Иван родил девчонку! Или как запомнить падежи? Падежи стишок


Падежи. Склонение по падежам в стихах

ПАДЕЖИ русского языка

склонение по падежам

в стихах

Именительный падеж

Я Именительный падеж,И нет на мне чужих одежд.Меня легко все узнаютИ в подлежащее зовут.Предлогов с детства не люблю,С собою рядом не терплю.Мои вопросы КТО? и ЧТО?Ни с кем не спутает никто.

Поворот судьбы такой изумительный:Изучаем мы падеж именительный.На суку висит (что?) – ватрушка!На заборе спит (кто?) – старушка!С неба к нам летит (что?) – игрушка!Соловьем свистит (кто?) – подружка!На сосне сопит (кто?) – хрюшка!Рассказала все (кто?) – врушка!Сочинила мир такой изумительный!Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

Родительный падеж

Я из дома убежал,Я до вечера гулял,С дерева в сугроб нырял,Без уроков жить мечтал.Для коллекции снежинкиЯзыком я собирал.Около костра плясалИ вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?Я на это наплевал!Вот стою я у доскиИ вздыхаю от тоски.Но родительный падежНе забуду, хоть зарежь.

(Т. Рик)

Дательный падеж

Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А еще как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.

А еще КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь!

(Т. Рик)

Винительный падеж

Я – Винительный падеж,Обвиняю всюду всех.Нету никаких надежд,Что не допущу огрех.Слово «вижу» подставляйИ меня определяй.

«Если хочешь много знать,Поскорей учись читать!»Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,Научилась я… летать!

Как взлечу под потолокДа махну через порог,Вылетаю за окошко,Курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять,Буду все перечислять.ЧТО увижу и КОГО –Назову до одного!

Вижу реку, вижу сад –Называю все подряд!Вижу вишню, вижу сливу.До чего вокруг красиво!

Строят клуб невдалеке,Красят лодку на песке…Хватит, в школу возвращаюсь,В класс влетаю налегке.

(Т. Рик)

Творительный падеж

Чтоб от всех не отставать,Слыть сообразительным,Надо всё теперь понятьВ падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

Что там долго говорить.Вот решился я… творить!Карандаш, бумагу взялИ пейзаж нарисовал.

Я – художник, я – творец!Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветет,Под корягой змей живет,Над дорогой реет сокол,За оградой лошадь ржёт.

Я творю карандашомНа листе своем большом.Вид украсил я с трудомЛесом, тучкой над прудом.Ну-ка, лист перевернуИ опять творить начну.

Мой герой идет войной,Хочет править он страной,Поразить врагов стрелой,С башни их полить смолой.

Стоп! Подумай головой,Для чего идти войной!Лучше миром кончить дело!Я альбом закрою свой.

(Т. Рик)

Предложный падеж

На уроке я скучаю.Что ж, я лучше помечтаю.Очень я люблю мечтать!Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:Буду в ней сидеть на троне.Я мечтаю о слоне,Чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о сережках,Я мечтаю о сапожках.Вечерами в полумглеЯ мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.Буду я учиться в школе…Ой, мечтаю я уже …О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!

(Т. Рик)

Падежи

Именительный

Он – начинающий падеж,Вопросы – КТО? и ЧТО?В нём – мама, папа, слон, манеж,И школа, и пальто.

Родительный

Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?Вот у меня нет братаИ хомяков – ни одного…Всё мама виновата!

Дательный

Это яблоко, скажите,Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?Может, Лене? Или Вите?Нет, пожалуй, никому…

Винительный

Ой! В игрушках – кавардак!Не пойму сама никак:Обвинить КОГО? и ЧТО?Куклу? Кубики? Лото?

Творительный

Хочу я песни сочинять.С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?Писать мне ручкой иль пером,Или цветным карандашом?

Предложный

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?О школе, о глаголах.Верней, я думаю о том,Как надоела школа…

Зато теперь все падежиЯ твёрдо заучила.Попробуй тоже так учи,Ведь знанья – это СИЛА!!!

(Фрида Полак)

Свинья в полынье

(склонение)

Шла весной по льду свинья.Ей попалась полынья.

