу,ученые особо подчеркивают роль психологических связей. Вопрос о том, на основе каких отношений семья образована, в этом случае не имеет особого значения. Напомним, что такими основаниями бывают либо брак, либо кровное родство (к примеру, мать и дети), либо усыновление, либо общность жилья и бюджета (без регистрации брака). Главное, что этих людей связывают отношения взаимопомощи и взаимной ответственности друг за друга, за детей, их здоровье и воспитание. Семья — это союз людей, объединœенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга.Семейные отношения многогранны, как и сам человек, и для того, чтобы наладить комфортный психологический климат в доме, крайне важно пройти через цепь компромиссов в отношениях друг с другом. Какие бывают семьи? Чем они отличаются друг от друга: составом, характером взаимоотношений, распределœением ролей и власти внутри семьи, количеством детей? В современной России насчитывается более 40 млн семей. Среди них есть семьи расширенные (многопоколенные), которые объединяют под одной крышей два-три поколения (по подсчетам ученых, их не более 20%). Большинство российских семей состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми, ее называют нуклеарной семьей. Ученые выделяют семьи полные(двое родителœей) и неполные(где по каким-либо причинам отсутствует один из родителœей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками). Учитывая зависимость отколичества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало-имногодетные. По характеру распределœения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, традиционно выделяют два типа семьи. Традиционная,или патриархальная, семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителœей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей. К характеристикам партнерской, или эгалитарной, семьи (семьи равных)можно отнести справедливое, пропорциональное распределœение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение базовых проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений. Социальные психологи особо отмечают именно данный признак, подчеркивая тем самым, что только в семье партнерского типа можно говорить о взаимоуважении, взаимопонимании и эмоциональной потребности друг в друге. Существуют и различные варианты переходного типасемьи. К примеру, муж, проповедуя на словах крайне важность четкого распределœения обязанностей на мужские и женские, активно помогает жене по хозяйству. Или, наоборот, мужчина мало принимает участие в ведении домашнего хозяйства, а на словах ратует за демократические ролевые установки. Под функциями семьипринято понимать ее деятельность, имеющая определœенные социальные последствия. Рассмотрим некоторые из них. Репродуктивная функциясвязана с биологическим воспроизводством членов общества. Новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта͵ моральных и других ценностей. В этом проявляется воспитательная функция. Хозяйственно-экономическая функцияохватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления и проблему распределœения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами. Семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологического комфорта͵ обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса (эмоционально-психологическая функция).Ученые особо говорят о рекреационной функции,которая включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени. Вместе с тем, семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества (социально-статусная функция).Семья регулирует сексуальное поведение людей, определяя, кто, с кем и при каких обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения (сексуальная функция). Перечисленные функции определяют жизнедеятельность семьи. Οʜᴎ тесно связаны между собой, хотя их соотношение и удельный вес бывают различными.

Читайте также

  • - ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ КАК МАЛОЙ ГРУППЫ

    Семья как малая группа Вспомните:     что такое малая группа? Как межличностная совместимость и групповая сплоченность влияют на стабильность малой группы? Какие признаки характерны для современной семьи?       Для большинства людей семья —это... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    3.Сущность семьи как малой группы. Межличностные отношения в семье.

    Большинство психологов рассматривают семью как малую группу, выделяя следующие ее признаки: эмоциональная связь, общее предназначение, взаимоподдержка, общая система ценностей и установок.

    Изучение проблем семьи как малой группы весьма актуально в социальной психологии. В мире насчитывается не только 5,4 млрд отдельных индивидуумов, но также 200 национально- государственных образований, 4 млн общин в различных населенных пунктах, 20 млн экономических организаций и сотни миллионов других формальных и неформальных групп, будь то семья, церковная паства, собрание жильцов или свидание влюбленных.

    Этимологически «группа» восходит к двум корням: «узел» и «круг». В XVIII в. это слово широко распространяется как указание на возможность объединения некоторого числа однородных объектов, которые обладают каким-либо отличающим их общим признаком.

    Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло в XIX в. и послужило решающим стимулом развития новой, «гибридной» ветви психологического и социологического знания — социальной психологии.

    Особое внимание социальных психологов привлекает малая группа. Их интерес к ней настолько велик, что всю традицион­ную социальную психологию рассматривают как социальную психологию малых групп.

    Каковы признаки семьи как малой группы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо более подробно ознако­миться, что же собой представляет малая группа.

    Проблема малой группы — наиболее традиционная и хоро­шо разработанная проблема социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности, в частности — вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.

    С первых дней своей жизни человек связан с определенны­ми малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую инфор­мацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

    Однако из того обстоятельства, что феномен малой группы очевиден, отнюдь не следует, что ее проблемы относятся к простым в социальной психологии. Прежде всего весьма остро стоит вопрос, какие же группы следует рассматривать в качест­ве малых. Необходимо ответить на вопрос о том, что такое ма­лая группа и какие ее параметры подлежат исследованию в со­циальной психологии? Для этого обратимся к истории изучения малых групп.

    За более чем 90-летнюю историю экспериментальной соци­альной психологии исследователи неоднократно обращались к определению понятия «малая группа», сформулировав при этом огромное количество всевозможных, часто случайных, порой весьма различающихся между собой и даже противоречивых по смыслу дефиниций. И это неудивительно: в своих попытках со­ответствующим образом определить малую группу авторы, как правило, шли от собственного ее понимания, диктовавшего акцентирование тех или иных сторон группового процесса, иногда выбираемых априори, чаще же выявляемых чисто эмпирическим путем.

    Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее «синтетическое», то оно сводится примерно к следу­ющему: под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном обще­нии, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

    Это определение в отечественной социальной психологии наполняется новым содержанием: установление факта «общей социальной деятельности» сразу же задает группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда. Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым предлагает теоретичес­кую схему для всего последующего исследования. Для того чтобы именно эта интерпретация приобрела достаточную определенность, можно в приведенном определении выделить самое существенное и значимое, а именно: малая группа — это груп­па, в которой общественные отношения выступают в форме не­посредственных личных контактов. В этом определении содер­жатся в сжатом виде основные признаки малой группы, выделяемые в других системах социально-психологического знания, и вместе с тем четко проведена основная идея понимания группы с точки зрения принципа деятельности.

    При таком понимании малая группа — это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, определенной общественной системы. Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: обществен­ные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Распространенный в психологии термин «контактная группа» приобретает здесь конкретное содержание: малая группа — это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случай­ном собрании людей), а контакты, в которых реализуются оп­ределенные общественные связи и которые опосредованы сов­местной деятельностью.

    Выбор определения малой группы связан с вопросом о ее размерах, традиционно обсуждаемым многими авторами. При­нято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы. Согласно мнению большинства исследователей, малая группа «начинается» с диады. С ней соперничает другая точка зрения относительно нижнего предела малой группы, согласно которой наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. Поэтому нельзя сказать, что вопрос решен оконча­тельно.

    Что же касается верхнего количественного предела малой группы, т.е. максимально возможного ее объема, то мнения специалистов на этот счет значительно расходятся.

    Достаточно стойкими оказались представления, сформиро­ванные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7 + 2 при исследованиях объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в па­мяти). Для социальной психологии заманчива определенность, вносимая введением «магического числа», и долгое время ис­следователи принимали число 7 + 2 за верхний предел малой группы. Если обратиться к практике исследований, то там на­ходятся самые произвольные числа, определяющие этот верх­ний предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях упоминаются группы и по 30—40 человек, когда речь идет о школьных классах.

    По мнению многих психологов, абсолютно правы те иссле­дователи, которые считают, что изучаемая малая группа должна быть прежде всего реально существующей группой, и если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не уста­навливать какой-то жесткий «верхний» предел ее, а принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний».

