Упрочение федерации в Конституции США. Эволюция политического режима США. Политический режим в сша в 1920


ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В США Соединенные Штаты

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В США

Соединенные Штаты Америки – крупнейшая мировая держава с развитой демократической государственностью и прочными правовыми традициями. Источником конституционного права этой страны на федеральном уровне выступают Конституция, законы и резолюции Конгресса, нормативные правовые акты Президента, решения Верховного суда, некоторые обычаи. Аналогичные источники образуют конституционные системы штатов.

Государственный строй США, его концепция и правовые институты, основаны на идеях демократии и защиты прав человека

ЭКОНОМИКА Бешеный ритм экономического развития, олицетворявшего материальный прогресс, новейшие достижения науки и техники, преобразование быта сочетались в США с ростом консерватизма и воинственного индивидуализма. Бизнес добился отмены целого ряда законов, ущемлявших права хозяина, и регламентаций военного времени.

ЭКОНОМИКА США поздно вступили в первую мировую войну, и их людские потери были невелики. За годы первой мировой войны промышленное производство сделало большой скачек. Изменилось и финансово положение США в мире. Из должника Европы они превратились в международного кредитора.

ЭКОНОМИКА Крупные корпорации стали инициаторами развития массового производства. В авангарде технического прогресса были: автомобильная, химическая, электротехническая промышленности, производство бытовой техники. Процветал подпольный бизнес, особенно нелегальное производство и продажа спиртных напитков В быстрорастущих городах и в крупных промышленных центрах появились целые гангстерские синдикаты

Мировой экономический кризис 1929 -1933 гг. Он имел самые тяжелые последствия для американской экономики. В результате кризиса обанкротились свыше 5 тыс. банков. К весне 1933 года в стране насчитывалось до 17 млн. безработных. На окраинах больших городов выросли поселки из лачуг, где ютились люди, лишившиеся работы и жилья. Летом 1930 г. в Чикаго возник Национальный совет безработных. Начались массовые демонстрации и «голодные походы» , которые были проведены в Вашингтоне в 1931 -1932 гг.

ГРАЖДАНСКАЯ СТРУКТУРА Консерватизм в США отгораживался от революционных событий в Европе и роста в собственной стране социальных и расовых конфликтов. Активизировался ку-клукс-клан. Число членов в этой расистской организации возросло в начале 20 -x гг. в 10 раз и достигло 5 млн. человек. Рост рабочего движения вызвал «красную панику» Рост преступности, коррупции, подпольный бизнес «СУХОЙ ЗАКОН»

ПОЛИТИКА Особенности политического развития Во многих странах были проведены реформы (уступая требованиям рабочих и профсоюзов) Введено всеобщее избирательное право Рост влияния социал-демократических партий

“НОВЫЙ КУРС” РУЗВЕЛЬТА В этой обстановке осенью 1932 г. на президентских выборах победил кандидат от демократической партии Франклин Рузвельт (1882 -1945). Свою президентскую политику Рузвельт назвал новым курсом. Его основной идеей было введение «конституционного экономического порядка» . Новая администрация начала с укреплением банковской системы страны за счет поддержки крупных банков, сосредоточения всего золотого запаса США. Одним из первых был принят закон о регулировании сельского хозяйства

“НОВЫЙ КУРС” РУЗВЕЛЬТА Особая роль отводилась закону о восстановлении национальной промышленности (НИРА – National Industry Recovery Act). Он предусматривал введение кодексов «честной конкуренции» , которые устанавливали продолжительность рабочего дня и минимум заработной платы. Компании, подписавшие подобные кодексы, получали государственную поддержку.

“НОВЫЙ КУРС” РУЗВЕЛЬТА Чтобы сократить безработицу, проводились программы общественных работ – от очистки улиц, до строительства дорог и других объектов. Их девизом было: «Не развращающие пособия, а здоровый труд» . Особую поддержку получал Гражданский корпус сохранения ресурсов, привлекавши к работе молодежь.

present5.com

Европа в межвоенный период — политика, достижения, реформы, расцвет, кризис, упадок, итоги, вики — WikiWhat

Основные статьи: Межвоенный период, История Европы

Содержание (план)

В 1920-х гг. в европейских странах была преодолена экономи­ческая разруха, приостановлена послевоенная инфляция, восста­новлена устойчивость национальных валют. Дальнейшее развитие получили такие отрасли хозяйства, как автомобильная, электротех­ническая, химическая. В системе международных экономических отношений усилилась роль США.

План Дауэса

Значительную роль в стабилизации экономик стран-победитель­ниц сыграл план Дауэса, принятый в 1924 г. По этому плану Герма­ния получила кредиты, которые позволили ей не только восста­новить экономику, но и выплачивать репарации. Страны — полу­чатели репараций смогли вернуть военные кредиты, полученные у США. Однако экономическая стабилизация была непрочной. Сохранилась низкая платёжеспособность населения при массовом производстве товаров. Конкуренция, анархия производства, кри­зис сбыта товаров неумолимо вели мировую экономику к кризису перепроизводства.

Мировой экономический кризис

см. Мировой экономический кризис

Социальная маргинальность

В результате ускоренной модернизации прекратило существова­ние старое традиционное общество, это усиливало процессы марги­нализации. Понятие «маргинальность» (от лат. margo — «край», «граница») характеризует одну из наиболее тяжёлых форм кризиса идентичности.

Увеличивающийся рынок рабочей силы пополнялся выходцами из различных слоёв общества. Для многих из них это означало крушение понятного и знакомого мира, привычного уклада жизни. Приобретённый новый социальный статус вступал в противоречие с внутренними установками и идеалами, ассо­циировался с одиночеством, порождал растерянность. В умах лю­дей, разочарованных и потерянных, находила отклик пропаганда «великих идей», «великих целей», мифического образа врага, ко­торым мог быть народ, страна или отдельные политические деяте­ли.

Крайне негативное влияние на маргинальные массы оказала Первая мировая война. Культ силы, жестокость, массовые убийства стали восприниматься «человеком массы» как проявление естест­венной сущности человека. Распространение тоталитарной идеоло­гии во многом было связано с социальным заказом маргинального общества.

Политическое развитие 1920-х гг. характеризовалось усилением влияния либеральных и социал-демократических партий, социаль­ная база которых расширилась за счёт введения почти во всех европейских странах всеобщего избирательного права. Впервые в истории Европы социал-демократические партии возглавляли пра­вительство или входили в правящую коалицию с другими политиче­скими партиями.

В то же время началось жёсткое соперничество между коммунистическими партиями, морально и материально под­держиваемыми Советским Союзом, и социал-демократами. Компар­тии согласно позиции Коминтерна, контролируемого СССР, харак­теризовали социал-демократов как «левое крыло фашизма», высту­пали за установление диктатуры пролетариата по советскому образцу. Всё это способствовало расколу рабочего движения, его дезорганизации в условиях надвигающейся опасности фашизма.

Тоталитарные и авторитарные режимы

см. Тоталитаризм, Итальянский фашизм и германский нацизм

Политический курс на реформирование был свойствен прежде всего странам с традиционной парламентской системой. Поли­тическая стабильность, демократизация и реформы в 1920-х гг. имели место там, где важную роль играло демократическое движе­ние, где формировался умеренно-реформистский центр, оказыва­ющий влияние на правительственные круги и способный противо­стоять радикальным силам. Однако в странах, только что воспри­нявших демократию, её кризис был повсеместен, причём слабость демократии, её неэффективность понимались не как структур­ные проблемы государства, политического сознания, а как внут­ренне присущие демократии черты. Итог во многих случаях был одинаков: установление тоталитарных или военно-авторитарных режимов.

