Тезоименитство - это именины или день ангела-хранителя? Именины и день ангела это одно и тоже


в чем разница и как их праздновать

Именины и день ангела – праздники, которые в современной России не принято широко отмечать из-за утерянной когда-то традиции. Они потеряли значимость, вследствие путаницы понятий. Многие связывают эти праздники с днем рождения человека. Для того чтобы понять, что такое именины и день ангела, необходимо обратить внимание на собственное имя, дату появления на свет, а также историю христианства.что такое именины и день ангела

Что такое именины?

День рождения – момент физического появления на свет нового человека, но факт этот не имеет ничего общего с именинами. Последние обретают свое таинственное значение и силу лишь после того, как новорожденного нарекут во время крещения в церкви. Поэтому именины считаются днем духовного рождения, когда ребенку дают имя определенного святого. Он становится небесным покровителем человека на всю жизнь.

На Руси, чтобы узнать, как зовут человека, спрашивали: «Как ваше святое имя?» После того как младенца крестят, у него появляется не только святой покровитель, но и ангел-хранитель. Принято считать, что именины и день ангела – одно и тоже. Именины празднуют в день Святого, в честь которого наречен человек. Часто случается, что этот праздник совпадает с днем рождения или же их отделяет небольшой промежуток времени. Это объясняется тем, что родившегося ребенка называли в честь великомученика. В современном обществе детям дают имена, которых нет в святцах (православный календарь). Тогда священник при крещении выбирает ему второе имя, соответствующее дню крестин.день ангела и именины в чем разница

День ангела

Этот праздник строго индивидуальный. Так повелось, что отмечает его крещеный человек, названный в честь святого во время таинства. Например, если младенец (девочка) получила имя Анна, а родилась она двадцатого ноября, то ее святым покровителем будет святая Анна Персидская. В этом случае день ангела по церковному календарю следует отмечать третьего декабря. Случается, что религиозные родители заранее выбирают имя любимого святого и называют в его честь ребенка.

В день ангела принято посещать церкви и храмы, причащаться, исповедоваться, а детям - прививать знания о необходимости чтить своего небесного покровителя. Это особый православный праздник, который не получится отметить в точности, как день рождения. Если человек религиозен, то день ангела желательно встретить не только застольем, например, в кругу семьи или друзей, но и причащением, походом в церковь, совершением благих дел. Если праздник пришелся на время Великого поста в будни, следует перенести трапезу на субботу или воскресение.

Что такое именины и день ангела для верующих людей? Это чтение молитв святому покровителю. Обязательно во время встречи дня ангела проявление искренности, желание получить прощение, истинное раскаяние в грехах. Отсутствие корысти, смирение и покаяние, доброта к окружающим и самим себе – вот что значит находиться под покровительством высших сил и получать от них помощь.именины в октябре

Как праздновали именины на Руси?

Многих интересует вопрос: "Что такое именины и как их праздновать?" Традиция отмечать этот день появилась еще в семнадцатом веке. На Руси готовились к именинам заранее. Дома варили пиво, делали пироги по особым рецептам, калачи, караваи. На именины вся семья в обязательном порядке посещала церковь, причащалась, заказывала и читала молитвы святому покровителю за здравие, ставила свечи. Вечером устраивали для именинника праздничную вечерю, на которую также приглашались почетные гости - крестные родители. Украшением стола служил именинный пирог без свечек. Перед уходом гостей именинник раздавал всем выпечку: калачи и пироги с особой начинкой (капуста, картофель и другое), которая обозначала характерные черты родственников.

День ангела и именины - в чем разница этих праздников? А её на Руси не было, так как именинник одинаково почтительно относился к покровителю и принимал подарки. У церковных служащих и царских особ именины величались тезоименитствами, которые широко праздновались.именины и день ангела одно и тоже

Именины в 21 веке

В современном мире именины и день ангела постепенно начали утрачивать общие черты. Сначала новорожденному дают имя, которое больше всего нравится родителям. Через некоторое время младенца крестят по христианским обычаям (или же вообще пропускают эту процедуру, если родители атеисты - в таком случае имя, данное при рождении, не изменяется). Случается так, что день крещения и именины не совпадают, тогда два праздника теряют взаимосвязь.

Сегодня что такое именины и день ангела, многие не знают, поэтому никак не отмечают их. Принято больше внимания уделять собственному дню рождения и значению имени, данному при появлении на свет. Некоторые родители и взрослые устраивают небольшие праздники в честь своих именин. Это правильно, если человек крещеный и наречен в честь святого.что такое именины у христиан

Разница между именинами и Днем ангела

В христианстве День ангела и именины являются синонимами. Однако небольшие различия все же имеются. Когда младенец появляется на свет, согласно современным церковным правилам, через сорок дней его следует принести в храм для совершения обряда крещения. Ранее к выбору имени подходили очень серьезно и заглядывали в православный календарь. Если ребенок родился в день определенного святого, такое имя ему и давали. Родители считали, что это угодно Богу.

