А9. Грамматическая основа предложения. Как находить грамматическую основу


Как выделить грамматическую основу предложения?

Как выделить грамматическую основу предложения?

  • В двусоставных предложениях грамматической основой предложения являются подлежащее и сказуемое.

    В односоставных предложениях есть только один главный компонент - он и будет грамматической основой (назывные предложения (с подлежащим), а **определнно-личные, неопределнно-личные, **обобщнно-личные и безличные (со сказуемым).

    В первую очередь нужно найти подлежащее в предложении. Подлежащее обозначает, о ком или о чм идт речь. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?. Следует помнить, что подлежащее может быть выражено не только именем существительным, но и другими частями речи (местоимением, прилагательным, причастием, числительным) неопределнной формой глагола (инфинитивом)...)

    Далее нужно определить сказуемое. Сказуемое отвечает на вопросы глаголов и обозначает действие, совершаемое подлежащим. По своему составу сказуемое может быть простым и составным (именным и глагольным) и сложным.

    Для того, чтобы правильно определить грамматическую основу предложения, нужно внимательно прочитать его и определить, простое это предложение или сложное, которое может состоять из двух и более простых предложений. Если предложение простое, то у него будет одна грамматическая основа. Если оно сложное, то несколько.

  • Сначала опредилите, простое или сложное предложение перед вами. Простое предложение - это односоставное, а сложное, это двухсоставное. Далее определяем подлежащие в первом предложении (при варианте сложных предложений)с помощью вопросов quot;кто?quot;, quot;Что?quot;, потом выделяем сказуемое с помощью вопросов quot; что делал?quot; quot;что сделал?quot;, quot;что такое?quot;. После этого проделываем ту же процедуру в следующем предложении.

    В простом предложении выделяем подлежащие и сказуемое только один раз.

    Подробнее посмотрите на предложенной картинке -

    Пример из головы - quot;Собака съела мясо, которое купила хозяйкаquot;. Подлежащие в первом предложении - Собака, сказуемое - съела; подлежащие во втором предложении - хозяйка, сказуемое купила.

  • Прежде всего надо понять, что такое грамматическая основа. Грамматическая основа предложения является его ядром и определяет основной смысл преложения.

    Грамматическую основу предложения составляют главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

    Попробуем определить грамматическую основу предложения на простом примере:

    Я отвечаю на этот вопрос.

    В этом предложении подлежащим выступает quot;яquot;, а сказуемым - quot;отвечаюquot;.

    Грамматической основой этого предложения есть словосочетание quot;я отвечаюquot;.

  • Гляжу с момента моего окончания школы ничего не изменилось в это вопросе. Это радует. В качестве основы предложения выступают подлежащее и сказуемое. Самый распространенный случай - в предложении есть и подлежащее и сказуемое. Сказуемое глагол, а подлежащее существительное или местоимение. Например : Я сделал уроки. Сказуемое сделал, подлежащее местоимении я. На часто бывают и такие предложения : Проснулся. Сделал уроки. В них как мы видим нет подлежащего. Бывает что и нет сказуемого, например: Утро. Для начала определяем ест ли в нашем предложении подлежащее и сказуемое, потом определяем какими частями речи они являются, от них выстраивает связь к остальным словам.

  • Грамматическую основу найти в предложении не составит труда, если знать, что это такое.

    Подлежащее + сказуемое. сколько найдете таких сочетаний, столько основ и будет в предложении. Должно быть или одно подлежащее или одно сказуемое.

  • Грамматической основой предложения является его важная структурная часть. И вот эта часть по сути и определяет важный и весь смысл данной фразы.

    И такую грамматическую основу именно в лингвистике называют как- предикативное ядро.И такие грамматические явления имеются во многих мировых языках.

    вот это вам в помощь самые простые правила о том,как научиться выделять такую основу:

    И вот несколько примеров,каким образом и какие части речи могут выражать подлежащие.

    Нужно всегда анализировать предложение,чтобы понять его суть и смысловую нагрузку.И тогда будет несложно определять его грамматическую основу.

  • Грамматическая основа-это главная часть предложения и практически в каждом предложении, данная основа состоит из двух главных членов предложения. Грамматическую основу предложения, иногда называют предикативным ядром или предикативной основой.

    К главным членам предложения, относятся сказуемое и подлежащее, в некоторых случаях,в предложении может быть только один главный член.

    Для того, что бы выделить грамматическую основу предложения, необходимо выделить сказуемое и подлежащее данного предложения.

