Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси. Кузьма демьян


Народный праздник: Кузьминки (День Кузьмы и Демьяна)

14 ноября (1 ноября по ст. ст.) – день, посвященный памяти святых бессребреников Косьмы и Дамиана, известных по церковным преданиям как врачи, даром лечившие людей и прославленных за свое бескорыстие. Звался этот день в народной Руси больше всего «кузьминками». Кузьминки считались первым зимним деревенским праздником (другое его название – «зимний Кузьма-Демьян»). В устном народном месяцеслове, переходящем от старых к малым, этому празднику отведено свое почетное место.

Святые Косьма и Дамиан в воображении русской деревни слились в один нераздельный облик «Божьего кузнеца – Кузьмы-Демьяна», и на него были перенесены некоторые черты, присваивавшиеся в старину всемогущему богу-громовнику Перуну. В одном из старинных русских сказаний Кузьма-Демьян, кующий сохи, бороны и плуги для нужд русского крестьянина, в поте лица добывающего свой хлеб, вступает в борьбу с «великим змеем» (дьяволом). Трудился кузнец Божий в своей кузнице, гласит сказание, и заслышал он – летит змей. Заперся он, но не спасут от великого змея никакие засовы. Подлетел змей, опустился на землю и стал человеческим голосом просить отворить двери. Не отомкнул засовы кузнец, и стал тогда змей лизать своим языком двери железные. Но как только пролизал змей дверь, ухватил его Кузьма-Демьян за язык железными клещами. Взмолился змей кузнецу, отпустить просит, да не тут-то было! Запряг его кузнец в только что выкованный плуг и поехал по степям, по пустошам – пропахал на змее всю землю от моря и до моря. Умаялся лукавый, взмолился он ко святому, просит воды испить из Днепра-реки. Не внял кузнец мольбам, знай погоняет цепью железной, и только у Черного моря подпустил Кузьма-Демьян змея к воде, припало к ней чудовище, пило-пило, полморя выпило, а напившись – лопнуло. А борозды, проведенные плугом Божьего кузнеца, пахавшего на нечистой силе, и до сих пор виднеются по Приднепровью и окрестный народ называет их «валами змеиными».

Древнеязыческий Перун также представлялся воображению наших предков побеждающим крылатых огненных змеев, запрягающим их в плуг и бороздящим небесные поля до самой земли. Он или убивал их своей молниеносной палицей, или они сами опивались морской воды и, лопнув, проливали ее на землю, являясь олицетворением зимних туч, разорванных первым весенним дождем. В другом сказании Кузьма-Демьян убивает наповал своим богатырским молотом змею, «всем змеям мать», разевавшую пасть от земли до неба. Это сказание прямо вытекает из предания о Перуне-громовержце, рассекающим своим молотом (молнией) грозовую тучу. Есть сказания, утверждающие, что кузнец Кузьма-Демьян не только кует плуги да бороны, но и научил людей земледельческому труду, за что и окружен особым почетом в народной памяти.

По народным погодным наблюдениям, со дня святых Косьмы и Дамиана заковывает зима и землю, и воды: «Кузьма-Демьян – с гвоздем, мосты гвоздит». На подмогу Кузьме-Демьяну прилетают с гор морозы.

«Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются!» – говорит народ. «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать!», «Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет!», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна!» и т. п. Приговаривали при этом поговорки и о простых кузнецах. Эти слыли в народной молве пьяницами: «Портной – вор, сапожник – буян, кузнец – пьяница горький!» – и прибавляли: «Умудряет Бог слепца, а черт – кузнеца!», «Для того кузнец и клещи кует, чтобы рук не ожечь!», «Не кует железа молот, кует кузнецов голод!», «Кузнецу, что козлу – везде огород!», «У кузнеца что стукнул – везде гривна!», «У кузнеца рука легка, была бы шея крепка!», «Кому Бог ума не дал, тому и кузнец не прикует!», «Захотел от кузнеца угольев: либо пропил, либо самому надо!», «Не ищи у калашника дрожжей, у кузнеца лишних угольев, у сапожника сапог на ногах!», «Кузнец Кузьма – бесталанная голова!», «Есть кузнецы, что по чужим сундукам куют (воры)!»

