Академия занимательных искусств. Музыка. Видео. Инструменты в оркестре


Оркестр. Инструменты симфонического оркестра

Разделы: Музыка

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:

  • симфонический оркестр (большой и малый),
  • камерный, оркестр народных инструментов,
  • духовой,
  • эстрадный,
  • джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”. б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.

Характеристика групп симфонического оркестра

I. Cтрунно-смычковые

Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный. Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе. Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

II. Деревянные духовые

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный. Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой. Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром. Самый низкий фагот имеет название контрафагот. Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

III. Медные духовые

Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.). Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов. Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке. В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны. Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

IV. Ударные инструменты

Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон. Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

V. Клавишные инструменты

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом. Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино). По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы. Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента. Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Тембровые характеристики инструментов

Скрипка Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый
Альт Матовый, мягкий
Виолончель Насыщенный, густой
Контрабас Глуховатый, суровый, мрачный, густой
Флейта Свистящий, холодный
Гобой Носовой, гнусавый
Кларнет Матовый, носовой
Фагот Сдавленный, густой
Труба Блестящий, яркий, светлый, металлический
Валторна Округлый, мягкий
Тромбон Металлический, резкий, мощный
Туба Суровый, густой, тяжёлый

Виды оркестров

Оркестр русских народных инструментов

Состав такого оркестра включает основные группы:

  • Струнные щипковые:
    • домры, балалайки, гусли
  • Духовые:
    • свирель, жалейка, рожки владимирские
  • Пневматические язычковые:
    • баяны, гармоники
  • Ударные инструменты:
    • бубны и барабаны
  • Дополнительные инструменты:
    • флейта, гобой и их разновидности

Оркестр белорусских народных инструментов

Примерный состав:

  • Струнные инструменты:
    • гусли, скрипка, басетля
  • Духовые инструменты:
    • Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
  • Ударные инструменты:
    • бубны и цимбалы
  • Баян – (или многотембровый, готововыборный баян) это язычковый, пневматический (“воздушный”) клавишный инструмент. Своё название он получил по имени дрене – русского легендарного певца – сказителя Баяна. Этот инструмент имеет с двух сторон кнопки, на которых с правой стоны исполнитель играет мелодию, а с левой – сопровождение, аккомпанемент. В современном концертном исполнительстве наибольшее распространение получили баяны. Имеющие в левой клавиатуре специальные переключатели тембровых регистров, дающие возможность изменять тембр инструмента, изменять окраску звука. Есть также электронные баяны, у которых неограниченная мощь звучания и очень большое количество тембровых красок.
  • Балалайка – родственница лютни, мандолины, гитары. Музыкальный символ русского народа. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натягивают струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. Существует несколько видов балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
  • Гармоника (гармонь, гармошка) – духовой музыкальный инструмент, получивший распространение во многих странах. Она снабжена мехами и кнопочной клавиатурой. Характерная особенность инструмента: возможность изменения высоты звучания за счёт смены напряжения движения мехов. Другой разновидностью гармоники является аккордеон. С одной стороны аккордеона находятся клавиши, как у фортепиано, на них играют мелодию, с другой – несколько рядов кнопок для сопровождения. При нажимании нескольких из них звучит целый аккорд. Отсюда и название аккордеон.
  • Домра – немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам.
  • Цимбалы – струнный ударный инструмент, представляет собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму , над которой натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек или молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру напоминает звучание гуслей.
  • Гитара – один из немногих музыкальных инструментов, на котором звук подготавливается и извлекается пальцами.
  • Гусли – старинный русский струнно-щипковый инструмент.

Духовой оркестр

Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах. По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный. Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы. С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.

Эстрадный оркестр

В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).

Джазовый оркестр (джаз-бенд)

В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

В работе были использованы материалы:

1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996. 2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003. 3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004. 4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Инструменты симфонического оркестра

Струнно-смычковые

Музыкальные инструменты симфонического оркестра

Скрипка - смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра.

Альт - смычковый струнный музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько бо́льших размеров, отчего звучит в более низком регистре.

Виолончель - смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров.

Контрабас - самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол.

Струнно-щипковые

Арфа — щипковый струнный музыкальный инструмент.

Гитáра—струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире.

Лю́тня—старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом.

Деревянные духовые

Фле́йта—общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка.

Гобо́й —деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком).

Фаго́т—деревянный духовой инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра.

Кларне́т —деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью.

Медные духовые

Труба́ —медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.

Тромбо́н—медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.

Валто́рна —медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.

Ту́ба—широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру.

Клавишные

Фортепиа́но — собирательное название класса клавишно-ударных музыкальных инструментов — роялей и пианино.

Орга́н —клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов.