Плюх!.. Торчит из полыньиТолько хвостик от свиньи.

Мы скорее к полынье,Мы помочь хотим свинье.

Сами — чуть не в полынью,Но спасли-таки свинью!..

Недовольны мы свиньёй:Разве шутят с полыньёй?

Вспоминайте о свинье,Чтоб не плавать в полынье!(Т. Хоботов)

Мой блог находят по следующим фразам

xn--d1acjua1a.xn--p1ai

Как запомнить падежи в стихах

Шесть падежей русского языка часто вызывают сложности у школьников при изучении. Бывает трудно запомнить последовательность падежей, а также вопросы, на которые они отвечают. Здесь на помощь приходят смешные стишки и фразы, с помощью которых можно быстро запомнить этот материал. Образы, заключенные в небольших стихотворениях и поговорках, бывают настолько яркими, что в большинстве случаев запоминаются на всю жизнь.

Стихи и поговорки для заучивания падежей

Самый распространенный вариант стихотворения для заучивания падежей звучит так:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.

Каждое слово в этом стишке начинается с буквы, которая соответствует одному из падежей в установленном порядке. Иван – именительный падеж, Родил – родительный, Девчонку – дательный, Велел – винительный, Тащить – творительный и Пеленку – предложный.

Обычно этот стишок запоминается очень легко, и дети больше не имеют проблем с заучиванием последовательности падежей.

Существует и другой вариант:

Иван Рубил Дрова, Василиса Топила Печь.

Этот вариант запоминается хуже, поскольку в нем отсутствует рифма, но он считается более литературным. По этой причине многие учителя предлагают школьникам для запоминания именно его. Встречаются небольшие различия в этой поговорке, например:

Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.

Есть варианты, более сложные для запоминания, но сохраняющие последовательность падежей:

Иван Рулил по Дороге, Встретил Товарища Павла.

Ира Работящая Девушка, Витя Тоже Прилежный.

Извините, Родители, Дети Вас Тоже Прощают.

Ирина Родила Девочку Верочку, Толстую, Пузатую.

Можно придумать такую поговорку самостоятельно. При этом вы можете использовать имена и события, которые будут близки и понятны именно вашему ребенку.

Как запомнить вопросы к падежам

Каждый падеж должен с чем-то ассоциироваться, чтобы в уме появлялась картинка или история, связанная с его названием. Тогда вопросы к падежу будет просто запомнить.

Вопросы к именительному падежу

Именительный падеж запоминается очень легко: это обычные вопросы "кто?" и "что?". В большинстве случаев он не вызывает затруднений.

Вопросы к родительному падежу

Родительный падеж немного сложнее, но и его можно запомнить раз и навсегда. Представьте себе родителей, которые дали своей дочке почитать книжку и ушли. Вернувшись, они не обнаружили ни дочки, ни книжки. Родители задают вопрос: "нет кого?" – "дочки", "нет чего?" – книжки. Оказывается, дочка убежала вместе с книжкой на улицу.

Вопросы к дательному падежу

Дательный падеж тоже прост в запоминании. Дать кому? Дать чему?

Вопросы к винительному падежу

Винительный. Виню кого? Например, сестру, они забрала игрушки. Виню что? Дождь за то, что он испортил мне прогулку на улице.

Вопросы к творительному падежу

Творительный. Чаще всего для запоминания этого падежа используют слово "горжусь" – "кем?", "чем?". Но можно использовать и слово "творю" – "чем?". Обычно мы творим карандашами, красками, инструментами.

Вопросы к предложному падежу

Предложный падеж можно запомнить следующим образом. Предлагаю подумать – "о ком?", "о чём?". Предлагаю подумать о погоде, о друзьях, о новом задании.

Если суммировать всю вышеперечисленную информацию, то можно составить следующую таблицу падежей:

Падеж

Вопросы

Он

Она

Оно

 

Кто?

Что?

Кто?

Что?

Что?

1

Именительный

Кто? Что?

друг

стол

подруга

вода

яблоко

2

Родительный

Кого? Чего?

друга

стола

подруги

воды

яблока

3

Дательный

Кому? Чему?

