Специальность "государственное и муниципальное управление": кем потом работать? Муниципальное государственное управление


кем потом работать? :: SYL.ru

Для многих до сих пор является загадкой, что включает в себя специальность «государственное и муниципальное управление». Каким навыкам обучают в университетах в рамках данного профиля, и самое главное – куда потом пойти работать.

Государственное и муниципальное управление: что за профессия?

Россия – это государство, обладающее своим аппаратом управления, который делится на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Каждая ступень призвана решать спектр своих вопросов в рамках компетенций: от принятия законодательства, до уборки прилежащих домовых территорий в каждом отдельном городе или поселке.

Для того чтобы властные структуры работали эффективно и не нарушали закон и права отдельного гражданина, нужны высококвалифицированные кадры, обучение которых проходит именно по профилю «государственное и муниципальное управление». Выпускники данной специальности могут грамотно организовать работу властных структур, распределить бюджет, обработать обращения граждан, выровнять экономическую стабильность и многое другое.

Как появилась данная специальность?

Выражение «страной может править кухарка» давно уже неактуально и в корне неверно. Обыватели даже не предполагают, что человек, находящийся на государственной службе, должен быть глубоко подкован в различных сферах: начиная от юриспруденции и заканчивая биологией и географией, для того, чтобы принимать качественные управленческие решения.

Передовые страны уже давно готовят специалистов в этой области, в нашей стране система государственного и муниципального управления начала получать грамотных кадров только в 2000-х годах.

В то время, когда страна только поднималась с колен, не имея за спиной стабильной нормативно-правовой базы, появилась необходимость в профессионалах, которые благодаря своим знаниям и компетенциям разработают и реализуют проекты, направленные на улучшение жизни граждан и государства в целом.

Начиная с 1995 года, Министерством образования РФ было выпущено несколько стандартов для обучения на данной специальности в университетах и средних профессиональных учреждениях. Тогда люди не знали, что в себя включает государственное и муниципальное управление, кем работать, что нужно делать, поэтому шли учиться лишь единицы, на данный момент эта программа одна из самых популярных среди гуманитарных направлений.

Многие артисты, политики, общественные деятели отправляют своих детей именно на это направление из-за многогранности полученных знаний.

Куда можно пойти устраиваться после обучения?

Престиж данной работы в последнее время очень поднялся, но выбирая специальность "государственное и муниципальное управление", кем потом работать, понимают далеко не все. Какие властные структуры открыты для выпускников данного профиля?

  • Администрации разных уровней, причем это может быть и администрация президента.
  • Различные исполнительные органы: комитеты, отделы, управления, занимающиеся вопросами экономики, ЖКХ, образования, здравоохранения, транспорта, социальной защиты, экологии.
  • Законодательные структуры, будь то Государственная Дума, областное или краевое Законодательное Собрание или Совет народных депутатов непосредственно в муниципалитете. Здесь можно выступать непосредственно на профессиональной основе, а также в обеспечивающем аппарате всего органа или отдельно взятого депутата.
  • Дипломатические ведомства, отделы по внешнеэкономическим связям.
  • Надзорные органы (налоговая служба, правоохранительная, служба приставов).
  • Различные гражданские институты, занимающиеся вопросами социальной защиты, страхования, пенсионным обеспечением.
  • Многофункциональные центры, оказывающие государственные услуги населению.

Кроме того, можно остаться в качестве преподавателя в университете (предварительно отучившись в магистратуре и аспирантуре), пойти в научно-исследовательские центры.

Также коммерческие организации, где необходим управленческий персонал, очень часто предпочитают соискателей именно с дипломом государственного и муниципального управления.

Плюсы работы во властных структурах

  1. Если вы выбираете профессию государственное и муниципальное управление, работа вам будет обеспечена. Рынок вакантных должностей постоянно обновляется, причем спрос на специалистов наблюдается, как в федеральные органы, так и в муниципальные.
  2. Работодатель – это государство. Соответственно, все нормы трудового законодательства будут соблюдены, а заработная плата всегда будет приходить вовремя.
  3. Карьерный рост может начаться в обычной муниципальной администрации, а закончиться в Государственной Думе – все зависит от амбиций служащего, его умений и стараний.
  4. Знания, полученные в рамках обучения и в процессе работы, позволят быстро и эффективно решать свои собственные бытовые проблемы, так как вы будете точно знать, на что нужно обращать внимание в договорах, куда нужно обратиться по той или иной проблеме, какие права у вас имеются.
  5. У многих служащих в работе присутствуют командировки, поэтому вы будете иметь возможность побывать в разных уголках России и не только.
  6. Быть управленцем – это престижно. Служащих относят к современной интеллигенции.

Программа обучения

Для того чтобы стать грамотным специалистом, необходим обширный кругозор, который в университетах стараются максимально развить. Студент в обязательном порядке должен освоить основные дисциплины для общего развития, такие как: философия, история, математика, безопасность жизнедеятельности, иностранный язык, концепция современного естествознания, физическая культура, экология, политология.

Кроме того, существует целый ряд дисциплин по специальности: делопроизводство, правоведение (как общее, так и более узкое: гражданское, уголовное, административное, земельное и так далее), экономика (мировая, макро-, микро-), теория государственного и муниципального управления, управление проектами, управление территориями, территориальное устройство, менеджмент, маркетинг, комплекс дисциплин по информатике и многие другие.

Также существуют дисциплины, призванные развить личные качества студентов и их новаторскую жилку: психология, социология, этика, деловые коммуникации, консалтинг, культурология, логика, риторика, инновационный менеджмент, управление общественными связями и подобные курсы.

Таким образом, знания и опыт, широкий кругозор и тягу к исследованиям, развитие творческих и нормотворческих способностей, а также огромный спектр компетенций, которые применимы в различных сферах, дает обучение на специальности государственное и муниципальное управление. Кем потом работать, студент решит без проблем, так как кроме государственной службы такая база требуется и в других организациях, как коммерческого, так и некоммерческого плана.

В каких вопросах выпускник должен разбираться?

  • Знать Конституцию, основные федеральные и региональные законы.
  • Ориентироваться во властных структурах и системе управления государством.
  • Уметь находить достоверную законную информацию.
  • Знать экономические закономерности, политическую ситуацию в стране, проблемы в социальной сфере.
  • Уметь принимать обдуманные управленческие решения.
  • Владеть различными методами анализирования, прогнозирования, ведения статистики и составления отчетности.
  • Самое главное - понимать после получения специальности государственное и муниципальное управление, кем потом работать.

Какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешным управленцем?

  1. Стремиться к знаниям.
  2. Быть пунктуальным.
  3. Обладать терпением и волей.
  4. Уметь исправлять ошибки.
  5. Мыслить на несколько шагов вперед.
  6. Не бояться вносить что-то новое в свою жизнь и работу.

Где можно получить образование?

В России получить данную специальность можно практически повсеместно в крупных городах и областных центрах. Фактически каждый классический и экономический вуз предлагает пройти подготовку и переподготовку по направлению государственное и муниципальное управление. Кем работать после обучения, средняя заработная плата на местах, рынок вакансий в пределах субъекта – данные вопросы можно задать непосредственно приемной комиссии, для того, чтобы однозначно определиться с профилем обучения.

Как правило, данная специальность платная, но есть и исключения. Поступить можно по результатам ЕГЭ, а также по собеседованию в случае, если у вас имеется уже среднее специальное образование.

На данный момент можно отучиться по полной программе бакалавриата, получить дополнительное образование или пройти курсы.

Государственное и муниципальное управление – это возможность получить широкие знания, навыки работы с людьми, узнать основы делопроизводства, кроме того человек со временем будет продвигаться по карьерной лестнице, что для многих важно.

Карьерный рост: с чего начать?

После окончания университета необходимо составить резюме. Далее на официальных сайтах властных структур изучить вакантные предложения и выбрать для себя самые привлекательные.

В государственной службе на должность берут только по конкурсу, поэтому стоит тщательно изучить нормативно-правовую базу соответствующего органа и основные акты, касающиеся государственной службы.

