Поэзия. Отличительные признаки поэтического произведения. Какие признаки помогают отличить стихотворения разных жанров


ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ по Пушкину

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ

Какие жанры лирики Пушкина вам известны?

Пушкин блестяще владел всеми жанра­ми лирической поэзии. Среди них элегии, послания, сонеты, романсы, стансы, эпи­граммы и просто стихотворения, глубо­чайшие по смыслу и совершенные по ху­дожественному исполнению.

Какие признаки помогают отличить друг от друга стихотворения разных жанров?Различать поэтические жанры нелегко, потому что в одном стихотворении могут со­четаться признаки двух или даже несколь­ких жанров, что мы уже видели на примере проанализированных произведений. При определении жанра мы ориентируемся на его главные особенности: обращенность к адресату, характер выражения чувств (грусть, радость), характер философских размышлений, ситуация, в которой рожда­ется стихотворение, и, конечно, его темы и мотивы, являющиеся предметом поэтиче­ского изображения. Немаловажное значе­ние имеют, как мы уже успели убедиться, форма стиха, размер и характер рифмы, ко­торая является одним из «материалов», создающих жанр.

Почему не будет ошибкой, если мы назовем любой из стихотворных жанров стихотворением?Стихотворением считается любое произ­ведение преимущественно лирического характера небольшого объема, напи­санное стихами (в противоположность прозе). По отношению к жанрам термин «стихотворение» обозначает обобщенное понятие.

Определите стихотворный размер произведе­ний Пушкина, которые вы прочли в учебнике. Дают ли вам эти наблюдения право назвать любимый сти­хотворный размер поэта?

Все стихотворения Пушкина, собранные в учебнике-хрестоматии, написаны ямбом. Ямб можно назвать любимым размером поэта. По данным стиховедов, 84% его поэ­тических произведений написаны ямбом.

Проверьте себя. Какие стихотворения Пушки­на вы помните наизусть? Попробуйте определить их жанры.

Постарайтесь почитать как можно боль­ше стихотворений Пушкина, тем самым расширить круг произведений, которые интересно запомнить и продекламиро­вать.

Устройте конкурс на исполнение стихов поэта. Как вы думаете, будет влиять жанр стихотворения на его исполнение?

Несомненно, особенности жанра влияют и на манеру чтения. Так, читая элегию, вы постараетесь передать грустные или философско-мечтательные настроения лириче­ского героя. Спокойно и плавно течет речь чтеца при исполнении стансов; весело и за­дорно произносится эпиграмма. При чте­нии послания вам нужно представить собе­седника и обращаться к нему с призна­нием в любви, в дружеских чувствах, с ка­кой-либо просьбой, увещеванием и т. д.

Словом, готовя выразительное чтение того или иного стихотворения, следует понять, к какому жанру оно принадлежит.

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ по Пушкину

Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
  • какие признаки помогают отличить стихотворения разных жанров
  • вопросы про пушкина с ответами
  • любимый стихотворный размер пушкина
  • какие произведения написаны ямбом
  • вопросы по пушкину с ответами
Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ по Пушкину

Какие жанры лирики Пушкина вам известны?

Пушкин блестяще владел всеми жанра­ми лирической поэзии. Среди них элегии, послания, сонеты, романсы, стансы, эпи­граммы и просто стихотворения, глубо­чайшие по смыслу и совершенные по ху­дожественному исполнению.

Какие признаки помогают отличить друг от друга стихотворения разных жанров? Различать поэтические жанры нелегко, потому что в одном стихотворении могут со­четаться признаки двух или даже несколь­ких жанров, что мы уже видели на примере проанализированных произведений. При определении жанра мы ориентируемся на его главные особенности: обращенность к адресату, характер выражения чувств (грусть, радость), характер философских размышлений, ситуация, в которой рожда­ется стихотворение, и, конечно, его темы и мотивы, являющиеся предметом поэтиче­ского изображения. Немаловажное значе­ние имеют, как мы уже успели убедиться, форма стиха, размер и характер рифмы, ко­торая является одним из “материалов”, создающих жанр.