другу

столу

подруге

воде

яблоку

4

Винительный

Кого? Что?

друга

стол

подругу

воду

яблоко

5

Творительный

Кем? Чем?

другом

столом

подругой

водой

яблоком

6

Предложный

О ком? О Чём?

друге

столе

подруге

воде

яблоке

Заключение

Главное при изучении падежей – не давить на ребёнка, а постараться объяснить ему правила в игровой форме. Смешные стишки и поговорки подходят в этих целях лучше всего. Снижение уровня стресса в ходе обучения приводит к улучшению памяти и упрощает запоминание материала.

При выполнении домашнего задания можно помочь ребенку усвоить материал с помощью личных ассоциаций, придумывая проверочные предложения и формулируя вопросы вместе с ним. Лучше всего запомнятся те проверочные фразы, которые ребенок придумает самостоятельно. Элемент игры при выполнении заданий позволит дополнительно развивать творческую сферу мышления.

imdiv.com

Стишки для заучивания падежей - Методика РКИ для всех

Отличные рифмовки для запоминая падежных окончаний (подойдёт и детям, и взрослым :):

Нет журнала, нет картины,Нет Ивана, нет Галины.Нет - кого? и нет чего?Нет её и нет его.

Я пишу письмо Хуану,Джону, Игорю, Степану,Кате, Тане, Маше, ГретеИ моей подруге - Свете.Я пишу письмо - кому?Васе, другу моему.

Путешествовать, друзья,Очень интересно!Знаем это ты и я,Это всем известно!Вот и едем мы ужеНа предложном падеже:Мы едем на машине,Мы едем на верблюде,Мы едем-едем-едемНа чём? или на ком?На поезде мы едемИ на велосипеде,А если мы не едем,То мы идём пешком!

Путешествовать, друзья,Очень интересно!Знаем это ты и я,Это всем известно!Ездим мы туда - сюда,В страны, в сёла, в города.Мы ездили в Самару,Мы ездили в Варшаву,В Варшаву - за границу,В Варшаву - за рубеж.В Саратов мы поедем,В Калугу мы поедем,В этом нам поможетВинительный падеж!(Из статьи З.Н. Иевлевой "Система упражнений с грамматической направленностью для обучения русскому языку иностранных школьников")

Учебник "Русский сезон"

Примеры из итальянского учебника "Молодец", элементарный уровень.ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ

1. (под нехитрые гитарные аккорды)

Извините, где ваш паспорт?Где портфель и чемодан?– Вот багаж мой. До свиданья.Паспорт мой у вас вот там.

До свиданья, до свиданья,Вот портфель и чемодан,До свиданья, до свиданья,Паспорт мой у вас вот там.

Вот уже мы в терминале,Я студент, а вы – турист.Где автобус? Где автобус?Посмотрите, вот таксист.

До свиданья, до свиданья,Я студент, а вы – турист.Где автобус? Где автобус?Посмотрите, вот таксист.

2.2. Красивый город Петербург,Антон и Вера там живут.Есть в этом городе метро, Антон живёт недалеко.

От центра города легкоК нему приехать на метро.

3.3. (на мотив «Из-за острова на стрежень»)

Из аэропорта как поедемВ центр города Москвы?Автобус есть, но, как туристы,Мы поедем на такси.(последние две строчки повторяются 2 раза)

И там в центре мы посмотримМосковский кремль и мавзолей,А если будет у нас время,Мы посмотрим и музей.(последние две строчки повторяются 2 раза)

Вы не скажете, Марина,Где здесь улица Арбат?Она не знает, я не знаю,Это надо нам узнать. (последние две строчки повторяются 2 раза)

Но Арбат не очень близко.Где здесь станция метро?А я хочу в Большой театр,Это тоже далеко.(последние две строчки повторяются 2 раза)

А вы знаете, где Ваня?– Нет, не знаю. – Где же он?– Там в ГУМе покупаетОн мобильный телефон.(последние две строчки повторяются 2 раза)

Из аэропорта как поедемВ центр города Москвы?Автобус есть, но, как туристы,Мы поедем на такси.

4.