Святой кузнец Божий Кузьма-Демьян не только плуги, землю и воды кует, а и свадьбы, недоигранные в октябре, доковывает. Потому и воздается ему в старинном свадебном стихе: Там шел Кузьма-Демьян На честной пир, на свадебку: Ты, святой ли, Кузьма Демьянович! Да ты скуй ли ка нам свадебку, Ту ли свадебку – неразрывную, Не на день ты скуй, не на неделюшку, Не на май-месяц, ни на три года, А на веки вековечные, На всю на жизнь нерасстанную! День Кузьмы и Демьяна известен в народе также под названием «курятников» и «кашников», потому что, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь «под свято» кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников. «Кузьма-Демьян, – говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, – приходите к нам кашу хлебать».

Трудно сказать, каким образом Косьма и Дамиан превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников», но в некоторых местах народная фантазия придумала этому даже легендарное объяснение. Так, рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Это предание породило даже своеобразный обычай, при котором на домолотках крестьяне считали за правило варить кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное, освященное преданием. Домолачивая последний овин, они обыкновенно говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок». Наряду с кашей, крестьяне в этот день считали необходимым забивать трех кур и есть их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась». Трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». За трапезой наблюдали также, чтобы не ломались кости, а то цыплята будут уродливые.

В некоторых местностях женщины приносили кур на Кузьму и Демьяна к обедне. «Курица – именинница, и ей Кузьме-Демьяну помолиться надо!», «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный Бог!» – так объясняли этот обычай. В старину было принято приносить 14 ноября кур на боярский двор. С челобитьем приносили их крестьянки своей боярыне – «на красное житье». Боярыня отдаривала их лентами – «на убрусник». этих челобитных кур считалось за грех убивать: они отдавались под особое покровительство чествовавшихся в этот день святых. Даже яйца, которые они несли, считались более здоровыми для пищи, чем другие – от простых, не «челобитных», кур.

Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно чтился девушками. В некоторых местах существовал обычай, когда девушка-невеста считалась в этот день хозяйкой дома. Она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша. 

Народный праздник: Кузьминки (День Кузьмы и Демьяна) 0

Вечер кузьминок деревенская молодежь проводила в веселье. Девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь съестное в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д. Из этих продуктов готовилась еда и, в ознаменование начала зимних работ, устраивалось пиршество, на которое в качестве гостей приглашались парни. Такие пирушки назывались «кузьминками» и продолжались до рассвета, причем парни успевали проголодаться вторично и отправлялись воровать соседских кур, гусей, уток, которых девушки после им жарили в «жировой» избе. При этом, конечно, сохранялось в тайне, сколько и у кого было украдено кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и, если бранились, то только для порядка. Кем и почему заведен был такой воровской обычай – неизвестно, но только как не оберегай хозяин или хозяйка свое добро, а ухитрится молодежь добыть себе на кузьминки и курятинки, и гусятинки!

В некоторых местах кузьминки сопровождались обычаем, известным под названием «похорон Кузьмы-Демьяна». В «жировой» избе девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужскую рубашку и шаровары, опоясывали кушаком, приделывали голову, клали на носилки и несли за село, в лес, где чучело раздевали, и на соломе шла веселая пляска.

Святых Кузьму и Демьяна называли также «рукомесленниками» и считали покровителями ремесел, особенно женского рукоделия. Объяснялось это тем, что с дня Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу. «Батюшка Кузьма-Демьян, – говорили они, садясь за пряжу, – сравняй меня позднюю с ранними!» (то есть помоги не отстать от других, которые начали работу раньше). В старину многие боярыни продавали на кузьминки сработанное их руками рукоделие, а деньги, вырученные от продажи, раздавали нищим, как бы следуя святому подвигу бессребреников.

10.12.2011

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

villina.net

14 июля – Кузьма и Демьян, Летние Кузьминки

Православные верующие 14 июля вспоминают двух братьев-бессребреников – Косма и Дамиана Римских. Они жили в 3 веке в Риме при царе Карине. Братья лечили больных людей и животных, оказывали помощь бедным людям. И за все это они не просили никакой платы. Своими учениями они многих людей обратили к христианству.

Братьев называли «безмездными врачами». Но все-таки нашлись и такие люди, которым не нравилась их деятельность, и они опозорили и убили с особой жестокостью братьев.

В день Кузьмы и Демьяна люди у Космы и Дамиана просили помощи, чтобы те избавили их от разных болезней. Братья были покровителями лекарей, поэтому тот, кто каким-то образом относился к медицинской деятельности, молились им, ставили свечки и просили знаний, защиты и силы.