Клавеси́н —клавишный струнно-щипковый музыкальный инструмент.

Ударные

Барабан - это горизонтально лежащий двусторонний мембранофон.

Литавры

Колокольчики.

Тарелки.

Треугольник. Самым высоким из идиофонов с неопределённой высотой звука является треугольник, представляющий собой свободно висящий металлический прут треугольной формы, на котором играют металлической палочкой.

Бонги - парный инструмент латиноамериканского происхождения. Каждая пара небольших разновысотных мембранофонов соединена между собой специальным держателем и рассматривается как одно целое, вследствие чего йотируется на двух «нитках», объединённых общей акколадой.

Бубен - это деревянный обруч, на одну сторону которого натянута кожа (односторонний мембранофон). В прорезях обруча прикреплены металлические побрякушки, а внутри него на натянутой бечёвке нанизаны маленькие колокольчики.

Кастаньеты.

Челеста. На клавишные колокольчики очень похожа челеста, представляющая собой маленькое пианино, в котором вместо струн — металлические, а иногда и стеклянные пластинки, обтянутые замшей.

Маракасы - полые деревянные шары на рукоятках (применяются попарно) с некоторым количеством сыпучего материала внутри - при встряхивании издают шипящий звук.

studfiles.net

Инструменты симфонического оркестра

Подробности

Струнные  инструменты в симфоническом оркестре являются самой многочисленной группой. Смычковыми их называют потому, что играют на них чаще всего смычком, в отличии от струнных народных инструментов, на которых звук извлекают щипком. Оркестры народных инструментов есть в каждой стране, но, я думаю, вы понимаете, что оркестры народных инструментов разных стран будут состоять из различных инструментов, т.к. народные инструменты у разных народов различные. 

Например, очень распространенным украинским народным инструментом является бандура, поэтому на Украине есть оркестры бандуристов, в Белоруссии, например,  распространённым народным инструментом являются цимбалы, поэтому они обязательно будут входить в состав народного оркестра.

 

 

Но есть оркестр, который, в какую бы страну мы не приехали, будет одинаковый – это симфонический оркестр.

Симфонический оркестр

И главную роль в нем играют струнные смычковые инструменты, с которыми мы сегодня и будем знакомиться.

Струнные инструменты симфонического оркестра

Одним из самых важных инструментов этой группы являются скрипки.

Струнный инструмент скрипка

Скрипка имеет довольно давнею предысторию, в которую мы с вами углубляться не будем, отметим лишь, что предшественницей скрипки была виола, которая, в свою очередь образовалась от слияния нескольких инструментов. Виолу, в отличии от скрипки, чаще всего держали не на плече, а на колене. Посмотрите на картину 15 века, где изображена игра на виоле

Струнный инструмент виола

Форма скрипки окончательно установилась к 16 веку. И на рубеже 16-17 веков  появились мастера, которые научились делать скрипки, звучание которых не могут повторить до сих пор, несмотря на то, что наука и техника шагнула далеко вперед.

Ни один музыкальный инструмент не привлекал к себе такого пристального внимания, как скрипка. Ее изучали  математики,  физики,   химики,  акустики и многие другие ученые, которые хотели разгадать секрет великолепного звучания скрипок, изготовленных итальянскими мастерами Страдивари, Амати, Гварнери.

Существовало множество легенд, которые по-своему объясняли прекрасное звучание скрипок. В одних из них говорилось, что для того, чтобы сделать хорошую скрипку, нужно выбирать в лесу дерево, на которое садятся птицы, и только из такого дерева можно сделать хорошую скрипку.

Существовали утверждения о том, что  эти скрипки покрывали особым лаком, секрет приготовления которого не знал ни кто.  Говорилось и о том, что нужно было соблюдать строгие  математические пропорции частей скрипки.

Но при изучении, например скрипок Страдивари, все эти утверждения были опровергнуты учеными. Оказалось, что Страдивари не занимался заготовкой древесины, а покупал доски для скрипок у ремесленников.

Рецептом своего лака он делился даже с иностранцами, которые иногда приезжали к нему.

Изучая соотношения частей у различных скрипок, не смогли найти ни какой «волшебной» закономерности, благодаря которой бы эти скрипки хорошо звучали. Очевидно секрет был совсем в другом.

Первую свою скрипку Страдивари сделал в 11лет, а последнюю незадолго до смерти, а умер он в 93 года и каждый день на протяжении всей жизни он работал от зари и до зари. И, конечно, большой талант умноженный на огромный труд привел к таким результатам. Давайте теперь  познакомимся более подробно с первым из четырех представителей  струнной группы.

Скрипка. Ее часто называют «королевой оркестра».

Если внимательно посмотреть на ее форму, то можно найти в ней сходство с фигурой человека.