4. (под нехитрые гитарные аккорды)

Люблю я борщ да щи, да и солянку,Люблю я мясо, сыр и колбасу,Люблю я также русскую овсянку,Люблю я всё, не знаю, почему.

А ресторан – уж это для меняРай на земле, рай на земле.Да, ресторан – уж это для меняРай на земле, рай на земле.

Люблю вино, шампанское и водку,Но знаю, это плохо для меня.Пить буду воду, лимонад и кофе,Томатный сок и чай без молока.

Дай мне меню. А где официант?Не надо ждать, не надо ждать.Дай мне меню. А где официант?Не надо ждать, не надо ждать.

5.5. В Новосибирске как-то разЯ в ресторане встретил вас.Свободный столик рядом был.– Как вас зовут? – Я вас спросил.

Вы не ответили тогда.О Нелли, вы моя мечта!Я в ресторане встретил васВ Новосибирске как-то раз.

66. (под мелодию «Подмосковные вечера»)

В пять часов концерт начинается.Я хочу послушать кларнет.Только пять минут, мы не можем ждать.Ах, скажи, Ваня, где билет?(последние две строчки повторяются 2 раза)

Здесь играют вальс Шостаковича,Слышны трубы, скрипки, тромбон.Как вам нравится эта музыка?Даже есть там аккордеон.(последние две строчки повторяются 2 раза)

А в антракте пьём мы шампанское,Я хочу программку купить.Там написано, кто наш дирижёрДа и кто молодой солист.(последние две строчки повторяются 2 раза)

В семь часов концерт уж кончается,Нам пора поехать домой,А я так люблю эту музыку,Скоро будет концерт другой.(последние две строчки повторяются 2 раза)

7.Люблю на дачу ездить я.Здесь собираются друзья.Я на камин люблю смотреть,А Нелли очень любит петь.

Я тоже вместе с ней пою.Живём на даче как в раю.И соловей, услышав нас,Заводит песню в тот же час.

Поют и все мои друзья.Люблю на дачу ездить я.

Пособие по чтению "Шкатулочка":Предложный падеж (окончание "У" у сущ. муж. рода ед. числа) - МОЯ СЕМЬЯ.Это дом, это сад, это наша семья́. Сын и дочь, и жена, и соба́ка, и я. Мы живём хорошо́, мы больши́е друзья́ – Сын и дочь, и жена, и собака, и я.

Лю́бит ма́ленький сын на стене́ рисова́ть, До́чка в мя́чик на ку́хне игра́ет опя́ть, Раз! Обе́д на полу́: суп, сала́т, пироги́. А соба́ка в углу́ ти́хо ест сапоги́.

Сапоги эти но́вые лю́бит жена́, И поэ́тому пла́чет и пла́чет она. Ты не пла́чь, – говорю́, – я куплю́ сапоги́.На полу́ на́ши де́ти едят пироги́.

Спит собака в саду́, дети пла́чут в углу́, А жена уби́рает еду́ на полу́.Я чита́ю газе́ту и ем пироги́, На шкафу́ все боти́нки и все сапоги́.

И, коне́чно, мы о́чень больши́е друзья́ – Сын и дочь, и жена́, и собака, и я.

Предложный падеж (окончание "У" у сущ. муж. рода ед. числа) - НАШ ДОМ На ма́леньком мосту́ стою́.Пого́да – чу́до, как в раю́.Сидя́т на берегу́ реки́Мой сын и муж мой – рыбаки́.

А на углу́ – краси́вый дом.Мы ле́том там всегда́ живём.

Лежи́т гита́ра на полу́,Стои́т аква́риум в углу́,А в чемода́не, на шкафу́,Коне́чно, кни́ги по кун-фу́.

Дере́вья и цветы́ в саду́,Вода́ прозра́чная в пруду́…Сидя́т на берегу́ реки́Мой муж и сын мой, рыбаки́.