  • Тут вс просто как в английском. Есть в предложении подлежащее (отвечает на вопрос кто и что), затем сказуемое (что делал, что сделал), Определение (для чего, для кого), и дополнение (это остальное). Вот таким образом можно разобрать предложение

  • Грамматическая основа предложения в двусоставных предложениях состоит из подлежащего и сказуемого. Видео ниже представляет собой объяснение темы для тех, кто впервые сталкивается с этими понятиями, - для пятиклассников.

    Это просто, а дальше начинаются сложности, потому что подлежащее часто ассоциируют с именем существительным или личным местоимением в именительном падеже, а сказуемое - с глаголом, поэтому любые отклонения от этого упрощнного преставления вызывает недоумение.

    Подлежащее называет то или что, о чм идт речь в предложении, а выражено оно может быть как отдельными словами, так и целыми словосочетаниями, см. таблицу ниже:

    Здесь важно обратить внимание на то, что в конструкции

    числительное / несколько, множесто, часть, большинство, меньшинство + существительное

    сказуемое согласуется со словами quot;множество, часть, большинство, меньшинствоquot;, а не за идущим за ним существительным, поэтому должно стоять в единственном числе! Обо всех сложных или запутанных случаях такого рода можно прочитать здесь.

    Определение сказуемого также вызывает ряд сложностей. Чего бы проще quot;один глагол - простое глагольное сказуемоеquot;, ан-нет, в форме будущего времени сказуемое состоит из двух слов, но при этом остатся простым! Следуя данному ниже простому алгоритму, можно определить сказуемое правильно:

    Приведнные ниже видео наглядно представляют виды сказуемого и способы его правильного определения:

    А также это видео (нужно пойти по ссылке, потому что видео не вставляется в текст ответа).

    В неполных предложениях грамматическая основа quot;теряетquot; подлежащие или сказуемое, потому что оно подразумевается, но не произносится. Неполные предложения всегда нужно рассматривать в контексте, потому что именно по нему восстанавливаются грамматическая основа.

    -Где Димка?

    -Гуляет

    Подразумевается, что гуляет именно Димка, смысл восстанавливается по предыдущему предложению. С объяснение особенностей неполных предложений и простым, но интересным тестом на усвоение материала можно ознакомиться здесь.

    От неполных предложений нужно отличать односоставные. В них грамматическая основа изначально выражена либо подлежащим (назывное предложение), либо сказуемым (определнно-личное, неопределенно-личное, безличное, инфинитивное предложение). Односоставные предложения часто могут быть логически изменены в двусоставные, например:

    Тебе передали книгу

    • это неопределнно-личное предложение, которое можно трансформировать в quot;Кто-то передал тебе книгуquot;, но при этом подлежащие придумывается, а не восстанавливается из контекста (вместо quot;кто-тоquot; может стоять другое слово), и сказуемое при этом изменяет грамматическую форму (со множественного числа в единственное).

    Подробнее об односоставных предложениях можно узнать здесь.

  • Грамматическая основа предложения или предикативное ядро состоит из подлежащего и сказуемого (в двусоставных предложениях) или одного из них (в односоставных предложениях).

    Соответственно, чтобы выделить грамматическую основу предложения необходимо найти подлежащее (отвечает на вопрос Что? / Кто? и обозначает о чм или о ком идт речь) и связанное с ним сказуемое (как правило, глагол, обозначающий действие подлежащего или его характеристику).

  • info-4all.ru

    Подготовка к ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые! Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений, которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа, состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого. Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения, обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.

    Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?

    Определяем, сколько основ в предложении:

    Одна Две
    предложение простое предложение сложное

    А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?). Но часто встречаются случаи посложнее.

    Вывод: одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.

    Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).

    1. Все понятно нам, мастерам.2. Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!3. Хозяин твой и мил, и гостеприимен. 4. Каждый норовит влезть со своим предложением. 5. Деревня, где мы играли летом, была прелестным уголком.6. Вечер. Лес. Дальний путь.7. Наш город украшает замечательный парк. 8. Стремящийся к победе обязательно победит.

    Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!

    Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.

    Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.

    Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:

    1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.

    Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.

    Раньше всех берег увидел капитан.

    Перед платья украшали цветы.

    Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы.

    2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»

    Рассмотрите примеры. Подлежащее выделено жирным, сказуемое – курсивом.

    Ученица была красивой.

    На улице свежо и ветрено.

    Малышам не сиделось на месте.

    Замечательная игра – догонялки!

    3) От перемены мест слагаемых сумма меняется. Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.

    Зеленый город (односоставное назывное предложение).