  • 1919 г. — в Венгрии установлена диктатура регента адмирала М. Хорти, звания которого вдвойне были нелепы: регент без пер­спективы монархии, адмирал в стране, не имеющей выхода к морю.
  • 1926 г. — в Польше утверждена диктатура Ю. Пилсудского.
  • 1932 г. — в Португалии установлена диктатура А. Саласара.
  • 1934 г. — осуществлён авторитарный переворот в Болгарии.
  • 1935 г. — в Греции король предоставил неограниченные полно­мочия генералу И. Метаксасу.

Для военно-авторитарных диктатур в межвоенный период было характерно: наличие диктатора, подчас харизматической личности, а также сохранение у власти традиционных элит в армии, государ­ственном аппарате, церкви. В крупнейших европейских странах — Италии (1922 г.) и Германии (1933 г.) — установились фашистские режимы. Нельзя забывать, что и во Франции фашисты имели боль­шие шансы, и лишь своевременные меры правительства Народ­ного фронта ликвидировали эту опасность и сохранили демокра­тию. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

К концу 1930-х гг. демократические режимы сохранились лишь в 13 европейских странах (6 республик и 7 монархий): Фран­ции, Англии, Бельгии, Голландии, Люксембурге, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, Чехословакии, Швейцарии, Ирландии, Исландии.

Страны Европы в межвоенный период

На этой странице материал по темам:
  • Развитие религии в европе в межвоенное время

  • Сформулируйте основыне проблемы с которыми в 1920 году

  • Европа межвоенного времени-презентация

  • Повседневная жизнь европейского общества в межвоенный период

  • Особенности развития стран тоталитаризма и стран демократии в межвоенный период.

Вопросы к этой статье:
  • В чём проявились социальные, политические и эконо­мические особенности Европы послевоенного периода?

  • Сформу­лируйте проблемы, с которыми в 1920-х гг. столкнулись ведущие европейские страны.

  • Каковы итоги социально-экономического и политического развития стран Европы к концу 1920-х гг.?

  • Почему в европейских странах возникали авторитарные режимы? Какими чертами они характеризовались?

wikiwhat.ru

67. Общая характеристика политических режимов в латиноамериканских государствах хх века.

Латиноамериканские государства в первые десяти­летия XX в. Вступление латиноамериканских государств в XX в. происходило в условиях, когда их социально-эконо­мические и национально-этнические структуры, мало из­менившиеся после завоевания независимости, несли в себе многие черты прошлого. Латифундизм и клерикализм не были подорваны, а процессы этнической интеграции и национальной консолидации не завершились. Но развитие ка­питализма привело в XX в. к росту социальной и политиче­ской мобильности населения в латиноамериканских респуб­ликах, к утрате земельной олигархией и клерикалами мо­нополии на власть. К руководству государством все чаще приходят представители национальной буржуазии, прежде всего ее верхушки. Постепенно увеличивалась активность политической жизни средних и беднейших слоев общества. В XX в. в экономике и политике латиноамериканских рес­публик значительно возрастает роль иностранного капита­ла.

С начала XX в. постепенно преодолевается известный изоляционизм, присущий латиноамериканским государст­вам в XIX в. Они все более втягиваются в мировые хозяйст­венные связи, в общий процесс развития цивилизации. В результате этого процесса ключевые позиции в экономи­ке латиноамериканских стран заняли не национальные пред­приниматели, а иностранцы. До первой мировой войны ве­дущую роль играли здесь английские компании. После пер­вой мировой войны США, опираясь на сформулированную еще в XIX в. президентом Монро доктрину: "Америка для американцев", постепенно начинают теснить своих тради­ционных конкурентов. Американский капитал не только доминировал в важнейших отраслях промышленности и торговли стран Латинской Америки, но и приобрел здесь крупные земельные владения. Господство иностранных ком­паний вело к деформированному развитию национальной экономики, к искусственной поддержке латифундизма, к консервации антидемократических государственных и пра­вовых институтов.

Правящие круги США в начале XX в. с помощью "ди­пломатии доллара" и политики "большой дубинки" усили­вали свое политическое и военное давление на правитель­ства латиноамериканских республик, открыто вмешивались в их внутренние дела. Правительство США под предлогом защиты жизни и интересов американских граждан все чаще начинает посылать морскую пехоту в различные латино­американские государства с целью поддержать проамери­канские диктаторские режимы (интервенции на Кубе, в Панаме, Доминиканской Республике, Никарагуа, Гондура­се). С помощью экономического давления и военной силы правительство США неоднократно навязывало латиноамериканским республикам договоры, которые грубо наруша­ли их суверенитет и нормы международного права. США неоднократно оказывали нажим на латиноамериканские страны с целью закрепления за американскими компания­ми льгот по аграрному, налоговому и горному законодательству этих стран.

Таким образом, иностранный капитал, крупная нацио­нальная буржуазия и земельная олигархия составляли ту основную силу, которая стояла на пути социального про­гресса и демократических преобразований. В XX в. за мно­гочисленными путчами и военными переворотами скрыва­лись интересы не только местных олигархических кругов, но и иностранных компаний, соперничающих между собой за влияние на континенте. В Гаити, например, в 1908- 1915 гг. правительства сменялись 7 раз и получили назва­ние "однодневки". Республика была опутана французски­ми, германскими и американскими займами и подвергалась постоянному шантажу. В 1915 г. США оккупировали Гаити под предлогом "защиты безопасности и собственности аме­риканских граждан" и с целью "помочь гаитянам создать прочное правительство".

В Доминиканской Республике в начале XX в. шла бес­прерывная смена президентов-каудильо. Они были не в со­стоянии платить проценты по иностранным займам. В 1911 г. в республике произошло антиамериканское восстание, вызван­ное раздачей американским сахарным компаниям крупных земельных угодий. Опасаясь за судьбу американских капи­талов, правительство США в 1915 г. послало в Доминиканскую Республику морскую пехоту и фактически управляла этой страной до 1924 г.

Ожесточенная борьба за власть между каудильо, за спиной которых стояли различные олигархические и проимпериалистические группировки, проходила и в других латиноамериканских республиках. Отдельные диктаторы в начале XX в. по своей жестокости и бесцеремонности в обращении с конституциями намного превзошли каудильо XIX в. Так, X. Гомес, захвативший в 1908 г. власть в Венесуэле, правил до 1935 г. В стране установилась свирепая диктату­ра, Гомес не считал себя связанным судебной процедурой и расстреливал людей только на основе того, что "читал их мысли".

Жестокую диктатуру установил в Гватемале Э. Кабрера, захвативший власть еще в 1889 г. и удерживавший ее 22 года. Система доносов и подслушивании была в это время столь развита, что Гватемалу называли страной, где "стены имеют уши". В 1920 г. палата депутатов осмелилась при­знать диктатора "душевно больным", но он посадил в тюрь­му строптивых депутатов. Лишь народное восстание сверг­ло кровавого диктатора.