Носом, ушами, глазами... : http://www.stihi.ru/2016/11/28/10526Кем мы были в прошлой жизни? : http://www.stihi.ru/2017/01/07/1028Река и облака : http://www.stihi.ru/2016/11/28/10250Праздник : http://www.stihi.ru/2016/12/26/1358Комплименты и обед : http://www.stihi.ru/2016/11/29/1167

РКИ винительный падеж

Антон и миллион : http://www.stihi.ru/2016/11/28/11087Дети и колдун : http://www.stihi.ru/2016/11/28/11696

РКИ предложный падеж

Погулял : http://www.stihi.ru/2016/11/28/11139Музыкальная семья : http://www.stihi.ru/2016/12/07/795Сказка на ночь : http://www.stihi.ru/2016/11/28/11158

РКИ родительный падеж

В гостях у газели : http://www.stihi.ru/2016/12/10/6278В гостях у газели - 2 : http://www.stihi.ru/2016/12/10/6368Без чего не бывает зимы : http://www.stihi.ru/2016/12/22/1351Из чего получается стихотворение? : http://www.stihi.ru/2016/12/24/1266

РКИ дательный падеж

Оценки : http://www.stihi.ru/2016/11/28/11040Пряничек для Манечки : http://www.stihi.ru/2016/12/07/10862Голод - не тётка : http://www.stihi.ru/2016/11/29/1180

Гертруда Вакар. Дни нашей жизниБудильник. Туфли. Мыло. Бритва.Зубная щётка. Душ. Молитва.Газета. Почта. Булка. Чай.Пальто. Галоши. Шарф. Трамвай.Контора. Цифры. Документы.Диктовка. Телефон. Клиенты.Двенадцать. Завтрак. Автомат.Табак. Скамейка. Парк. Назад.Контора. То же… Пять. Трамвай.Ключи. Жена. Жаркое. Чай.Диван. Камин. Ти-Ви. Кровать.Будильник. Грелка. Штепсель. Спать.

Эдуард Шнейдерман. Петербург 2006 (отрывок)

Рассвет… Закат… Бистро. Аптека.Пивбар. Сантехника. Вино.Бутик. Макдоналдс. Дискотека.Обмен валюты. Казино.

Пежо. Фольксваген. Форд. Сузуки.Тойота. Мерседес. Ниссан.Банк. Ритульные услуги.Стрипклуб. Сексшоу. Ресторан. <…>

Бар. Евродвери. Пиццерия.Блиндоналдс. Биотуалет.По Питеру – точно впервые,Хотя живу здесь тыщу лет. <….>

Можно посмотреть здесь: https://www.litres.ru/.../stihi-stishki.../chitat-onlayn/

Это стихи Натальи Фишер, опубликованные в учебнике Михаелы Ляунигг auf alle Fälle Singular

А. Усачёв. Что такое бутерброд?

Что такое Бутерброд?Это – НА,И это – ПОД.

Что кладётся сверху – НА?Масло, рыба, ветчина,Огурец, икра, и сыр,И кусочек колбасы…

Только хлеб кладётся ПОД —И выходит Бутерброд!

Предложный падеж и прошедшее время глаголов движения и обычных) с Эдуардом Успенским

Память— Я не зря себя хвалю,Всем и всюду говорю,Что любое предложеньеПрямо сразу повторю.

— «Ехал Ваня на коне,Вел собачку на ремне,А старушка в это времяМыла кактус на окне».

— Ну о чем тут говорить?Стал бы я себя хвалить.Мне историю про ВанюОчень просто повторить:

Ехал Ваня на коне,Вел собачку на ремне,Ну, а кактус в это времяМыл старушку на окне.

Ехал кактус на коне,Вел собачку на ремне,А старушка в это времяМыла Ваню на окне.

Ехал Ваня на окне,Вел старушку на ремне,Ну, а кактус в это времяМыл собачку на коне.

Знаю я, что говорю.Говорил, что повторю.Вот и вышло без ошибок,А чего хвалиться зрю?

"Добрые слова". Написал это стихотворение Овсей ДризДобрые слова не леньПовторять мне трижды в день.Только выйду за ворота,Всем идущим на работу,Кузнецу, ткачу, врачу"С добрым утром!" - я кричу."Добрый день!" - кричу я вследВсем идущим на обед."Добрый вечер!" - так встречаюВсех домой спешащих к чаю.

https://www.facebook.com/groups/metodika.rki/permalink/1229173207169892/

marjulia.livejournal.com

Персональный сайт - Стихи о падежах

Стихи о падежах

Я - Именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы - кто? и - что?