Необходимо заранее сделать весь необходимый пакет документов, который необходимо принести по месту прохождения собеседования. Как правило, замещение должности длится 1-2 месяца.

Таким образом, не стоит бояться поступать на государственное и муниципальное управление. Кем потом работать, вы точно решите за время обучения, так как во время производственных практик пройдет ознакомление с различными органами непосредственно, и вы выделите, что интереснее: социальная, законотворческая, экономическая, правоохранительная, природоохранная сфера или что-то еще. Даже если придет понимание, что данная профессия не для вас, то с имеющимися квалификацией и компетенциями вы легко найдете другую, более интересную для вас вакансию вне государственной службы.

www.syl.ru

Государственное и муниципальное управление - Что за профессия?

Эта профессия для неравнодушных, искренне переживающих о нуждах общества. Если ваша цель – незаметно, но уверенно создавать новую страну и общество, служить на благо людей и государства, то смело выбирайте эту профессию. Специальность подразумевает стабильную, хорошо оплачиваемую, интересную работу.

Что такое «Государственное и муниципальное управление»?

В каждом государстве существует аппарат, который управляет и организует различные направления государственной деятельности. Для удобства управления существует иерархия подчинения – муниципалитет, регион и федеральные органы управления.

На каждом из трех уровней перед работниками ставятся определенные задачи. Например, на муниципальном уровне – организация слаженной работы городских коммунальных служб, защита прав и свобод граждан, на региональном — контроль за деятельностью правоохранительных органов, на федеральном – корректировка, внесение поправок и написание законов федерального округа.

Данная специальность дает широкий спектр возможностей:

  • распределение и координация, контроль за расходом средств бюджета;
  • планирование и развитие экономики региона;
  • работа в общественной приемной с заявлениями граждан;
  • организация работы правоохранительных и хозяйственных структурных единиц;
  • управление и контроль над учреждениями здравоохранения;
  • работа в пенсионном фонде;
  • контроль и управление районными и федеральными службами занятости;
  • помощь и поддержка многодетных и малоимущих;
  • охрана природы, окружающей среды, ресурсов.

Эта специализация предоставляет широкий круг знаний по многим вопросам – от юриспруденции до биологии и географии.

В России

Специалистов данного профиля начали готовить с 1995 года, когда Министерство Образования установило стандарты и схемы обучения по этой специальности. Сейчас это направление самое востребованное из гуманитарных специальностей в ВУЗах страны.

Для того, чтобы Законы работали, нужны грамотные профессионалы, которые смогут грамотно осуществлять важные проекты, направленные на развитие страны и качественное улучшение жизни людей.

Что за профессия по специальности «Государственное и муниципальное управление»?

Есть ошибочное суждение, что после обучения выпускник получает специальность экономиста, юриста или бухгалтера. Это не так. Эта профессия подразумевает административную организационную работу и в государственных структурах, и в коммерческих фирмах.

Получив эту специальность можно планировать трудоустройство по следующим направлениям:

  • работа в госструктурах – это по сути посредничество между государством и гражданами. Не стоит сразу рассчитывать на большой заработок, но, даже самая скромная должность государственного служащего способна обеспечить хороший старт для роста по карьерной лестнице. Заработок – от 12 тысяч, повышается ежегодно и по регионам превышает среднюю зарплату;
  • в коммерческой организации всегда существует отдел взаимодействия с органами власти. Работа сотрудников состоит в анализе и мониторинге Законодательства, взаимодействии с государственными структурами, составление совместных программ и мероприятий с муниципальными органами, координация работы фирмы в русле проводимой государственной политики. Средний заработок (начальный) выше – от 20 тысяч, но карьерный рост незначительный, максимум – начальник отдела;
  • центры аналитики и консалтинговые компании – основной вид деятельности – аналитика и мониторинг, прогнозирование. Работа рутинная и однообразная, карьерного роста в этом направлении добиваются единицы.

Выпускники чаще всего выбирают работу в администрациях разных уровней, исполнительных органах власти, надзорных органах и гражданских институтах по защите прав и свобод населения.

Какие предметы необходимо сдавать для обучения?

В зависимости от ВУЗа, надо будет сдавать следующие экзамены:

  • математика;
  • русский язык;
  • история, обществознание, информатика и ИКТ – каждый ВУЗ определяет экзамен по собственному приоритету;
  • иностранные языки – по усмотрению ВУЗа.

Можно поступать на очную (дневную) и на заочную, или смешанную форму обучения.

Что пишут в дипломе после окончания обучения?

Бакалавр с указанием профильного направления, общая специальность – менеджер или специалист.

В зависимости от выбранного профиля в дипломе будет уточнение специализации:

  • финансы;
  • социальная сфера;
  • человеческие ресурсы;
  • городское хозяйство;
  • социальное и культурное развитие;
  • персонал (кадры).

При устройстве на работу специализация может стать решающим фактом для положительного решения.

Кем и где можно работать?

Если рассчитываете на карьерный рост, то нужно ориентироваться на государственные муниципальные структуры, если есть желание хорошей заработной платы, то нужно искать работу в туристических компаниях и крупных холдингах.

Выбор вакансий для выпускников этого направления довольно обширен, особенно в органах гос. управления.

Зарплата по этой специальности

Стартовая зарплата второй категории – 14 -20 тысяч, ведущий специалист – 25 – 30 тысяч, главный специалист – 35 тысяч, начальники отделов – от 40 тысяч. Оклады варьируются в зависимости от региона.

Википедия о профессии

Почитать статьи об этой профессии можно в Википедии. Интересные материалы на сайте Российской академии и в регламенте муниципальных управлений и ведомств. Многие федеральные ВУЗы также представлены в рубрикаторе Википедии.

Отзывы о профессии

Коррупцию в стране пока победить не удалось. Поэтому ориентироваться на хорошо оплачиваемую должность сразу без знакомств и связей проблематично. Придется потрудиться простым клерком года два три за зарплату в 15 – 18 тысяч, но гарантированную и с социальным пакетом.

Специализация менеджер (организатор) предоставляет отличные перспективы трудоустройства во многих коммерческих и торговых структурах.

Самые — Высокодоходные профессии во всем мире

Новые — Профессии будущего

Самые — Востребованные профессии

ladyeve.ru

Государственное и муниципальное управление 081100.62

Официальный партнёр раздела

Финансовый университетпри Правительстве Российской Федерации

Ведущий вуз в сфере подготовки экономистов, финансистов, юристов по финансовому праву.

Узнайте больше о поступлении в Финуниверситет

Хочешь стать экономистом?

Читайте о выборе профессии, специальностях, условиях поступления, процессе обучения и многом другом в разделе Экономика и финансы
Срок обученияНа базе 11 класса:Очная - 4 годаЗаочная - 5 летВечерняя - 5 летСмешанная - 5 лет
Вступительные экзамены
Прием абитуриентов в высшие учебные заведения России осуществляется по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Согласно правилам приема в вузы, учебные заведения имеют право устанавливать не менее трех вступительных экзаменов (включая обязательный русский язык и профильный предмет) согласно Перечню вступительных испытаний. Данный перечень формируется Министерством образования и науки.

 

Прием абитуриентов в средние специальные учебные заведения проводится по результатам ГИА или ЕГЭ. Колледжи и техникумы имеют право устанавливать не менее двух вступительных экзаменов, одним из которых должен быть русский язык. Перечень вступительных испытаний в колледжи также устанавливает Министерство образования и науки.

1. Русский язык

2. Математика (профильный)

3. Обществознание

 или 

Иностранный язык

Будущая квалификация

Это уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Выпускникам, освоившим образовательные программы высшего профессионального образования, присваивается квалификация (степень) бакалавра, специалиста либо магистра по соответствующему направлению подготовки. Степень бакалавра позволяет поступить в магистратуру, а квалификация специалиста и магистра – в аспирантуру.

 

Выпускники техникумов и колледжей получают квалификацию базового или повышенного уровня подготовки. Название квалификации зависит от профессиональной области. Педагогическое образование предполагает получение квалификации учителя, педагога или воспитателя, медицинское – акушера, фельдшера, образование в области искусства – актера, художника, модельера. Во всех остальных областях выпускникам присваивается квалификация техника, технолога, техника-технолога (базовый уровень) или старшего техника, старшего технолога, старшего техника-технолога, специалиста (повышенный уровень).