    Это специфическое решение проблемы, но оно не только допустимо, но и наиболее обоснованно. Малой группой тогда оказывается группа, представляющая собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпиричес­ки. При исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех чело­век, и семьи, состоящие из 12 человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из 40 человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности.

    Таким образом, малая группа — это ограниченная совокуп­ность непосредственно взаимодействующих людей, которые:

    относительно регулярно и продолжительно контактируют ли­цом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;

    обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные пот­ребности и устойчивые интересы;

    участвуют в общей системе распределения функции и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает в раз­личной степени выраженную кооперативную взаимозависи­мость участников, проявляющуюся как в конечном продук­те совместной активности, так и в самом процессе его про­изводства;

    разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппово­го поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде;

    расценивают преимущества от объединения как превосхо­дящие издержки и большие, чем они могли бы получить в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность;

    обладают ясным и дифференцированным (индивидуализи­рованным) представлением друг о друге;

    связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями;

    представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

    Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе, допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по сте­пени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около 50 различ­ных оснований классификации. Малые группы классифициру­ются по нескольким различающимся между собой основаниям и по дихотомическому принципу. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные.

    Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описа­тельное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп, — непосредственность контактов. Но при выделении такого при­знака первичные группы стали отождествлять с малыми группа­ми, и тогда классификация утратила свой смысл. Если признак малых групп — их контактность, то нецелесообразно внутри их выделять еще какие-то особые группы, где специфическим при­знаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции со­храняется деление на первичные и вторичные группы (вторич­ные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи).

    Вторая из исторически предложенных классификаций малых групп — это деление их на формальные и неформальные, впервые предложенное Э. Мэйо при проведении им знамени­тых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, предписанные групповыми нормами. Соответственно, в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отно­шениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в усло­виях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формаль­ных групп Э. Мэйо обнаружил еще и неформальные группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотноше­ний по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе воз­никают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различ­ным формальным группам, являются примерами таких нефор­мальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в груп­пе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реаль­ной действительности очень трудно вычленить строго формаль­ные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.

    Третья классификация выделяет так называемые группы членства и референтные группы. Это деление было введено Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феноме­на референтной группы. В экспериментах Хаймена было пока­зано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведе­ния, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индиви­ды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отли­чие этих групп от реальных групп членства было отмечено в ра­ботах М. Шерифа, где понятие референтной группы было свя­зано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что ре­ферентная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

    Выделяется еще одна оппозиция лабораторные группы — естественные группы. К первым относятся группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях, ко вторым — группы, функционирую­щие в реальных жизненных ситуациях. Принципиальное раз­личие между группами обоих типов состоит в том, что в первом случае речь идет о группах, укомплектованных случайными ли­цами (приглашенные добровольцы, испытуемые) на время экс­перимента и с его окончанием прекращающих свое существова­ние, — так называемых «пятидесятиминутных», по выражению М. Шоу, группах. Во втором случае имеются в виду преимущест­венно сложившиеся группы с определенной историей, нередко характеризующиеся довольно высоким уровнем социально- психологического развития.

    В основание следующей рассматриваемой оппозиции — открытые группы — закрытые группы — положена степень от­крытости, доступности группы влиянию окружающей ее соци­альной среды, общества. В современном мире практически почти любая малая группа является открытой, что следует хотя бы из обсуждавшегося выше ее определения. Тем не менее мы вынуждены сказать «почти» отнюдь не случайно. Время от вре­мени обнаруживается существование групп, которые, вероятно, в той или иной мере можно отнести к категории закрытых вследствие их «вырванности» из мира людей, утраты, порой в течение длительного времени, даже минимальных связей с ним, как это случилось, например, с семьей старообрядцев Лыковых из документальной повести В. Пескова «Таежный тупик».