Ни с чем не спутает никто.

 

А я - падеж Родительный,

Характер мой общительный.

Кого? Чего? И вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

И "с", и "до", и "у", и "из",

До неба вверх и с неба вниз.

Похож я на винительный бываю иногда,

но в тексте различите вы два падежа всегда.

 

Я- называюсь Дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом "к" порой дружу.

Но и один гулять хожу.

 

А я Винительный падеж,

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них пятёрки я ловлю.

Кого позвать? Во что играть?

Готов ребятам подсказать,

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

 

- А я Творительный падеж

Исполнен всяческих надежд.

Творите!- Чем? Творите! -С кем?

Я подскажу вам, нет проблем.

Предлогом "перед", "под" и "над"

В любой момент я очень рад.

 

А я падеж Предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём? я говорил?

Ах да, нужны предлоги, 

без них мне нет дороги.

Пусть будет "в", и "о", и "при"-

ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять.

И ЕЩЁ

ПАДЕЖИ

Именительный

Он – начинающий  падеж,Вопросы – КТО?  и  ЧТО?В  нём – мама,  папа,  слон,  манеж,И  школа,  и  пальто.

Родительный

Вопросы:  Нет  КОГО?  ЧЕГО?Нет  у  меня  братишкиИ  корабля – ни  одного,И  Винни-Пуха-мишки...

Дательный

Это  яблоко,  скажите,Я  отдам  КОМУ?  ЧЕМУ?Может,  кукле?  Или  Вите?Нет,  скорей… себе  возьму...

Винительный

Ой!  В  игрушках – кавардак!Не  пойму  сама  никак:Обвинить  КОГО?  и  ЧТО?Ленку?  Кубики?  Лото?

Творительный

Хочу  я  песни  сочинять.С  КЕМ?  С  ЧЕМ   мне  ноты  изучать?С  сестричкой?  А  писать перомИли  цветным  карандашом?

Предложный

Я  думаю  О  КОМ?  О  ЧЁМ?О  Роме,  о  глаголах.Верней,   я  думаю  о  том,Как  надоела  школа…

Зато  теперь  все  падежиЯ  твёрдо  заучила.Они  уже – не  миражи,А  "в  знаньях – наша сила!"

malceva.ucoz.ru

Стихи про падежи | KidsClever

На данной странице собраны познавательные стихи про падежи для детей, которые расскажут малышам и школьникам много новой информации о русском языке.

 

Стихи про падежи

Я - Именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы - кто? и - что?

Ни с чем не спутает никто.

 

***

 

А я - падеж Родительный,

Характер мой общительный.

Кого? Чего? И вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

И "с", и "до", и "у", и "из",

До неба вверх и с неба вниз.

Похож я на винительный бываю иногда,

но в тексте различите вы два падежа всегда.

 

*** 

 

Я- называюсь Дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом "к" порой дружу.

Но и один гулять хожу.

 

***

 

А я Винительный падеж,

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них пятёрки я ловлю.

Кого позвать? Во что играть?

Готов ребятам подсказать,

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

 

*** 

 

- А я Творительный падеж

Исполнен всяческих надежд.

Творите!- Чем? Творите! -С кем?

Я подскажу вам, нет проблем.

Предлогом "перед", "под" и "над"

В любой момент я очень рад.

 

*** 

 

А я падеж Предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём? я говорил?

Ах да, нужны предлоги, 

без них мне нет дороги.

Пусть будет "в", и "о", и "при"-

ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять.

kidsclever.ru

запоминалка для школьников по русскому языку

Здравствуйте, друзья! Как ваши дела? Как настроение? Очень надеюсь, что все у вас хорошо!

Ловите очередную запоминалочку от блога «ШколаЛа» и кладите ее в свой сундучок знаний. Надо сказать, что запоминалочка эта стара как мир. Но, возможно, для кого-то из маленьких школьников и их родителей она станет настоящим открытием.

Итак, сегодня разбираемся с тем, как запомнить падежи. Есть один интересный способ.