Бакалавр по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»

Будущие профессии
Профили подготовки

Профиль подготовки (специализация) – это углубленное изучение узкого поля деятельности в рамках одной специальности. Как правило, специализация проводится на старших курсах. Кроме основных общеобразовательных предметов студенты начинают изучать блок профильных дисциплин, которые позволят выпускникам лучше освоить практические умения и навыки.

В дипломе профиль (специализация) обучения не указывается, а вот в приложении к диплому после наименования направления подготовки в графе «специализация», в случае ее наличия, прописывают профиль специальных дисциплин.

Чему научат?
  • Организовывать работу в органах государственной и муниципальной власти
  • Обеспечивать работу лиц, занимающих государственные должности (подготавливать документы, сортировать почту, принимать звонки, формировать календарь встреч и т.д.)
  • Разрабатывать проекты нормативно-правовых актов
  • Разрешать конфликты в соответствующих органах и организациях
  • Разрабатывать программы социально-экономического развития регионального и местного уровня
  • Участвовать в планировании бюджета, оценивать эффективность бюджетных расходов
  • Вести делопроизводство и документооборот в органах государственной власти
  • Формировать и продвигать положительный имидж государственной и муниципальной службы, страны и территории
  • Создавать и обновлять информационные базы данных для принятия управленческих решений
  • Организовывать двустороннюю связь между органами власти (организациями) и институтами гражданского общества, СМИ, гражданами
  • Консультировать государственные, некоммерческие и хозяйственные организации
  • Обеспечивать связи с общественностью в органах власти
  • Планировать и контролировать деятельность сотрудников и организации в целом
  • Координировать деятельность организации во внешней среде
  • Исследовать и диагностировать проблемы в деятельности организации
  • Анализировать риски в управленческой деятельности
  • Свободно разговаривать на одном из иностранных языков
Полезные статьи Программы по подготовке госслужащих с углубленным изучением иностранных языков

Владение иностранными языками – одно из главных требований к государственному служащему нового поколения, независимо от того,...

Важные учебные предметыАнтикризисное управление | Государственная и муниципальная служба | Государственные и муниципальные финансы | Менеджмент | Основы делопроизводства | Основы права | Основы предпринимательства | Региональное управление и территориальное планирование | Социология управления | Этика государственной и муниципальной службы
Практика студентов

Учебная и производственная практики студентов могут проходить в органах муниципального и государственного управления (мэриях, управлениях делами Президента, правительствах, префектурах, управах и муниципалитетах), государственных и муниципальных учреждениях различной отрасли (банки, страховые компании, налоговые инспекции), финансовых и промышленных компаниях, консалтинговых фирмах, рекламных агентствах, общественных организациях.

Итоговая аттестация студентов:
  • Защита бакалаврской работы
  • Государственный экзамен (часть вузов не проводит государственный экзамен)
Вы можете освоить эту специальность в следующих регионах:Вся Россия - 426 вузов

moeobrazovanie.ru

Государственное и муниципальное управление – это функции

Понятие «управление» подразумевает функцию сложных организованных подсистем в любом смысле, обеспечивающих устойчивость их структуры, стабильность режима функционирования, предназначенного для реализации программных целей. Объектами власти выступают вещи, явления, разнородные процессы, все люди, а субъектом всегда будет человек или коллектив. Государственное и муниципальное управление – это движущая сила реализации политических намерений.государственное и муниципальное управление это

В современных политических условиях в системе распределения общественных дел выделяются три составные разновидности социального строя: общественное, муниципальное, государственное. Рассмотрим их детально.

  1. Общественное управление исполняется внутри и в границах объединений граждан через руководящие органы, которые создаются ими на основании принципов самоуправления, с применением локально-правового регулирования. Оно дополняется территориальным административным устройством, чётко определённым законом и связанным с обязательной регистрацией объединений, постоянным надзором и контролем их деятельности.

  2. Муниципальное управление – это вид местного самоуправления. Оно выступает в роли публичной власти, наиболее близкой к населению, и обеспечивает защиту интересов граждан, которые зависят от совместного проживания на общей территории.

  3. Государственное управление является главной сферой действия и применения установленных норм административного права. Оно действует в качестве формы реализации преимуществ власти и при помощи государственных органов, должностных лиц во всей системе социального устройства. В узком смысле под этим термином понимают только один уникальный вид деятельности, связанный с осуществлением исполнительной власти как одной из необходимых ветвей. В широком смысле сочетанием «государственное муниципальное управление» называют деятельность административных органов страны всех работающих ветвей государственной власти.

муниципальное управление этоВсе виды деятельности государства можно поместить в три группы относительно их места в системе реализации власти, качества содержания и форм выражения.

  1. Рядовые консолидированные формы принято называть ветвями государственной власти. По внутреннему содержанию работа органов каждой ветви представляется сложной и состоит из нескольких форм. Государственное и муниципальное управление – это деятельность представительных органов, для которых основной (определяющей) отраслью служит законодательная власть.

  2. Видовые специализированные формы вытекают из трёх ветвей политического устройства. Государственное и муниципальное управление – это функция аппарата власти, реализуемая прокурорской сферой, функционированием Счётной палаты, работой Уполномоченного по правам человека, органов Центризбиркома и других институтов.

  3. Функциональные формы содержат специфические функции правоохранительных и других общественных органов, совершающих следствие, оперативно-розыскную правовую деятельность.

государственное муниципальное управлениеГосударственное и муниципальное управление – это фактор, выполняющий важнейшую роль при изучении работы державного обустройства вкупе с методами наблюдения за ними, различными частными методиками, изучением документов, статистических цифр, отчётов, сообщений средств массовой информации.

fb.ru

Государственное и муниципальное управление — публичное управление

ЧиркинВ.Е.

Ч-64 Государственное и муниципальное управление: Учебник. — М.:Юристъ,2003.-320с.

ISBN 5-7975-0623-8 (в пер.)

Учебник предназначен для введения в специальность студентов, обучающихся по специальности «государственное и муниципальное управление». Это комплексное издание, в котором освещаются различные управленческие структуры и процессы, рассматриваются вопросы эффективности управления, взаимосвязи и своеобразия различных управленческих институтов, соотношение государственного и муниципального управления.

Для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция». Будет полезен для сотрудников органов управления.

УДК 351/354(075.8) ББК 67.401

ISBN 5-7975-0623-8 © «Юристь», 2003

© Чиркин В.Е., 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

Подготовка по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» предполагает изучение многих общегуманитарных (например, философия), общепрофессиональных (теория управления) и специальных (административное право и др.) дисциплин. Данный учебник призван дать студенту. — будущему менеджеру— общее представление о своей специальности. Подобного рода комплексных учебных пособий нет ни в России, ни за рубежом, да и сама эта специальность введена в российских вузах сравнительно недавно (в 2000 г.).

В учебнике автор использует в основном российский материал, но для сравнения привлекаются данные и по другим странам. В ходе изучения выявляются позитивные и негативные стороны различных управленческих структур и процедур, рассматриваются вопросы повышения эффективности управления, своеобразные и необходимые взаимосвязи в деятельности различных управленческих институтов, в том числе различия и взаимосвязи государственного и муниципального управления. Правильное решение задач управления снижает необходимый для общества уровень затрат на управление.

В учебнике принят широкий подход к управлению', которое выходит за пределы собственно администрирования. Думается, что это наилучшим образом способствует подготовке менеджеров в различных областях общественной жизни.

Глава 1 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Государственное и муниципальное управление — публичное управление

Понятие управления.Управление — универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова — это различные способы воздействия субъекта (субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение и свойства субъекта (субъектов). С этих позиций даже тяготение планет Солнечной системы можно в какой-то мере рассматривать как взаимное многостороннее управление. Однако под управлением чаще всего понимают не стихийное, а целенаправленное воздействие со стороны людей (созданных ими устройств) на те объекты, которые поддаются регулированию. Далеко не все объекты, события, состояния могут быть предметом управления людей (например, космос). Применять управленческие меры к недолжному объекту бесполезно. Не все цели могут быть достигнуты при управлении (например, в сфере управления погодой). Поэтому применяя управленческие меры, нужно ставить реальные цели.