Почему не будет ошибкой, если мы назовем любой из стихотворных жанров стихотворением? Стихотворением считается любое произ­ведение преимущественно лирического характера небольшого объема, напи­санное стихами (в противоположность прозе). По отношению к жанрам термин “стихотворение” обозначает обобщенное понятие.

Определите стихотворный размер

произведе­ний Пушкина, которые вы прочли в учебнике. Дают ли вам эти наблюдения право назвать любимый сти­хотворный размер поэта?

Все стихотворения Пушкина, собранные в учебнике-хрестоматии, написаны ямбом. Ямб можно назвать любимым размером поэта. По данным стиховедов, 84% его поэ­тических произведений написаны ямбом.

Проверьте себя. Какие стихотворения Пушки­на вы помните наизусть? Попробуйте определить их жанры.

Постарайтесь почитать как можно боль­ше стихотворений Пушкина, тем самым расширить круг произведений, которые интересно запомнить и продекламиро­вать.

Устройте конкурс на исполнение стихов поэта. Как вы думаете, будет влиять жанр стихотворения на его исполнение?

Несомненно, особенности жанра влияют и на манеру чтения. Так, читая элегию, вы постараетесь передать грустные или философско-мечтательные настроения лириче­ского героя. Спокойно и плавно течет речь чтеца при исполнении стансов; весело и за­дорно произносится эпиграмма. При чте­нии послания вам нужно представить собе­седника и обращаться к нему с призна­нием в любви, в дружеских чувствах, с ка­кой-либо просьбой, увещеванием и т. д.

Словом, готовя выразительное чтение того или иного стихотворения, следует понять, к какому жанру оно принадлежит.

Глоссарий:

  • вопросы про пушкина с ответами
  • какие признаки помогают отличить стихотворения разных жанров
  • любимый стихотворный размер пушкина
  • какие произведения написаны ямбом
  • вопросы по пушкину с ответами

.

ege-essay.ru

👍Лучшее сочинение – «ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ по Пушкину» Пушкин

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ Какие жанры лирики Пушкина вам известны? Пушкин блестяще владел всеми жанра­ми лирической поэзии. Среди них элегии, послания, сонеты, романсы, стансы, эпи­граммы и просто стихотворения, глубо­чайшие по смыслу и совершенные по ху­дожественному исполнению. Какие признаки помогают отличить друг от друга стихотворения разных жанров? Различать поэтические жанры нелегко, потому что в одном стихотворении могут со­четаться признаки двух или даже несколь­ких жанров, что мы уже видели на примере проанализированных произведений. При определении жанра мы ориентируемся на его главные особенности: обращенность к адресату, характер выражения чувств (грусть, радость), характер философских размышлений, ситуация, в которой рожда­ется стихотворение, и, конечно, его темы и мотивы, являющиеся предметом поэтиче­ского изображения. Немаловажное значе­ние имеют, как мы уже успели убедиться, форма стиха, размер и характер рифмы, ко­торая является одним из «материалов», создающих жанр. Почему не будет ошибкой, если мы назовем любой из стихотворных жанров стихотворением? Стихотворением считается любое произ­ведение преимущественно лирического характера небольшого объема, напи­санное стихами (в противоположность прозе). По отношению к жанрам термин «стихотворение» обозначает обобщенное понятие. Определите стихотворный размер произведе­ний Пушкина, которые вы прочли в учебнике. Дают ли вам эти наблюдения право назвать любимый сти­хотворный размер поэта? Все стихотворения Пушкина, собранные в учебнике-хрестоматии, написаны ямбом. Ямб можно назвать любимым размером поэта. По данным стиховедов, 84% его поэ­тических произведений написаны ямбом. Проверьте себя. Какие стихотворения Пушки­на вы помните наизусть? Попробуйте определить их жанры. Постарайтесь почитать как можно боль­ше стихотворений Пушкина, тем самым расширить круг произведений, которые интересно запомнить и продекламиро­вать. Устройте конкурс на исполнение стихов поэта. Как вы думаете, будет влиять жанр стихотворения на его исполнение? Несомненно, особенности жанра влияют и на манеру чтения. Так, читая элегию, вы постараетесь передать грустные или философско-мечтательные настроения лириче­ского героя. Спокойно и плавно течет речь чтеца при исполнении стансов; весело и за­дорно произносится эпиграмма. При чте­нии послания вам нужно представить собе­седника и обращаться к нему с призна­нием в любви, в дружеских чувствах, с ка­кой-либо просьбой, увещеванием и т. д. Словом, готовя выразительное чтение того или иного стихотворения, следует понять, к какому жанру оно принадлежит. У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поискомВ нашей базе свыше 15 тысяч сочиненийСохранить сочинение:

sochineniepro.ru

Как определить жанр стихотворения?

#1

Существует три рода литературы: эпос, лирика и драма. К лирике относятся произведения, которые в обиходе называются стихотворениями. В основном они имеют четко обозначенные нормы написания: форму, рифмовку и прочее, но поэты постоянно экспериментируют с классическими формами. Существуют и жанры, которые находятся скорее на стыке родов. К примеру: стихи в прозе, верлибры, белые стихи и т. п. Но если исходить из классического понимания лирических жанров, то можно выделить несколько видов. Чтобы правильно определить разновидность стихотворения, для начала необходимо обратить внимание на общий стиль его написания: возвышенный (пафосный) , сатирический (иронический, гротескный) , медитативно-лирический и прочее. После этого стоит уделить внимание форме стиха. Если он имеет четкую структуру, вполне возможно, что относится к одному из классических жанров. Самые распространенные из них приведены ниже.

#2

Если общая направленность стихотворения возвышенная, торжественная, в нем восхваляется какой-нибудь человек или событие, то вполне вероятно, что речь идет об оде. Как правило, такие стихотворения имеют определенную структуру и состоят из трех частей: в начале раскрывается тема, затем идет ее развитие, а в конце поучительная часть. Близок к жанру оды гимн. Это тоже произведение, которое ставит своей целью восхваление чего-либо, но по структуре оно больше напоминает песню. Если произведение написано в медитативно-лирическом стиле, то его можно отнести к элегии. По-другому можно назвать такие стихи размышлениями о каких-либо проблемах, в основном направленность минорная, но возможны и исключения. Пейзажные зарисовки тоже следует отнести к этому жанру. Как правило, элегии лишены определенного сюжета, это скорее поток мыслей автора, навеянных размышлениями или созерцанием какого-либо объекта.

#3

Иногда в тексте можно уловить сатиру или иронию. В таком случае это может быть эпиграмма. Как правило, такое произведение небольшое по размеру и высмеивает человека или событие. Есть и непосредственно такой жанр, как сатира. Он обличает различные негативные явления в обществе, черты характера, присущие определенному человеку или сами по себе. В сатирических стихах широко используется аллегория, иносказание. Из Англии к нам пришел такой жанр, как лимерик – это произведение из пяти строк с определенной рифмовкой. Юмор в нем беззлобный и легкий. Еще следует упомянуть о таком жанре, как басня, хотя существуют споры, к какому роду литературы его стоит отнести: эпосу или лирике. В любом случае, следует знать, что в этом жанре раскрываются какие-либо пороки общества или человека в завуалированной форме. Героями часто выступают животные, наделяемые чертами, которые нужно подчеркнуть. Как правило, басня тоже имеет сюжет и определенную структуру.