Этот день называют:

  • «Кузьма и Демьян»
  • «День Козьмы и Демьяна»
  • «Бабий праздник»
  • «Женский праздник»
  • «Кузьминки». Это название праздник получил от имени одного из братьев, которого чтят 14 июля – Космы. В народе это имя мало было знакомо, поэтому люди подобрали очень близкое к нему.

 Сенокос в это время был на самой вершине, то есть все отправлялись косить траву. Говорили в народе: «Козьма и Демьян пришли — мы на покос пошли», «Кузьма-Демьян ни свет ни заря встают, баб на покос ведут».

Также на самом пике была прополка грядок, так как нужно было убирать все сорняки и уже начинать собирать первый урожай корнеплодов для продажи. Приговаривали: «Огород — бабий доход».

В этот день уже нужно было собирать малину и крыжовник, из которых потом варили компоты и крыжовник. Считали что малиновое варенье самое вкусное в этот период. А вот сам крыжовник также добавляли еще и в мясные блюда, особенно в тушеную курицу.

Летние Кузьминки считается женским праздником. После сделанной за весь день работы молодые девушки и женщины вечером собирались на гулянья. На пиру варили кашу-сыпчину или как ее еще называли «сборную кашу», куда добавляли все то, что каждый принес с собой (крупу, муку, молоко, яйцо), выпивали пиво. Также женщины пели песни, делились полезными советами и просто разговаривали. Еды готовили много, чтобы можно было угостить соседей и бедных.

Верили в приметы на Кузьму и Демьяна:

Если к вечеру серп луны чуть красного цвета – будет ветер, а если края чуть притуплены – начнутся ливни.

Верили: что приснится во сне в эту ночь, то скоро исполнится; что-то новое начинать не стоило – все равно не сбудется; до заката солнца нужно просить друг у друга прощение.

Именинники в этот день: Алексей, Ангелина, Аркадий, Василий, Демьян, Иван, Константин, Кузьма, Лев, Никон, Павел, Пётр, Тихон

spektrnews.in.ua

Кукла  Кузьма  и  Демьян

Кукла Кузьма и ДемьянКукла Кузьма и Демьян.

- Давненько у нас не было мужских кукол, - сказала Веселина, с интересом рассматривая новую куклу.

- Да это точно, - согласился я, - у нас в городе только Спиридон Солнцеворот имеет явное мужское обличие, да еще половинка от Неразлучников.

Зато неявно мужские символы присутствуют практически в каждой кукле, при этом являясь ее основой. Любая столбушка, мотанка из скруток или кукла на палочке конструктивно основана именно на элементе, сакрально обозначающем мужское начало. Видимо поэтому тряпичных славянских кукол с мужской внешностью не так много. Тем не менее они есть, и сегодня мы поговорим об одной из них – тряпичной русской кукле с именем Кузьма и Демьян.

- Как интересно, у нас еще не было парных кукол, которых при этом звали по-разному, - удивилась Веселина.

- Да разные есть, - возразил я, - одинаково зовут Мартиничек или Хороводниц, а вот у куклы День-Ночь каждая ее половинка называется по-разному, ты просто забыла, что ее тоже можно делать парной.

- Точно, я сразу про День-Ночь и не вспомнила, - призналась она, - но тут другой случай, как получилось, что два дядьки с молотами навечно вместе соединены?

Что же, попытаемся разобраться.

Опыт прошлой публикации, в которой мы говорили про тряпичную куклу Параскеву, научил меня более основательно подходить к подготовке материала для публикаций. Но в этот раз это мало чем помогло – опять получились скандалы, интриги, расследования, как в одной из телепередач. Углубиться в историю появления этой куклы меня заставило первое видимое несоответствие внешнего образа куклы и ее имени. О чем это я ? Поясняю.

Название куклы Кузьмы и Демьяна произошло от имен двух христианских святых, которых звали Косма и Демиан. Это были два брата, которые прославились своим талантом излечивать людей и животных от разных болезней. Именно за эти заслуги, а также за то, что они делали свое дело безвозмездно, в последующем их возвели в ранг святых. Кукла же Кузьма и Демьян в большинстве своем изготавливается с атрибутами кузнеца – у каждого из братьев в руках или за поясом есть кузнечный молот. Кроме этого, оба наших персонажа вместе держат в одной руке замок с ключами, что символизирует процесс закрепления семейного союза на всю жизнь. Ну и где тут связь между врачеванием и ковкой?