На ее корпусе есть два отверстия в форме буквы  f. Это эфы.

На скрипке натянуты 4 струны, настроенные на ноты: ми, ля, ре, соль. Диапазон скрипки от соль малой октавы до соль  4 октавы. Если посмотреть на игру скрипача, то может показаться, что он держит скрипку левой рукой. Но это не так. К корпусу скрипки прикрепляется специальное приспособление,  скрипач кладет скрипку на левое плечо и прижимает подбородником. 

Играют на скрипке чаще всего смычком. Если щипнуть струну скрипки, то звук быстро угаснет, когда же ведут по струнам смычком, звук тянется долго, не гаснет. Смычок представляет собой трость с натянутыми конскими волосами. Чтобы волосы смычка не были гладкими, не скользили по струнам, а заставляли бы их колебаться, перед игрой их натирают, чаще всего, канифолью.

Скрипка  очень часто выступает  как сольный инструмент.

В истории было немало выдающихся прославленных скрипачей, одним из которых был Николо Паганини.

Скрипач Николо Паганини

Его обвиняли в колдостве, потому что не могли поверить, что простой человек может так играть на скрипке.

Рассказывают, что…

Однажды на концерт к Паганини пришел слепой учитель музыки с другом. Слушая игру Паганини, он спросил друга: «Сколько человек играет на сцене?» Узнав, что играет один музыкант, он схватил своего друга за руку и потащил к выходу, сказав, что простой человек не может так играть, это – дьявол.

Паганини был не только выдающимся скрипачом, но и композитором.

Скрипка может солировать в оркестре. Например, в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехеразада» скрипка очень хорошо передает образ рассказчицы Шехеразады.

В симфоническом оркестре скрипок может быть 30 и больше, в 3-й части симфонической сюиты «Шехеразада» можно услышать как красиво и насыщенно будет звучать струнная группа инструментов.

Если  на скрипках начать играть не смычком, а щипком  (такой способ игры называется пиццикато), то можно передать звучание народных инструментов ( балалаек, домр). Когда композиторы хотят передать народный колорит, изобразить игру на народных инструментах, они  используют этот прием игры.

Таким образом первый представитель струнной группы в симфоническом оркестре – это скрипка

Следующий инструмент струнной группы это альт.

Струнный инструмент альт

Внешне он очень похож на скрипку, только немного больше ее. Его тоже держат на плече, прижимая подбородком, а играют, как и на скрипке, смычком.

Если смотреть на исполнителя издалека, то трудно его отличить от скрипки.

Если самый низкий звук скрипки – соль малой октавы, то самый низкий звук альта – до малой октавы, т.е. на пять ступеней ниже. Альт играет важную роль в оркестре, но ему редко поручаются сольные партии. Не часто  встречаются  и исполнители на альте, хотя в  последнее время положение меняется. Если раньше исполнители на альте играли, в основном, произведения, написанные для скрипки, то теперь все чаще композиторы стали создавать произведения и для альта. Одним из выдающихся альтистов нашего времени является Юрий Башмет, который является не только солистом, но и дирижёром, создателем камерного оркестра «Солисты Москвы».

Если альт незначительно отличается по внешнему виду и способу игры от скрипки, то о следующем инструменте, с которым мы с вами познакомимся, этого сказать нельзя.

Виолончель отличается от скрипки не только значительно большими размерами, но и способом игры на ней.

Если посмотреть на фотографию, где изображена одна виолончель, то, не осознавая ее размеров, очень трудно получить представление об этом инструменте. По своему внешнему виду она очень похожа на скрипку, только значительно больше ее по размеру. Виолончелист  играет сидя на стуле, а виолончель стоит перед ним на полу на специальной выдвижной «ноге», на металлическом стержне, который упирается в пол.

Струнный инструмент виолончель

Если скрипку можно сравнить с высоким женским голосом, то виолончель – это низкий мужской голос – певучий, бархатный, насыщенный. На ней тоже 4 струны и играют на ней почти всегда смычком. Виолончель, в отличии от альта, значительно чаще является сольным инструментом, особенно хорошо передает она печаль, скорбь, глубокие переживания.

Выдающимся виолончелистом  и дирижером 20 века был Мстислав Ростропович, которого вы видите на фотографии, в исполнении которого в видео уроке прозвучит фрагмент концерта для виолончели с оркестром Йозефа Гайдна.

И последний представитель струнной группы – это контрабас. Это самый большой по размеру и самый низкий по звучанию инструмент. Он играет в оркестре очень важную роль, являясь как бы фундаментом оркестра. Если внимательно присмотреться к его форме, то можно заметить, что она отличается от всех предыдущих струнных инструментов более покатыми «плечами», тем самым больше напоминая виолу. Контрабас часто используют в джазовых и эстрадных оркестрах, но играют там на нем щипком, т.е. способом, который называется пиццикато. Как сольный инструмент контрабас выступает не часто, хотя некоторые контрабасисты достигли очень высокого мастерства на этом инструменте.