    И наконец, еще одна очень часто встречающаяся в литера­туре классификация малых групп, в соответствие которой они подразделяются на стационарные и временные.К последним от­носятся не обязательно только лабораторные, но и естествен­ные группы.

    studfiles.net

    Признаки семьи как малой группы

    Понимание семьи как малой группы весьма распространено в социальной психологии. В целом под малой группой понимают малочисленную группу людей с общей социальной деятельностью.

    Инструкция

    • Для семьи как для малой группы характерно соприсутствие людей во времени и пространстве, что делает возможными личные контакты между ними.
    • Для семьи характерна референтность – это значит, что все члены семьи принимают и разделяют некие общие паттерны поведения. У них также имеются общие моральные ценности.
    • В семье как в любой малой группе имеется лидер и подчиняемые. Лидером в семье может быть кто-либо из взрослых ее членов, потому как они играют ведущую роль в обеспечении жизнедеятельности всей группы.
    • Семья отличается интегрированностью. Это понятие означает высокую степень единства и общности всех ее членов.
    • Для семьи как для малой группы свойственна внутригрупповая активность. Все ее члены с разной интенсивностью взаимодействуют друг с другом.
    • Характерна и межгрупповая активность, потому как все члены семьи включаются в различные отвлеченные внешние группы. Ни один человек не может быть только членом семьи как социальной группы.
    • В семье имеется свой микроклимат, который создается спецификой взаимоотношений между ее членами. Играет роль их психологическое состояние, уровень удовлетворенности, уровень комфорта при пребывании в семейной группе.
    • Для семьи как для малой группы характерно наличие интеллектуальной коммуникативности, этот признак отражает характер межличностного восприятия и нахождения общего языка.
    • Семья имеет свою направленность, под которой понимается некая общая цель. Для достижения этой цели делают свои вклады все члены семьи. Это могут быть ближние или дальние перспективы.
    • Цели в семье могут быть интеллектуальные или эмоциональные, бывают и физические.
    • В семье как в любой малой группе есть преобладающий эмоциональный фон. Он создается эмоциями всех членов семьи.
    • Семья характеризуется признаком волевой коммуникативности – способностью противостоять трудностям.
    • Семья имеет свою ролевую структуру, причем роли в семье могут быть самые различные. Роль – это социальная функция личности, которой предписаны те или иные стереотипы поведения. Кроме очевидных, роли в семье могут быть такие: хозяин, воспитатель, психотерапевт, организатор досуга, ответственный за поддержание семейных традиций.
    • Последний признак – наличие у семьи своей специфической культуры. Это некие выработанные нормы и правила, опираясь на которые члены семьи ожидают друг от друга того или иного поведения.

    completerepair.ru

    3. Семья как социальный институт и малая группа

    Соотношение понятий «брак» и «семья»

    Семья пережила все испытания временем и пространством. Сегодня семья существует во всех частях света, а ее история насчитывает многие тысячелетия. Значение семьи в жизни индивида и общества невозможно переоценить. Но каждое поколение постигает эту истину заново.

    Наука о семье развивается в условиях многоликости семейных структур и разнообразия представлений людей о семье и браке. Каждый житель нашей планеты считает себя компетентным в области брачно-семейных отношений. Люди весьма охотно ведут разговоры о любви, браке, детях, родственниках со стороны мужа и жены, делятся друг с другом «рецептами» решения семейных проблем. Педагог или психолог тоже обладают личной концепцией семьи, которая время от времени может рассогласовываться с их профессиональной позицией. Накопление житейских знаний и поиск достоверных научных фактов объединены общей целью: понять, каким образом обеспечить стабильность института брака и семьи, как сделать семейную жизнь удачной и счастливой.

    В обыденном сознании понятия «брак» и «семья» могут отождествляться, но в науке принято их разграничивать. В первом термине находят отражение социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. Мужчина и женщина выступают в нем и как личности, и как граждане государства. Социальный характер брака проявляется, прежде всего, в публичной форме его заключения, в контролируемом обществом выборе брачных партнеров, в наследовании семейного имущества.