Управлять можно естественными объектами (например, с помощью упорных тренировок человек может изменить свою фигуру), физическими процессами (управление ядерной реакцией с целью получения «мирной» энергии, а не взрыва), техническими системами (управление автомобилем). Дрессировщик управляет поведением животного, регулирует свое поведение человек, сдерживая гнев или раздражение, и т.д. .

Управление направлено на достижение какого-либо результата, оно должно быть результативным. Однако не всякое воздействие даже на должный объект и с реальной целью, дает результат, к которому стремился управляющий субъект. Иногда принимаемые им меры не дают никакого результата, а нередко приводят к обратным последствиям. Последнее не означает, что управление отсутствует, 'просто воздействие не достигло желаемой цели.

Чаще всего воздействие при управлении понимается как однолинейное: субъект — объект. Мы видим обычно лишь эти прямые связи, но есть и обратные связи: воздействие объекта на управляющий субъект. Эти связи очень важно учитывать особенно в публичном управлении: реакция населения на управленческие меры органов государственной власти и муниципального управления может изменить и часто изменяет управленческие решения. К тому же субъекты и объекты управления в этом процессе могут поменяться местами: объект становится субъектом (подчиненные требуют, чтобы начальник, который утратил доверие, ушел с занимаемой должности, и добиваются этого). Обратные воздействия тоже могут рассматриваться с точки зрения кибернетики как управление, в них может быть цель (в результате забастовки администрация предприятия повышает заработную плату), но в государственном и муниципальном управлении для характеристики обратных связей (в форме воздействий) термином «управление» не пользуются, под ним понимаются прямые связи волевого, «командного» характера.

Различные вопросы управления (часто без употребления этого слова, заменяемого другими) изучаются многими отраслями знания. В данном учебном пособии речь идет только об управлении в обществе на уровне страны и муниципального образования. В нем не рассматриваются способы управления в международном сообществе, которое тоже поддается различным способам управления (Организация Объединенных Наций, ее органы пресекают агрессивную войну или посылают миротворцев в «горячие точки» планеты): Не говорится об управлении и в тех странах, которые выступают лишь как географические понятия, а также управлении в местных племенных образованиях, которое не является муниципальным. В учебнике речь идет об управлении в государственно-организованном обществе. В любом обществе существует множество разновидностей управления, например управление техническими системами, железнодорожным движением, процессами в ядерных реакторах. Такое управление также осуществляется в государственно-организованном обществе, а не вне его. В учебнике речь идет об общественном, социальном, а не техническом управлении (например, работа авиадиспетчеров) и не о личном, персональном управлении (использование родительской власти в семье для управления поведением детей).

В свою очередь, социальное управление многолико. В учебном пособии рассматриваются не все разновидности социального управления, существующие в стране. В нем говорится только о публичном (государственном и муниципальном) управлении, т.е. об управлении при использовании публичной государственной власти (от имени всего общества) и об управлении в масштабах муниципального образования (села, города, района и т.д.), т.е. при использовании публичной власти от имени соответствующего территориального коллектива.

Социальное управление.Любой коллектив (а общество — наиболее всеобъемлющий коллектив в государственных границах) имеет общие интересы и, следовательно, общие цели (например, поддержание определенного порядка, недопущение анархии и распада общества). В связи с этим в обществе появляются «общие дела», их необходимо решать, управлять событиями (теми, которыми можно управлять). Для регулирования жизни в различных обществах-коллективах создаются особые органы (в племени — советы вождей, старейшины, в государственно-организованном обществе — парламенты, правительства и т.д.).

С другой стороны, общество всегда (если исключить самые ранние стадии первобытного существования человека) структурировано и асимметрично. Оно состоит из разных социальных групп (рабочие, крестьяне, предприниматели), национальных (этнических) общностей, множества объединений (партии, профсоюзы, женские организации). В обществе действует также множество институтов экономического и социального характера (хозяйственные монополии, акционерные общества, трехсторонние организации работников, работодателей и государства). Свою роль играют выдающиеся личности и др. Каждая из таких общностей, институтов, организаций, а нередко и личностей преследует определенные цели, отстаивает свои интересы, выдвигает определенные требования.

В результате в обществе возникают противоречия и конфликты. Их необходимо регулировать, иначе общество не сможет функционировать как целостный организм. Оно в самом себе должно искать и, как правило, находит средства для обеспечения его развития. В конечном счете это происходит в результате социального управления, путем применения социальных стимулов, средств, механизмов. Действуя во имя своих интересов и вместе с тем выполняя «общие дела», различные группы, организации, институты, личности участвуют в изменении и развитии общества, т.е. в управлении им, если слово «управление» понимать в широком общесоциологическом смысле.

Политическое управление обществом осуществляется в результате деятельности политической системы общества. Это политические институты, регулятивные нормы, имеющие политическое значение (прежде всего право), политический режим, политическая идеология. Политическая система в концентрированном виде отражает наиболее важные интересы различных социальных групп и возводит их на уровень политики. Суть функционирования политической системы —

упорядочение общественных процессов, введение их в определенные рамки на базе легальных (т.е. дозволенных законом) форм борьбы (состязательности) и сотрудничества (в том числе путем компромиссов). Политическая система обеспечивает одно из важнейших составляющих управления — регулирование общественных отношений политическими средствами, но она не может обеспечить целевую, заранее заданную деятельность. В ее составе слишком много противоборствующих объединений и институтов, и регулирование отношений объективно осуществляется в борьбе разных сил и тенденций, в поисках компромиссов, принимаемых различными социальными и политическими силами. Такие компромиссы выражают лишь самые общие цели всего общества — экономическое развитие, недопущение распада общества и т.д.

Задача конкретного целевого регулирования общественных процессов, т.е. ориентация экономического развития в определенном направлении, политических и духовных процессов, выполнение конкретных мероприятий — развитие транспорта, образования, здравоохранения, культуры и т.д. решается путем применения публичной власти, которая сосредоточена в руках определенных институтов политической системы. Прежде всего это государство, выступающее как представитель общества (государственно-организованного общества), хотя на практике обычно государство представляет прежде всего интересы доминирующих в обществе социальных слоев. Государство осуществляет государственное управление обществом. Действуя от имени народа, оно создает для управления свои органы: парламент, правительство, суды и др.

На местах, в территориальных единицах, складываются свои территориальные коллективы. Это муниципальные образования. В них создаются свои органы, отдаленно напоминающие по форме государственные органы (есть местный представительный орган, условно говоря, — местный «парламент», глава муниципального образования — местный «президент», его администрация — местное «правительство», департаменты — местные «министерства» и т.д., но в их системе нет третьей ветви известной триады — судебной власти, прокуратуры, органов конституционного контроля и др.).

Органы муниципального образования осуществляют управление от имени населения территориального коллектива. Поскольку его решающие органы избираются (и могут быть только выборными), такая форма управления на местах называется местным самоуправлением. Оно решает иные задачи, чем государственные органы. Вместе с тем на местах могут действовать и Другие органы и должностные лица, назначаемые государством (управления и отделы министерств, в некоторых зарубежных странах — губернаторы, префекты, руководители районов и др.). Они осуществляют полномочия государства на местax. В федеративных странах между государством и местным самоуправлением стоит особое звено — субъект федерации. Местное управление рассматривается как сфера регулирования субъекта федерации, федеративное государство устанавливает лишь основы местного само-управления.