Струнный инструмент контрабас

В видео уроке прозвучит  пьеса Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», которая называется «Слон». Низкий регистр контрабаса очень хорошо передает здесь образ этого крупного животного.

Давайте теперь еще раз повторим, какие инструменты входят в состав струнных инструментов симфонического оркестра.

Это скрипка, альт, виолончель и контрабас

55muzrepetitor.ru

Краткий обзор инструментов симфонического оркестра

Добро пожаловать в краткий обзор музыкальных инструментов симфонического оркестра. 

Если Вы только начинаете знакомиться с классической музыкой, то, возможно, Вы ещё не знаете на каких музыкальных инструментах играют участники симфонического оркестра. Эта статья поможет Вам. Описания, изображения и образцы звучания основных музыкальных инструментов оркестра познакомят Вас с огромным разнообразием звуков, издаваемых оркестром.

Предисловие

Музыкальная симфоническая сказка "Петя и волк" Сергея Прокофьева была написана в 1936 году для нового Московского Центрального детского театра (ныне Российский академический молодёжный театр). Это повествование о пионере Пете, который проявляет храбрость и смекалку, спасает своих друзей и захватывает волка. С момента своего создания и до сегодняшних дней пьеса пользуется неослабевающей всемирной популярностью как среди молодого поколения, так и опытных любителей классической музыки. Нам эта пьеса поможет определить различные инструменты, т.к. каждый персонаж в ней представлен определённым инструментом и отдельным мотивом: например, Петя - струнные инструменты (преимущественно скрипки), Птичка - флейта в высоком регистре, Утка – гобой, Дедушка – фагот, Кошка – кларнет, Волк – валторна. После ознакомления с представленными инструментами, ещё раз прослушайте эту пьесу и постарайтесь запомнить, как звучит каждый инструмент. 

 

Сергей Прокофьев: "Петя и волк"

 

 

 

Смычковые струнные инструменты.

Все смычковые струнные инструменты состоят из вибрирующих струн, натянутых на резонирующий деревянный корпус (дека). Для извлечения звука используется смычок из конского волоса, зажимая струны в различных положениях на грифе, получают звуки разной высоты. Семейство смычковых струнных инструментов - самое большое в составе современного симфонического оркестра, сгруппированное в огромную секцию с музыкантами, исполняющими одинаковую линию музыки.

 

Скрипка

Скрипка - 4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. А вот скрипачи зачастую имеют репутацию нервных и скандальных людей.

 

Феликс Мендельсон Концерт для скрипки

 

 

Альт - по внешнему виду копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке. По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре. Альтисты зачастую являются мишенью для шуток и анекдотов в музыкальной среде. Было в семье три сына - два умных, а третий - альтист...P.S. Некоторые считают, что альт это улучшенный вариант скрипки.

 

Роберт Шуман "Волшебная сказка (Fairy Tales) для альта и фортепиано"

 

 

violonchel.jpg

Виолончель - большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения. Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников.  

 

Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано

 

 

kontrabass.jpgКонтрабас - самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.

 

Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано (см. виолончель)

 

 

 

Деревянные духовые инструменты.

Большая семья различных инструментов, не обязательно сделанных из дерева. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. Нажатие клавиш укорачивает/удлиняет воздушный столб и меняется высота звука. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов.

Основные инструменты семейства деревянных духовых инструментов.

 

ФлейтаФлейта - современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.

 

Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для флейты № 1

 

 

гобойГобой -мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент. Поскольку во время игры гобоисты должны перекашивать своё лицо, их иногда воспринимают как ненормальных людей.

 

Винченцо Беллини Концерт для гобоя с оркестром

 

 

кларнетКларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.Проверьте себя: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

 

Карл Мария фон Вебер Концерт для кларнета № 1

 

 

ФаготФагот - самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов, используется как для басовой линии, так в качестве альтернативного инструмента мелодии. В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.

 

Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для фагота

 

 

 

Медные духовые инструменты.

Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра, принцип извлечения звуков такой же, как и у деревянных духовых инструментов - "нажимай да дуй". Каждый инструмент играет свою сольную линию - материала очень много. В разные эпохи своей истории симфонический оркестр менял группы инструментов в своём составе, некоторый спад интереса к духовым инструментам произошел в эпоху романтизма, в 20 веке открылись новые исполнительские возможности медных инструментов и значительно расширился их репертуар.

 

ВалторнаВалторна (рожок) - изначально произошла от охотничьего рожка, валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей. Обычно в оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.

 

Николай Римский-Корсаков Шахерезада

 

 

ТрубаТруба - инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз.