В начале XX в. более быстрое развитие капитализма повлекло за собой появление ростков нового в политиче­ских системах латиноамериканских стран. Возникают проф­союзы, крестьянские объединения, общедемократические движения. Подрывается монополия "исторических партий" - консерваторов и либералов, начинается постепенный пере­ход к многопартийной системе. Возникают новые политиче­ские партии. В 1904 г. впервые в истории Америки на выбо­рах в конгресс Аргентины был избран депутат-социалист. В ряде стран так называемого южного конуса по типу фран­цузских радикалов возникают радикальные или радикаль­но-гражданские партии (Чили, Аргентина и т. д.).

Реформистски настроенные лидеры этих партий, вос­пользовавшись коротким пребыванием у власти, предпри­няли попытки осуществить ряд экономических и социаль­ных преобразований, заложить фундамент политической демократии. Так, в результате борьбы радикалов в Арген­тине во время первой мировой войны был принят закон, по которому право голоса получили все граждане, достигшие 18 лет. Такого не знало еще избирательное право передо­вых государств Запада. Для того чтобы преодолеть пассив­ность и абсентеизм избирателей, самому голосованию при­давался обязательный характер. На выборах делалась от­метка в паспорте голосующих. Эта мера на практике оказа­лась утопичной, но радикалы рассчитывали таким образом обеспечить участие более широких слоев населения на вы­борах и укрепить свои политические позиции. В Уругвае президент Батлье, пытаясь внести элементы демократиза­ции в политическую жизнь, ввел тайное голосование, позволившее в какой-то мере ослабить характерное для стра­ны, как и для всей Латинской Америки, неприкрытое дав­ление государственных властей на избирателей. Было введено также пропорциональное представительство всех пар­тий. Впервые на американском континенте в Уругвае было принято законодательство об отмене смертной казни.

Одновременно правительство Батлье осуществило ряд мероприятий по развитию государственного сектора в эко­номике страны. В 1911-1915 гг. в Уругвае были национали­зированы железные дороги, городской транспорт, некото­рые банки, страховое дело, доки, предприятия по производ­ству и продаже горючего. Правительство ввело систему про­текционистских тарифов для защиты национальной промыш­ленности, способствовало развитию народного образования, провело декрет об отделении церкви от государства.

Под влиянием рабочего движения в Уругвае было при­нято самое передовое для того времени социальное и рабо­чее законодательство (закон о 8-часовом рабочем дне, о пен­сиях по старости, о минимуме заработной платы). Этот ра­дикальный реформизм встретил яростное сопротивление традиционных правящих сил, а также и иностранного ка­питала. Именно они добились отмены указанного выше за­конодательства и отстранения от власти самих реформато­ров.

Но в целом с началом XX в. в Латинской Америке уси­лились выступления широких масс населения против авто­ритарных режимов и продажных диктаторов.

studfiles.net

Упрочение федерации в Конституции США. Эволюция политического режима США (стр. 2)

По мнению З.М. Черниловского, «именно XIV поправка была... наиболее важным конституционным достижением американской буржуазно­-демократической революции... прошлого века». Эту позицию разделяют и другие исследователи, заявляющие, что «поправка XIV стала одним из важнейших элементов, характеризующих американский буржуазный конституционализм, инструментом развития его принципов, критерием законности политической практики государства в сфере буржуазно-демократических прав и свобод граждан», «одной из крупнейших вех в развитии американского конституционализма».

Восстановление Союза произошло под руководством крупной буржуазии Севера и Запада при активном участии широких народных масс. В результате военного разгрома Конфедерации южных штатов политическая власть в США перешла из рук южан-рабовладельцев в руки промышленной буржуазии. С одной стороны, была уничтожена монополия плантаторов на политическую власть на Юге. С другой стороны, плантаторы лишились политической власти и в общенациональном масштабе - в масштабе всей страны.

Гражданская война 1861-1865 гг. сокрушила основы могущества плантаторов и открыла промышленникам дорогу к утверждению господства над всем «обновленным» Союзом. После ожесточенной борьбы власть в США перешла от одного класса - рабовладельцев, к другому - крупной промышленной буржуазии страны: этот переход центральной власти выразился прежде всего в том, что буржуазия поставила под свой контроль все ветви федеральной власти; «в результате гражданской войны вся полнота государственной власти перешла в руки буржуазии»; произошли существенные изменения в политическом режиме страны, в частности, на протяжении многих лет правящей партией стала Республиканская партия.

Республиканская партия получила большинство мест в Палате Представителей Конгресса США еще к 1854 г.

До Гражданской войны из 72-х лет, прошедших от правления Дж. Вашингтона до правления А. Линкольна, в течение 50-ти лет пост Президента США занимали южане. В течение 32-х лет между вступлением в должность Президента Э. Джексона и инаугурацией Линкольна Демократы контролировали пост Президента и Сенат на протяжении 24-х лет, Палату Представителей на протяжении 22-х лет, Верховный Суд США на протяжении 26-ти лет. Исполнительная власть перешла к буржуазии в 1860 г. Однако избрание Президентом Республиканца А. Линкольна, как известно, раскололо страну, что закончилось Гражданской войной. После войны политический строй коренным образом изменился. У власти в течение длительного периода пребывала Республиканская партия; сохранив президентскую власть, промышленники Севера еще более усилили свой контроль над федеральными органами власти в целом. К представителям буржуазии отошло и подавляющее большинство в 2/3 голосов в Сенате.

«Начавшаяся еще до 1861 г. партийная перегруппировка... завершается... в период Реконструкции, когда и происходит возрождение двухпартийной системы США на основе тандема республиканцы - демократы». Именно в период Реконструкции окончательно складывается новая двухпартийная система, новый двухпартийный механизм в США.

В.А. Савельев отмечает, что «угроза раскола союза штатов и гражданская война... поставили политическую элиту перед необходимостью централизации власти в руках президента». Создание более централизованного государства, ставшее одним из важнейших итогов Гражданской войны, привело к ряду перемен в государственном механизме, которые выразились в тенденциях к концентрации государственной власти, к усилению федеральных, прежде всего исполнительных, органов власти, бюрократизации государственного аппарата. В условиях стремительных социальных перемен, глубоко воздействовавших на структуру американского общества, замедленно реагирующий на них государственный аппарат все менее отвечал задачам эффективного управления. Возникла проблема дальнейшего совершенствования государственного механизма США. Потребность в придании государственному аппарату необходимой мобильности привела к созданию новых административных органов. Концентрация государственной власти, эволюция института президентской власти шли, преимущественно, по линии расширения прав Президента, что вело к закреплению определенного преобладания исполнительной власти над законодательной; «однако... принцип разделения властей.., не переставал действовать».

Все возрастающее влияние федеральных структур исполнительной власти в делах центра и штатов было результатом учреждения новых правительственных органов административно-исполнительного назначения и роста профессионального корпуса чиновничества. Чиновничья-бюрократическая машина приобрела еще более важное значение в осуществлении президентской власти. Усиление государственной машины в период тенденции развития монополистической экономики капитализма нужно рассматривать в целом как позитивный, прогрессивный процесс, отвечавший объективным требованиям времени.