День ангела и именины - в чем разница между этими праздниками? Для христиан разницы никакой нет, поскольку особого значения она не имела. Главное то, что в процессе крещения между ребенком и святым покровителем устанавливалась духовная связь. Получалось, что крестины малыша и именины совпадали, и грань между этими понятиями постепенно стиралась. Крещенская вода в купели очищает новорожденного, а Господь дарует человеку в этот момент ангела-хранителя. Именно поэтому процедуру крещения называют еще и покровительством свыше.день ангела по церковному календарю

Значение именин в христианстве

Что такое именины у христиан? В религиозных православных семьях они считались более важным праздником, чем день появления на свет ребенка. Причина – наречение младенца именем святого человека, которое дает право малышу обрести духовную и физическую помощь, поддержку, заступничество со стороны покровителя. Попутно новорожденный получает ангела-хранителя, которым является все тот же святой. Считалось, что отмечать именины раз в году и чтить своего ангела – обязанность крещеного человека.

Обряд крещения на Руси принято было проводить спустя семь дней после рождения (в нынешнее время через 40 дней). Цифра 7 имеет сакральное значение для христиан. В течение этого времени продолжалось сотворение мира. В каждой православной семье именины отмечали широко и отдавали дань святому покровителю. До возникновения христианства имя ребенку давали, учитывая обстоятельства его рождения, внешнего облика, цвета глаз и волос, характера.что такое именины у христиан

Определяем дату именин и дня ангела

Сегодня известно более двух тысяч христианских имен святых людей, которые были канонизированы. Именины в октябре, как и в остальные месяцы года, играют важную роль в религиозном смысле. Перед тем как выбрать имя для малыша (для обряда крещения), обратите внимание на следующий момент: многие святые имеют различные даты чествования, но одинаковые имена. Чтобы правильно определить день именин, выберите самую близкую дату в православном календаре, которая отмечается как день памяти святого. Она должна следовать за днем рождения малыша. Что такое именины и день ангела для современного человека, если он не знает ничего об этих праздниках? На этот вопрос можно ответить самостоятельно, если велико желание отдать дань памяти своему ангелу-хранителю.что такое именины и как их праздновать

Именины в октябре

Узнать о своем дне ангела довольно просто. Для этого достаточно заглянуть в православный календарь. Именины в октябре отмечают все, кто носит канонизированные церковью имена святых. Мужские: Алексей, Александр, Андрей, Аркадий, Анатолий, Борис, Богдан, Владимир, Вениамин, Вячеслав, Григорий, Гавриил, Владислав, Валентин. Среди женщин празднуют именины в октябре Софья, Ульяна, Алина, Анна, Вероника, Вера, Таисия, Ирина, Зинаида, Татьяна.

fb.ru

Православные именины и день ангела – в чем отличие

До революции люди жили в соответствии с православными традициями веры. В наш век мало кто знает значение православных традиций, а также разницу между именинами и днем ангела. В статье рассмотрим вопрос: именины и день ангела — в чем отличие? Когда празднуют именины, а когда отмечают день ангела? Является ли фактический день рождения именинами?

именины и день ангела - в чем отличие

Наречение именем

Имя — это личное название ребенка, данное после рождения. Имя получает не только человек: наименование дают животным и растениям, предметам и объектам нашего мира. Эта традиция описана в Библии, когда Господь попросил Адама дать имена всем животным и небесным светилам.

До христианства на Руси тоже давали имена новорожденным, при этом название ассоциировалось с внешними признаками малыша или какими-то характерными особенностями. После крещения Руси ситуация изменилась, и христианам стали давать новые имена при крещении. Например, князь Владимир Красно Солнышко получил имя Василий. Именам придавали особое значение: считалось, что они определяют судьбу человека.

В современное время имена бывают самые разнообразные, а до революции детей называли в соответствии со Святцами. В Святцах (месяцеслов) записаны имена святых православной церкви по месяцам. Раньше родители не заботились о выборе имени своему чаду, а называли его в честь любимого святого. Главное, чтобы это имя соответствовало месяцу рождения, хотя и не обязательно.