 

Йозеф Гайдн Концерт для трубы

 

 

ТромбонТромбон - исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной U-образной трубки - кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.

 

Николай Римский-Корсаков Концерт для тромбона

 

 

 

Ударные музыкальные инструменты.

Древнейшие  и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют "кухней" оркестра, а исполнителей называют "мастером на все руки". С ударными инструментами музыканты обходятся довольно "жестко": бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут - и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке. Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон). Рассмотрим только два ударных инструмента:

 

Литавры - полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа. В оркестре обычно от двух до пяти литавр, очень интересно наблюдать за игрой на литаврах.

 

Иоган Сабастьян Бах Токката и фуга

 

 

тарелки Тарелки (парные) - выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания. Как подмечено, симфония может длиться девяносто минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.

 

 

Краткий обзор музыкальных инструментов симфонического оркестра завершен.

www.olofmp3.ru

Духовые инструменты симфонического оркестра | Школьный музыкант

Оркестр — инструментальная музыкальная группа.  В зависимости от количества инструменталистов он может быть стандартным (около 80) и большим (104 или более), со строгим соотношением количества инструментов каждого типа, используемого в оркестре.Духовые инструменты симфонического оркестра

Руководитель оркестра, как правило, сам подбирает оптимальный состав инструментов, исходя из своих задач по раскрытию художественного образа произведения. Надо сказать, что у многих руководителей оркестров, выступающих сегодня на больших сценах, весьма нестандартное видение классики, а отсюда такая же нестандартная музыкальная трактовка исполняемых оркестром сочинений. В итоге составы оркестров по инструментам весьма и весьма различны. Здесь наряду со стандартными для симфонических составов могут присутствовать национальные инструменты, а порою и совершенно экзотические инструменты без определенного звуковысотного строя.

data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"data-ad-slot="2837389906"data-ad-format="auto">

В зависимости от типа инструментов, входящих в него, существуют различные типы оркестров:

-   домашний — струнный оркестр, духовой оркестр, ударный оркестр или- смешанный — симфонический оркестр, филармонический оркестр, оркестр оперы и  балета .

Согласно типу музыки, которую он исполняет, это может быть военный оркестр, большая группа, оперный оркестр, народный оркестр и т.д.

Сегодня мы рассмотрим несколько инструментов, которые являются обязательными для как симфонических, так и для академических духовых оркестров.

Флейта, фагот, гобой, труба, валторна, тромбон, кларнет и труба — это духовые музыкальные инструменты, входящие в симфонический оркестр. Давайте рассмотрим некоторые из них.

1. ФлейтаСчитается, что флейта — один из старейших музыкальных инструментов, впервые появилась около 43 000 лет назад. Звук флейты очень мягкий и выразительный. Флейты в основном разделяются на продольные и поперечные.  Имеется еще один довольно интересный тип флейт – блок флейта. В симфоническом оркестре используют не менее двух флейт. Этот инструмент в основном используется в классических произведениях.

2.ТромбонТромбон-единственный медный инструмент, который не изменился с почти столетнего его существования. Это единственный инструмент, который не транспонируется — высота результирующего звука соответствует музыке. Используется обычно тромбон тенор. Есть также альт и бас-тромбоны, но они используются очень редко. В симфоническом оркестре в основном участвуют три тромбона. Чаще всего эти инструменты встречаются в таких музыкальных жанрах, как джаз и ска-панк.3.ГобойУ этого инструмента характерный тембр похожий на человеческий голос. Он имеет коническую форму и набор из двадцати клапанов на корпусе. Симфонический оркестр имеет в составе два из этих инструментов. Произведения классики и барокко находятся в основном репертуаре инструмента.

4. ТрубаСделанный из материалов, таких как медь, латунь или серебро, это один из древнейших инструментов. Первоначально он использовался как средство сигнализации, но с семнадцатого-го века стал частью симфонического оркестра. В симфоническом оркестре три трубы. Используется в разных жанрах, таких как классика, джаз и так далее.

5. Туба.Инструмент имеет низкую частоту. Кроме того, его размер и вес больше, чем у всех других медных латунных инструментов. Из-за этого на нем музыканты играют стоя в вертикальном положении, что требует специальной физической подготовки.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

shkolamuzikant.ru

Инструменты симфонического оркестра

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели.

  • Расширить представления учащихся об инструментах симфонического оркестра.
  • Учить на слух распознавать звучания инструментов в симфоническом оркестре.
  • Раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи.

  • учить применять полученные знания на практике;
  • оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации;
  • активизировать слуховое внимание, музыкальную память.
  • обогащать впечатления детей;
  • развивать коммуникативные навыки работы в группах.

Форма урока: урок углубления и систематизации знаний.

Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:

– объяснительно-иллюстративный; – проблемно-поисковый; – ретроспективный; – репродуктивный; – дидактическая игра.

Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности:

– метод эмоциональной драматургии; – создание нравственных переживаний; – ситуация занимательности; – приём сопоставления; – сравнение, анализ.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Оборудование: презентация к уроку, CD-диски, компьютер, экран.

Предварительная подготовка к уроку: группы учащихся готовят совместно с учителем сообщения к уроку об инструментах, составляющих группы симфонического оркестра.

ХОД УРОКА

Оргмомент

Со звонком дети входят в класс. Звучит фрагмент симфонической музыки – «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», П. И. Чайковский.

Вступительная беседа

Учитель. В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра. Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, участвует в исполнении опер и ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах. Так какой же оркестр называется симфоническим?

Ученик. Симфоническим оркестром называют большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.

Учитель. Правильно. Вот уже свыше двух веков самые заветные помыслы композиторов, самые яркие вехи истории искусства звуков связаны с музыкой, задуманной, написанной, а порой и переложенной для симфонического оркестра. И сегодня мы познакомимся с инструментами и группами симфонического оркестра.

Слайд 1

Учитель. Войдя в концертный зал, мы услышим, как музыканты настраивают свои инструменты.

По щелчку мыши звуковое сопровождение слайда.

Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты:

Слайд № 2

По щелчку мыши на слайде появляются названия групп инструментов симфонического оркестра

  • струнные смычковые,
  • духовые деревянные,
  • духовые медные,
  • ударные.
  • иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.

Учитель. Любая из оркестровых групп способна отделятся от других и вести своё музыкальное повествование при молчании остальных; но все они полностью, частично или единичными своими представителями, сливаясь с другой группой или её частью, образуют сложный тембровый сплав.

– Так какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?

Учитель приглашает группу учащихся подготовивших сообщения к уроку.

Ученик. В состав симфонического оркестра входят деревянные духовые инструменты: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые: валторны, трубы, тромбоны, туба. Есть здесь и раскатистые литавры, трескучие барабаны, грохочущие тарелки, множество других ударно-шумовых инструментов; щипковые – арфа; клавишные – челеста и рояль. И, наконец, душа оркестра группа струнных смычковых. Это скрипки, альты, контрабасы, виолончели.

Учитель. Познакомимся с каждой группой симфонического оркестра и услышим звучание инструментов. И так, первая группа, которую называют душой оркестра – струнные смычковые инструменты.

Ученик. Это очень древнее семейство. Когда появились на свет первые представители его, даже установить трудно. Может быть, 800 лет назад, может быть, 600 или 400... Во всяком случае, оно существует не одну сотню лет. Уже с самого своего появления смычковые, а особенно скрипки, приобрели многочисленных поклонников и завоевали большую любовь. Скрипки играли и во дворцах королей и на деревенских праздниках и везде пользовались одинаково большим успехом. В семействе смычковых, которое играет в симфоническом оркестре, четыре представителя. Самые главные среди них скрипки – быстрые, живые, а еще великолепные рассказчицы.

Ученик продолжает. Им вторят и помогают альты. Вообще альты по характеру своему очень общительные. Они любят всем в оркестре помогать.

Ученик. Виолончель не так скромна, как альт. Она знает, что голос у нее очень красивый. Она умеет так проникновенно петь, что слезы невольно навертываются на глаза...

Ученик. Последний представитель смычковых – контрабас. Появился на свет он гораздо позже, чем скрипка, альт и виолончель. Голос у него скрипучий и тусклый, речь медлительна благоразумна. Он хороший друг и в оркестре всегда поддерживает скрипку, альт и виолончель. Но когда сердится – становится ворчливым и неприятным.

Ученик. Смычковые самые богатые по разнообразию звучания. Но сила звука у каждого из инструментов невелика, и именно поэтому в оркестре их больше всех

Слайды 3 и 4

По щелчку мыши на слайде появляется название группы «Струнные смычковые», далее автоматически появляются инструменты этой группы.Учитель приглашает следующую группу учащихся подготовивших сообщения к уроку.

Ученик. В оркестре деревянные духовые не так многочисленны, как смычковые. Располагаются они близко от струнных и всегда поддерживают их. И хотя деревянных духовых, как и струнных, тоже четыре представителя – фагот, кларнет, гобой и флейта, но, если скрипок в оркестре тридцать, то флейт обычно бывает две – три и одна маленькая флейта – флейта-пикколо. Каждого из остальных членов этого семейства в оркестре так же не больше двух-трех. Голоса деревянных духовых очень схожи с человеческими, а флейта умеет подражать еще и щебетанью птичек, вздохам ветерка.