    Город зеленый (двусоставное предложение).

    Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными. Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.

    Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.

    Мне холодно.

    Ему не спится.

    Мне хочется улыбнуться.

    Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.

    Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!

    Удачи в изучении русского языка!

    Ответы к заданию.

    Подлежащее выделено жирным, сказуемое – курсивом.

    1. Все понятно. 2. Послышалось «ку-ку»! 3. Хозяин мил, гостеприимен. 4. Каждый норовит влезть.5. Деревня была прелестным уголком; мы играли. 6. Вечер. Лес. Дальний путь.7. Украшает парк. 8. Стремящийся победит.

    Остались вопросы? Не знаете, как найти грамматическую основу?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.

    Рассмотрим подробнее такую часть грамматической основы, как сказуемое. Проще всего, как может показаться, определить простое глагольное сказуемое. Недаром же оно так называется – простое. Значит, найти его обычно проще всех остальных типов сказуемого. Чаще всего в качестве такого сказуемого мы обнаружим глагол в изъявительном наклонении.

    !!! Здесь и далее сказуемые выделяются жирным курсивом.

    Солнце встало. Дети просыпаются и идут в школу. Начинается новый прекрасный день.

    В данных предложениях действительно легко определяются простые глагольные сказуемые. Однако есть моменты, на которые необходимо обращать внимание при определении такого сказуемого. Оно может хитро маскироваться под составное глагольное. Постарайтесь запомнить несколько основных правил.

    1. Сказуемым бывает глагол в любом времени (настоящем, прошедшем и будущем):

    Послезавтра я обязательно буду читать роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

    Мой ребенок будет учиться без усилий.

    Вы непременно будете восхищаться достижениями учеников этой школы.

    Не смущайтесь, что перед Вами в предложениях такие сказуемые, как буду читать, будет учиться, будете восхищаться. Да, тут сказуемое состоит из двух глаголов, НО ведь это всего лишь форма будущего времени. Сравните с формами настоящего и прошедшего времени: читаю, читал; учится, учился; восхищаетесь, восхищались.

    Сегодня я читаю роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

    Мой ребенок учится без усилий.

    Вы восхищаетесь достижениями учеников этой школы.

    Вчера я читал роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

    Мой ребенок учился без усилий.

    Вы восхищались достижениями учеников этой школы.

    2. Сказуемым бывает глагол в любом наклонении (изъявительном, повелительном и условном).

    Пускай Вас не сбивают с толку частицы, помогающие образовать формы условного и повелительного наклонения (бы, пусть, пускай, давай, давайте, да). Они не превращают простое глагольное сказуемое в сказуемое составное, однако затрудняют нам определение типа сказуемого.

    Ты рассказал ей всю правду (изъявительное наклонение).

    Ты бы рассказал ей всю правду (условное наклонение).

    Ты расскажи ей всю правду (повелительное наклонение). Пускай она обрадуется.

    3. Инфинитив (начальная форма глагола) тоже может выступать в роли простого глагольного сказуемого.

    Я кататься с ледяной горки – и он за мной.

    Мы работать, а они отдыхать.

    4. Фразеологизм не делится на части, а является одним членом предложения.

    Этот человек никогда не лезет за словом в карман.

    Никиту как ветром сдуло с веранды.

    Человечество постепенно сходит с ума.

    Теперь перейдем к рассмотрению составного глагольного сказуемого. В нем можно выделить:

    * основной компонент – глагол в начальной форме,

    * вспомогательный компонент – чаще всего глагол, но может быть краткое прилагательное или причастие, наречие или наречное словосочетание, существительное, фразеологизм.

    Составные сказуемые проявляют особенную склонность к тому, чтобы при разборе маскироваться под другие члены предложения, обнаруживаться не полностью или вообще теряться. Но мы и с этим разберемся! Посмотрите на некоторые подсказки.

    1. Вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом имеет определенное значение: начало, продолжение, конец действия; возможность, желание, оценка действия. Это могут быть слова начал, перестал, мог, хотел, умел, любил, боялся, остерегался, опасался и т. д.

    Я хочу хорошо сдать экзамены.

    Он не боится экспериментировать.

    Мы остерегаемся покупать некачественные продукты.

    2. При этом основной компонент будет выражен начальной формой глагола (инфинитивом), а не другой частью речи.

    Сравните.

    Она стала актрисой (составное именное сказуемое).

    Она стала танцевать (составное глагольное сказуемое).

