Русская матрёшка: народный промысел. История матрешки


Русская матрёшка

Неискушённый, да и искушённый иностранный турист в первую очередь везёт из России матрёшку. Она давно уже стала символом нашей страны, наряду с водкой, медведем и тому подобными клише, сложившимися в массовом сознании.  С другой стороны русская матрёшка – это блестящий образец народного таланта, слабо поддающйеся влиянию массовой культуры.

История русской матрёшки

Русская матрёшкаСамое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль».  В советское время он презрительно именовался «псевдорусским» или, даже, «петушиным» стилем — по резным и вышитым «петухам» — излюбленному мотиву художника и архитектора  И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов — создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат  Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».

А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на «всё японское». Русская матрёшкаВ числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Автор русской матрёшки

Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом  к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе.  Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.

Первая русская матрёшка была вырезана  в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп:  «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал  С.В. Малютин, который сотрудничалс А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.

Почему матрёшка так называется

Название «матрёшка» для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору.  В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater»,  что означает » мать». Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины,  матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Русская матрёшкаПервая русская матрёшка выглядела примерно так.

Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписаннал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест:  девочка с чёрным петухом, потом  мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Из чего сделана русская матрёшка

Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого «баловства» не используют. Самый лучший  материал для изготовления матрёшек — это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают  весной, обычно в апреле, когда древесина в соку.   Дерево очищают от коры, обязательно оставляя  кольца коры на стволе, иначе оно  потрескается при сушке.  Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций , прежде чем она станет готовой матрёшкой.

Самой первой вытачивают  маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы  деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют  клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская«Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера  создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.

Роспись русской матрёшки

В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.Русская матрёшка

Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой.  Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.Русская матрёшкаМодный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей  бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные  памятные даты, например,  столетие со дня рождения Н.В.Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»).

Русская матрёшкаМатрёшка «Тарас Бульба»

К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.

Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:«Царь Додон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из  сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В  Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные  выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.

Международное признание русской матрёшки

Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже  был открыт  магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира.  В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечисдег двадцать один  вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н.Булычёв  выточил 48-местная матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.

Сергиево-посадские матрёшки

Русская матрёшкаВ начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В  это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.

Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена  токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.

Семёновская матрёшка

Русская матрёшкаОгромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли  увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки — город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).

Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от  Семёнова.  В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода  нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку.  Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре  расположила  ярко-алый цветок, похожий на ромашку.

Почти 20 лет Мериновские матрёшечники занимали первое место  среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.

Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской.  Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси.  У мастеров-семёновцев  оставлено больше некрашеных поверхностей,  они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.

Основа композиции в росписи семёновской матрёшки  — это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают  роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки.  Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая  резко переходит в утолщённую нижнюю.

Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр — полметра, а высота 1 метр.Семёнов считается крупнейшим центром   по созданию  матрёшек в России.

Матрёшка из Полховского Майдана

На юго-западе Нижегородской области находится ещё один  знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек  — это село Полховский Майдан.Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек.  Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже  местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит

Полховско-майдановская  матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.

Русская матрёшкаПолховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н.  крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники  Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма.

Главный мотив их росписи — это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение «розы» обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.

Матрёшка, инкрустированная соломкой

Русская матрёшкаВятская матрёшка  — самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.

Русская матрёшка

Авторская матрёшка

Русская матрёшкаС конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки — так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как  горбачёвская «перестройка» вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник  получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад.

Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время , пришла новая, авторская. Прежде всего матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.

Современная матрёшка

Характерная черта  современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.

Русская матрёшка

Скажем, так называемая политическая матрёшка представляет портретную галерею русских государей, отечественных и зарубежных государственных  деятелей. Матрёшки с изображением современных политиков больше похожи на добрые шаржи – традиция, идущая от раннего периода развития матрёшки. Известна, к примеру, матрёшка-шарж, расписанная В.А.Серовым. В турецких костюмах были представлены С.И.Мамонтов, сам В.А.Серов, Н.А.Римский-Корсаков и другие участники мамонтовских театральных постановок.

«Субординация» в матрёшке политического характера выражена очень чётко. Русская матрёшкаСтоит упомянуть, что для  инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.

Очень часто современные художники обращаются к традиционным темам росписи матрёшки – «Семья», «Материнство». Впервые мать с младенцем на руках изобразили в своих матрёшках мастера из села Крутец Нижегородской области. Подобной традиции росписи мы не встречаем в матрёшках раннего сергиевского типа, но в период расцвета авторской матрёшки эта тема стала активно развиваться.

Русская матрёшка

С темой материнства связана идея успокоения, утешения, заступничества.