Для успешного решения все расширяющихся задач по обеспечению новых условий для быстрого развития производительных сил, для беспрецедентных темпов развития капитализма в период превращения США в страну монополистического капитала возникла необходимость в более совершенном административном аппарате. С окончанием Гражданской войны общая тенденция к усилению централизации сказалась в местном управлении. Постоянно шло увеличение федерального аппарата, бюрократический аппарат разросся еще в годы Гражданской войны, а к ее концу на федеральном уровне существовало около 100 тыс. должностей, замещаемых Президентом. Неуклонное увеличение численности бюрократического аппарата стало одной из устойчивых тенденций государственного развития США.

Процесс трансформации государственного управления сопровождался появлением новых центральных федеральных ведомств: были учреждены Бюро внутренних доходов. Департамент земледелия в 1862 г., Бюро образования в 1867 г.. Министерство юстиции в 1870 г.. Министерство связи в 1872 г.

Специфической чертой бюрократического государственного аппарата США была относительная незавершенность министерской системы, карательных служб и военных ведомств, размытость их функций. При этом следует отметить усиление роли и значения аппарата политических партий - несмотря на то, что для Республиканской и Демократической партий США «было характерно отсутствие официального членства» - в системе государственного механизма.

Приход Республиканцев к власти в 1860 г. положил начало новому этапу в партийно-политической истории США. Поражение Юга дало решительный перевес республиканцам. Победа буржуазии в Гражданской войне и ее борьба за сохранение и упрочение Федерации привели к тому, что Республиканская партия, вобравшая в себя все антирабовладельческие силы, - более полувека (с незначительными перерывами) удерживала государственную власть в своих руках. Именно в исследуемый период оформилась американская двухпартийная система в классическом варианте.

«Восстановление Союза США на новой, чисто буржуазной основе при сильной централизации всего государственного аппарата и решительном преобладании суверенитета центрального правительства над суверенитетом отдельных штатов», свержение политического господства рабовладельцев и утверждение господства буржуазии в общенациональном масштабе создали благоприятные условия для бурного развития производительных сил США.

До Гражданской войны 1861-1865 гг. «в рамках единого капиталистического способа производства в США сосуществовали система рабства и система наемного труда». Решив в буржуазном духе основные вопросы социально-экономического развития страны (образование многомиллионного фермерского хозяйства в результате применения Гомстед-Акта; дальнейшее развитие буржуазной демократии: введение всеобщего мужского избирательного права, предоставление прав граждан США неграм). Гражданская война упразднила препятствия на пути прогресса капитализма в стране и произвела революцию в обществе. Ликвидация рабства означала наступление новой эры в американской экономике. Укрепление федерации способствовало превращению Соединенных Штатов Америки в ведущую державу мира. Переход к индустриальному капитализму, монополистическому хозяйству дали импульс перестройке всего американского общества.

Рабское плантационное хозяйство было ликвидировано; рабство как система в США было отменено. Освобождение негров и конфискация, пусть и частичная, имущества бывших мятежников (или продажа его за долги - только в штате Миссисипи из-за неуплаты налогов «с молотка» было продано почти 6 млн. акров земли) подорвали экономическую основу могущества плантаторов.

Вся экономика южных штатов была потрясена и подверглась переустройству. Подавляющее большинство промышленных предприятий было разрушено. Большая часть железных дорог обанкротилась. Банки и страховые компании терпели крах. Сельское хозяйство пребывало в крайне тяжелом состоянии. Цены на землю упали катастрофически (например, участки, стоившие до войны 100 долларов за акр, теперь продавались по 5 долларов). За десять лет с 1860 по 1870 гг. реальная стоимость всей собственности в одиннадцати Штатах Юга снизилась с 5-ти до 3-х млрд. долларов. Но крупное землевладение в южных штатах сохранилось и после Реконструкции. Однако, если раньше имело место противостояние бывших плантаторов и промышленно-банковского капитала, то теперь установился их союз.

Бурному росту капитализма в США после Гражданской войны способствовал ряд объективных и субъективных факторов. Предпосылками для более ускоренных темпов развития капиталистических отношений в США по сравнению с другими странами являлись:

— наличие значительного фонда «свободных земель» и раздача гомстедов;

— слом системы рабовладения - главного тормоза развития капитализма;

— сопровождавшееся широкомасштабным строительством железных дорог быстрое заселение Запада, которое, наряду со стремлением приблизить производственные предприятия к источникам сырья, определяло постепенное распространение промышленности, ранее сконцентрированной в Новой Англии и Средних Атлантических штатах, на Тихоокеанское побережье, на Запад.

Быстрому росту капитализма в США содействовали также сосредоточение богатейших запасов природных ресурсов, полезных ископаемых, возможность для американской буржуазии аккумулировать финансовые капиталы ведущих европейских держав, регулярный приток дополнительной дешевой рабочей силы вследствие иммиграции; внедрение новейших технических достижений в промышленности и сельском хозяйстве, в котором, несмотря на иммиграцию, рабочих рук все равно не хватало.

Возникшие в США после Гражданской войны принципиально новые реалии вылились в беспрецедентный в мировой истории рост промышленного производства. Концентрация и централизация в сфере промышленного производства и в области банковского дела привели к резкому повороту от старого к новому капитализму, к появлению, развитию и господству финансово-монополистического капитала. В результате в 70-е гг. XIX столетия в США произошла промышленная революция; с четвертого места в иерархии наиболее экономически мощных государств, занимаемого Соединенными Штатами в 1860 г., они уже к 1894 г. совершили прорыв на первое, став к концу века передовой, высокоразвитой индустриально-аграрной державой.

Превращение США из аграрной в индустриально-аграрную страну шло на фоне утверждения в сельском хозяйстве пути развития, в основе которого лежало развитие фермерского капиталистического хозяйства. Эта тенденция развития сельского хозяйства наметилась еще до Гражданской войны, но она имела место лишь в отдельных регионах - на Западе и частично в северо-восточных штатах. Если на первых порах становление машинного производства сопровождалось распространением плантационно-рабовладельческой системы на территории Юга и Юго-Запада, то на последующих ступенях своей эволюции капиталистические производство и система труда и рабство стали абсолютно несовместимы. До уничтожения рабства потенциальная возможность интенсивного развития сельского хозяйства по «фермерскому пути» в национальном масштабе была нереальной. Крушение рабовладения в США - не только как системы экономических отношений, но и как системы мировоззренческих и духовных ценностей - одновременно было победой «фермерского» пути развития капитализма в сельском хозяйстве. «Победа в целом фермерского пути развития капитализма в сельском хозяйстве США открыла возможности бурного роста производительных сил». Победа «фермерского» пути развития капитализма в сельском хозяйстве явилась, несомненно, третьим главным - после восстановления Союза, упрочения федерации и запрещения рабства - результатом американской буржуазно-демократической революции.

www.jourclub.ru

Политическое положение Кубы в 1920-1930 годы

Национально-демократическое и рабочее движение (1918-1925)

Послевоенный период ознаменовался на Кубе развертыванием широкого антиимпериалистического, национально-демократического и рабочего движения, вызванного существенными переменами, произошедшими в мире после окончания первой мировой войны и победы Октябрьской революции в России.

Развертывание антиимпериалистической и демократической борьбы шло по двум основным направлениям - за отмену "поправки Платта" и восстановление попранного национального суверенитета и за глубокие социально-экономические преобразования.