Кстати говоря, вы теперь знаете откуда пошла традиция у молодых людей после свадьбы (а иногда и до) навешивать в общественных местах замки, таким образом выражая свои желания долгой и счастливой совместной семейной жизни.

После небольшого расследования, в плане которого осуществилось наше с Веселиной путешествие по древнерусским летописям, выяснилось, что произошло очередное наслоение имен, событий, их сути и значения. Попытаюсь изложить коротко и без лишних эмоций. На заре времен Сварог и Семаргл одолели Черного Змея, впрягли его в плуг, бороздой от которого разделили мир на Явь и Навь. В царстве Яви с тех пор жили светлые боги и люди, в царстве Нави – боги зла и их почитатели. Согласно Книге Велеса, то дело было примерно двадцать тысяч лет назад, и все это время именно Сварог и Семаргл заслуженно считались победителями злых сил, великими кузнецами, которым под силу сковать и льдом реки, и соединить навечно сердца любящих людей.

Гораздо позже, в недалекие нам известные времена, поклонники новой веры решили использовать древние легенды в своих целях. при этом они посчитали достаточным просто изменить имена и некоторые детали сюжета. Кузьме и Демьяну такое счастье досталось совершенно случайно – тут главную роль сыграла дата. Осенние дни почитания верховных древнеславянских богов приходились на начало ноября, когда все полевые работы были закончены и пришло время заниматься ремеслами. А 1/14 ноября – по христианскому календарю – день Кузьмы и Демьяна. Поэтому было принято решение слегка «перековать» великих врачевателей, поручив им заботу о ремесленниках и, что звучит еще более странно, - о домашней птице, о курах.

Но позволю себе остановиться на фактах, без комментариев, как говорится. На сегодняшний день истинное назначение куклы, как свидетельства об исторических событиях мирового масштаба полностью нивелировалось. На первом плане теперь находится покровительство ремесленникам - и как изготовителям различных предметов бытового назначения, и как создателям, которым подвластны более высокие материи. Кузьма и Демьян могут не только мечи или подковы делать, ковать счастье – тоже занятие для них. Поэтому теперь они разделяют большую компанию оберегов, которым назначено оберегать семейные союзы, обеспечивая их прочность.

Заботу о домашней птице на бывших лекарей взвалили скорее всего из-за того, что в это время всегда резали кур, уток, гусей. Это была пора свадебных гуляний и заготовок на зиму. На столах в начале ноября в изобилии всегда была приготовленная всяческими способами домашняя птица. Видимо и эту ситуацию решили использовать, собрав, так сказать, все оптом, как будто Кузьме и Демьяну и без этого было мало дел.

- Получается так, что чем больше пытаешься разобраться во всем этом, тем больше возникает всяких непонятностей, - задумчиво сказала Веселина.

- То-то и оно, - кивнул я, - давай тогда переходить к более простым и всем понятным вещам и расскажем, как можно сделать тряпичную русскую куклу Кузьму и Демьяна.

В разных источниках я нашел более десятка способов изготовления тряпичной куклы Кузьма и Демьян. Наверное, когда у меня наступит нехватка тем для публикаций, я создам мастер класс, в котором их все покажу. Но учитывая необъятность кукольной тематики это произойдет лет через десять ))). Тем не менее, сегодня расскажем про самый простой и распространенный вариант создания этой куклы. Сам процесс очень похож на изготовление куклы Неразлучники - основа каждой куклы делается по принципу среднерусской Кувадки, все четыре руки делаются из тонкой палки, обернутой белой тканью или из плотной скрутки.

Кукла Кузьма и Демьян, прическаКукла Кузьма и Демьян, прическа - пучок для волос перевязан в центре ниткой, разложен по голове и закреплен тонкой полоской кожи.

Хочу, пользуясь случаем, сказать еще об одном моменте в процессе создания озвученных парных кукол. Вот многие говорят, что у них одна рука на двоих. Это принципиально не так. Они крепко держатся за руки – вот как надо воспринимать. Это не безрукие инвалиды или сросшиеся близнецы, при всем уважении к людям, ими являющимися. Наши персонажи таким способом объединяют свои сердца (в случае Неразлучников) для долгого семейного счастья или силы для борьбы с могучим противником – это уже про Сварога и Семаргла. Поэтому у каждой из этих кукол должно быть по две руки и по две ладошки.