Это и колыбельная песня, спетая на ночь, и чудесная сказка, рассказанная уже подросшим детям. Сюжеты русских сказок, изображённые на фартуке матрёшки весьма разнообразны.  Русская матрёшка

Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающхся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских- Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Чем не замечательная книга сказок, сюжет которых подсказывают иллюстрации, логическая последовательность которых постепенно открывается на каждой из  фигурок? И, как в книге, прослеживается замысел художника-автора, в отличие от неё открывается простор детской фантазии.

Русская матрёшка. Архитектурная роспись

Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такая матрёшка – лучший сувенир, он напомнит о  посещении того или иного места. Часто в орнаменте матрёшки встречается ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, памятники архитектуры Москвы, Владимира, Суздаля, Новгорода и многих других городов России.

Русская матрёшкаЧасто можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства.

Авторская матрёшка по праву может считаться новым видом искусства, обогатившим мировое художественное наследие и ставшим желанным предметом коллекционирования для музеев и частных собирателей.Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это  душа и образ России.

О русских национальных традициях опубликована статья «Приём иноземных послов в Москве» 

kraeved1147.ru

Когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин? Русская матрешка: история для детей

Наверное, нет на земле человека, который хотя бы раз в жизни не видел небольшую, полненькую, раскрашенную в яркие цвета куклу. Конечно же, речь идет о российской матрёшке. Сама по себе она вызывает столько позитива, что даже иностранцы, приезжая в Россию, считают матрёшку обязательным сувениром. Доброе и веселое круглое лицо вызывает улыбку, вне зависимости от настроения. И ведь мало кто знает, что это не народная игрушка. А когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин - почти никто и не догадывается.

когда придумал русскую матрешку умелец василий звездочкин

Развивающий конструктор

А как радуется малышня, когда берет в руки это деревянное чудо! Для детей это тоже не просто кукла, а еще и своеобразный конструктор. Ведь благодаря своим особенностям русская народная матрешка развивает детское мышление.

Секрет заключается в ее конструкции. Дело в том, что кукла эта - разборная. Она состоит из двух частей, разъединив которые, вы увидите внутри точно такую же толстушку, только меньших размеров. Иногда таких "клонов" насчитывается аж 48 штук! Можно представить себе детскую радость, когда обнаруживается такой клад - множество миниатюрных игрушек.

история русской матрешки

Кроме того, по мнению экспертов, такая форма подачи тренирует интеллект ребёнка, показывая ему, что все в жизни идет от маленького к большому, и наоборот.

Мастерство и утонченность

Взрослых же поражает утонченность токарной и художественной работы, особенно в куклах с большой вложенностью. Ведь самая маленькая русская матрешка (картинки которой сопровождают нас всю жизнь) порой не превышает в высоту нескольких миллиметров. Тем не менее она раскрашена вручную. Точно так же, как и большая.

Несмотря на простоту и незатейливость игрушки, как только берешь ее в руки, ощущаешь себя частичкой старинного российского этноса. Интересен тот факт, что изобрели и сделали куклу относительно недавно. И хотя историки затрудняются сказать, когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин, установлено точно, что появилось это чудо в 90-х годах XIX века.

Легенды вокруг истории происхождения

История русской матрешки, согласно распространённой версии, началась в мастерской-магазине «Детское воспитание», принадлежавшей семейству А. И. Мамонтова (брата знаменитого на весь мир промышленника и мецената Саввы Мамонтова). Существует легенда, согласно которой, жена Анатолия Мамонтова привезла из Японии, где она долго путешествовала, удивительную игрушечную фигурку японского бога Фукорокодзю. В России она получила название Фукурума. Любопытно, что в японском языке такого слова не существует, и, скорее всего, название Фукурума - это уже российская версия имени японского бога. Игрушечная фигурка была с интересным секретом. Она разделялась на две половинки, а внутри находилась ее уменьшенная копия, также состоявшая из двух частей.

русская матрешка картинки

Соавторство

Красивый божок восхитил известного художника-модерниста Сергея Малютина. Любуясь диковинкой, Малютин неожиданно загорелся интересной идеей. Для ее реализации он привлек токаря Василия Петровича Звездочкина, потомственного игрушечника. Малютин попросил мастера изготовить небольшую деревянную болванку, которая и была сделана в считаные минуты. Передавая болванку в руки художника, токарь еще не понимал смысла затеи. Не теряя времени, Малютин, подобрав краски, собственноручно расписал деревянный брусочек.