Государственное и муниципальное управление, как оно охарактеризовано выше, это — широкая, политологическая трактовка управления. В нем участвуют все ветви власти: законодательная (нормо-творческая в местном самоуправлении), исполнительная, судебная (в муниципальных образованиях, как говорилось, этой ветви нет), Другие органы, которые многими исследователями считаются не входящими ни в одну ветвь (например, прокуратура, органы конституционного контроля, избирательные комиссии, уполномоченные парламента, в частности, по правам человека, и др.)1. В более узком, специальном смысле под государственным и муниципальным управлением понимается ограниченная сфера деятельности государственных и муниципальных органов: административная, исполнительно-распорядительная деятельность. Она осуществляется не всеми, а лишь исполнительно-распорядительными органами, относящимися к ветви исполнительной власти. Если применить такой подход, то это будет означать изучение лишь управленческой деятельности администрации муниципального образования. Остальные органы (в том числе представительный орган) и процедуры (например, непосредственная демократия) будут исключены.

В данном учебнике государственное и муниципальное управление рассматривается в широком значении. Это направляющая, организующая, упорядочивающая деятельность государства и органов муниципального образования (на местном уровне) с использованием всех ветвей власти, всех органов, всех государственных и муниципальных должностных лиц и служащих. В этом смысле назначение государственного и муниципального управления состоит в урегулировании и упорядочении жизнедеятельности общества (территориального коллектива), отношений личности, различных коллективов, государства и общества, установление их рациональных взаимосвязей путем применения государственной и муниципальной власти. Такой широкий

1 Иногда говорится о других ветвях государственной власти: учредительной, контрольной, президентской и др. Называют также «власть прессы», средств массовой информации («четвертая власть»), но это не государственная власть.

подход к управлению, на наш взгляд, более соответствует подготовке менеджеров, чем специализированный юридический подход.

В отличие от других возможных форм управления (в семье оно, например, осуществляется при использовании родительской, т.е. личной, власти, а во многих коллективах (например, в общественном объединении) — путем применения корпоративной власти организации, моральных установок, запретов и ограничений) государственное и муниципальное управление это публичное управление в обществе и территориальном коллективе на основе использования публичной государственной и муниципальной власти.

Публичная власть в государственном и муниципальном управлении.Любой коллектив порождает отношения власти, доминирования и подчинения. Этот факт проистекает из различных сторон неравенства людей и их групп в коллективе. Первоначально это неравенство имеет естественный характер. Некоторые люди физически сильнее, умнее, более находчивы, у них прирожденные качества лидера и т.д. Другие люди добровольно или по принуждению подчиняются им. Этот личный элемент (особые качества того или иного человека) при создании определенных группировок людей, в коллективах определенного рода может приобрести общественное, социальное значение, становится предпосылкой возникновения публичной власти, отделяющейся от коллектива. Однако для возникновения публичной власти главное значение имеют не личные качества людей или их группировок.

Публичная власть возникает не во всяком коллективе. Родительская власть в семье или власть главаря преступной банды имеет не публичный, а персональный, личный характер. Публичная власть возникает в публичном коллективе, члены которого связаны не родственными или иными персональными, а общественными отношениями. Непосредственно публичная власть связана с двумя факторами, о которых говорилось выше: общие интересы, на определенном этапе становящиеся общественными, и социальная (а не персональная) асимметрия. В силу указанных причин государственная власть возникает в обществе страны, муниципальная — первоначально в коллективе людей, осевших на месте для общей жизни. Эти две разновидности публичной власти обладают многими общими характеристиками. Они отделены от общества (исключением является, например, принятие решений сельским сходом в мелких муниципальных образованиях), органы публичной власти обладают правом устанавливать общеобязательные для данного коллектива (общества, муниципального образования) общие правила и применять принуждение. Обе они обладают особым аппаратом — коллективом людей, как бы выделенных из общества и профессионально занимающихся управлением (и принуждением) — государственным и муниципальным.

Вместе с тем каждая из этих двух разновидностей имеет свои особенности. Они коренятся в том, что государственная власть действует от имени всего народа, а муниципальная — от имени сравнительно небольшого территориального коллектива. Государственная власть действует на всей территории страны и в международных отношениях, муниципальная власть имеет локальную сферу деятельности, первая суверенна, она устанавливает общие правила для деятельности в том числе и муниципальной власти. Полномочия государственной власти не только неизмеримо шире, но и качественно иные, что вытекает, в частности, из государственного суверенитета. Многие полномочия, которые принадлежат государственной власти, ее органам (вопросы гражданства, преступления и наказания, иностранные дела, прокуратура, суды и др.), никогда не могут по своей природе осуществляться на уровне муниципалитета, каким бы крупным он ни был (за рубежом некоторые большие города, например Нью-Йорк или Токио, имеющие статус муниципального образования, превосходят по численности населения многие государства). Муниципальный аппарат управления ориентирован на другие, местные задачи и каким бы крупным ни был муниципалитет, его аппарат является иным по своему существу, чем государственный аппарат.

Различия государственной и муниципальной публичной власти находят свое продолжение в различиях государственного и муниципального управления.

Публичное управление. Публичная власть — явление в известной мере статическое. Для того чтобы она была использована как динамическое отношение, т.е. для управления, необходим какой-то факт (событие, действие и др.), имеющий общественное значение. В этом случае субъект управления действует как власть, применяя власть в определенных целях. Возникает управленческое отношение: действующий субъект, объект и управленческая связь между ними.

Публичное управление — это воздействие субъекта, обладающего публичной властью, на объект в целях каких-либо общественных интересов. Бывают, конечно, случаи, когда орган управления, а чаще — чиновник, давая распоряжения, преследует не общественные, публичные, а своекорыстные интересы, но это уже правонарушение, выходящее за пределы публичного управления. Государственное и муниципальное управление — разновидность публичного управления. Это общественные отношения, складывающиеся в процессе воздействия органов и должностных лиц государственной и муниципальной власти на сознание, поведение и деятельность населения в определяемых этими органами и лицами целях и корректируемых с учетом обратных связей населения с управляющими.

Структурность и бесструктурность в государственном и муниципальном управлении.Общество и муниципальное образование — сложные системы, где действуют принципы не только кибернетики, но и синергетики. Это, в частности, означает, что общество и муниципальное образование управляется структурно-бесструктурным способом. Органы государства и муниципального образования задают управлению структурность, но помимо них в обществе, муниципальном образовании действуют другие факторы (экономического, социального, идеологического и т.д. характера), оказывающие свое влияние в том числе и на управление. При структурном управлении информация (включая указания и иные управленческие акты) распространяется адресно, по специальной структуре и к выделенному объекту. При бесструктурном управлении информация, распространяясь свободно или по случайным цепочкам (через соседей, бывших однокурсников и т.д.), может оказывать воздействие на управляющего. Например, подчиненный желает получить повышение, но непосредственно воздействовать на начальника он не может. Тогда используется бесструктурное управление: вокруг начальника, например через друзей его жены, создается общественное мнение, которое воздействует на управляющего, и подчиненный получает желанную награду. Это — шутливый пример. На деле многие процессы социального управления в обществе и в муниципальном образовании имеют бесструктурный характер (перемещение рабочей силы, воспитание подрастающего поколения, демографические процессы — рождения, смерти и т.д.), и органы государства и муниципального образования могут лишь частично воздействовать на них, а на некоторые — вообще не могут.

Принципы государственного и муниципального управления.Исследователи называют различные принципы управления и их неодинаковое число (наибольшее, 14, названо французским автором А.Файолем). Подавляющее большинство из них применимы, иногда с некоторыми особенностями, к государственному и муниципальному управлению, другие нуждаются в переосмыслении. В результате складываются следующие принципы государственного и муниципального управления.

1. Публичная власть управляющего. Для государственного и муниципального управления необходимы право распоряжаться (полномочия) и сила, обеспечивающая исполнение распоряжений. Разумеется, полномочия и сила на уровне, с одной стороны, государственного, а с другой — муниципального управления неодинаковы.

2. Единство руководства и разделение управленческого труда. Без единого руководства возникает хаос, а разделение труда обеспечивает специализацию, т.е. качество управления.

3. Единство распорядительства по определенному кругу вопросов и конкретность исполнителей. При множестве распорядителей, дающих указания по одному и тому же вопросу, возникает беспорядок, а без конкретного обозначения исполнителя распоряжения не выполняются.