Все более активно стали претендовать на участие в политической жизни страны представители мелкой и средней национальной буржуазии, не связанные с американским капиталом. В 20-е годы возникли многочисленные объединения представителей национальных торговых и банковских кругов, выступавших против засилья на внутреннем рынке иностранных монополий и крупных предпринимателей-сахарозаводчиков, за пересмотр неравноправного торгового договора с США 1903 г., за осуществление мероприятий по защите национальной промышленности, за создание "честного правительства".

Члены созданного в 1920 г. "Комитета ста", решительно осудив коррупционные правительства Кубы, выступили за создание достойной системы государственной власти. В январе 1922 г. была образована Ассоциация де Буэн Гобьерно (Ассоциация за создание честного правительства), подвергшая резкой критике деятельность непопулярного в стране правительства А. Сайаса.

Более широкую программу требований выдвинула созданная в 1923 г. Хунта гражданского и национального обновления во главе с видным этнографом и общественным деятелем, профессором Гаванского университета и президентом Экономического общества друзей страны Фернандо Ортисом. Хунта подняла голос в защиту прав кубинских женщин, резко осудила вмешательство США во внутренние дела страны и широко практиковавшиеся правительственными кругами Кубы коррупцию, взяточничество и непотизм.

Усилилась и не прекращавшаяся практически никогда борьба за отмену "поправки Платта". Пересмотр неравноправного договора 1903 г., позволявшего США беззастенчиво распоряжаться на Кубе, стал главным политическим требованием передовой кубинской общественности. Голос в защиту попранного национального суверенитета подняли журналисты, писатели, дипломаты, издатели, юристы, артисты, художники. Среди ярых противников поправки были как представители старого поколения борцов за независимость - Мануэль Сангили, Энрике Хосе Варона, Эусебио А. Эрнандес, так и новое поколение передовой кубинской интеллигенции.

С созданием Лиги наций патриотически настроенные кубинские дипломаты и юристы связывали надежду на то, что в соответствии с нормами международного права они смогут защитить идею национального суверенитета страны. Преподаватель Гаванского университета юрист Луис Мачадо предлагал рассмотреть кубинский вопрос на арбитражной комиссии Лиги наций.

Октябрьская революция 1917 г. в России оказала серьезное влияние на антиимпериалистическое и демократическое движение на Кубе. В развернувшемся в 20-е годы демократическом движении все более ярко заявляло о себе молодое поколение кубинских революционеров. Одним из его представителей был Рубен Мартинес Вильена (1889-1934). Закончив в 1922 г. Гаванский университет и получив степень доктора гражданского права, P.M. Вильена активно включился в политическую борьбу. Вскоре он становится лидером "группы меньшинства", объединившей патриотически настроенную гаванскую интеллигенцию. В марте 1923 г. "группа меньшинства" открыто выступила с критикой погрязшего в коррупции и взяточничестве правительства А. Сайаса, смело осудив его очередную грязную сделку [8, С.90].

Важным политическим событием этих лет стало движение за университетскую реформу. Движение за университетскую реформу началось в Аргентине в 1918 г., а впоследствии охватило почти все страны Латинской Америки. Развернулось оно и на Кубе. Здесь центром борьбы стал Гаванский университет. Выдающуюся роль в студенческом движении того периода сыграл борец за свободу родины Хулио Антонио Мелья (1903-1929). Прожив недолгую жизнь, он оставил яркий след в революционном и коммунистическом движении, став не только признанным лидером студенческой молодежи, но и одним из основателей Коммунистической партии Кубы, а затем видным лидером латиноамериканского масштаба.

Левое крыло университетского студенчества, объединившееся вокруг группы "Реновасьон" ("Обновление") под руководством Х. А. Мельи, развернуло активную борьбу за университетскую реформу. Оно выступило за демократизацию университетской жизни, коренное обновление всей системы образования, выборность преподавательского состава, университетскую автономию [8, С.91].

С самого начала для студенческого движения на Кубе была характерна глубокая социальная направленность, его неразрывная связь с демократическим и рабочим движением.

Первая половина 20-х годов ознаменовалась качественными сдвигами в рабочем движении Кубы. Это выразилось прежде всего в развертывании широкого забастовочного движения, в котором приняли участие железнодорожники, типографские рабочие, кочегары, литейщики, служащие городского транспорта, рабочие легкой и пищевой промышленности, печатники. С 1917 до начала 1920 г. было проведено свыше 220 забастовок. В 1918 г. были проведены две, а в 1919 г. - три всеобщие забастовки. Наряду с чисто экономическими требованиями все чаще стали звучать требования антиимпериалистического и политического характера. Ярким примером роста антиимпериалистических настроений среди трудящихся масс Кубы стал трудовой конфликт в удаленной бухте Антилья (район Нипе, провинция Орьенте) в 1921 г. Здесь забастовка грузчиков, проходившая под лозунгом "Куба для кубинцев!", приняла ярко выраженную политическую и антиимпериалистическую окраску, на что обратил внимание и "американский консул".

Забастовочное движение, развернувшееся в этот период, позволило кубинскому пролетариату приобрести важные навыки политической борьбы. Немногочисленная группа кубинских марксистов, возглавляемая Карлосом Ба-линьо, являвшимся в то время председателем Социалистического объединения Гаваны, боролась против как анархизма, так и реформизма, однако сама недооценивала значение борьбы за каждодневные, насущные интересы трудящихся.

В последующие годы коммунистические объединения развернули активную деятельность по пропаганде социалистических идей среди трудящихся масс. В августе 1925 г. состоялся I конгресс коммунистических объединений, ставший учредительным съездом компартии Кубы. Главными задачами своей деятельности коммунисты считали работу среди крестьянских масс, женщин-тружениц, создание коммунистического союза молодежи, пропаганду среди народных масс идей научного коммунизма, создание партийной печати. Конгресс, заслушав сообщение о деятельности III, Коммунистического Интернационала и обсудив "21 условие" приема, единогласно высказался за присоединение к Коминтерну.

Установление диктатуры Мачадо (1925-1928)

В ноябре 1924 г. на Кубе состоялись президентские выборы, на которых победу одержал генерал Херардо Мачадо (1925-1933). В свое время он являлся участником национально-освободительной войны 1895-1898 гг., стал генералом, затем превратился в крупного финансиста, занял пост вице-президента американской компании «Клобэн электрик компани». Победу на выборах ему также обеспечила и его широко разрекламированная '"Программа национального обновления" страны. Стремясь заручиться поддержкой избирателей, он обещал осуществить широкую программу общественных работ (строительство школ, дорог, больниц, водопроводов), создать "честное правительство", бороться с коррупцией и взяточничеством, принять меры по защите национальной промышленности, осуществить диверсификацию сельского хозяйства, и главное, бороться за отмену "поправки Платта". Однако, пробравшись к власти, он установил на Кубе жестокий террористический режим. В годы президентства Мачадо еще более окрепли позиции американского капитала в экономике страны. Под его контроль перешли горнорудная и обрабатывающая промышленность, энергетика, транспорт, городское хозяйство.

Опорой реакционного режима стала армия, которую диктатор поставил на службу интересам правящей коррумпированной верхушки кубинского общества и иностранным (прежде всего, американским) монополиям. В течение 1925-1926 гг. кубинская армия, насчитывавшая около 12 тыс. человек, подверглась полной реорганизации. Практически все высшие посты в армии получили прямые ставленники X. Мачадо. Весь офицерский состав прошел подготовку в военных академиях США. Специально для военнослужащих были построены благоустроенные городки, магазины с более дешевыми товарами, им была повышена заработная плата. Обучали и тренировали кубинских солдат американские военные инструкторы [16, С.102].