Каково же было удивление Зведочкина, когда он увидел, что в результате получилась маленькая кругленькая девушка в простом крестьянском сарафане с петухом в руках. Она состояла из двух половинок, внутри которых была все та же барышня, но уже меньших размеров. Всего их было восемь штук, причем каждая из них держала в руках другой предмет. Тут были и серп для жатвы, и корзинка, и кувшин. Интересно, что последняя фигурка изображала самого обычного младенца.

Однако историки-биографы, которые изучали деятельность Малютина, довольно скептически относятся к этой красивой легенде. Русская матрешка, картинки которой (хотя бы эскизно) не найдены в наследии художника, не могла быть придумана за секунду. А для общения с токарем нужны были наброски и чертежи.

русская народная матрешка

Почему кукла названа матрешкой

Историки почти единогласно утверждают, что имя Матрена - самое распространенное в деревнях России конца XIX века. Не исключено, что именно оно и подтолкнуло авторов игрушки. А вот другое предположение: когда придумали русскую матрешку, ее название произошло от слова «матрона», т. е. мать большого семейства. Говорят, что именно таким образом создатели куклы хотели подчеркнуть умиротворённость и доброту своего изобретения. И дали ей очень ласковое и нежное имя.

И еще одна версия

Сам токарь-игрушечник утверждал, что первая русская матрешка сделана по чертежу из какого-то журнала. Он выпилил «глухую» фигурку (то есть она не раскрывалась). Кукла больше была похожа на монашку, и вид у нее был уморительный. Сделав фигурку, мастер затем отдал ее на роспись художникам. Эта версия тоже может служить своеобразным ответом на вопрос о том, когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин.

русская матрешка история для детей

Существует, однако, вероятность, что фигурку действительно расписывал Сергей Малютин. Потому что в то время он активно сотрудничал с издательством Мамонтова и занимался иллюстрациями к детским книгам. Иными словами, эти два человека находились в одно время довольно близко друг от друга. Тем не менее достоверной версии, когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин, все же нет. Известно лишь, что кукла не имеет древних корней.

Как матрешек поставили на поток

Мамонтову понравилась идея с раскладной куклой, и в Абрамцево, где находилась его основная мастерская, вскоре было налажено поточное производство. Фото матрешки русской подтверждают, что первые прототипы раскладных фигурок были довольно скромны. Девушки «одеты» в простые крестьянские платья, не отличающиеся особыми изысками. Со временем эти узоры становились все сложнее и ярче.

Изменялось и количество вложенных фигурок. Старинные фото матрешки русской показывают нам, что в начале ХХ века считалось стандартом изготовление 24-местных игрушек, а в исключительных случаях и 48-местных. В 1900-м году закрывается мастерская «Детское воспитание», однако производство матрешек не прекращается. Оно переносится в Сергиев Посад, на 80 км северней от Москвы.

история русской матрешки

Есть ли глубинный смысл в образе матрешки

Если рассуждать о возможном прообразе, с которого началась история русской матрешки, то нужно вернуться к фигурке японского бога Фукурокудзю. Что же представляет собой этот божок в японской мифологии? Древние мудрецы считали, что человек имеет семь тел: физическое, эфирное, астральное, космическое, нирванное, ментальное и духовное. Более того, каждому состоянию тела соответствовал свой бог. Исходя из этого учения, неизвестный японский зодчий сделал свою фигурку именно «семиместной».

Вроде бы, полное сходство с известными нам образцами и фото матрёшки русской? Действительно, а не из таких ли побуждений исходил сам Звездочкин и другие мастера, создавая эту удивительную куклу? Может быть, они хотели показать разносторонность исконно русской женщины, которой любая работа по плечу?

Достаточно вспомнить разные предметы, которые держит в руках каждая русская матрешка. История для детей была бы весьма поучительной. Но эта версия маловероятна. Потому что сам мастер Звездочкин никогда в своей жизни не вспоминал никаких японских богов, тем более с такими сложными названиями. Ну и совсем не вяжется с японским прототипом последующая большая «вложенность» русских матрёшек. Количество внутренних кукол измерялось десятками. Так что история с семью телами японского бога - скорее всего, просто красивая легенда.

И все же в восточной мифологии есть еще один персонаж, потомком которого могла стать русская матрешка. История для детей предлагает ознакомиться и с монахом Дарумой. Это аналог известного из китайского фольклора персонажа Бодхидхарма - основателя знаменитого монастыря Шаолинь.

По древней японской легенде Дарума решил достичь совершенства, погружаясь в медитацию. На протяжении 9 лет он смотрел на стену, не отрывая взгляда, однако вскоре понял, что просто спит. И тогда Дарума срезал ножом свои веки, бросив их на землю. А еще спустя немного времени у монаха от долго сидения в одной позе отнялись руки и ноги. Именно поэтому фигурки с его изображением делали безрукими и безногими.