#4

Если произведение написано в форме послания, то речь идет об эпистоле. Из наиболее распространенных классических форм можно выделить сонет. Он имеет четкую форму: четырнадцать строк с определенной рифмовкой, которая может отличаться в зависимости от видов сонета. Иногда лирические жанры появляются вместе с развитием литературы. Так, например, такой жанр, как лирическое стихотворение, появился сравнительно недавно. В классической литературе его не было. К лирическим стихотворениям относятся те, которые трудно отнести к какому-либо определенному жанру. Также следует выделить такой вид лирики, как баллада. Зачастую в ней идет стилизация под народно-песенное творчество, используются традиционные образы-символы и приемы. В балладе обязательно присутствует сюжет.

#5

Следует заметить, что чистые жанры в современной литературе встречаются редко, потому существует еще одна классификация лирических жанров. По группам лирические жанры делятся на: медитативную, суггестивную, публицистическую, сатирическую, гражданскую, научную, интимную, пейзажную лирику. В медитациях поэты раскрывают разнообразные экзистенциальные проблемы, задумываются о смысле жизни, месте человека в мире и прочем. Суггестивная лирика – передача настроения лирического героя, его эмоции, порой бессвязные и трудно понятные. В основном такой стиль характерен для импрессионистов. Публицистическая лирика ставит целью раскрыть различные социальные или политические аспекты жизни. Для нее, к примеру, характерны такие жанры, как послание, ода, памфлет, эпистола. Сатирическая лирика высмеивает те или иные явления и носит обличительный характер. Для гражданской лирики характерна направленность на патриотизм и национальные вопросы. В научной лирике раскрываются достижения науки и техники. Интимная лирика погружает в чувства поэта: любовь, дружбу и прочее. В пейзажной лирике характерны описания природы и параллелизм с внутренним состоянием лирического героя.

uznay-kak.ru

Пример анализа стихотворения, как правильно сделать анализ стихотворения

Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.пример анализа стихотворения

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический анализ стихотворения. Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.как делать анализ стихотворения пример

История создания «Зимнего утра»

В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1929 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Жанр и тематика стихотворения

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора – это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.

Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки лирического жанра, имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний – главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.пример анализа стихотворения по литературе

«Зимнее утро» разбито автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, насыщенную выразительными деталями:

  • Восхищение солнечным морозным утром и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и композиционным приёмом, связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Лирический герой, настроение

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» – это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.анализ стихотворения пример по плану

Лексика стихотворения

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну – с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле – метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение – это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.анализ лирического стихотворения пример

Изобразительные средства

Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.

Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.филологический анализ стихотворения пример

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом четырёхстопного ямба придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб – один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Звуковая организация

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

  • «янтарным блеском»;
  • «по утреннему снегу»;
  • «прозрачный лес»;
  • «нетерпеливо»;
  • «весёлым треском».

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.пример анализа стихотворения Пушкина

Отношение к прочитанному

Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:

  • Какие чувства вызывают стихи у читателя?
  • Находит ли тема и чувства лирического героя у него отклик?
  • В чём значимость данных стихов?

«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.

fb.ru

Поэзия. Отличительные признаки поэтического произведения

Хоть в настоящее время поэзия в упадке, но совсем без неё жить нельзя. Она отражает духовную сторону нашей жизни и обязательно возродится в новых течениях, с новыми именами. Но если сейчас попросить взрослого человека, не занимающегося литературой: "Назовите отличительные признаки поэтического произведения", он вряд ли ответит. Хотя это обязательно изучают в школах.

Огромное количество текстов написано об образах в литературе и семантике текста. Но самым первым аналитиком поэзии, который попытался создать теорию стихосложения, был Аристотель. В той незавершенной работе, дошедшей до нас под названием «Поэтика», он упоминал, что поэзия — одно из искусств, призванное доставлять человеку удовольствие.

Назовите отличительные признаки поэтического произведения

Отличительные признаки поэтического произведения у Аристотеля - это: соблюдение метра, гармония, порядок и искусство слова. Выражаясь современным языком, под искусством слова имелась в виду образность речи.