О нем я узнала еще в начальной школе от нашей учительницы Елизаветы Христиановны, а она, как никак, была заслуженным учителем Республики Коми. Так что ей можно доверять.

Но для начала предлагаю определиться с тем, что же это за звери такие?

определение-падежей

Вот такое вот определение!

В русском языке падежей всего шесть.

названия-падежей-русского-языка

Их то и нужно выучить школьникам. И нам еще повезло. Вот, например, в языке одного из народов России, Коми, их аж 16!

Так что улыбнемся и приступим к запоминанию. В этом нам поможет следующая табличка.

стишок-про-падежи

Простой стишок, первые буквы слов которого и указывают на название падежа. А этот стишок прямо сам в память и заскакивает. Очень просто! А вот что делать с падежными вопросами?

Что ж, попробуем как-нибудь быстренько и простенько выучить и их.

Именительный

Кто? Что?

Эти вопросы проще всего запоминаются. Так что и запоминалки не требуются никакие. Увидел предмет и спрашиваешь:

«Это кто?» «Вася».

«Это что?» «Стол».

Родительный

Кого? Чего?

Прицепимся к названию падежа и спросим так:

«Вы родители кого?» «Лены».

«Вы родители чего?» «Балкона».

Еще одно вспомогательное слово — «нет».

«Нет кого?» «Рабочего».

«Нет чего?» «Топора».

Дательный

Кому? Чему?

Опять же цепляем название.

«Дать кому?» «Кошке».

«Дать чему?» «Маслу».

Винительный

Кого? Что?

«Обвиняю кого?» «Учителя».

«Обвиняю что?» «Дом».

Или со словечком «вижу».

«Вижу кого?» «Синицу».

«Вижу что?» «Березу».

Творительный

Кем? Чем?

«Сотворён кем?» «Человеком».

«Сотворен чем?» «Рукой».

Еще одно вспомогательное словечко «доволен».

«Доволен Кем?» «Сыном».

«Доволен Чем?» «Оценкой».

Предложный

О ком? О чем?

В данном случае подсказка скрыта в названии падежа. В вопросе должен присутствовать предлог. И это предлог «о». Можно добавить слово говорить. Попробуем:

«Говорить о ком?» «О носороге».

«Говорить о чем?» «О работе».

Используя полученные знания, Давайте попробуем проскланять какое-нибудь слово. Пусть это будет слово «школа».

склонение-по-падежам-слова-школа

А теперь займемся "пением".

склонение-по-падежам-слова-пение

Ну и напоследок, поработаем с «бурундуком».

склонение-по-падежам-слова-бурундук

Вот и вся запоминалка! Надеюсь она поможет вам справиться с маленькой частью великого и могучего.

Для закрепления пройденного материала посмотрите музыкальный мультик.

А какие способы запоминания падежей знаете вы? Делитесь в комментариях)

Советую вам посетить еще и вот эту статью. Чтобы точно знать как же правильно писать: поэтому, по-этому или по этому?

Еще один хороший совет – подпишитесь на новости блога, чтобы не пропустить новых запоминалок.

Ваша, ШколаЛа!

shkolala.ru

Сказка о падежах

Сказка о падежах.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.

Падеж от латинского «падение».

В русском языке 6 падежей, в финском языке 15 падежей, в венгерском 22 падежа, в латинском 4 падежа, в молдавском языке 4 падежа, в литовском 6 падежей.

Изменение имен существительных по вопросам называется ИЗМЕНЕНИЕМ ПО ПАДЕЖАМ.

Всего в русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный,

винительный, творительный,

предложный. Запомнишь детский стишок

- запомнишь и падежи.

"ИВАН РОДИЛ ДЕВЧОНКУ, ВЕЛЕЛ ТАЩИТЬ ПЕЛЕНКУ"

Чтобы узнать падеж существительного,

(если оно не является подлежащим) надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КТО? ЧТО?

Существительное в именительном падеже узнать легче всего. В предложении оно является ПОДЛЕЖАЩИМ. Существительные во всех других падежах будут другими членами предложения.

Ехала (что?) деревня. Визжала (кто?) хрюшка. Зевала (кто?) старушка. Валялась (что?) игрушка.