Ученик. У кларнета голос чистый, тембр мягкий. Он может исполнять и нежные мелодии, и быстрые пассажи. Кларнет – инструмент, без которого не обходится ни один военный оркестр. Он умеет быть и воинственным, и нежным, и крикливым, и тихим. Словом, ведет себя сообразно обстановке.

Ученик. Кларнет ценит дружбу с фаготом. Голос фагота низкий и суровый. Фагот часто ворчит и бывает всем и всеми недоволен. Зато гобой прямая противоположность фаготу. «Гобой блестит лучом надежды среди туч скорби!» — говорил о нем известный французский композитор Гектор Берлиоз.

Слайд 5

По щелчку мыши на слайде появляется название группы «Духовые деревянные», далее автоматически появляются инструменты этой группы.Учитель приглашает следующую группу учащихся подготовивших сообщения к уроку.

Ученик. Медные духовые музыкальные инструменты. Их иначе называют – «Медь». Медные духовые или медь входят в состав симфонического оркестра, но могут образовать и самостоятельный оркестр – духовой. Медь очень мощная и сильная группа оркестра. Одна труба может заглушить все скрипки, альты, виолончели, контрабасы, деревянные духовые вместе взятые. А их вместе взятых в оркестре бывает до восьмидесяти и более! Вот какой силой звука обладают инструменты этого семейства. Поэтому в оркестре они располагаются ближе к ударным – тоже шумной группе.

Ученик. О трубе – главной представительнице медных духовых – говорят, что там, где «зарождалось человеческое общество, непременно появлялась и труба... Она неизменно принимала, да принимает, еще и по сей день, живейшее участие в повседневной жизни человечества... Она присутствовала на всех празднествах и обрядах. В свое время она объявляла войну и сзывала войско на бой. Она же подавала знак к отступлению и возвещала торжество победителей». Может быть, оттого, что голос у нее звонкий и торжественный, гордый и надменный. Но наши гордые представительницы струнных – скрипки – не признают «некоронованную королеву» трубу. Они считают ее плохо воспитанной. Ведь неприлично, говорят они, так громко разговаривать и тем самым привлекать к себе всеобщее внимание.

Ученик. Остальные члены семейства медных столь же громогласны, но не так блестящи. Валторна характером помягче, голос ее очень выразителен и часто по звучанию напоминает виолончель. Вот почему виолончель любит, когда ее пение поддерживают валторны.

Ученик. Тромбон же может быть свирепым и злым. И даже, когда он играет сдержанно, голос его звучит «сурово, жестко и взволнованно. Как будто сильная рука укротителя сдерживает гнев, клокочущий внутри дикого зверя» (Берлиоз). И совсем недавно в симфоническом оркестре появилась туба. Она грузна и тяжеловесна. Быстрые мелодии исполнять хоть и может, но делает это с изяществом слона. Поэтому чаще в оркестре она дремлет и редко–редко вставит свой голос.

Слайд 6

По щелчку мыши на слайде появляется название группы «Духовые медные», далее автоматически появляются инструменты этой группы.

Слайд 7 (продолжение 6)

По щелчку мыши на слайде появляется инструменты.Учитель приглашает следующую группу учащихся подготовивших сообщения к уроку.

Ученик. Ударные инструменты. Первые представители этой большой семьи появились в незапамятные времена, когда первобытный человек только-только начинал производить всевозможные орудия производства. Семейство ударных очень многочисленное. Большой и малый барабаны, литавры, треугольники, тамтамы. Бубен, тарелки, ксилофон, колокольчики, колокола. Даже челесту и рояль причисляют к семейству ударных. Только называют их не просто ударные, а клавишно-ударные. Ударные очень разнообразны по своим голосам. Все они и внешне совершенно не схожи друг с другом. Пузатая литавра похожа на огромный медный котел, а большой барабан скорее на железное колесо с натянутыми по бокам кожаными перепонками, треугольник же — это стальная толстая проволока, изогнутая в виде треугольника. Но всех их объединяет одно: звук извлекается у них ударом по инструменту. Поэтому и называются они Ударные.

Слайды 8, 9, 10

Учитель. Мы познакомились сегодня с инструментами симфонического оркестра и группами, в которые они объединяются. Посмотрите, как схематично выглядит симфонический оркестр на сцене. Вам, наверное, показалось, что расположились инструменты на сцене, как кому вздумается: кто в углу, кто впереди, а кто где-то в сторонке. Но вглядитесь и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке.