Однако гипотеза возникновения российской куклы по образу Дарумы весьма несовершенна. Причина кроется на поверхности. Дело в том, что кукла Дарума неразборная и сделана наподобие нашей неваляшки. Поэтому, хоть мы и видим, что обычаи похожи, истории происхождения обеих кукол явно разнятся.

Загадай желание и доверь его матрешке

Интересное поверье связано и с глазами Дарумы. Их обычно изображают на кукле очень большими и без зрачков. Японцы покупают эти фигурки и загадывают желание, чтобы оно обязательно исполнилось. При этом символично раскрашивая один глаз. Через год, если желание исполняется, кукле «открывают» и второй глаз. В противном случае фигурку просто относят в храм, из которого ее принесли.

Отчего же столько внимания древним японским поверьям? Ответ прост. Мало того что фото матрешки русской показывает нам сходство, так еще и с ней проводятся похожие ритуалы. Считается, что если вложить внутрь куклы записку с желанием, то оно непременно сбудется.

Интересен и тот факт, что качество исполнения желания напрямую зависит от художественной сложности матрёшки. Чем большей «вложенностью» обладает матрёшка, и чем искусней она разрисована яркими красками, тем выше шансы загадавшего получить сокровенное.

И все же...

Кстати, история возникновения разборных кукол уходит своими корнями именно в российское прошлое. Еще в Древней Руси были известны так называемые писанки - художественно раскрашенные пасхальные яйца из дерева. Иногда их делали полыми внутри и закладывали туда меньшее по размеру яйцо. Похоже, что именно эти писанки становились незаменимыми атрибутами в русских народных сказках, где смерть Кащея обязательно находилась в яйце, яйцо в утке и так далее.

когда придумали русскую матрешку

Странно осознавать, что русская матрешка, картинки которой представлены в данной статье, окутана столькими легендами относительно своего происхождения. Однако это действительно так. Что лишний раз доказывает: кто бы ни сделал матрешку и чем бы он ни руководствовался при этом, этот человек (или группа мастеров) смогли задеть людей за живое. Ведь только то, что очень нравится и постоянно на слуху, обрастает таким количеством сказочных предположений. Русская матрешка – сувенир, которому рад и стар, и млад. Это факт.

Музейные экспонаты

В Сергиевом Посаде организован музей игрушек. Там, помимо прочего, выставлена и предположительно первая кукла. Та, что раскрашена в цветастый сарафан, и с петухом в руках. В ней семь вложений, т. е. всего эта куколка восьмиместная: верхняя девушка, затем три сестрички, братик и еще три сестрички с карапузом-младенцем. Музей русской матрешки организован еще и в Москве, в Нижнем Новгороде, в Калязине и т. д.

Но матрешки настолько популярны, что в современном исполнении можно встретить не только девушку-красавицу. Очень интересно выглядят герои мультфильмов, политики, всевозможные животные, выполненные в форме разборной игрушки.

Иногда говорят, что первая кукла имела все же 7 вложений. Хотя сам Звездочкин утверждал, что изготовленные им матрешки были трех- и шестиместными. В общем, совершенно ясно, что нам не докопаться до истины. Мы с удовольствием рассматриваем выставленные в витринах игрушки и, когда узнаем их историю, влюбляемся еще больше.

fb.ru

Русская матрёшка: народный промысел — Щи.ру

матрёшка

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

История появления промысла

токарь Василий Петрович Звездочкин

(Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки)

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

классическая матрёшка

(Классическая матрёшка)

Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.  

Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.

Элементы промысла

Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.

старая матрёшка из 8 куколок

(Матрёшечная семья из 8 куколок)

Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.

Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.

старые и современные матрёшки

(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков)

В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.

Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:

  • загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
  • мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
  • семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
  • полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
  • вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

виды матрёшек

(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины)

Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

Техника выполнения

Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. Для выточки берутся только выдержанные и основательно просушенные образцы деревьев.

изготовление матрёшки

(Изготовление матрёшек)

Вначале мастером вытачивается самая маленькая цельная фигурка. После этого он переходит к следующей по размерам фигурке и изготавливает только нижнюю ее часть. После обработки, этот элемент хорошо высушивается, и только затем проводится подгонка верхней части фигурки. По этой схеме заготавливают все составные части матрёшки.

Высушенные детали в обязательном порядке обрабатываются крахмальным клеем. Он наносится в качестве грунтового слоя и служит основой для росписи. После того как грунтовка основательно просохнет, мастера приступают к росписи матрёшек. Для этого используют гусиные перья, кисти, губки и т. д.