Поворот судьбы такой удивительный: Изучаем мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ На суку висит (что?) - ватрушка! На заборе спит (кто?) - старушка! С неба к нам летит (что?) - игрушка! Соловьем свистит (кто?) - подружка! На сосне сопит (кто?) - хрюшка! Рассказала всё (кто?) - врушка! Сочинила мир такой изумительный! Что ж, запомним мы падеж

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧЕГО? ОТКУДА? ГДЕ?

Легче всего узнать РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ так: к существительному в родительном падеже можно подставить слово НЕТ, при этом существительное не изменится:

Нет (чего?) клюквы

Нет (чего?) солнышка

Нет (кого?) ящерицы

Нет (кого?) дяденьки

А вот стишок, где много слов в РОДИТЕЛЬНОМ падеже и встречаются все предлоги. Если ты стишок это выучишь, то и предлоги запомнишь без труда.

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял.

С дерева в сугроб сигал,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком я собирал.

Около костра плясал

И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?

Я на это наплевал!

Вот стою я у доски

И вздыхаю от тоски,

Но РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Я не вспомню хоть зарежь!

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОМУ? ЧЕМУ? КУДА? ГДЕ?

Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить слово ДАЮ (на то они дательный падеж!)

Даю (кому?) Кате

Даю (кому?) сыну

Даю (кому?) лебедю

Предлоги с дательным падежом: К, По.

Если б я названия Падежам давал,

Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А еще как размечтаюсь: Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А еще КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки разнесу я И тогда домой вернусь.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧТО? КУДА?

У ВИНИТЕЛЬНОГО падежа слово-помощник ВИНЮ,

то есть ОБВИНЯЮ.

Виню (кого?) мальчика

Виню (кого?) девочку

Виню (что?) сковородку

Предлоги с ВИНИТЕЛЬНЫМ падежом: В, НА, ЗА, ПОД,ЧЕРЕЗ, ПРО.

«Если хочешь много знать,

Поскорей учись читать!»

Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ ЗАПОМНИТЬ,

Научилась я ... летать!

Как взлечу под потолок.

Да махну через порог, Вылетаю за окошко,

Курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять,

Буду всё перечислять.

ЧТО увижу и КОГО-

Назову до одного!

Вижу реку, вижу сад-

Называю всё подряд!

Вижу вишню, вижу сливу. Строят клуб невдалеке,

До чего вокруг красиво! Лепят башню на

песке...

Хватит! В школу возвращаюсь, В класс влетаю налегке.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КЕМ? ЧЕМ? ГДЕ?

У творительного падежа слово-помощник ТВОРЮ. Творю (кем?) слоном

Творю (чем?) кисточкой

Творю (кем?) лисой

Предлоги с творительным падежом: ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД, С

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять

В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

Что там долго говорить, Вот решился я ... творить! Карандаш, бумагу взял

И пейзаж нарисовал.

Я художник! Я творец! Ух, какой я молодец!

Передзамкомкуст цветёт,

Под корягой змей живёт,

Над дорогой реет сокол, За оградой лошадь ржёт.

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ: О КОМ? О ЧЁМ? ГДЕ?

Имена существительные в ПРЕДЛОЖНОМ падеже всегда употребляются с предлогами. Предлоги у ПРЕДЛОЖНОГО падежа: О, ОБ, В, ВО, НА, ПРИ. А слова-помощники, ДУМАЮ или МЕЧТАЮ.

Думаю (о чём?) о сказке Мечтаю (о чём?) о чуде Мечтаю (о ком?) о собаке Думаю (о чём?) об огне Думаю (где? в чём?) в классе Думаю (где? на чём?) на коне

И ещё важно не путать ПРЕДЛОЖНЫЙ падеж с ВИНИТЕЛЬНЫМ. У них могут быть одинаковые предлоги, но отвечают они на разные вопросы:

ГДЕ? - ПРЕДЛОЖНЫЙ падеж

КУДА? - ВИНИТЕЛЬНЫЙ падеж

А ты о чём мечтаешь, мой дружок?

referat.znate.ru