Кукла Кузьма и Демьян, замок с ключамиКукла Кузьма и Демьян, замок с ключами - обязательный атрибут, без них семейного счастья на долго не хватит.

Итак, продолжим. Для объема головы я использую ветошь, которую вкладываю внутрь скрутки, образующей голову и ноги. Привычным способом перетягиваем сложенную вдвое по длине скрутку красной ниткой на уровне шеи. Уже готовые руки вкладываем между двух оставшихся концов и делаем талию, одновременно разворачивая ткань так, чтобы ноги были параллельны в нужной нам плоскости. Дальше все, как обычно при изготовлении мужских фигурок – штаны, рубаха прическа./p>

Можно одеть наших кузнецов в кузнечные фартуки и подпоясать поясом, за которым будет находиться кузнечный молот. Ну, и главный атрибут прочности семейного союза – замок с ключами, которые крепятся на соединенных руках.

Кукла Кузьма и Демьян, кузнечный молотКукла Кузьма и Демьян, кузнечный молот.

Такая конструкция куклы является основой, которую вы можете дополнять и украшать по своему усмотрению, только не забывайте, что куклы обереги и сувенирные куклы делаются по-разному.

- Наконец-то у Спиридона Солнцеворота будет настоящая мужская компания, а то наши Стригушки и Платочницы совсем избаловали его своим вниманием! – радостно сказала Веселина, беря под руки Кузьму и Демьяна.

- Не забывай, что это серьезные ребята, пусть не очень-то с ними заигрывают, - сказал я им вслед, но кажется, что они меня уже не слушали.

Итак, сегодня у нас на рассмотрении была одна из самых значительных и важных по сути тряпичная русская кукла Кузьма и Демьян, которая, несмотря на изменившееся название, сохраняет в себе великие события прошлой жизни. Поэтому я по-прежнему призываю всех интересоваться историей нашего народа и делать кукол, которые являются ее отражением.

На этом сегодня все, будьте здоровы и счастливы, всем успехов, пока.

kuklastadt.ru

14 ноября — Кузьма и Демьян » Русские праздники, приметы, обычаи и традиции

Кузьма-Демьян — рукомесленники, курятники. Кузьминки. Встреча зимы. Первые морозы.По народному календарю. Святые Кузьма и Демьян славились как мастера и труженики, покровители семейного очага.«Курятники». Кузьма и Демьян известны в народе под именами «курятников» и «кашников», потому что я день, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь «под свято» кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма-Демьян, — говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, — приходите к нам кашу хлебать».Еще весной старая бабка высматривала курицу, которая просилась на яйца. Усаживая курицу, она говорила: «Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени! »Неизвестно, каким образом Кузьма и Демьян, известные, по церковным преданиям, как врачи-бессребреники, превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников». Но в некоторых местах народ придумал этому даже легендарное объяснение. Так, в Вологодской губернии рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условие, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Там возник даже своеобразный обычай: на домолотках крестьяне обязательно варили кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное. Домолачивая последний овин, они говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок».В Курской губернии крестьяне забивали трех куриц и ели их утром, в обед и вечером, чтобы птица водилась. Трапеза в здешних местах сопровождалась всегда специальной молитвой: « Кузьма-Демь-ян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». За едой нельзя было ломать птице кости, а то якобы цыплята будут уродливыми.В Тамбовской губернии хозяйки были твердо убеждены, что если в день Кузьмы и Демьяна зарезать двух петухов или петуха и курицу и, съев их, провертеть на их кобылках дыры, а затем бросить в курятник, то на следующий год обязательно все куры будут с дырявыми кобылками.Покровители семейного очага. Кузьма и Демьян в то же время известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно почитали девушки: они готовили для семьи кушанья и угощали всех, причем в качестве почетного угощения подавали куриную лапшу, поэтому праздник был известен в народе под названием кочетятника.Девушки зазывали святых: Матушка Кузьма-Демыш, скуй нам свадебку крепко-накрепко, до седой головушки, до долгой бородушки! КузьмаДемыш по селам ходила, гвозди собирала, свадебку ковала!Девушки мечтали в это утро о женихах, просили с крыльца: «Кузьма-Демьян, идите жить к нам!»«Полно девкой чужое пиво варить, пора свое затевать», — говорили, имея в виду девушек на выданье.В Пензенской губернии кузьминки сопровождались особым обычаем — «похоронами» Кузьмы-Демьяна. В «жировой» избе девушки готовили чучело, то есть набивали соломой мужскую рубашку и шаровары и приделывали к нему голову; затем надевали на чучело «ча-пан», опоясывали кушаком, клали на носилки и несли в лес, за село, где чучело раздевали и на соломе устраивалась веселая пляска.Покровители ремесел. Кузьма и Демьян называются еще руко-месленниками и считаются покровителями ремесел, и главным образом женских рукоделий. Это объясняется тем, что с этого дня женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу: «Батюшка Кузьма-Демьян, — говорили они, садясь за прялку, — сравняй меня позднюю с ранними», то есть помоги не отстать от других, которые начали работу раньше.Праздничный стол. Справляя курячьи именины, варили пиво, пили сладкий солод. Заедали с утра на голодный желудок круто сваренным яйцом, чтобы оградить тем самым себя от недомоганий.Вечер этого дня деревенская молодежь проводила в веселье: девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь из съестного в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и прочее. Нередко обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки вместе готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша.К столу приглашались парни. Такие пирушки, называемые кузьминками, продолжались до рассвета, причем парни обычно успевали вторично проголодаться и отправлялись воровать соседских кур, которых девушки жарили им в «жировой» избе. Молчали, конечно, сколько и у кого украли кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.Приметы. Если Кузьма-Демьян закует, то Михаил (21 ноября) раскует. Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идет. Кузьма-Демьян из осеннего перепутья путь правит.Снежный день обещает будущей весне большой разлив. Если на. Кузьму-Демьяна лист остается на дереве, то и на другой год будет мороз.С этого дня бьют кур на продажу. Кузьма и Демьян считаются в народе покровителями ремесел, особенно кузнечного искусства и женского рукоделия.