роспись матрёшки

(Роспись готовой матрёшки)

Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но традиционные изображения весьма просты, так как изначально кукла предназначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрёшку от воздействия влаги и сколов.

schci.ru

Легенда о русской матрешке - история матрешки

Про русскую матрешку написано так много, что можно запутаться во всей информации. Но практически везде упоминается один и тот же рассказ об истории создания русской матрешки. Пишут, что самая первая русская матрешка "родилась" в 1890 году в усадьбе Абрамцево близ Москвы в мастерской прикладного искусства "Детское обозование", это мнение упорно кочует из одной статьи в другую и стало неким мифом. Почему мифом? Да потому, что не все так складно было, как пишут везде.

Первая русская матрешка Первая русская матрешка

Одна из первых изданных в России красочно иллюстрированных книг о русской матрешке, ее истории, разных стилях была написана Ларисой Соловьевой. Книга была переведена на другие языки и пользовалась большим спросом в 90-х годах. Но надо признать, что книга была чисто комерческим иллюстрированным альбомом, а не научным исследованием. А для коммерческой идеи важна не только сама голая суть, но и некоторая фабула, история, сказка, легенда, миф.

Это очень большая и в то же время тонкая хитрость торговцев и производителей, как продать нечто, когда это нечто никому уже не нужно, потом, кода спрос насыщен - нужно продавать не сам товар, а некоторую иллюзию, фикцию - людям уже мало обладать просто вещью, имеющей утилитарное или эстетическое назначение, им нужно, чтобы эта вещь служила им признаком их особенности, отличия от других людей. Но оставим эту тему для философов и социологов, не будем лишать их куска хлеба.

Матрешка Репка - одна из первых русских матрешек Матрешка Репка - одна из первых русских матрешек

Опыт продажи матрешек показывает, что люди намного охотнее покупают не саму матрешку, а рассказ об этой матрешке. В свое время я знал одного человека (не буду называть его имени, он здравствует и поныне и дай Бог ему многих лет жизни), который мастерски рассказывал всякие истории и сказки о всех матрешках, которые он продавал. Люди заслушивались, просили записать или рассказать снова, но он отказывался это делать - он был мастером экспромта, второй раз он уже не мог повторить придуманную им на ходу историю. Он мне сознался, что не помнил этих историй и сказок и забывал тут же, как будто это и не он их сочинил.

Легенда о создании матрешки выглядела красиво, здорово выглядела, но вот когда дотошные исследователи стали "раскапывать" все тонкости, то многое не стыковалось. Не сходилось время, когда первая русская матрешка была выточена и раскрашена, не сходилось авторство самого эскиза, приписываемого Сергею Малютину, не сходилось авторство изобретения самой формы русской матрешки, оно, как известно, приписывается мастеру-игрушечнику Василию Звездочкину. Ну да Бог с ним, с этим авторством, скажем просто - автором матрешки был народ, как авторство множества деревянных игрушек. А то сейчас потомки Звездочкина и Малютина начнут судебный процесс об авторском праве и потребуют свою долю с продажи каждой матрешки, это дело модное и выгодное (конечно выгодное, еще как выгодное, особенно адвокатам).

Матрешка выполненная методом выжигания Матрешка выполненная методом выжигания

И так, русская матрешка возникла в России в конце 19 - начале 20 века и получила большую популярность и признание, многие художники и ремесленники стали повторять ее, придумывая, однако, свои собственные рисунки (как бы сейчас сказали - дизайнерские решения). Параллельно мастера по изготовлению деревянных игрушек освоили технологию вытачивания деревянных заготовок матрешек. Впрочем, для них это не было таким сложным и необычным делом, так как подобные многоместные игрушки с разъемом посередине и помещающиеся друг в друга (например, деревянные яйца) и ранее вытачивались умельцами, здесь требовалось только приноровиться к новой форме, а также приспособиться к вытачиванию более тонких стенок игрушек.

Надо сказать, что принцип и технология вытачивания заготовок матрешек остался практически неизменным с тех самых времен, когда стали изготавливаться первые русские матрешки. Главное условие при изготовлении матрешек - использование правильно подготовленной и высушенной древесины. Лучшим материалом для вытачивания матрешек является липа, легкий и податливый материал, но иногда используют ольху и березу, но из этих пород дерева можно изготовить матрешки с небольшим количеством мест в наборе, так как труднее получить тонкую стенку, кроме того матрешки из этих пород получаются тяжелыми.

Деревья для вытачивания матрешек спиливают ранней весной, когда еще не началось сокодвижение. Бревна очищают от коры, оставляя в нескольких местах кольцами для того, чтобы предотвратить растрескивание бревен в процессе сушки. Сушка проводится на открытом воздухе, но под навесом, защищающем бревна от осадков и прямых солнечных лучей. Такие условия обеспечивают постепенное высушивание древесины, которое длится 2 года и более - чем больше диаметр бревен, тем больше времени требуется для его сушки.