    Философский энциклопедический словарь трактует брак как исторически обусловленную, санкционируемую и регулируемую обществом форму отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Санкционируя брак, общество берет на себя обязательства по его охране и налагает на партнеров ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым — за будущее семьи. Общество может оказывать материальную помощь семье, что является составной частью социально-демографической политики любого государства.

    20

    Крупный специалист в области социологии семьи А.Г. Харчев понимал брак как исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские, родительские права, обязанности.

    С.И. Голод обращает внимание на то, что брак представляет собой в целом исторически разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, традиция, религия, право, нравственность) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, которое направлено на поддержание непрерывности жизни. Социальное предназначение брака — воспроизводство. Отсюда следует вывод, что однополые браки — нонсенс, а гомосексуальные связи — реальность. Вместе с тем, в конкретных условиях социальная цель брака может и не реализоваться.

    Значение брака в повседневной жизни людей может закрепляться его церковным таинством. Супружеские отношения освящаются церковью, что означает их неразрывность, постоянство, долговечность.

    В настоящее время в большинстве случаев брак выступает как добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной склонности и личной договоренности, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание и сохранение семьи. Благодаря правовой охране супружества и кровнородственных отношений обеспечивается социальная защищенность личности. Тем не менее, далеко не все пары прибегают к юридическому оформлению брака.

    Наряду со свободой заключения брака, может существовать и свобода его расторжения, что выражается в разводе. Поэтому к области брачного поведения относятся и действия партнеров, приводящие к сепарации (т. е. постепенному отчуждению супругов друг от друга) и разводу.

    В современном мире наблюдается значительная вариативность моделей брачных отношений, формируются браки, являющиеся альтернативами классической моногамии.

    Понятие «семья» предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Такой подход выражен в лаконичной формулировке С.И. Голода, рассматривающего семью как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства.

    Приведем традиционное определение данного понятия, встречающееся во многих справочных изданиях. Семья — это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Однако жизнь вносит некоторые коррективы в такое понимание семьи. В частности, развивается «гостевой» (регулярно-раздельный) брак, предполагающий раздельное проживание супругов в течение достаточно длительного промежутка времени.

    Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А.Г. Харчевым: «семья — это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

    Комментируя данное определение, С.В. Ковалев подчеркивает несколько важных моментов.

    • Семья меняется со временем, в соответствии с переменами в обществе, хотя и является одним из наиболее стабильных социальных институтов.

    • Малой группой семью можно назвать потому, что она вполне попадает под определение этого исходного элемента социума, отличаясь характером (интимно-личностным) объединения людей.

    • Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в выполнении семьей репродуктивной и воспитательной функций, что гарантирует продолжение существования самого человечества.

    Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о ее членах, взятых в отдельности. Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье.

    22

    Индивидуальные дисфункции членов семьи являются отражением системных нарушений.

    Точное содержание понятия «семья» зависит от определенного исторического и культурного контекста. Изначально под семьей подразумевалось все домашнее хозяйство, функционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека. Помимо собственно семьи, сюда относились многочисленная родня, слуги, рабы и даже домашние животные. Таким образом, под семьей понималось объединение людей в целях эффективного социального регулирования или управления. В самой своей основе семья является сообществом, предполагающим защиту и удовлетворение элементарных потребностей своих членов; биосоциальной структурой, ограждающей от голода и депривации, в формах которой развивался человеческий род. В современном обществе нормативная семья может быть описана как социоэкономическая единица, существующая вокруг гетеросексуальной пары.

    Семья как социальный институт

    В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы.

    Согласно общепринятой трактовке, понятие «социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов.

    Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей, к которым относятся: коммуникации в обществе, производство товаров и услуг и их распределение, воспроизводство членов общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества, социальная стабильность. Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия. Каждый из них специализируется на решении принципиально важной для выживания и нормального функционирования общества проблемы.

    23

    Социальные институты образуют ядро нормативно-ценностной структуры общества. Они ограничивают или подавляют такие действия людей, которые не согласуются с соответствующими стандартами поведения.

    Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание.

    Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом.

    Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.

    24

    Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи — важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи.

    Одновременно семья стремится к поддержанию своей автономии, борется за свое существование в социуме. Для этого она должна обладать средствами сопротивления внешним угрозам, например, усилению контроля над семьей со стороны государства. Чрезмерное вмешательство внешних сил в семейную систему нарушает баланс отношений семьи и общества. Институт семьи может оказаться в подчиненном положении по сравнению с другими социальными институтами. Поэтому возникает потребность в просемейной политике.

    Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей.

    Противоречивые процессы в области брачно-семейных отношений — рост числа разводов, неполных семей и повторных браков, снижение рождаемости и воспитательного потенциала семьи и т. д. — вынуждают специалистов рассуждать об институциональном кризисе семьи. Это проявляется в том, что изначально сплоченное единство семьи как социального института, объединявшего в себе родительство, супружество, родство, начинает распадаться на отдельные, независимые от семьи части (например, родители могут не быть супругами, а отец не связан с детьми кровным родством и т. п.). Однако на протяжении многих веков институт семьи демонстрировал свою устойчивость и даже ригидность. По всей видимости, точнее будет говорить о смене типов семьи как малой группы внутри социального института семьи, о возникновении новых стилей семейных отношений, о существенных изменениях в ценностно-мотивационной регуляции брачного поведения.

    Семья как малая группа

    Понимание семьи как малой группы находит множество своих сторонников среди исследователей, и тем более среди психологов-практиков, поскольку открывает неоценимые возможности для оказания психологической помощи семье.

    25

    При всем многообразии определений понятия «малая группа» можно выделить основное его содержание. Малая группа — это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

    Перечислим основные признаки малой группы:

    • общие цели и общая для всех членов группы деятельность;

    • личный контакт между членами группы;

    • определенный эмоциональный климат внутри группы;

    • особые групповые нормы и ценности;

    • физический и моральный образец члена группы;

    • ролевая иерархия между членами группы;

    • относительная независимость (автономность) этой группы от других;

    • принципы приема в группу;

    • сплоченность группы;

    • социально-психологический контроль поведения членов группы;

    • особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы,

    Это первичные признаки малой группы. В ряд вторичных признаков входят: конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу.

    По-прежнему остается открытым вопрос о признании за диадой права именоваться малой группой. Решение этого вопроса является принципиальным для психологии семьи. Известный американский социальный психолог Д. Майерс предлагает недвусмысленное определение: группа — это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы». А.И. Антонов настаивает на трактовке семьи как малой группы с присущими ей свойствами, не сводимыми к свойствам индивидов или пар. В этом случае диаду «мать — ребенок», возникшую после развода, следует воспринимать как осколочную форму семьи.

    26

    Семья относится к разряду первичных групп. Ей присущи интимные, лицом к лицу, отношения между людьми. Такая группа обеспечивает процесс первичной социализации и опосредует вхождение индивида в другие группы. Мнения и представления членов первичной группы имеют особое значение в формировании сознания и самосознания ребенка. Можно рассматривать процесс формирования человеческого Я как результат социального взаимодействия.

    Первичная группа является неформальным объединением. Решающая роль в ее возникновении и функционировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, их мироощущению. В неформальных группах многие вопросы решаются совместно. Каждая неформальная группа отличается своей особой, неповторимой культурой. Имеются специальные значения, выражения, обращения и жесты, разделяемые только внутри данного круга. Используется своя символика, понятная, как правило, только тем, кто принадлежит к этой группе. Именно так складывается своеобразный «язык семьи», освоить который бывает непросто новому члену семьи, появившемуся в ней, например, в результате повторного брака. Таким путем формируется прочное чувство «мы» — психологическая целостность группы и стремление ее членов идентифицировать себя с сознанием и психологией группы, полностью разделяя присущие ей взгляды, ценности, идеалы.