russian-traditions.ru

Кузьма-Демьян | Дом Сварога

Кузьма и Демьян (Косьма и Дамиан) - христианские святые, день памяти которых отмечается 1/14.XI; покровители брака, ремесел и домашней птицы. Одно из первых упоминаний братьев-святых на Руси относится к последней четверти XI в. (новгородские берестяные грамоты).

В восточнославянском фольклоре связаны главным образом с кузнечным делом и выступают в облике кузнецов- змееборцев. В белорусской сказке “Иван Попялов” герой - победитель змея - скрывается от змеихи в кузнице Кузьмы и Демьяна; кузнецы защемляют язык змеихи раскаленными щипцами и убивают её (ср. Асилки). Согласно украинскому поверью. Божий Коваль - Кузьма-Демьян - сковал людям первый плуг; ухватил клещами за язык змея, истреблявшего людей, запряг змея в плуг и заставил его пропахать землю от моря и до моря. В русской традиции свв. Кузьма и Демьян “куют” свадьбу и брак, ср. мотивы свадебных песен, в которых к святым - покровителям обращаются с просьбой сковать сватьбу крепкую и случить молодых, а также восточнославянские заговоры, направленные на благополучие семьи: “Ты святы Лука-Дземян!.. раба Василя, рабу Матрону салучы в адно места”. В поговорках Кузьма и Демьян “куют” поздней осенью ледяные мосты на реках: Закует Кузьма-Демьян - до весны не расковать, Не заковать реку зиме без Козьмодемьяна. (К: см. Сварог)

Восприятие Кузьмы и Демьяна как чудесных кузнецов, а также христианское предание, согласно которому они были врачами - бессребрениками, по-видимому, объясняют упоминание имен этих святых в восточнославянских заговорах, произносимых при разных болезнях. Ср. русский заговор от зубной боли:

“Батюшка Козьма Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имярек) не боли...”

 

и белорусский заговор от укуса гадюки:

“Святы Мiхайла... цябе, змяя-змяiца, сваею меччу пасячэць i парубiць, i Кузьме-Дзям'яну у залатую кузьню аддаець. Кузьма свае жезла распякаець i табе зубы, губы i жала запякаець”.