Слайд 11

Учитель.Струнных инструментов в оркестре много. Первых скрипок бывает от десяти до восемнадцати, вторых – от восьми до шестнадцати, виолончелей от шести до двенадцати, контрабасов от четырёх до восьми. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа. И располагаются струнные всегда ближе к дирижеру, к слушателям. С духовыми инструментами дело обстоит по-другому. Деревянных духовых в оркестре бывает по два или три основных. Из медных духовых инструментов в оркестре обычно четыре валторны, две трубы, три тромбона и одна туба. Однако число медных может быть и больше. Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. В неё в каждом случае включаются те инструменты, которые значатся в партитуре исполняемого произведения. Только литавры являются непременным участником каждого концерта. Очень часто такие инструменты как рояль, арфа солируют в оркестре.

Учитель предлагает послушать музыку в исполнении симфонического оркестра. Полное прослушивание – «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», П. И. Чайковский.

Учитель. А теперь предлагаю провести викторину.

Викторина.

1. Какой из перечисленных музыкальных инструментов не является ударным?

  • барабан
  • фагот
  • бубен
  • литавра.

2. О какоммузыкальном инструменте говорят: «Главная представительница медных духовых»?

  • фагот
  • рояль
  • тромбон
  • труба

3. Какой инструмент причисляют к семейству струнных смычковых?

  • виолончель
  • рояль
  • Челеста
  • флейта

4. Голоса какой группы инструментов очень схожи с человеческим, а некоторые инструменты этой группы умеют подражать еще и щебетанью птичек, вздоху ветерка?

  • струнные смычковые
  • духовые деревянные
  • духовые медные
  • ударные

Учитель обязательно подводит итог проведённой викторины. Учащиеся получают домашнее задание.

Домашнее задание

Учитель. Обо всех ли инструментах симфонического оркестра мы вам сегодня рассказали? Есть ли у инструментов, с которыми мы сегодня познакомились, братья, родственные инструменты, которые так же могут звучать в симфоническом оркестре?

Подготовьте к следующему уроку на эти вопросы ответы в виде сообщений или выполните рисунок, который дополните рассказом. По вашему желанию.

В конце урока можно предложить просмотр мультфильма Уолта Диснея «Час симфонии».

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ.

  1. http://www.site.dt-ostrova.ru/simfonya.html
  2. http://www.muz-urok.ru/simf-orkestr.htm
  3. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах»

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Академия занимательных искусств. Музыка - Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Роль дирижёра

Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Роль дирижёра

Выпуск 3

Музыкальные инструменты симфонического оркестра

Музыку лучше всего, конечно, слушать в концертном зале. Потому что никакая современная аппаратура не сможет передать всего богатства звучания музыкальных инструментов в оркестре. Например, в симфоническом. Само слово «оркестр» пришло к нам из Древней Греции. Так называли площадку перед сценой в античном театре. На этой площадке размещался древнегреческий хор. На сцене актёры разыгрывали комедию или трагедию, а хор создавал музыкальное сопровождение. Сегодня под словом «оркестр» мы понимаем коллектив музыкантов, которые играют на различных музыкальных инструментах. А слово «симфонический» указывает на то, что этот оркестр самый большой и самый богатый по своим возможностям. Потому что в его составе и струнные, и духовые, и ударные инструменты. В таком оркестре может участвовать от 60 до 120 музыкантов. И даже больше. Оркестр состоит из 4 основных групп музыкальных инструментов: струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых и ударных. В состав струнных смычковых входят: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. К деревянным духовым относятся: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые инструменты это — валторны, трубы, тромбоны, тубы. В составе ударных инструментов литавры, малые барабаны, ксилофоны, большие барабаны, тарелки, треугольники, кастаньеты и многие другие.

Роль дирижёра

Может ли оркестр играть без дирижёра? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать о роли дирижёра в оркестре. Он необходим, прежде всего, для того, чтобы все музыканты играли в едином темпе. Раньше роль дирижёра  выполнял человек, который отбивал ритм специальным жезлом. Потом им стал первый скрипач. Он стоял перед оркестром, играя на скрипке, а движениями головы и корпусом смычка показывал музыкантам  темп и ритм произведения. В оркестре со временем появлялось всё больше музыкальных инструментов, поэтому понадобился человек, выполняющий роль дирижёра. Дирижёр стоит на возышении для того, чтобы все музыканты видели его жесты. В правой руке он держит палочку, которой показывает ритм и темп музыки. Левая рука передаёт характер и тончайшие нюансы исполнения.  Роль дирижёра очень важна. А какими качествами должен обладать человек этой профессии? Прежде всего он должен быть профессиональным музыкантом, имеющим соответствующее образование. В дирижировании музыкант использует своё тело, не только руки, для передачи своих мыслей и чувств другим музыкантам. Хотя дирижёр выполняет главную роль в оркестре, всё же в истории был самостоятельный оркестр. А точнее ансамбль. Назывался он «Персимфанс». В его состав входили очень известные в ту пору музыканты. Они играли там слаженно, что вполне могли обходиться без дирижёра. 

www.radostmoya.ru