Когда бревно высушено, его режут на чурки длиной сантиметров 50. Если требуется выточить матрешку большого диаметра, то используют чурку как есть, а если меньшего, то чурки раскалывают на несколько частей, затем их обтесывают топоров, стараясь придать круглую форму. Затем заготовку закрепляют в токарном станке. Станки самые простые, самодельные. В качестве привода использую электродвигатель и ременную передачу, которая передает вращение так называемому стакану, стальному полому цилиндру, в которые забиваются деревянные заготовки. Основная особенность вытачивания матрешки состоит в том, что деревянная заготовка крепится не в двух точках, как это обычно делается при вытачивании изделий из дерева, а в одной, в том самом стакане.

Ну дальше все просто (правда это "просто" осваивается в течении многих лет, начиная с детского возраста, когда начинают вытачивать относительно простые изделия вроде яиц) - сначала заготовка выравнивается, ей придается строго круглая форма. Затем треугольным резцом вытачивается внешний контур матрешки. Затем специальным круюкообразным резцом ("крючком") выбирается внутренняя часть. Причем сначала вытачивается нижняя часть, а затем верхняя (голова), последовательно, так как обе части должны точно подогнаны друг к другу, чтобы плотно закрывались. Хороший мастер все делает "на глаз", улавливая десятые доли миллиметра, все матрешки получаются ровные, практически одного размера.

Матрешка с фабрики "Вятский сувенир" Матрешка с фабрики "Вятский сувенир"

В России сформировалось много стилей матрешек, но настоящих, образованных не правительственными постановлениями об открытии в каждой республике СССР фабрик по изготовлению художественных изделий, а естественным образом существует несколько. Это прежде всего Сергиев-Посадская матрешка, Семеновская матрешка , Полхов-Майданская матрешка и Кировская (Вятская) матрешка . Все они возникли в старинных центрах игрушечных промыслов, естественным образом впитав в себя характерный художественный стиль промыслов. Более подробно об этих матрешка и истории матрешечных промыслов можно почитать на соответствующих страницах.

Полховмайданская матрешка Полхов-майданская матрешка

Вскоре матрешки стали изготавливать ив других центрах деревянных промыслов, прежде всего в Семенове под Нижним Новгородом, а затем и в Полховском Майдане в той же губернии, но на самой ее окраине в 250 километрах от губернского центра. Матрешки в этих регионах расписывались в характерном для них стилях, немного простоватом, если сравнивать со Сергиев-Посадской матрешкой, но ярком и красочном, захватывающем глаз ребенка - ведь это все-таки игрушка!

Семеновская матрешка Витязи Семеновская матрешка Витязи

Семеновские матрешки отличались свей характерной вытянутой формой, именно здесь стали изготавлить многоместые матрешки, состоящие из 10, 12, 15 и более кукол. Интересны семеновские матрешки разнообразием форм, под каждого персонажа вытачивались матрешки особой формы. И в Семенове, и в Полховском Майдане для росписис использовались анилиновые красители, обычно употребляемые для окрашивания тканей. Поэтому эти матрешки быля яркие, цвета насыщенные, преобладали желтые и красные тона.

Michael Terletski

rus-promisel.ru

История матрешки. | Любопытные подробности обо всем на свете!

Миловидная крестьянская женщина в сарафане и цветастом платке, спрятавшая в себе всю свою семью – именно такой известна миру русская декоративная кукла «Матрешка». Это не просто один из характерных символов России, но и показатель ее самобытности.matreshka-1

 

Своим появлением декоративная кукла обязана японскому прототипу – мудрецу Фукуруме, чья фигурка была привезена в Россию с острова Хонсю в конце XIX века. Владельцами необычной японской диковины была семья Мамонтовых, успешные промышленные деятели, занимающиеся просветительской деятельностью и курирующие многих творческих личностей.matreshka-5

Игрушка представляла собой деревянный чехольчик, декорированный под фигуру лысого старичка по имени Фукурума, открыв который можно было увидеть такую же игрушку, спрятавшуюся в нем, но меньшего размера. Одинаковых игрушек было несколько и каждая умещалась в предыдущей. Кукла сильно позабавила гостей вечера Мамонтовых, на котором она была впервые представлена и сразу вызвала живой интерес известного русского художника Сергея Милютина. Фигура была отдана в мастерскую «Детское воспитание», специализирующейся на производстве детских игрушек, где штатный токарь Василий Звездочкин занялся изготовлением русской куклы по образу и подобию японской. Игрушечные фигурки нового деревянного произведения таким же образом, как и в японской кукле, вкладывались одна в другую и представляли собой уменьшенные копии предыдущих. У С.Милютин уже был готов следующий эскиз,  и он с увлечением принялся расписывать новую куклу.matreshka-2

Это время характеризуется небывалым подъёмом в развитии русской культуры и искусства, появлении особого интереса к ним. Создавались творческие объединения, главной целью которых был поиск культурных направлений, возрождающих русскую самобытность.