    3. В качестве вспомогательного компонента могут выступать краткое прилагательное или причастие, наречие или наречное словосочетание, существительное, фразеологизм, устойчивое сочетание. Значение вспомогательного компонента – возможность, желание, оценка действия.

    Мы всегда рады помочь нашим ученикам (краткое прилагательное в роли связки).

    Я вынуждена перенести занятия на следующий день (краткое причастие в роли связки).

    Он любитель разыграть преподавателя (имя существительное в роли связки).

    Охотник горел желанием выследить красавца оленя во что бы то ни стало (фразеологизм в роли связки).

     4.Оба действия должен совершать один объект (подлежащее). Подумайте, кто совершает действия, тогда Вы не перепутаете простое и составное глагольные сказуемые.

    Я попросила бабушку почитать мне книжку. (Сказуемое простое глагольное, потому что просила я, а читать будет бабушка).

    Я начала читать следующую главу. (Составное глагольное сказуемое, потому что именно я начала читать).

     Будем надеяться, что эти подсказки помогут Вам при синтаксическом разборе предложения и определении типов сказуемого.

    Удачи в изучении русского языка!

    Остались вопросы? Не ориентируетесь в типах сказуемого?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.

    Подлежащее и сказуемое находятся в теснейших почти «родственных» отношениях – грамматических и смысловых. Сказуемое потому так и называется, что оно рассказывает, «сказывает» о подлежащем. Эти члены предложения несут основной смысл любого предложения.

    Существуют ли проблемы во «взаимоотношениях» подлежащего и сказуемого? Конечно, существуют. Прежде всего, это касается составного именного сказуемого. Этот тип сказуемого, как Вы помните, состоит из глагола-связки (вспомогательного компонента) и именной части. Чаще всего в роли глагола-связки мы встречаем глагол быть. Обыкновенно в составном именном сказуемом он присутствует в прошедшем времени: был, была, было, были. Например: Отличительной особенностью профессора была его любовь к своему предмету.

    !!! Здесь и далее сказуемое выделено жирным курсивом.

    В настоящем времени глагол-связка практически всегда опускается и подлежащее остается с именной частью сказуемого. Например: Время – лучшее лекарство.

    Иногда все же мы можем встретить глагол быть в настоящем времени. Как правило, это черта научной, книжной речи. Например: Сказуемое есть один из главных членов двусоставного предложения.

    В обычной, разговорной речи глагол-связка быть опускается. Наверное, никому не придет в голову сказать что-нибудь вроде «Я есть ученица средней школы». Но глагол-связка не любит исчезать бесследно, часто он оставляет своего заместителя. В роли такого заместителя мы можем увидеть тире. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если глагол-связка отсутствует, но иногда перед сказуемым встречаются другие слова, которые могут «дружить» или «не дружить» с тире. Запомните несколько подсказок.

    1. «Дружат» с тире такие слова, как это, вот, значит. Если Вы их увидели перед именной частью сказуемого, смело ставьте тире.

    Современные дети – это очень любознательные существа.

    Мелкий зимний дождь – вот сущее бедствие нашего времени.

    Любить – значит понять и простить.

    2. «Не дружат» с тире такие слова: как, что, словно, будто, точно, не. Если Вы их увидели перед именной частью сказуемого, помните, именно они заняли место глагола-связки, поэтому тире в данном случае лишнее.

    Голова без знаний как колодец без воды.

    Человек неученый что топор неточеный.

    Березки в лесу словно девушки в белоснежных сарафанах.

    Детские глазенки будто черные бусинки.

    Сосны точно большие свечки.

    Сердце не камень.

    Тире – очень важный, многоговорящий знак препинания. Чтобы определить, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым в предложении, необходимо обдумать несколько моментов.

    1) Смотрим, есть ли глагол-связка (!!! в любом времени). Если есть, тире не ставим.

    Собака была его лучшим другом (глагол-связка в прошедшем времени).

    Собака есть его лучший друг (глагол-связка в настоящем времени).

    Собака будет его лучшим другом (глагол-связка в будущем времени).

    Сравните: Собака – его лучший друг (глагол-связка отсутствует).

    2) Если нет глагола-связки, смотрим, есть ли перед именной частью слова-друзья или слова-враги для тире. Если мы видим слова это, вот, значит, тире ставим. Если увидели слова как, что, словно, будто, точно, не, тире не нужно.

    3) Что еще может помешать поставить тире между подлежащим и сказуемым? Это вводные слова, наречия и несогласованный второстепенный член предложения, относящийся к сказуемому. Они могут стоять между подлежащим и сказуемым, заменяя собой тире.