 

В России день Кузьмы и Демьяна относился к числу девичьих праздников. Девушки широко отмечали “кузьминки”. Снимали загодя избу, где собирались справлять кузьминскую вечеринку, ходили по домам, собирали продукты к ужину и сообща варили пиво. “Ссыпчины” эти устраивали преимущественно для себя, но к вечеру приглашали парней, и тогда начиналось веселье - совместные игры молодежи, ухаживания и “жениханье”.

Одним из основных блюд кузьминских вечеринок была куриная лапша и другие блюда из курятины. Святых Кузьму и Демьяна называли “курятниками” и “куриными богами” (ср. Куриный бог), а день их памяти - “кочетятником”, “курячьим праздником” и “курячьими именинами”: в курятниках служили молебны, и священник кропил святой водой домашнюю птицу. В этот день резали кур (ср. рус. “Кузьма-Демьян - куриная смерть”)- приносили жертву святым покровителям: от этого в течение года в хозяйстве будет вестись птица. Трапезу начинали обычно молитвой: Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились. За обедом старались не ломать куриных костей, иначе на следующий год цыплята родились бы уродливыми.

Максимов С.В. Крестная сила. М., 1993;

Гinпiyc В. Коваль Кузьма-Демьян у фольклорi // Eтнoгpaфiчний вiсник. Киiв, 1929. Кн. 8;

Петров В. Кузьма-Дем'ян в украиському фольклорi // Там же. Кн. 9.

Макашина Т.С. Святые Косма и Дамиан в русском фольклоре//Живая старина. 1994. № 3. С. 18-21.

Славянская мифология: энциклопедический словарь

pagan.ru

7 фактов о Косме и Дамиане на Руси

Всего существует несколько пар святых с этими именами. Сегодня чтится память Космы и Дамиана Асийских, очень популярных на Руси. В народе эти святые наделялись самыми неожиданными качествами, о которых и рассказывает «Кириллица».

 Святые кузнецы-вестники зимы.

В народе «Кузьму и Демьяна» считали ремесленниками («рукомесленниками»), «божьими» или «святыми кузнецами», работающими не за вознаграждение. Кузнецы молились Кузьме и Демьяну, как своим покровителям, а осенний день их памяти (1/14 ноября) стал праздником кузнецов, когда не принято было работать. Одновременно Кузьма-Демьян воспринимались как вестники зимы, заковывающие землю в снег и лед. Об этом говорит множество пословиц:

  • «Кузьма-Демьян — божий кузнец, дороги и реки кует»
  • «Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются»
  • «Из Кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет!»
  • «Козьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом»

 Змееборцы и цепь Кузьмы.

В восточнославянском фольклоре святые Косма и Дамиан предстают в облике кузнецов-змееборцев, борющихся с нечистой силой — Змием. В белорусской сказке «Иван Попялов» кузнецы Кузьма и Демьян, спрятав победителя змея у себя в кузнице от змеихи, защемляют ее язык раскаленными щипцами и убивают молотами. А в южнорусских и украинских сказаниях кузнецы Кузьма и Демьян ловят змея-людоеда, запрягают его в первый выкованный ими плуг, и пашут на нем землю от моря и до моря. В загадках кованую железную цепь называют Кузьмою — «Узловат Кузьма, развязать нельзя». Согласно северному поверью, Михаил-архангел налагает на дьявола цепи, скованные божьими кузнецами Кузьмою и Демьяном.

 «Кузьма-Демьян, скуй нам свадьбу крепко-накрепко».

Святые кузнецы Кузьма и Демьян в народных представлениях выковывали свадьбы («Кузьма-Демьян — свадебный кузнец»), свадебные венцы и брачные узы (цепи), становясь, таким образом, покровителями брака, семьи и домашнего очага. Парадоксальным образом к Кузьме и Демьяну могли обращаться как к одному лицу женского пола («матушка, Кузьма-Демьян»).

 Помощники женщин.

Кузьма и Демьян воспринимались как покровители не только мужского ремесла (кузнечество), но и различных женских работ. Эти святые особенно почитались женщинами и девушками, которые обращались к ним во время летней жатвы, за зимней пряжей. Ко дню Кузьмы и Демьяна делали «обетные» работы: женщины продавали изготовленные их руками изделия, а выручка шла на покупку свечей к иконам и милостыню странникам и нищим. На Руси этот день относился к числу девичьих праздников.

 Покровители кур и скота.