Первая русская разъёмная фигура представляла собой русскую девицу по имени Матрёшка в цветастом платке и с черным петухом в руке. Название деревянной куклы выбрано не случайно – в Древней Руси имя «Матрёна» было самым популярным среди представительниц женского пола, имя происходит от латинского Matrona и переводится как «знатная женщина». Кроме того, в основе имени Матрёна лежит слово «мать». Именно поэтому женщины с таким именем ассоциировались с крепкой, пышущей здоровьем детородной женщиной с большим семейством. И по сей день эта деревянная кукла является символом материнства.matreshka-3

После закрытия «Детской мастерской» производство матрешек не прекратилось, а с новой силой началось в Сергиевом Пасаде. Первые деревянные куклы были достаточно дорогостоящими, но, несмотря на это, приобрели бешеную популярность. Заказы на эту расписную игрушку сыпались со всех уголков Европы! Помимо стандартного изображения русской красавицы, на фигурках можно было увидеть, например, изображение жениха и невесты, с родственниками внутри, иллюстрации к различным популярным сказкам, военные изображения и многие другие картины, вышедшие из-под кисти умелого мастера. Кроме того, куклы отличались количеством вкладышей, число которых могло значительно превышать те, что были у первых экземпляров.

Основным мотивом развития искусства росписи матрешек послужило изображение окружающей действительности, современной жизни. После того, как производство таких известных деревянных кукол вышло за пределы Сергиева Пасада, изображения на фигурках стали настолько разнообразны, что даже первая русская девица, изображенная на матрешке, у каждого мастера была своя. Кто-то видел ее более приземистой, чуть грубоватой, у других она получалась нежная и вытянутая, — каждый мастер отражал в росписях свое отношение к жизни.matreshka-4

Выточенная первая матрешка состояла из группы детей: от самой старшей девочки до младенца, завернутого в пеленки. Позже, по мере возрастания популярности таких деревянных сувениров, производители стали выпускать матрешек разнообразного состава. Сегодня основная концепция матрешек несколько претерпевает изменения, и на деревянных фигурках можно увидеть бесчисленное количество изображений, начиная от портретных и заканчивая рисунками известных личностей. Но в качестве сувенира многие предпочитают покупать стандартную красавицу-матрешку.

lubopitnie.ru

История матрешки | История вещей

История настольной игры «Монополия» →

Одним из главных символов, с которым ассоциируют нашу страну является старорусская деревянная кукла, известная всем под именем Матрешка. Изначально, матрешка не была сувенирной продукцией, но именно таким образом она смогла достичь масштабного распространения не только в России, но и по всему миру. В этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как появилась матрешка?»

Не удивляйтесь, но существует эта игрушка не так давно. На самом деле история русской матрешки начинается всего лишь только с 1890 года. А идея самой куклы пришла в Россию из Японии. Прародителем нашей матрешки считается лысый старик-мудрец Фукурума. Японцы же придумали и способ помещения нескольких игрушек разных размеров одна в другую. В России старик-мудрец появился благодаря Елизавете Мамонтовой. Это жена хозяина московской мастерской игрушек «Детское воспитание» Анатолия Мамонтова, которая привезла фигурку из заграничной поездки.

Однако, ходят споры о первенстве в изобретении этой игрушки. Некоторые ученые говорят о том, что до появления матрешки, в России делали пасхальные яйца, которые аналогичным образом могли складываться друг в друга. В общем, пока так и не принято единого решения по данному вопросу.

Если говорить о том факте, в котором есть согласие, то это то, что именно Мамонтовы начали в России в конце XIX века продвигать идею о создании аналога японского мудреца. Для изготовления были привлечены теперь уже известные нам люди. Это токарных дел  мастер Василий Звездочкин, который из дерева сделал базу для будущей матрешки. А также придавший ей красивый знакомый нам рисунок, женский образ в русском наряде, художник Сергей Малютин.

Матрешка является очень полезным атрибутом для развития логического мышления  у маленьких детей, а также помогает разработать моторику рук.

Название «Матрешка» происходит от русского имени Матрена. В то время имя «Матрешка» было нарицательным для всех женщин, которые работали няньками, воспитывающими чужих детей. Это и повлияло в определении названия игрушки.