    Совместные усилия ученика и преподавателя, безусловно, путь к успеху.

    Необдуманное решение всегда рискованный шаг.

    Павлик для вас любимый ученик.

    4) Определяем, чем выражены главные члены предложения. Тире ставится, если в роли подлежащего и сказуемого мы видим имя существительное в именительном падеже, имя числительное и глагол в неопределенной форме (инфинитив). Если один из главных членов предложения выражен другой частью речи (прилагательным, местоимением, наречием), тире не ставим.

    Я лучший ученик в классе (местоимение и существительное).

    Павлик – лучший ученик в классе (существительные в именительном падеже).

    Дважды два – четыре (числительные).

    Оправдывать безделье – дело неправильное (инфинитив и существительное в именительном падеже).

    Эта девочка красивая (существительное в именительном падеже и прилагательное).

    5) Последняя трудность. Порядок подлежащего и сказуемого. Если сказуемое выступает перед подлежащим (обратный порядок членов предложения), тире не ставится.

    Обязанность каждого человека быть вежливым.

    Главная задача искусства заставлять задуматься.

    Наверное, некоторые из Вас испугались довольно большого количества правил, на которые необходимо обращать внимание при постановке тире между подлежащим и сказуемым. Действительно, это непростой момент в русском языке. И при сдаче ЕГЭ все-таки нужно эти правила знать.

    Но очень хочется добавить, что тире – замечательный знак препинания, это любимый авторами знак, потому что автор может ставить этот знак там, где хочет что-то выделить и подчеркнуть. И тогда правила отступают.

    Вы – самые замечательные ученики!

    Репетитор – не просто преподаватель.

    Цель каждого человека – быть счастливым!

    Удачи вам в русском языке!

    Остались вопросы? Не умеете ставить знаки препинания между подлежащим и сказуемым?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь

    ege100bal.blogspot.com

    Как найти грамматическую основу?

    Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое. 

    Сказуемое

    Сказуемое - это главный член предложения, обозначающий действие и, чаще всего, выражен глаголом,отвечает на вопросы: что делает? что делают? и т.д. Подчёркивается двумя чертами.

    Рассмотрим на примере, как найти грамматическую основу в предложении. Возьмем предложение «Катя поливает цветы». Первое, с чего нужно начать - это найти сказуемое в предложении. Как же это сделать?.

    1.  Нужно изменить грамматическое значение предложения и посмотреть, какое слово меняется, например: «Катя поливала цветы». Из примера мы видим, что изменяется слово «поливать». В нашем случае это и есть сказуемое.
    2.  Но что, если в предложении нет глагола? Что тогда будет являться сказуемым? В таком случае сказуемым будет являться краткое прилагательное.
    3. Так же сказуемым может являться существительное в Именительном падеже или полное прилагательное, стоящее после подлежащего.
    4. Существуют случаи, когда в предложении нет сказуемого, например:  «Тишина».

    Подлежащее

    Подлежащее - это главный член предложения, который, обозначает предмет или лицо, стоит в Именительном падеже и отвечает на вопросы: кто? что?. Подчёркивается одной чертой.

    Есть несколько способов определения подлежащего в предложении, рассмотрим некоторые из них.

    1. Подлежащее обозначает предмет или лицо, которое выполняет определённое действие. Вернемся к нашему предложению. «Катя» обозначает лицо, которое выполняет действие, то есть поливает цветы. Значит, «Катя» будет являться подлежащим в данном предложении.
    2. Подлежащее можно определить, поставив вопрос от сказуемого.  Мы определили, что «поливает» - это сказуемое.Определяем падеж двух оставшихся существительных. Поливает (что?) цветы (В.п), поливает (кто?) Катя (И.п). Слово «Катя» стоит в Именительном падеже, оно и будет являться подлежащим.
    3. Подлежащим может являться числительное, неопределенная форма глагола, причастие, наречие, прилагательное, местоимение, а так же междометие.
    4. Так же бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее, например: «Светает».

     

     

    vashurok.ru

    Грамматическая основа предложения.

    Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые!

    Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений, которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа, состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого. Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения, обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.

    Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?

    Определяем, сколько основ в предложении:

    Одна Две
    предложение простое предложение сложное

    А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?). Но часто встречаются случаи посложнее.

    Вывод: одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.

    Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).

    1. Все понятно нам, мастерам.2. Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!3. Хозяин твой и мил, и гостеприимен. 4. Каждый норовит влезть со своим предложением. 5. Деревня, где мы играли летом, была прелестным уголком.6. Вечер. Лес. Дальний путь.7. Наш город украшает замечательный парк. 8. Стремящийся к победе обязательно победит.

    Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!

    Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.

    Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.

    Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:

    1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.

    Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.

    Раньше всех берег увидел капитан.

    Перед платья украшали цветы.

    Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы.

    2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»

    Рассмотрите примеры. Подлежащее выделено жирным, сказуемое – курсивом.

    Ученица была красивой.

    На улице свежо и ветрено.

    Малышам не сиделось на месте.

    Замечательная игра – догонялки!

    3) От перемены мест слагаемых сумма меняется. Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.

    Зеленый город (односоставное назывное предложение).

    Город зеленый (двусоставное предложение).

    Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными. Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.

    Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.

    Мне холодно.

    Ему не спится.

    Мне хочется улыбнуться.

    Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.

    Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!

    Удачи в изучении русского языка!

    Ответы к заданию.

    Подлежащее выделено жирным, сказуемое – курсивом.

    1. Все понятно. 2. Послышалось «ку-ку»! 3. Хозяин мил, гостеприимен. 4. Каждый норовит влезть.5. Деревня была прелестным уголком; мы играли. 6. Вечер. Лес. Дальний путь.7. Украшает парк. 8. Стремящийся победит.

    Остались вопросы? Не знаете, как найти грамматическую основу?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.Первый урок – бесплатно!

    Зарегистрироваться

    © blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    blog.tutoronline.ru

    А9. Грамматическая основа предложения / Русский на 5

    • Главная
    • А9. Грамматическая основа предложения

    Грамматическая основа в

    Выделяй грамматическую основу в простом предложении и частях сложного. Грамматическая основа включает в себя главные члены в двусоставных предложениях или один главный член в односоставных.

    Двусоставные - это предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое, например: 

    Эта пара отлично танцует.

    Односоставные - это предложения, имеющие только один главный член, например: 

    Тишина. Светает. На улице ни души. Мне холодно и грустно.

     

    ЕГЭ-навигатор. Новейший самый полный интерактивный курс e-learning

     

    Грамматическая основа в двусоставном предложении

    Главный член:

    Подлежащее и сказуемое

    1. Подлежащее — слово разных частей речи:
      • Существительное (+ глагол)
      • Местоимение (+ глагол)
      • Прилагательное (+ глагол)
      • Причастие (+ глагол)
      • Числительное (+ глагол)

      Животные зевают, как и люди.

      Он что-то кричит.

      Больной выздоравливает.

      Присутствующие недоумевают.

      Один зевнёт, и все начинают зевать.

    2. Подлежащее — словосочетание:
      • И.п. сущ. и формы Т.п. с предлогом с
      • И.п. числит. и сущ. в Р.п.
      • Местоим., сущ., числит., прил. в форме превосходной степени и сущ. или мест. в форме Р.п.
      • Местоимение или сущ. в И.п. с прилагательным или причастием

      Мы с братом дерёмся от скуки.

      Пять человек дописывают контрольную.

      Самые маленькие скучают: им ничего непонятно.

      Кто-нибудь знакомый зайдёт, я радуюсь.

    3. Подлежащее — неопределённая форма глагола

      Зевать невежливо.

      Задаваться – всех смешить.

    4. Подлежащее — фразеологизм или устойчивое сочетание

      Из пушек по воробьям – напрасная трата сил.

    Cказуемое и подлежащие

    1. Простое глагольное сказуемое
      • Глагол в личной форме
      • Инфинитив
      • Междометие
      • Повторы и устойчивые сочетания с повторам
      • Глагол со вспомогательной частицей, глаголом и др.

      Он прыгает от радости.

      Звонок – он прыгать от радости.

      Пёс цап меня за палец!

      Я жду-жду, а он не идёт.

      Я жду не дождусь его прихода.

      А он возьми да и прийди в этот самый момент.

      Я пошел было к нему, но по пути вспомнил, что его дома нет.

      Она только и делает, что ждёт от него звонка.

    2. Составное глагольное сказуемое
      • Глагол в фазисном значении: начинать, продолжать, переставать, заканчивать, прекращать и др. + инфинитив глагола, называющего действие
      • Глаголы уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, предпочитать, любить, привыкнуть, ненавидеть и др.в личной форме + инфинитив глагола,называющего действие
      • Глагол связка  быть + краткие прилагательные
      • Глагол связка значить + инфинитив глагола, называющего действие

      Я начала готовить утром.

       

      Я не умею готовить, но хочу научиться.

       

       

       

       

      Я была готова к двум.

       

      Понять – значит простить.