Кузьма и Демьян были и покровителями скота Протопоп Аввакум писал: «…Кузьма и Дамиян человеком и скотом благодействовали и целили о Христе. Богу вся надобно: и скотинка, и птичка во славу его, пречистаго владыки, его же и человека ради». К Кузьме и Демьяну обращались пастухи с просьбой сохранить скот.

 Учение грамоте.

С днем осеннего Кузьмы и Демьяна связана народная традиция начинать обучение детей грамоте. Отсюда, вероятно, происходит обычай молиться св. угодникам «о прозрении разума к учению грамоте». В Москве в церкви св. Николая в Пыжах на Большой Ордынке в Благовещенском пределе есть икона св. Иоанна Предтечи с клеймом, изображающим св. Косму и Дамиана, и надписью о том, что им следует молиться «для просвещения и научения грамоте младенцев».

 Врачи-бессребреники.

В христианской традиции Косма и Дамиан считаются врачами-бессребрениками. На иконах святые изображались с коробочками-аптечками в руках, говорившими об их врачебном искусстве. В народных представлениях Кузьма и Демьян тоже — покровители лекарей и знахарей.

 

 

fund.cyrillitsa.ru

Кузьма и Демьян, Кузьминки, народный календарь 14 ноября 2014

Кузьма и Демьян, Кузьминки, 14 ноября 2014 года

В народном календаре 14 ноября (по старому стилю 1 ноября) отмечаются Кузьминки. Этот народный праздник появился в честь памяти братьев Космы и Дамиана, что жили в 3-4 веках. Братья рано лишились отца, повзрослев они обучились врачебному делу. За праведный образ жизни Господь даровал им способность исцелять людей от разных недугов.

Косма и Дамиан (на Руси говорили — Кузьма и Демьян) за свое врачевание не брали с больных деньги, отчего в народе их прозвали бессребрениками. После смерти братьев стали почитать как святых, эта традиция в народе сохранилась до сих пор.

Кузьму и Демьяна на Руси считали покровителями кузнецов, ремесленников, женского рукоделия, семейного очага и продолжения рода. На Кузьминки доигрывали последние свадьбы, считалось, что так у молодых семья будет крепкой, «кованой». Женщины с этого дня принимались за прядение шерсти и пошив зимней одежды.

На Кузьму и Демьяна прикармливали дворового — духа, следящего за домашним скотом. Если дворовой был «лихим», обижающим животных, то проводили следующий обряд: садились верхом на самую нелюбимую дворовым лошадь, катались на ней по двору, при этом размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Другое помело обмакивали в деготь и размахивали им чуть ниже, надеясь попасть дворовому по лысине, с такой отметиной лихой дух сбегал со двора.

Кузьминки были крестьянским праздником завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерновых нового урожая. Устраивалась братчина со всевозможными угощениями и обязательным пивом, которое варилось в этот же с раннего утра пожилыми мужчинами и женщинами деревни. Для проведения праздника отводилась отдельная изба, а продукты для бартчины собирались по всей деревне, причем особенностью было то, что часть продуктов должна быть похищенной и кого-либо. Об этом обычае знали все, поэтому хозяйки специально оставляли без присмотра на столе в избе яйца, молоко, картошку и другие продукты, чтобы «похитить» их было легче. На Кузьминки хозяйкой в доме становилась девушка на выданье. Она готовила для всей семьи обрядовую еду, угощала всех. По обычаю, первой едой в этот день было круто сваренное яйцо, которое, по поверьям, ограждало людей от бесплодия. Другим обязательным блюдом на столах в этот день была куриная лапша.

На Кузьму и Демьяна отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар боярыням (женам помещиков) кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких кур прозывали челобитными, их яйца считались целебными, а потому и условия для их содержания отличались в лучшую сторону, чем у остальных кур.

Народные приметы 14 ноября, Кузьма и Демьян, Кузьминки

  • Кузьминки — об осени одни поминки.
  • Кузьминки — встреча зимы.
  • Снежный день обещает будущей весной большой разлив.
  • Если на Козмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мороз.
  • Обычны в эту пору умеренные морозы: Демьянов путь — не путь, а только перепутье.
  • Кузьма и Демьян слывут в народе кузнецами.
  • Кузьма-Демьян — кузнец кует лед на земле и на водах.
  • Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать.
  • Не заковать реку зиме без Козмодемьяна.
  • Козьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом.
  • Козьма закует, а Михайло раскует (часто 21 ноября бывает оттепель).

www.fatelines.net