Уже через несколько дней после своего создания в августе 1925 г. компартия Кубы подверглась преследованиям и была вынуждена уйти в подполье, а ее первый генсек X. Мигель Перес депортирован в Испанию. Против КНОК и входивших в его состав прогрессивных профсоюзов также начались гонения. X. Мачадо жестоко расправлялся с рабочими-коммунистами. Панически боясь влияния коммунистических идей, X. Мачадо заявлял: "Я буду преследовать коммунистов... так как они стремятся уничтожить республиканский режим, гарантированный конституцией, за соблюдение которой я несу ответственность перед кубинским народом". В августе-октябре 1925 г. был издан ряд правительственных декретов, поставивших, по существу, компартию и КНОК вне закона, а также затруднявших въезд в страну "нежелательных элементов". Многие профсоюзы оказались вне закона, были закрыты рабочие газеты, запрещены стачки и демонстрации, сотни иностранных рабочих высланы с Кубы. Однако все попытки подавить рабочее и профсоюзное движение потерпели неудачу. Уже с весны 1927 г. началась реорганизация КНОК, был создан новый Исполком, начавший подготовку по объединению всех прогрессивных профсоюзных организаций.

Репрессии коснулись не только рабочих. Вскоре была распущена студенческая федерация, закрыт Народный университет им. Хосе Марти, запрещена деятельность созданной Х. А. Мельей кубинской секции Антиимпериалистической лиги. Подвергся гонениям и ставший к тому моменту генсеком КПК сам Х. А. Мелья. В 1928 г. он возглавил Ассоциацию новых революционных кубинских эмигрантов, издававших свой печатный орган "Куба Либре".

В период правления X. Мачадо еще более укрепились позиции американского капитала в экономике страны. Обещав в своей предвыборной платформе не прибегать к новым займам, Мачадо легко отрекся от этого обещания, как, впрочем, и от многих других. За время его первого пребывания у власти сумма предоставленных США займов превысила 146 млн долл., а внешний долг страны возрос до 182 млн долл.. Пагубная экономическая политика привела к тому, что "страна уже в который раз была заложена ради получения новых американских займов...".

Сам Мачадо к этому времени превратился в одного из богатейших людей Кубы. Его недвижимое имущество оценивалось в 9 млн песо, а в английском банке на его счете лежало золото на сумму 5 млн долл.

X. Мачадо пришел к власти, когда все более ощутимыми становились симптомы мирового экономического кризиса [8, С.94]. Мировое производство сахара увеличилось в 1913-1914 гг. на 51%, в то время как потребление только на 35%. Мировые запасы сахара продолжали постоянно расти, что вело к постепенному падению цен на него.

Куба, являвшаяся классическим примером "сахарной монокультуры", к тому же полностью зависимой от рынка США, скоро стала реально ощущать это. Цены на сахар с конца 1924 г. стали постепенно падать с 5,24 цента до 2,5 в 1925/26 г., в 1928 г. они не превышали 2,18 цента, а в 1929 г. упали до 1,72 цента" за фунт. Стала сокращаться и доля Кубы в мировом производстве сахара".

В целях оздоровления экономической ситуации в стране правительство вынуждено было пойти на искусственное ограничение производства сахара-сырца в 1926 г. Однако эти меры не смогли приостановить надвигающийся кризис и лишь обострили и без того сложную социальную и политическую обстановку в стране. Уже в декабре 1928 г. система ограничений производства была упразднена.

В этот же период был предпринят ряд мер по защите национальных отраслей производства: полностью освобождены от налогов производство хенекена, хлопка и других сельскохозяйственных культур, снижены налоги на ввоз технического оборудования для легкой и перерабатывающей промышленности и одновременно повышены ввозные пошлины на продовольственные товары, изделия легкой промышленности. Все эти меры, носившие протекционистский характер, не могли тем не менее существенно изменить экономическую ситуацию в стране, поскольку режим Мачадо не затрагивал интересы иностранного (прежде всего, американского) капитала и порочную систему латифундизма.

Все ухудшавшееся положение в экономике страны затрагивало интересы мелкой и средней национальной буржуазии, тяжело отражалось на положении широких слоев трудящихся масс, в первую очередь сельскохозяйственного пролетариата. Сокращение сроков уборки сахарного тростника - сафры - со 136 дней до 87 вело к падению занятости и, соответственно, к росту безработицы, падению заработной платы и реального уровня жизни, а в итоге к обострению социальной напряженности. Стоимость жизни по сравнению с 1914 г. возросла на 100%.

Революция 1930-х годов

Конец 20-х годов характеризовался острой конкуренцией основных производителей сахара на мировом рынке. Производство этого продукта уже в 1927 г. привело к падению цен, сохранивших и в последующие годы тенденцию к снижению. Например, в 1930 г. 1 фунт сахара-сырца стоил на нью-йоркском рынке 3,36, а в 1932 г. - всего лишь 0,57 цента.

За годы кризиса резко упало производство кубинского сахара (с 5 352 585 т в 1929 г. до 2 073 055 т в 1933 г.) и соответственно его доля в мировом производстве. Все это привело к тому, что общая стоимость экспорта сахара сократилась со 199 млн долл. в 1929 г. до 43 млн в 1933 г. [3, С.234]

Кризисное состояние главной отрасли кубинской экономики обострялось и другим обстоятельством - протекционистской политикой США, установивших чрезвычайно высокие таможенные пошлины. В результате поступления в кубинскую казну от реализации сахара на рынке США оказались меньшими, чем американские таможенные пошлины, полученные за его продажу. Значительная часть доходов от кубинского экспорта шла на погашение долгов американским кредиторам (примерно 12 млн долл. в год). Правительство Мачадо даже в условиях катастрофического сокращения поступлений в бюджет исправно выплачивало эту сумму, оставляя без зарплаты государственных служащих, учителей и другие категории трудящихся.

Обвальные падения производства сахара прежде всего сказались на положении сотен тысяч сельскохозяйственных рабочих, занятых на выращивании и уборке сахарного тростника. Их заработная плата сократилась в 4-5 раз; к тому же резко возросла безработица в сельской местности. Многократное падение валютных поступлений привело к адекватному сокращению импорта, в составе которого традиционно превалировали продовольственные товары. Это вызывало значительный рост цен на внутреннем рынке. Отсутствие пособий по безработице привело к тому, что несколько сотен тысяч кубинцев в буквальном смысле слова превратились в нищих, существуя на подаяние. Стремительное падение жизненного уровня ускорило процесс радикализации масс; в борьбу против диктатуры Мачадо включились самые различные политические силы [8, С.97].

К ним принадлежал и сам Херардо Мачадо. Столь длительное существование его режима (с 1925 по август 1933 г.) во многом объяснялось не только опорой на армию и крупных собственников, но и поддержкой США. В ее основе лежали экономические, геополитические и торговые интересы, которые Вашингтон преследовал на Кубе.

Проамериканскому блоку, возглавляемому Мачадо, противостояли: Партия националистического союза, Студенческий университетский директорат, Коммунистическая партия Кубы вместе с поддерживавшими ее рабочими и молодежными организациями, Партия АБЦ и группа сторонников Антонио Гитераса.