Без чего не будет стихотворения? Отличительные признаки поэтического произведения

Итак, какие признаки поэтического произведения можно выделить как абсолютные, без которых стихотворение будет блеклой пародией?

  1. Образ. Художественная литература отличается образностью, которая достигается различными сравнениями и другими изобразительно-выразительными средствами.
  2. Рифма и ритм. Поэзия основывается на умении чередовать ударные и безударные слоги. От этого зависит мелодичный узор стиха. Рифма бывает богатой или бедной, но она - обязательное звено. Конечно, белые стихи и верлибры пишутся без рифмы. Но в них превалируют значимые, экспрессивные художественные образы, которые удерживают внимание читателя.
  3. Эмоциональность. Художественное произведение призвано воздействовать на чувства читающего, на глубинные порывы его души.
  4. Синтаксическая целостность всего стихотворения. Кроме того, стихотворение — это краткое произведение, оно не пишется листами, как рассказ. Поэтому все идеи желательно излагать так, чтобы они были синтаксически емкими.

Также для хорошего стихотворения важна гармония. Чересчур эмоциональное либо насыщенное изобразительными средствами произведение скорее вызовет антипатию. Отсюда вывод, что в классической теории отличительные признаки поэтического произведения — прежде всего, чувство гармонии образов, звуков и эмоций и соблюдение ритма.

Современные взгляды на стихосложение

Поэзия — это тоже наука. На этом настаивал Юрий Лотман — искусствовед и литературовед, получивший Нобелевскую премию. Он был учителем новой эпохи.

Отличительные признаки поэтического произведения

Но в наше время уходят постепенно все великие школы. Ушел символизм, романтизм, модернизм, даже постмодернизм в литературе уже на закате. Но все же многие люди пишут свои стихотворения, не стараясь соответствовать какой-либо школе, и потому поэзия живет.

Каковы теперь отличительные признаки поэтического произведения? Сейчас все громче заявляет о себе авангардизм. Современные авторы-поэты ориентируются на музу, интуицию. И единственной особенностью становятся отрицание догм, свобода выражения.

fb.ru

Что такое стих и прозаСатурния

В обыденном представлении стих и проза различается так: все, что «записано в строчку», подряд – проза, что разбито на отрезки, «записано в столбик» – стихи. Но проблема на самом деле гораздо глубже. К примеру, что же делать со «стихотворениями в прозе»? По форме – это проза, но Ш. Бодлер и И.Тургенев утверждают – по жанру это «стихотворения». Почему Н. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, хотя по форме это роман?

Л.М. Гаспаров в предисловии к книге «Русский стих начала XX века в комментариях» задает вопрос: «Чем отличается стих от прозы?» и отмечает: это «самый трудный из вопросов». Там же он отмечает, приводя одно из основных формальных различий стиха и прозы:

 «Слово «стих» по-гречески значит «ряд», его латинский синоним «versus» (отсюда «версификация») значит «поворот», возвращение к началу ряда, а «проза» по-латыни значит речь, «которая ведется прямо вперед», без всяких поворотов. Таким образом, стихи – это прежде всего речь, четко расчлененная на относительно короткие «ряды», отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой. Каждый из таких отрезков тоже называется «стихом» и на письме обычно выделяется в отдельную строку».

Ко времени написания труда (1924 год) это утверждение было относительно верно и максимально приближено к реальности. В настоящее время граница между стихом и прозой интенсивно размывается, значит, нам нужен иной, не только формальный, но и содержательный подход к различению стиха и прозы.

Ю.Б. Орлицкий замечает:

«Любой исследователь литературного текста, сталкиваясь с проблемой написания… начинает с выяснения его ритмической природы, т.е. определяет, что перед ним – проза или стихи… стих и проза – это два принципиально различных способа организации речевого материала, два разных языка литературы».