4. Подчинение интересам государственного и муниципального управления иных интересов на государственной и муниципальной службе. Разумеется, у органа, должностного лица государства или муниципального образования есть и иные интересы, но во время исполнения служебных обязанностей приоритет имеют интересы управления.

5. Необходимая степень централизации и иерархии в управлении. Они создают стабильность и обеспечивают деятельность управленческого механизма как единого целого.

6. Постоянство управленческого персонала. Текучка руководителей и исполнителей вредна для дела.

7. Справедливость в отношении начальников, подчиненных, сотрудников управляющего органа. Поощрения и наказания должны быть соразмерны поступку и расцениваться коллективом как обоснованные, справедливые (легитимные).

8. Обратная связь в управлении. Управляющий должен учитывать результаты своих действий и корректировать их, если обратная связь указывает на необходимость этого.

9. Вознаграждение управленческого труда. Этот труд должен оплачиваться в соответствии с его общественной полезностью, количеством и качеством.

Субъект, объект и содержание государственного или муниципального управления.Конкретным субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган, должностное лицо государства или местного самоуправления. Существует огромное разнообразие органов государства (от парламента до местного отдела министерства внутренних дел) и должностных лиц (от президента до начальника паспортного стола местного отделения милиции). В федеративных государствах государственной властью (правда, несуверенной) обладают такие субъекты федерации, которые имеют свои законодательные и исполнительные органы, свою государственную службу. В местном самоуправлении существуют различные органы (представительный орган — совет, комитет и т.д., местная администрация), муниципальная служба.

Объект государственного и муниципального управления — это общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение. Иногда общественное значение могут приобрести и личные отношения (например, алиментные обязанности детей в отношении престарелых родителей или запрет детям, не достигшим определенного возраста, посещать некоторые кинофильмы). В этом случае такие отношения могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию, т.е. с использованием публичной власти.

Таким образом, государственное и муниципальное управление — это особого рода социальная деятельность по целенаправленному использованию на основе закона и иных правовых актов публичной власти особой группой людей (органов, должностных лиц), осуществляемая на профессиональных началах. Это приводит к установлению прямых и командных, обязывающих объект связей, но по общему правилу с учетом обратных связей объект — субъект. Под влиянием обратных связей действия субъекта могут измениться.

В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. С целью ускоренного развития какой-либо отрасли, определенного объекта устанавливаются преференции (предпочтения) для нее, предоставляются государственные или муниципальные инвестиции. Государство (путем судебного решения) может запретить политическую партию за ее антиконституционную деятельность, а мэрия — не разрешить политическую демонстрацию с националистическими лозунгами, запретить пропаганду экстремистской идеологии и т.д. Используются различные способы поощрений, разрешений, требований, запретов и т.д., за невыполнение может быть установлена ответственность. Этими средствами направляется деятельность людей и их коллективов.

Те или иные органы и должностные лица могут применять только такие средства государственного и муниципального управления, которые разрешены им законом (и в соответствии с ним уставом муниципального образования). Различные виды органов и должностные лица используют неодинаковые способы государственного и муниципального управления и каждый из них — те способы и в тех рамках, которые установлены соответствующим правовым актом.

Для достижения разных целей используются разные способы. Техническое управление дорожным движением со стороны государственной инспекции по безопасности дорожного движения или деятельность администрации муниципального образования по ремонту школы совсем не то, что управление обществом путем принятия законов парламентом или утверждение бюджета муниципального образования его представительным органом. Управление путем принятия судебных решений отличается от управления, осуществляемого заведующим отделом администрации муниципалитета, деятельность Уполномоченного по правам человека совсем не та, что протест прокурора на незаконное решение органа местного самоуправления, и т.д.

Элементы государственного и муниципального управления. Всистеме управления важнейшее значение занимают его цели. Есть конкретные цели (организующая деятельность по ремонту местной дороги), а есть цели глобального порядка, которые должны сообразовываться с общечеловеческими ценностями (свобода, демократия, социальная справедливость и т.д.). Цели должны быть реальны и выполнимы. Бесполезно заниматься управленческой деятельностью, если цель невыполнима сама по себе (например, быстро построить коммунизм в Китае путем «большого скачка» в 70—80-х гг. XX в.).

Цели управления определяют суть управленческого решения: выбор действий, при помощи которых цели должны быть достигнуты.

Важнейшее значение имеет обоснованность управленческого решения. В таком решении- возможно полно следует учесть все обстоятельства, имеющее как прямое, так и косвенное отношение к решаемой задаче, факторы благоприятствующие и противодействующие.

Для достижения успеха важное значение имеет стабильность управления. Не авралы, а настойчивая последовательная работа приносит результат. С этой точки зрения необходимо заранее просчитывать эффективность управления: достижение наилучших результатов в возможно короткий срок с наименьшими затратами материальных ресурсов и управленческой энергии. Эффективность не связана с количественной стороной управления: слишком много управления (излишек управления) так же плохо, как и его недостаточность (мало управления).

Важнейшей материальной базой управления являются ресурсы управления (наличие соответствующих органов, кадров, финансовых возможностей, управленческой техники и т.д.). Они весьма различны в государственном и муниципальном управлении. Решая ту или иную управленческую задачу, важно оценить предварительно наличие ресурсов (в том числе не только материальных, а и духовных) для этого.

Важное значение имеют сроки. Управленческая задача должна быть решена в срок. В противном случае может оказаться, что ее решение запоздало и просто больше не нужно.

В государственном и муниципальном управлении могут использоваться институты, tie имеющие публичного характера. В странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Оман и др.) важнейшую роль в управлении играют религиозные нормы. В некоторых странах для управления используются общественные объединения (например, многие функции по контролю за охраной труда переданы в России профсоюзам, во Франции арбитраж по торговым делам могут осуществлять предпринимательские союзы и др.).

Прямые и обратные связи в управлении. Воздействие управляющего субъекта (органа, должностного лица и т.д.) на объект — это установление его прямых связей с объектом. Такое воздействие может быть постоянным (например, подчиненность по службе), эпизодическим или временным (например, введение чрезвычайного положения на срок 30 суток в определенном регионе России). Оно может быть весьма активным, даже силовым (мероприятия государственных органов по прекращению забастовки, признанной судом незаконной), а может быть мягким «управлением дирижера» или вовсе внешне незаметным. Для хорошо отлаженного управления характерно именно последнее. Не авралы и штурмы, чрезвычайные и экстренные меры, а текущая, незаметная, на первый взгляд, управленческая работа всегда дает наилучший эффект. Конечно, в чрезвычайных ситуациях необходимы и чрезвычайные меры, когда формы прямого управления резко изменяются. Однако применять их следует крайне осторожно, так как они могут разрушить управленческий механизм.

Объектом управленческого воздействия, прямых связей является не только внешний по отношению к управляющей системе объект, но и различные звенья самой управляющей системы, между которыми устанавливаются либо вертикальные связи подчиненности, субординации (иерархия), либо горизонтальные. В последнем случае они сводятся к координации, взаимодействию, взаимопомощи по осуществлению единых целей государственного или муниципального управления.

Поскольку воздействие субъекта на объект имеет место, то объект на него реагирует (если воздействие оказалось незамеченным, то управление, по существу, отсутствует). Объект может не изменить свое поведение (например, органы охраны правопорядка требуют от организатора демонстрации возвратиться на утвержденный маршрут, но они продолжают направлять движение по закрытым для этого улицам), а может изменить. Такие изменения могут соответствовать воле управляющего субъекта — реакция согласия, подчинения (гражданин своевременно представляет декларацию о своих доходах в налоговое ведомство, правительство Италии уходит в отставку в результате вотума недоверия, принятого парламентом), но могут и не соответствовать (реакция несогласия), приобретая форму не только неповиновения .(продолжение собрания, которое полиция требует закрыть), но и активного противодействия (нападение демонстрантов на полицию). В этом случае прямые связи меняют свой характер, на первый, план в них выступает принуждение, а то и прямое насилие. Так было во многих странах в условиях военных диктатур, тоталитарных режимов.