Партия националистического союза, созданная в начале 30-х годов полковником Карлосом Мендиэтой и одним из лидеров консерваторов, бывшим президентом Кубы Марио Менокалем, а также сыном бывшего президента Кубы Хосе Мигеля Гомеса, Мигелем Марьяно, генетически была очень близка к правящему режиму.

Во-первых, потому, что это были или вчерашние либералы, или вчерашние консерваторы;

во-вторых, их отличала та же степень лояльности по отношению к США;

в-третьих, все они в той или иной мере принадлежали к кубинской олигархии и готовы были отстаивать ее интересы.

Единственно, что заставило "националистов" перейти в оппозицию, - это то, что они оказались лишними при дележе правительственного "пирога" [8, С.98].

Компартия Кубы, оказавшаяся в силу исторических обстоятельств в центре событий, не всегда могла играть роль, адекватную этому положению. Было несколько причин, препятствовавших росту ее значения в общественно-политической жизни страны. Одна из них - малочисленность и отсутствие средств для проведения пропагандистских кампаний. В 1929 г. КПК насчитывала несколько сотен членов, осуществлявших работу главным образом в крупных городах. Вместе с тем в этот период коммунисты начинают значительно больше внимания уделять молодежи.

Крайнее обострение обстановки на Кубе серьезно обеспокоило правящие круги США. Правительство Гувера исходило из необходимости во что бы то ни стало сохранить диктатуру Мачадо, даже если придется послать на Кубу американскую морскую пехоту. Но администрация Рузвельта, избранного в 1932 г. президентом США, пришла к выводу, что следует «мирным путем» заменить Мачадо другим деятелем, чтобы предотвратить революционный взрыв. Новый посол США на Кубе С. Уэллес намеревался убедить Мачадо добровольно уйти в отставку. Кубинский диктатор стал маневрировать, пошел на незначительные уступки буржуазно-помещичьей оппозиции, однако в конечном итоге заявил, что ire покинет свой пост до 1935 г.

Революционный кризис в стране продолжал обостряться. Компартия выступила с разоблачением дипломатических маневров Вашингтона. Еще более активизировались партизанское движение и стачечная борьба, демонстрации и митинги безработных, студентов, учителей, мелких торговцев. 14 июля началась забастовка водителей автобусов и Гаване. 1 августа в столице прошла массовая антивоенная демонстрация, расстрелянная властями. 4 августа 1933 г. по призыву компартии началась всеобщая забастовка. Бастовали железнодорожники и почтовые служащие, студенты и учителя, портовые рабочие и табачники. Мачадо пытался покончить с антиимпериалистическим движением путем террора и репрессий. Парламент принял закон дававший диктатору чрезвычайные полномочия: действие конституции было приостановлено. Однако все усилия диктатора оказались безрезультатными. Во многих городах Кубы прошли массовые демонстрации с призывами «Долой Мачадо!» 7 августа в Гаване огромные массы людей направились к президентскому дворцу, полагая, что Мачадо уже ушел в отставку, по диктатор приказал войскам открыть огонь по демонстрантам. В результате около 30 человек было убито, а свыше 120 ранено. Революционная атмосфера на Кубе накалилась до предела. В этой обстановке американский посол С. Уэллес уговорил гаванский гарнизон выступить против Мачадо. 11 августа 1933 г. Мачадо был арестован группой офицеров и отправлен «в отпуск». 12 августа 1933 г. Мачадо бежал с Кубы.

Временное кубинское правительство возглавил ставленник США Карлос Мануэль до Сеспедес. 13 августа к берегам Кубы прибыли американские корабли «для защиты жизни и имущества американских граждан». Правительство Сеснсдеса, состоявшее из соглашательских и консервативных элементов, ничего не сделало для улучшения положения трудящихся масс, не смогло сдержать роста революционного движения. В августе - сентябре 1933 г. продолжались забастовки, демонстрации и митинги трудящихся. Начались массовые захваты трудящимися предприятий, железных дорог, портов, складов оружия и даже целых городов. Армия бунтовала, студенчество волновалось. В ряде мест возникли Советы рабочих депутатов, на бдениях появлялись красные знамена.

В гарнизоне Сантьяго возник так называемый заговор сержантов возглавляемый Фульхенсио Батистой. В начале сентября 1933 г. правительство было свергнуто. К власти пришел профессор Рамой Грау Сап Мартин, представлявший интересы национальной буржуазии- Батиста был назначен командующим всеми вооруженными силами страны. Конституция 1901 г., навязанная Кубе Соединенными Штатами, была отменена. Началась чистка государственных и общественных организаций от ставленников Мачадо. Политические партии, на которые опирался свергнутый диктатор, были распущены. Были удовлетворены некоторые требования масс: введен 8-часовой рабочий День, создано министерство труда, приостановлены платежи по займу, полученному от американского байка, конфискована собственность американо-кубинской сахарной компании. Правительство Грау Сап Мартина сразу же предприняло меры к подавлению и ограничению массового движения трудящихся. Войска и полиция установили свой контроль на улицах городов, не допускали митингов и демонстраций, разоружали рабочие отряды. Предприятия, занятые рабочими, возвращались владельцам. Преследованию подвергались в первую очередь коммунисты. Их арестовывали, препятствовали деятельности компартии и левых профсоюзов. Был введен принудительный арбитраж для урегулирования трудовых конфликтов. Всем рабочим организациям надлежало зарегистрироваться в министерстве труда.

Правящие круги США встретили с большим недовольством приход к власти правительства Грау Сан Мартина. С. Узллес предлагал немедленно начать интервенцию с целью восстановить власть Сеспедеса. Рузвельт направил к берегам Кубы 30 американских военных кораблей. Наготове стояли бомбардировщики США. Над Кубой нависла угроза открытого вмешательства со стороны США, и лишь мощные выступления солидарности в США, Мексике, Чили и других странах вынудили американское правительство отказаться от открытой интервенции.

Угроза американской интервенции усиливала нестабильность политического положения на Кубе. Рузвельт отказался признать правительство Грау Сап Мартина. Американский посол организовывал заговоры против нового президента Кубы. Грау Сан Мартин направлял свои усилия не только па разгром заговорщиков, но и на подавление рабочих выступлений. 29 сентября 1933 г. правительственные войска расстреляли многотысячную демонстрацию в Гаване. Это вызвало ожесточенные вооруженные бон между трудящимися и войсками. Власти ввели на Кубе осадное положение, провели аресты, запретили компартию и Национальную конфедерацию рабочих. Особую активность в подавлении рабочего и демократического движения принимал Батиста. В начале ноября он добился роспуска Студенческого директората, что подрывало позиции Грау Сап Мартина. С. Уэллес продолжал интриговать против нового режима, поэтому Грау Сан Мартии обратился к президенту США Рузвельту с просьбой заменить американского посла. Но и прибывший на Кубу в декабре 1933 г. новый посол США Д. Кафферн продолжал подрывать позиции Грау Сан Мартина и начал «обрабатывать» Батисту.