    Первичная группа предполагает высокую степень интимности и доверительности отношений, эмоциональной вовлеченности членов группы в ее дела. По мере развития отношений интимность обычно растет. Самораскрытие будет затруднено, если ответной реакцией на него окажется критика или отвержение со стороны других членов семьи. Желание поделиться сокровенным в сочетании с принятием этого желания партнером укрепляет чувства любви и симпатии.

    Доверительный и интимный стиль отношений может стимулировать более четкое и ответственное выполнение членами группы своих обязанностей.

    27

    Отечественный социолог и философ М.С. Комаров так разъясняет значение первичной группы для каждого человека:

    • здесь индивид полностью раскрывает себя в интимно-доверительных отношениях, выражает свои самые сокровенные мысли и желания;

    • она дает возможность индивиду получить личное удовлетворение от общения с близкими по духу и мировоззрению людьми;

    • общение и жизнедеятельность в первичных группах позволяют снимать стрессы и напряжения, тревоги, беспокойство, которыми страдает современный человек от чрезмерных социально-психологических перегрузок на работе;

    • мнение первичной группы весьма важно для самооценки индивида, понимания его реального статуса в обществе.

    Первичные неформальные группы, в ряду которых семья занимает ведущее место, составляют микросреду жизнедеятельности человека и в огромной степени влияют на его поведение.

    Семья может выступать для индивида в качестве референтной группы. Это понятие используется в двух случаях:

    • для обозначения группы, которая мотивирует индивида быть принятым в ней. С этой целью индивид поддерживает свои установки в соответствии с тем, что, на его взгляд, считается общепринятым в группе. Группа устанавливает стандарты и вознаграждает того, кто им следует;

    • референтная группа служит своеобразным эталоном, образцом или отправной точкой для сравнения и оценки индивидом себя или других.

    Семья может и не быть референтной группой. Например, для подростка теми лицами, чьим мнением и оценкой он особенно дорожит, служат подчас не родители, а его кумиры — музыканты, актеры, спортсмены и т. п. Под влиянием авторитетного лица подросток может прибегнуть и к противоправным действиям. Этим можно объяснить и факты совершения преступлений детьми из благополучных семей: группа сверстников, являясь референтной, может одобрять подобный поступок; хулиганство воспринимать как смелость, кражу — как предприимчивость.

    К референтной группе относятся далеко не все люди из ближайшего окружения даже в первичных группах, а лишь узкий круг «значимых других». Для эмоционального благополучия субъекта и предупреждения отклонений в его поведении важно, чтобы члены семьи входили в число тех, чьим убеждениям и взглядам он особенно доверяет и чья безупречная репутация может служить для него примером.

    28

    studfiles.net

    Семья как малая группа

    Производство Семья как малая группа

    просмотров - 557

    Отличительные особенности семьи как малой группы общества состоят в следующем:

    1) семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно-доверительными связями;

    2) в семье преобладают доверительные отношения между супругами и детьми;

    3) особенность семьи проявляется в способе ее формирования: люди вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости.

    Основные функции современной семьи бывают сведены к следующему:

    1) репродуктивная - биологическое воспроизводство членов семьи;

    2) воспитательная - социализация личности;

    3) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми;

    4) экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

    5) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителœей перед детьми;

    6) сфера духовного общения - развитие личности члена семьи;

    7) социально-статусная - предоставление социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры.

    8) досуговая - организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга;

    9) эмоциональная - эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

    10)сексуальная - сексуальный контроль.

    11) накопления собственности и передача ее по наследству.

    Среди перечисленных функций важнейшими являются репродуктивная и воспитание детей;

    Известный отечественный социолог И. Кон дает описание различных типов культур (в зависимости от господствующих норм половой морали), среди которых выделяет два базовых типа: антисексуальная (репрессивная) и просœексуальня (терпимая).