Воздействие субъекта (органа, должностного лица и т.д.) на объект управления порождает обратные связи. К субъекту управления поступает информация о поведении объекта, о выполнении (невыполнении) управленческих «команд». Она собирается в рецепторах управляющей системы. Такими рецепторами могут выступать органы или должностные лица, непосредственно о

megaobuchalka.ru

22.Государственное и муниципальное управление в системе социального управления.

Управление – это регулирование различных процессов.

Выделяют следующие категории управления:

- система управления, которая включает в себя субъект и объект управления, и организационные связи;

- функции управления.

Управленческий процесс – это целенаправленное воздействие субъекта управления на объект. Объектом управления может быть общество, человек, механизмы, природа и т.д.

Система управления – это множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Основной элемент – субъект и объект.

Организационные связи - информационные отношения между субъектом и объектом управления (прямые и обратные связи).

Виды систем управления:

1. технологические (энергосистемы)

2. социально-экономические (здравоохранение, ЖКХ)

3. организационные (основной элемент – человек)

Типы управления:

1. механическое (управление автомобилем)

2. социальное – управление обществом

3. биологическое – управление живыми организмами

Функции управления:

1. технические операции (производство)

2. коммерческие операции (продажа)

3. финансовые операции (налоги)

4. страховые операции

5. учетные операции (бухгалтерия)

6. административные операции:

• предвидение - выработка программы действий

• организация – создание социального и материального компонента структуры

• распорядительство – обязанность действовать надлежащим образом

• координация – объединение усилий с целью достижения результата

• контроль.

Социальное управление – это управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами в обществе, управление поведением человека.

Основной признак социального управления – властность управления, т.е. наделение субъекта управления полномочиями на реализацию возложенных на него функций. Поэтому социальное управление неотделимо от понятий «власть» и «авторитет» => социальное управление должно обеспечивать взаимодействие 2-х факторов: с 1 стороны – власть и авторитет субъекта управления, с другой – добровольное исполнение субъектом социальных норм.

Социальное управление представляет собой особый вид общественных отношений между субъектом и объектом управления, обусловленные организующим воздействием субъекта управления на поведение людей.

Характерные черты соц. управления:

- соц. управление возникает в связи с потребностью регулирования деятельности людей и установления стандартов поведения людей,

- социальное управление направлено на достижение задач управления,

- социальное управление использует имеющиеся властные полномочия и функции,

- осуществляется на началах подчиненности воле субъекта управления.

Виды соц. управления:

1. государственное управление,

2.муниципальное управление (в сфере местного самоуправления),

3. коммерческое управление,

4. общественное управление.

Государственное управление.

Государственное управление (ГУ) – властное воздействие государства на общество.

Общие признаки:

- в процессе управления реализуются функции государства при соблюдении публичного и частного интересов;

- функции управления осуществляются государственными органами от имени государства;

- субъекты управления наделены компетенцией, установленной правовыми актами. Субъект обязан действовать в пределах компетенции.

Подходы к пониманию государственного управления:

I. понимание ГУ в широком смысле.

ГУ – регулирующая деятельность органов государственной власти, т.е. вся деятельность государства по организующему воздействию на общественные отношения.

Субъекты ГУ в широком смысле:

1) законодательные органы: Федеральное собрание (совет федерации +Гос. дума)

2) исполнительные органы: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства

3) судебные органы: Арбитражный (экономические дела), Верховный (уголовные, административные дела), Конституционный суды

4) Президент – не входит ни в одну из ветвей власти

5) Прокуратура – осуществляет надзор за законностью в различных сферах (всех ветвях власти кроме Президента)

Принцип федерализма – разграничение полномочий между Россией и ее субъектами.

Судебные органы в субъекте федерации – мировые судьи. Все остальное – государственное управлении.

II. понимание ГУ в узком смысле.

ГУ – административная деятельность, которая не связана ни с законотворчеством, ни с правосудием.

Субъекты ГУ в этом смысле:

1) Президент РФ

2) федеральные органы исполнительной власти (главный – Правительство РФ)

3) органы исполнительной власти субъектов федерации

4) органы местного самоуправления (при осуществлении ими отдельный государственных полномочий)

5) иные субъекты, не входящие в систему исполнительной власти (ЦБ РФ при выдаче лицензий, контролер на транспорте)

Объектами ГУ являются:

1) физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, имеющие второе гражданство)

2) коллективные субъекты (предприятия, учреждения, организации всех форм собственности)

3) политические партии

4) религиозные объединения

5) общественные отношения и др.

Цели ГУ:

1. эффективность ГУ, т.е. исполнительной власти

2. обеспечение должной организации исполнительной власти (ех, указом Президента было расформировано министерство и его полномочия переданы другому министерству)

3. создание условий для реализации гражданами их прав, свобод и обязанностей в сфере ГУ

4. защита граждан и общества от произвола со стороны исполнительной власти

Признаки ГУ:

1. ГУ – это вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти.

2. ГУ осуществляет правотворческую деятельность (административное правотворчество, т.е. субъект ГУ вправе издавать нормативные акты) и правоприменительную деятельность (разрешение индивидуального дела субъектом ГУ).

3. ГУ носит всеобщий характер (деятельность распространяется на объекты, принадлежащие государству, входящие в его структуру, а также иные объекты, не являющиеся государственными).

4. ГУ – это непрерывная деятельность.

5. ГУ отвечает принципу законности.

6. ГУ строится на основе вертикальных и горизонтальных связей.

7. ГУ основывается на принципе организационности.

7. ГУ реализует полномочия по применению мер принуждения.

Система муниципального управления.

МУ осуществляется в сфере организации и деятельности МСУ.

МСУ – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципального образования по решению вопросов местного значения непосредственно или через ОМСУ, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Муниципальное образование (м/о) – это минимальная территория, на которой осуществляется МСУ.

Виды м/о:

- городское поселение,

- сельское поселение,

- муниципальный район – это несколько поселений, объединенных общей территорией,

- внутригородские территории ГФП – часть поселения (район ГФП).

Вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения м/о.

Нормативная основа:

1. ФЗ (1995 г.) «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (действует до 2009 г.).

2. ФЗ №131 (2003 г.) «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (вступил в действие в 2006 г.). Действует в Нижегородской области.

Соотношение МСУ и ГВ

1. МСУ признается и гарантируется государством.

2. МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно и действует под свою ответственность.

3. ОМСУ не входят в систему ОГВ.

Предмет МУ.

Предметом теории МСУ являются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления функций МСУ.

В предмет МСУ входят следующие группы отношений:

1 – отношения, связанные с решением вопросов местного значения непосредственно населением (муниципальные выборы).

2 – отношения, связанные с деятельностью ОМСУ (формирование местного бюджета, управление муниципальной собственностью, здравоохранение и т.д.).

3 – отношения, возникающие в процессе реализации ОМСУ отдельных гос.полномочий – государство делегирует часть своих функций ОМСУ (некоторые виды лицензирования, обеспечение федеральных законов, административное производство, деятельность административных комиссий при ОМСУ по рассмотрению дел об АП и назначению АН виновному).

Признаки отношений, входящих в предмет МУ.

1. Данные отношения носят территориальный характер.

2. Комплексный характер, т.е. отношения связаны с реализацией задач МСУ во всех сферах жизнедеятельности.

3. Одной стороной отношения выступает субъект МСУ (ОМСУ и их уполномоченные лица, населении м/о).

Метод МУ.

Метод МУ – это способ воздействия субъектов МУ на общественные отношения.

МУ и муниципальное право охватывают публичную сферу деятельности (ех, принятие общеобязательных правил) и частную сферу деятельности, т.к. ОМСУ реализуют права собственника в отношении муниципального имущества.

В муниципальном праве и МУ выделяют комплексный метод воздействия (т.е. действуют и императивный, и диспозитивный методы).

Правовые нормы, регулирующие МУ.

1)по предмету правового регулирования:

- регулятивные нормы (не связанные с нарушениями),

- охранительные нормы.

2) по методу:

- императивные,

- диспозитивные.

3) по форме выражения:

- дозволительные,

- обязывающие,

- запрещающие,

- поощрительные,

- рекомендательные.