    3. Составное именное сказуемое
      Неименная часть:
      • глагол связка быть (не выражена в наст. времени) + сущ.
      • полузнаменательные глаголы:являться, бывать, оказаться, стать, остаться, считаться и др. + сущ.
      • глаголы со значениями движения, состояния, деятельности: идти, ходить, вернуться, сидеть, лежать, стоять, работать, жить и др.+ сущ.

      Она балерина. Она была балериной. 

       

      Он оказался вруном.

      Она стала балериной. 

      Она работала дворником.

       

      Именная часть:
      • И.п. или Т.п. (в конструкциях с глаголом быть в прошедшем или будущем времени)
      • Прилагательное в любых формах

      Она была (будет) балериной.

       

      Она умна. (краткая форма)

      Она умная. (полная форма)

      Она умнее всех. (степень сравнения)

    Грамматическая основа в односоставном назывном предложении

    Главный член:

    Подлежащее

    И.п. существительного

    Ночь. Тишина.

    Какой мороз!

     

    Грамматическая основа в односоставном определённо-личном предложении

    Главный член:

    Сказуемое

    1) гл. в форме 1 и 2 л. ед. и мн.ч. в наст. или буд. времени в изъявит. накл.2) гл. в форм повелит. накл.

    Иду по улице, смотрю по сторонам.

     

    Иди сюда!

     

    Грамматическая основа в односоставном неопределённо-личном предложении

    Главный член:

    Сказуемое

    1) гл. в форме 3 л. мн.ч. наст., буд. или прош. времени в изъявит. накл.2) гл. в повелит. накл.3) гл. в форме условн. накл.

    Звонят!

     

    Пусть звонят.

    Если бы мне сказали, я бы запомнила.

     

    Грамматическая основа в односоставном обобщённо-личном предложении

    Главный член:

    Сказуемое

    1) гл. в фоме 2 л. ед. и мн.ч.2) гл. в форме 3 л. мн.ч.

    Слышишь звонок и бежишь открывать.

    Так сейчас одеваются.

     

    Грамматическая основа в односоставном безличном предложении

    Главный член:

    Сказуемое

    1) гл. в форме 3 л. ед.ч. наст. или буд. времени2) гл. в форме ср.рода ед.ч. в прош. времени или условн. накл.

    Смеркается. Меня тошнит.

    Смеркалось.

    * В примерах подчёркнуты основы только в тех частях сложных предложений, о которых говорится в комментарии.

     

    Не путай:

    1. Быть может встречаться в составе формы будущего времени, например: 

      Я буду ждать тебя.

      (В таких случаях это не составное глагольное, а простое глагольное сказуемое.)

    2. Инфинитив может не входить в сказуемое, а выполнять другие синтаксические роли в предложении. Примеры:

      1) Дополнение:

      Я попросила ее подождать.

      Здесь действия относятся к разным производителям действия: я просила, она должна ждать, поэтому подождать – дополнение.

      2) Обстоятельство:

      Я вышла на улицу подышать.

      Подышать – обстоятельство цели (с какой целью?).

      Естественно, что в подобных случаях инфинитивы не входят в состав грамматической основы предложения.

     

    Смотрите также

    — Понравилась статья?:)

    Facebook

    Twitter

    Мой мир

    Вконтакте

    Одноклассники

    Google+

    russkiy-na-5.ru

    Что такое грамматическая основа?

    Русский язык богат и могуч. Всех правил знать нельзя, но стремиться к этому нужно. Сегодня займемся именно этим.

    Какие слова являются грамматической основой?

    Каждое предложение содержит в себе грамматическую основу. Составляющими грамматической основы предложения являются подлежащее и сказуемое. Второстепенные же члены предложения косвенно или прямо разделяют данные слова. Грамматические значения конструкции определяются значением наклонения и времени сказуемого, выраженного глаголом. Например:

    • "Мяч летит прямо в ворота". Действие предмета происходит, и происходит в настоящее время.
    • "Мяч летел прямо в ворота". Действие предмета происходило, и происходило в прошедшем времени.
    • "Полетел бы мяч в ворота". Действие предмет не происходит, но выражено в пожелании.

    Грамматическая основа: примеры

    Подлежащее и сказуемое в предложении может выражаться по-разному, принимая порой непривычные формы. Поэтому следует разобрать подробнее понятие и примеры составляющих грамматическую основу членов предложения.