    Примером репрессивной морали может служить средневековая христианская мораль. Пример противоположного типа - культуры народов Полинœезии: сексуальность и эротизм здесь активно поощряются, половые проблемы свободно обсуждаются, выражаются в ритуалах, песнях, танцах,

    Важно заметить, что для социологической теории семьи большой интерес представляет вопрос об эволюции типов семей и тех трансформациях, которым она подвергалась в условиях современного индустриального общества. Известно, что в аграрном обществе господствовала расширенная семья, которую иногда называют патриархальной.

    При переходе от аграрного общества к индустриальномупроизошли демографическая революция, результатом которой явилось возникновение нового типа семьи - нуклиарной, или малодетной, получившей особой распространение в урбанизированных районах.

    Каковы основные причины столь существенной трансформаци семьи. Основные из них бывают сведены к следующим:

    1) свойственная индустриальной экономике организаций производственного процесса требует отдаления места работы от места жительства, что приводит к росту мобильности населœения, ослабившей частоту, и интенсивность контактов между членами расширенной семьи;

    2) рост социальной мобильности и свойственная индустриальному обществу ориентация на «достигаемый статус» приводит к тому, что члены семьи начинают занимать различные социальные позиции, что также приводит к ослаблению родственных связей;

    3) рост дифференциации и специализации общественного труда в индустриальном обществе приводит к широкому распространению; культурно-образовательных учреждений и развитию сферы услуг, эти учреждения берут на себя многие традиционные функции семьи образовательную, хозяйственную, досуговую и др.

    Важную роль в семейно-брачных отношениях играют тенденции семьи. Тенденции - ϶ᴛᴏ более или менее устойчивые, повторяющиеся явления, факты, события, которые уменьшаются или увеличиваются по отношению к какому-либо начальному периоду.Назовем некоторые из них на сегодняшний день относительно 1991 ᴦ.:

    1) брак по любви, равноправный, добровольный без материальных расчетов;

    2) рост общественной ценности семьи в становлении и развитии личности;

    3) укрепление чувств супругов в индивидуальной половой любви;

    4) опрежение смертности над роджаемостью. Россия ежегодно вымирает почти на 1 миллион человек. К срединœе столетия россиян будет всœего 100 млн.

    5) сокращение рождаемости;

    6) рост числа разводов;

    7) стремление девушек к замужеству с богатым (без любви, но терпимым).

    8) Рост преступности, в том числе подрастковой и д.р.

    Свойственная современному обществу тенденция превращена семьи в «дружественный интимный союз» позволяет в отдельных случая адаптироваться к требованиям социально-профессиональной структуры общества. В некоторых социальных слоях общества начинает создаваться новый тип семьи, успешно сочетающий в себе ценностные ориентации супругов на создание собственной семьи и их профессиональные интересы, связанные с ориентацией на «достигаемый статус», ᴛ.ᴇ. карьеру в выбранной профессии. Этот тип получил название «бикарьерной семьи». На западе- эта форма получила распространение в верхних слоях среднего класса, у нас - в некоторых слоях интеллигенции.

    Читайте также

  • - Семья как малая группа

    Отличительные особенности семьи как малой группы общества состоят в следующем: 1) семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно-доверительными связями; 2) в семье преобладают доверительные отношения... [читать подробенее]

  • - Семья как малая группа.

    Социальные группы подразделяют на большие (национальность, профессия) и малые. Семья является малой группой, самой сплоченной ячейкой общества. Семьяв социальном плане - малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой,... [читать подробенее]

  • - Семья как малая группа.

    Семья как основной институт общества выполняет определенные функции, которые можно разделить на специфические и неспецифические. Специфические функции отражают особенности семьи как социального явления и оста­ются за семьей при любых изменениях в обществе: -... [читать подробенее]

  • - Вопрос. Семья как малая группа

    Семья– это группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и... [читать подробенее]

  • - Тема: Семья как малая группа.

    СД, ЛД, МПД § 1. Понятие и функции семьи. С социально-психологической точки зрения, семья представляет собой соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупность межличностных... [читать подробенее]

  • oplib.ru