4) по адресатам:

- общие,

- специальные.

5) по положению сторон:

- регулирующие права и обязанности ОМСУ,

- регулирующие права и обязанности граждан в сфере МСУ,

- регулирующие отношения ОМСУ и других субъектов (предприятий, организаций, общественных объединений, политических партий).

6) по территории действия:

- федеральные,

- действующие в пределах с/ф,

- местные (на территории м/о),

- локальные (в рамках одного ОМСУ).

7) по характеру:

- материальные,

- процессуальные.

studfiles.net

Муниципальное управление. Государственное и муниципальное управление. Система муниципального управления :: BusinessMan.ru

Муниципальное управление, являясь формой публичной власти, предусматривает наличие и деятельность в системе разного рода служащих и чиновников, которые обеспечивают решение проблем местного значения. В современном состоянии бытовой, социально-культурной и экономической инфраструктуры всех населенных пунктов без привлечения в административный аппарат профессионалов соответствующих инстанций невозможно обеспечить эффективное руководство хозяйством. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет муниципальное управление.

Общие сведения

Конституция, разграничивая государственное и муниципальное управление, сформировала предпосылки для создания соответствующих институтов. Местная власть реализуется посредством деятельности специально образованных служб. Государственное и муниципальное управление охватывают разные сферы. Однако оба этих института существуют в интересах общества. Понятие и общие критерии формирования местной власти, правовые аспекты деятельности служащих сформулированы в Законе №25 "О муниципальной службе".

Основные понятия

Муниципальное управление представляет собой профессиональную деятельность, осуществляемую на постоянной основе на соответствующей должности. Она не является выборной. По закону под должностью следует понимать служебное положение, предусмотренное в уставе муниципального образования в рамках региональных нормативных актов субъекта. Она предполагает определенные полномочия, касающиеся в первую очередь проблем местного значения. Муниципальные должности предусмотрены в соответствующих местных органах власти, сформированных в соответствии с уставом МО. Для каждого служебного положения устанавливается собственный круг обязанностей по обеспечению и исполнению полномочий данной инстанции, а также ответственность за их реализацию.

Классификация должностей

Все они разделяются на выборные и прочие. Первые могут замещаться на основании муниципальных выборов, в соответствии с решением представительного или иного органа местной власти. Избрание касается, например, депутатов. Замещение прочих муниципальных должностей осуществляется посредством заключения трудового договора. Законом предусмотрена общая классификация. В соответствии с ней, должности могут быть:

  • Высшими.
  • Главными.
  • Ведущими.
  • Старшими.
  • Младшими.

Региональными законами утверждаются специальные реестры. В них приводится конкретный список наименований должностей муниципального управления по данному субъекту. Они классифицируются по функциональным признакам, группам, избирательным комиссиям, инстанциям. При разграничении учитываются исторические и прочие особенности территории.

Поступление на службу

Для граждан, желающих получить ту или иную должность, устанавливаются определенные требования. Поступить на службу могут лица, которые достигли 18-летнего возраста, владеют государственным языком РФ и обладают соответствующей квалификацией. Требования к профессиональной подготовке граждан установлены в ФЗ №25 . Поступить на муниципальную службу могут лица, не имеющие ограничений, указанных в ст. 13 данного закона. При принятии граждан на должности, а также в процессе профессиональной деятельности, впоследствии не допускается установление никаких прямых или косвенных преимуществ или лимитов в зависимости от расы, пола, происхождения, национальности, убеждений, места жительства, принадлежности к общественным группам, должностного или семейного положения и прочих обстоятельств, не касающихся профессиональных и деловых качеств служащих.

Правовой статус

В качестве муниципального служащего признается гражданин, который в порядке, установленном соответствующими актами в рамках ФЗ и законов региона, исполняет обязанности по должности за денежное содержание. Оно выплачивается из местного бюджета. Лица, которые осуществляют техническое обеспечение деятельности местных инстанций, избирательных комиссий МО, не могут замещать указанные должности и не являются служащими соответствующих учреждений. Законом установлен особый правовой статус лиц, осуществляющих муниципальное управление.

Ограничения

Нормативными актами местной власти устанавливаются обязанности и права служащих, а также гарантии их деятельности и ограничения, связанные с выполнением работы. В процессе проведения выборов и референдума должностные лица не могут пользоваться своим статусом и привлекать подчиненных или находящихся в иной рабочей зависимости к осуществлению ими во время исполнения ими своих трудовых обязанностей деятельности, которая способствовала бы избранию либо выдвижению: сбор подписей, проведение агитации в период командировок. Для муниципальных служащих не предусмотрено преимущественное право доступа к СМИ, они не могут использовать организационно-технические и материальные средства, которые обеспечивают исполнение их полномочий, при проведении предвыборной агитации и сбора подписей. Должностные лица, зарегистрированные в качестве кандидатов, на период их участия в избирательной кампании освобождаются от выполнения профессиональной деятельности.

Муниципальное управление: органы

Местная власть реализуется в МО. В качестве него выступает сельское, городское поселение, их части, несколько пунктов, которые объединены общей территорией, или иная местность с жителями, в которых осуществляется муниципальное управление. Местными инстанциями являются выборные и прочие формирования, которые наделены полномочиями на решение проблем местного значения. Органы муниципального управления не входят в систему госучреждений. Перечень местных инстанций в каждом конкретном МО определяется его уставом.

Представительными муниципальными органами могут образовываться внебюджетные целевые фонды на условиях и в порядке, которые установлены в законодательстве. Местная власть в соответствии с нормами права РФ может выпускать лотереи и займы, выдавать кредиты, формировать банки и прочие финансовые учреждения. В качестве координирующего элемента структуры муниципального управления выступает глава МО. В его задачи входит, кроме прочего, обеспечение согласованной деятельности нижестоящих звеньев системы. Структурные подразделения – это управляющие элементы. Они формируют низший уровень администрации и осуществляют непосредственное взаимодействие с исполнительными местными инстанциями. В качестве последних выступают унитарные предприятия. Они исполняют определенные функции: производят какую-либо продукцию или оказывают услуги. Комплексная и целенаправленная деятельность исполнительных элементов МО является основой его функционирования.

Роль в социально-экономической системе

Местная власть осуществляет муниципальное управление собственностью. В ее состав входят бюджетные средства, запасы внебюджетных фондов, природные ресурсы, земли. К ней также относят муниципальные организации и предприятия, их имущество, учреждения культуры, здравоохранения, спорта и пр. В местный бюджет зачисляются налоги, штрафы, сборы, а также отчисления от федеральных, региональных и прочих платежей в соответствии с нормативными актами РФ. В случаях, которые предусмотрены в законодательстве, муниципальное управление собственностью осуществляет непосредственно само население.

Хозяйство

На муниципальном уровне в его состав входят ЖКХ, учреждения бытового обслуживания, строительная промышленность, предприятия общественного питания, торговли и так далее. Однородные производства формируют соответствующие отрасли. Функции по управлению предприятиями в зависимости от содержания разделяются на межотраслевые и отраслевые. К первым относят организацию труда и его оплаты, долгосрочное прогнозирование и планирование, материально-техническое обеспечение, бухучет и прочее. Функции межотраслевого характера по своему содержанию практически не зависят от специфики предприятий. Муниципальное управление имуществом осуществляется соответствующими комитетами. В их ведении находятся доли (паи, акции) хозяйственных обществ смешанных форм, а также АО, сформированных в ходе приватизации. Муниципальное управление имуществом, представленным в виде инвестиций из бюджетных средств, а также привлеченных от физических и юрлиц, осуществляет глава МО.

Культурная сфера

Эта сфера деятельности включает в себя решение проблем здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты и прочих отраслей. Культура представляет собой область духовной жизни. Ее систему в МО составляют такие учреждения, как театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, клубы. Муниципальное управление образованием представляет собой сравнительно самостоятельную, территориально обособленную часть. Она взаимодействует с прочими отраслями. Муниципальное управление города обеспечивает деятельность учреждений здравоохранения, социальной защиты.

businessman.ru