В связи с тем что США экономически бойкотировали Кубу, положение ее ухудшилось. Грау Сан Мартин вынужден был принять некоторые меры, ущемлявшие интересы кубинских и североамериканских предпринимателей, в особенности сахарозаводчиков. Он понизил оплату за газ, электричество, воду, телефон, увеличил в 3 раза заработную плату рабочих сахарных плантаций, провел декрет о конфискации земель сторонников Мачадо и передаче их сельскохозяйственным рабочим и арендаторам. Были поставлены под правительственный контроль два крупнейших завода Кубино-американской сахарной компании. Правительство заявило об отказе продолжать платежи по займу, предоставленному Мачадо американским «Чейз нейшнл бэнк». Временный правительственный контроль был установлен над всеми предприятиями электрической компании Кубы. В ответ на это США побудили Батисту отстранить Грау Сан Мартина от власти. 14 января 1934 г. Батиста по указке США сверг Грау. Временным президентом на Кубе стал консерватор К. Мендиета - приближенный Батисты, защищавший интересы крупной буржуазии и помещиков. Фактическим главой и диктатором на Кубе стал Батиста. В стране утвердился режим военно-полицейского террора. Развитие революционного процесса на Кубе было прервано в результате того, что Грау Сан Мартин побоялся опереться на массы в своих антиимпериалистических мероприятиях. Новое кубинское правительство отменило антиимпериалистические декреты прежнего президента. В свою очередь администрация Рузвельта быстро признала режим Мендиеты и начала с ним переговоры по политическим и торговым вопросам. Опираясь па поддержку США, Мендиета стал преследовать профсоюзы, компартию, подавлять рабочее и крестьянское движение.

Этим переворотом закончилось развитие революционного процесса по восходящей линии. И хотя в 1934-1935 гг. имели место и массовые забастовки, и даже партизанские выступления против установленного режима, все они жестоко подавлялись. Начался период, получивший в кубинской историографии наименование "периода легального террора" (1934-1937).

Экономическое засилье США на Кубе оставалось нетронутым, но по договору 1934 г. правительство Ф. Рузвельта признало ее права заключать иностранные займы и вступать в различные соглашения с другими странами без контроля США. «Поправка Платта» тем самым была отменена. Военно-морская база в Гуантанамо по-прежнему оставалась в руках США. Согласно заключенному в августе 1934 г. американо-кубинскому торговому соглашению, пошлины на ввоз кубинского сахара в США снижались на 1/4. После тяжелого экономического кризиса началось некоторое оживление экономики Кубы. В 1939 г. производство сахара достигло 2,7 млн. т по сравнению с 1,9 млн. в 1933 г.

Политическое положение в стране оставалось напряженным: продолжались стачки рабочих, восстания крестьян. Так, в июне 1934 г. восстали 30 тыс. крестьян в провинции Ориенто. которые выступили против намерения властей согнать их с земель, переданных одно" из сахарных компаний. Компартия и профсоюзы поддержали борьбу крестьян. В марте 1935 г. вспыхнула всеобщая политическая забастовка, участники которой (400 ты. человек) потребовали ликвидации диктатуры. В ходе борьбы погибло 100 человек.

Напряженная политическая обстановка приводила к частой смене правительственных кабинетов. За три года - с 1933 по 1936 г. - в стране сменилось 8 президентов. Все они были марионетками в руках Батисты. Бурные выступления рабочего класса и крестьянства заставили Батисту изменить свою тактику и объявить о принятии ряда законов. В июне 1935 г. был восстановлен парламентский режим. По принятому конституционному закону президент избирался лишь на 4 года. На выборах в январе 1936 г. президентом был избран лидер либералов Мариано Гомес. При нем была объявлена политическая амнистия и намечены некоторые незначительные демократические реформы. Но даже это вызвало противодействие со стороны реакции и империализма. В результате уже в декабре 1936 г. Гомес был смещен с поста президента, а новым президентом был избран Ларедо Бру (1936-1940).

В середине 1937 г. на Кубе был принят «трехлетний план» экономической реконструкции. В соответствии с ним устанавливался правительственный контроль над сахарной, табачной, горной и нефтяной промышленностью. Предусматривалось перераспределение фонда государственных земель, вводилось социальное страхование. В значительной степени «трехлетний план» носил декларативный характер.

В сентябре 1938 г. были легализованы компартия и другие демократические организации. В период революционных боев 1930-1934 гг. компартия значительно окрепла.

В начале 1939 г. был создан единый профсоюзный центр - Конфедерация трудящихся Кубы (300 тыс. членов). Ее руководителем был избран коммунист Ласаро Пенья. КТК вошла в состав Конфедерации трудящихся Латинской Америки. В 1939 г. был созван первый крестьянский конгресс поставивший задачу проведения Демократической аграрной реформы. Куба выдвигалась в ряды государств Латинской Америки с самым активным антиимпериалистическим движением.

Одним из самых главных достижений кубинского народа в "период согласия" стала новая конституция, вступившая в силу 1 июля 1940 г. Активная позиция левых сил в Учредительном собрании во многом способствовала тому, что в конституции нашли отражение чаяния нескольких поколений борцов за права широких народных масс: 8-часовой рабочий день, гарантированный отпуск, социальное страхование, коллективные договоры и др. Наиболее прогрессивными положениями конституции были ликвидация латифундизма (ст. 90), отделение церкви от государства (ст. 35), запрещение расовой дискриминации (ст. 20). В отличие от конституции 1901 г., предусматривавшей только свободу собраний, новая конституция, кроме того, провозгласила свободу демонстраций и манифестаций. На основании ст. 151 впервые в истории Кубы вводился пост премьер-министра. Эта статья ограничивала полномочия президента, который отныне вершил только законодательную власть [8, С.111].

Таким образом, Куба в 20-е годы XX в. - формально независимое государство с ярко выраженной монокультурной направленностью экономики и тенденцией к превращению в сырьевой придаток США.

По окончании первой мировой войны процесс закабаления острова американским империализмом приобрел еще более широкие масштабы. Благоприятная конъюнктура на мировом рынке, вызванная последствиями войны, была использована американскими монополиями для еще более прочного овладения узловыми отраслями экономики Кубы. Особенно активно они устремились в ведущую отрасль страны - сахарную промышленность. Шел активный процесс скупки американскими монополиями устаревших предприятий на западе и в центре и плодороднейших земель на востоке острова (провинции Орьенте и Камагуэй), где возникали мощные современные технически модернизированные предприятия. Кубинские банки играли подчиненную роль в финансовой структуре страны. Заняв доминирующие позиции в сахарной промышленности, американский капитал стремился занять лидирующее положение и в других отраслях экономики. Все возрастающая монокультурная направленность экономики и ориентация на один внешний рынок - американский - делал ее чрезвычайно зависимой от любых конъюнктурных колебаний и изменений на рынке США. Приток основных денежных средств в ведущую экспортную отрасль экономики существенно ущемлял и обескровливал другие традиционные отрасли сельского хозяйства, такие, как животноводство, табачное, кофейное производство, находившиеся преимущественно в руках кубинских собственников.

Широкие масштабы экономической экспансии США на Кубу сопровождались усилением политического контроля над внутренними делами республики.

Послевоенный период ознаменовался на Кубе развертыванием широкого антиимпериалистического, национально-демократического и рабочего движения, вызванного существенными переменами, произошедшими в мире после окончания первой мировой войны и победы Октябрьской революции в России. Революционное движение 1930-х носило антиимпериалистический характер.



biofile.ru