Итак, есть два основных типа организации художественной речи – поэзия и проза. Лингвисты пришли к выводу, что нет языковой разницы между стихом и прозой, ведь стихотворная речь состоит из обычных фраз. С этой точки зрения нет ни одного признака, по которому можно было бы определить стихотворную речь.

Однако Э.Я. Фесенко категорически отрицает эту точку зрения. Он пишет:

«Стихотворная речь в принципе устроена иначе, чем прозаическая. <…> Прозаическая художественная речь разделяется на абзацы, предложения и периоды. В письменном словесном творчестве стихи и проза несхожи и по особенностям своего графического оформления. <…> Графическое оформление, выявляющее коренное свойство стиха (членение на строки), играет существенную роль в нашем восприятии стихотворных форм. Именно графическое оформление создает некую «установку на стих», сразу регистрируемую нашим восприятием и позволяющую нам отнести произведение так оформленное, к разряду стихотворных».

Мы опять пришли к тому, с чего начали – с формального различия между стихом и прозой. В психологии есть такое понятие – эффект ожидания. Т.е. когда мы видим что-то неизвестное, похоже на уже известный нам предмет, мы ожидаем от него того же, что и от знакомого предмета. Применимо к стиху и прозе, можно это выразить так: если мы видим что-то, записанное короткими строчками в столбик, то перед нами, скорее всего, стихотворение, если все записано подряд – перед нами проза. Срабатывает эффект ожидания.

Ни метр, ни ритм, ни рифма не являются определяющими признаками стихотворной речи, и вот почему. Существует метризованная проза («Петербург» А. Белого), рифмованная проза («Кола Брюньон» Р. Роллана), существует аллитеризованная проза. Выделяются особые жанры – «стихотворение в прозе», «верлибр». Э.Я. Фесенко со ссылкой на Е.В. Невзглядову и Томашевского пишет:

«…есть верлибр – свободный стих, в котором нет ни одного стихового признака, крое записи стиховыми строчками. Прав Томашевский, который говорил о наличии промежуточной пограничной полосы между стихами и прозой: «…стихи заходят на территорию прозы и наоборот, как наречие одной местности плавно перетекает в наречие соседней»».

Немалую роль в различении стиха и прозы играет ритмичность стиха. В стихах ритмичность достигается за счет равномерного чередования речевых элементов – стихотворных строк, пауз, ударных и безударных слогов и т. д. Конкретная ритмическая организация стиха во многом зависит от системы стихосложения, а та, в свою очередь – от особенностей национального языка. Итак, стих есть ритмически упорядоченная, ритмически организованная речь. Однако свой ритм, иногда более, иногда менее ощутимый, есть и в прозе, хотя там он не подчинен строгому ритмическому канону – метру. Достигается ритмичность в прозе прежде всего за счет приблизительной соразмерности колонов, что связано с интонационно-синтаксической структурой текста, а также различного рода ритмическими повторами. Следовательно, и ритм не является ведущим признаком различения стиха и прозы.

Многое в различии понятий прозы и поэзии сделали «практики искусства» – поэты и писатели. Интересна в этой связи точка зрения Н. Гумилева, приводившего в качестве разделения прозы и поэзии как формальные, так и содержательные признаки:

«Поэзия всегда желала отмежеваться от прозы. …начиная каждую строчку с большой буквы, …ясно слышимым ритмом, рифмой, аллитерацией, и стилистически, создавая особый «поэтический» язык, и композиционно, достигая особой краткости, и эйдологически в выборе образов».

Итак, мы можем утверждать, что проза и поэзия отличаются друг от друга рядом признаков (формальных и содержательных), и только совокупность нескольких признаков позволяет нам четко размежевать эти понятия. Наряду с прозой и поэзией существует несколько «пограничных» жанров (верлибр, стихотворения в прозе), вобравших в себя признаки как стиха, так и прозы.

nsaturnia.ru