    Подлежащее является главным членом предложения и обозначается предмет, осуществляющий какое-либо действие. Подлежащее отвечает на вопросы "кто?" и "что?", характерные именительному падежу. Следующие примеры помогут правильно определить подлежащее в предложении:

    1. Подлежащее - существительное в именительном падеже. "Собака поджала хвост".
    2. Подлежащее - местоимение в именительном падеже. "Я видел", "Кто принес яблоки?". "Это смешно". "Это их ребенок". "Кошелек, который нашелся, принадлежал Марине" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Лист, что падал на аллею, казался огненно красным" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Кто-нибудь увидит". "Все притихли".
    3. Подлежащее - неопределенная форма глагола. "Быть смелым - это уже победа". "Слушать - значит слышать". "Ломать - не строить".
    4. Подлежащее - сочетание нескольких слов (одно в именительном падеже). "Мы с братом редко ссорились".
    5. Подлежащее - сочетание нескольких слов (без именительного падежа). "Две птицы сели на подоконник"

    Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?". Например, "Выпил около литра воды"

    Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?".

    Говоря о том, что такое грамм

    elhow.ru

    Грамматическая основа предложения

    В центре связей слов каждого предложения находятся слова, которые создают грамматическую основу (предикативную), по сути это является главной отличительной чертой предложения как синтаксической единицы. То есть грамматическая основа – это организующий центр, своеобразный каркас, остов или так называемые главные члены предложения – сказуемое и подлежащее. Главными их называют не зря, так как они грамматически независимы от других членов, занимают господствующее положение в предложении. Сказуемое и подлежащее взаимно предполагают друг друга. Так, подлежащее называет предмет речи. А сказуемое этот предмет речи утверждает, отрицает, характеризует по действию, признаку, времени, реальности и т.д.

    Обычно главные члены предложения составляют обязательную его часть. Одних их достаточно для того, чтобы предложение было грамматически и по смыслу оформленной единицей. Нередко встречаются предложения, где есть только грамматическая основа. Примеры: Светит солнце. Играют дети. Такие предложения называются нераспространенными, т.к. не имеют второстепенных членов предложения. Если же в состав предложения входят и другие члены предложения (второстепенные), то такое предложение называют распространенным, например: На улице играют дети.

    Кроме того, грамматическая основа предложения может состоять как из подлежащего и сказуемого (двусоставные предложения), так и только из одного из главных членов (односоставные предложения), например: Наши дети - наша радость (двусоставное). Осень. Люблю осень (односоставное).

    Также, в зависимости от числа грамматических основ, предложения классифицируются как простые и сложные. Если предложение имеет в своем составе одну грамматическую основу, то это простое предложение, две и более основ - сложное. Например: Идут проливные дожди (простое предложение). Совсем скоро выпадет снег, и начнется настоящая зима (сложное предложение).

    Синтаксический разбор в обязательном порядке начинается с определения грамматической основы. Для правильного ее определения следует уметь находить ее составляющие – подлежащее и сказуемое. Для этого нужно знать, с помощью каких частей речи может выражаться грамматическая основа.

    Так, подлежащее выражается:

    • Именем существительным: Скоро пойдет снег.
    • Именем прилагательным: Новое требует много знаний.
    • Причастием: Говорящий часто ошибается.
    • Инфинитивом: Жить – значит чувствовать.
    • Неизменяемыми частями речи (междометием, наречием, предлогом, частицей, союзом): К нам завтра входит светлым и лучистым.
    • Словосочетанием: Мы с другом пошли на рыбалку.

    Сказуемое выражается:

    • Глаголом: Стоит хорошая погода.
    • Существительным: Москва – столица России.
    • Прилагательным: Мне мил стихов российский жар.
    • Прилагательным в сравнительной степени: Каждые сутки разлуки для меня длиннее года.
    • Наречием: Все у нас хорошо.
    • Причастием: Наша семья причастна к науке.
    • Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом): Здоровье мое - ни тпру, ни ну.

    Кроме того, обратите особое внимание на правильность определения составного именного сказуемого, которое состоит из глагола-связки и именной части (Он скоро станет космонавтом) и составного глагольного сказуемого, состоящего тоже из двух частей: вспомогательного глагола и инфинитива (Вы обязаны пойти на собрание).

    Следует отметить, что правильное определение грамматических основ помогает избежать ошибок при расстановке знаков препинания. Так, в сложном предложении обязательно расставляют знаки препинания, обозначающие границы простых предложений, входящих в их состав. Умение определить подлежащее и сказуемое поможет правильно расставить знаки препинания и в простом предложении, если оба главных члена предложения выражены одинаковыми частями речи, и в некоторых других случаях.

    fb.ru