Среди русских семей с детьми кукла сразу стала очень популярной и любимой игрушкой. Спустя год в истории матрешки случилось еще одно очень важное событие — государство приняло на себя обязанности по изготовлению этих кукол. В городе Загорск были открыты учебные мастерские. В те же годы создали известную всем игрушку, которая являлась подобием матрешки – Неваляшка. Только она состояла из двух шаров, в нижний из которых поместили тяжелый грузик, чтобы игрушка при наклоне могла возвращаться в свое обычное положение. Эту удивительную, на первый взгляд, особенность куклы оценили не только дети, но и взрослые.

Популярность за границей, особенно в Европе, русская матрешка обрела к 1900 году. Впервые матрешка появилась зарубежом на Всемирной выставке в Париже. После этого производство кукол не останавливалось. Теперь мы можем увидеть образ матрешки даже в съедобном варианте, из шоколада. Сегодня рисунок на этих игрушках становится более разнообразным. Например, можно купить себе или подарить матрешку с нарисованным на ней президентом, любой страны, или какой-либо знаменитой персоной, певцом, актрисой или политиком. В России созданы даже музеи, в которых можно подробно узнать историю матрешек и посмотреть на огромное многообразие видов этих кукол, а также рисунков, которыми их расписывали.

xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai

История матрёшки. Краеведение — Путеводитель по русским ремёслам

Артель «Детское воспитание»

Ремеслу производства матрёшки совсем немного лет, если сравнивать с другими известными промыслами. искусствоведы и этнографы до сих пор расходятся во мнениях, существовало ли нечто подобное в древней Руси. 

Фукурумаpinterest button Фукурума Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Но вот образ разъёмной куклы в виде женщины, содержащий в себе меньшие по размеру, точно был создан в артели «Детское воспитание», принадлежавшей семье Анатолия Мамонтова в 1890-х годах.

В творческой мастерской, под руководством его жены Марии Александровны, работали профессиональные художники и истинно народные мастера. Чтобы расширить кругозор мастеров-игрушечников, подстегнуть их творческое воображение, выписывались образцы игрушек из разных стран.

Матрёшка в Музее игрушкиpinterest button Матрёшка в Музее игрушки Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Особенно модным в то время было искусство Востока. так, с острова Хонсю была завезена фигурка добродушного буддийского мудреца Фукурумы. 

Работа над образом

На первой русской матрёшке стоит штамп «мастерская Детское воспитание». Выточить игрушку поручили опытному мастеру, токарю Василию Звёздочкину. Получилось немного похоже на японский образец, но фигура явно была женская. 

Огромная и стандартная матрёшкаpinterest button Огромная и стандартная матрёшка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Далее её надо было расписать. За это взялся известный уже по тем временам художник Сергей Васильевич Малютин. Он с большим вдохновением взялся за работу. Образы русского народа давно привлекали его и отражались в творчестве.

Но тут надо было создать нечто новое. Это ведь должна была быть игрушка. Малютин в тот период рисовал иллюстрации к детским книгам. Его рисунки в книгах и образ матрёшки очень близки по стилю.

В музее игрушки многоместная матрёшкаpinterest button В музее игрушки многоместная матрёшка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Получилась простая крестьянская женщина, которая держит в руке чёрного петуха. Внутри куклы целая семья. И все с какими-то дарами.

Распространение и популярность.

Технологию изготовления российские мастера освоили с лёгкостью. Популярность её очень быстро росла. Вскоре матрёшек стали изготавливать нижегородские умельцы. Затем у них переняли Полхов-Майданские. А там — и по всей Руси, да и не только распространилась. 

Так появились Полхов-Майданские, Семёновские, Тверские, Кировские и многие другие разновидности матрёшек. Но «классикой», всё же, надо считать Сергиево-Посадскую. Пока существовала артель «Детское воспитание», их изготавливали там. Затем в учебных мастерских тогда ещё Загорска (ныне Сергиев Посад). 

В 1900 году на всемирной выставке в Париже русская матрёшка получила медаль и всемирное признание.

Видоизменения

За всю свою историю матрёшка не раз меняла образ. Он всегда зависел от влияния времени. На начальном этапе, это были простые образы народа. Далее появились матрёшки-шаржи, матрёшки изображающие политических деятелей. 

Разнообразие матрёшекpinterest button Разнообразие матрёшек José Antonio Alonso, CC BY 2.0

Такие изменения нормальны. У матрёшки действительно «русская душа». Но народ всегда в своём художественном творчестве отображал окружающую действительность. Ремесленник отображает то, что больше всего волнует, что впечатляет.

 

ru.russianarts.online