В Святцах можно найти имена древнегреческого, древнееврейского происхождения. Какое имя выбрать? Чтобы правильно поступить, следуйте советам:

  • Можно назвать ребенка именем святого, в день которого он родился.
  • Если в православном календаре не почитают святого в день рождения малыша, выберите имя следующего дня.
  • Если вы выбрали мирское имя, которого нет в Святцах, при крещении малыш получит другое имя — у него будет два имени.
  • Перед имянаречением малыша ознакомьтесь со значением выбранного имени.
  • Если вы не уверены в правильном выборе имён, обратитесь за помощью к батюшке.

В православных Святцах записано более 1700 мужских и женских имён, поэтому выбрать имя не представляет особого труда. В последнее время стало распространяться черное колдовство, поэтому желательно сохранять в тайне имя по кресту (данное при крещении). Это сохранит человека от наведения умышленной порчи.

чем отличается день ангела от именин

Именины

Этот обряд совершается во время крещения новорожденного, когда его нарекают именем покровительствующего святого. Именины (тезоименитство) — это духовное рождение человека, к физическому миру оно не относится. Духовное имя человека, данное при крещении, остается с ним на всю жизнь, как и покровительство святого.

Также во время крещения у новорожденного появляется и ангел-хранитель. Поэтому именины и день ангела — это одно и то же.

Однако бывают особенные случаи, когда именины не совпадают с днем ангела. Почему? Например, ребенка назвали каким-либо именем при рождении и сохранили его при крещении. Затем празднуют именины в день памяти святого с данным именем, а день ангела — в другое время.

Иногда именины могут совпадать и с физическим днем рождения, если ребенку дали мирское имя, соответствующее имени святого покровителя данного дня. Если же малышу дали мирское имя, которого нет в святцах, при крещении он получает новое имя.

Обратите внимание! До крещения малыш является полностью беззащитным, поэтому черные колдуны пытались навести страшные заклятья на новорожденного именно в этот период.

Как праздновать именины по православному обычаю? Эта традиция зародилась еще в далеком 17 веке. Все семейство отправлялось в церковь, молилось святому покровителю и причащалось. По возвращении домой устраивали вечерю, на которой угощали пирогами, калачами, квасом. На вечере обязательно присутствовали кумовья — крестные родители именинника.

После вечери гостям раздавали еду — пироги и калачи, так что никто с пустыми руками не уходил. Многих интересует вопрос, ставили ли свечи на пирог именинника? Нет, такой традиции на Руси не было. Обычай зажигать свечи на торте пришел к нам из заграницы.

день ангела и именины - в чем разница

День ангела

День ангела и именины — в чем разница? Креститься человек может в любом возрасте. На Руси новорожденных крестили на седьмой день после рождения, но впоследствии заменили на сороковой. Когда малышу исполняется 40 дней после рождения, проводят обряд крещения. В этот день маленький христианин получает имя своего святого покровителя и защиту.

Долгое время сохранялась традиция нарекать младенца именем на восьмой день после рождения, а на сороковой — крестить. Сейчас эта традиция (называть именем на восьмой день) утратила свое значение.

Что нужно делать в день ангела? Этот день нужно посвятить церковь, причаститься и исповедаться. Маленькому ребенку необходимо рассказывать о значении православной веры в его жизни, о его святом покровителе и заступнике. День ангела отличается от дня рождения, поэтому его проводят особенным образом. Нельзя превращать этот день в обычный праздник по поводу физического рождения — он имеет духовные корни.

В этот день принято читать молитвы своему святому покровителю и молитвы ангелу-хранителю. Человек должен искренне просить прощения за прегрешения и с верой в сердце обращаться к своему святому заступнику. Многие православные совершают добрые поступки в день ангела, ведь делами крепнет вера.

Итог

Чем отличается день ангела от именин? День крещения и день ангела — это одинаковое событие в жизни маленького христианина. Во время крещения малышу присваивали имя почитаемого в этот день святого, поэтому именины и день ангела всегда совпадали. Раньше между ними не было никакой разницы. В современном мире именины и день ангела могут праздновать в разные дни, так как во время крещения ребенку могут оставить мирское имя.

tayniymir.com

Именины. Христианские имена

(152 голоса: 4.38 из 5)

 

Имени́ны – день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении. Каждый день церковного календаря посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в месяцеслове.Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См. Наречение имени

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

   Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь). Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь Архангела (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».В церковных записках пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.См. Именинный пирог Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для святой воды, красивые свечи для молитвы, книги , аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому: Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.Также необходимо знать тропарь и кондак своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь икону своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью. Некоторые молитвы ко святым.

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих. святитель Феофан, Затворник Вышенский

«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.» святитель Филарет, митрополит Московский

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».

«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.»Антоний, митрополит Сурожский

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

   Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

    Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

   После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.      Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

   Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.      В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.      В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

    В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

    Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

   У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие:   Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

    Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

   Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

    Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мария, в то время, как другие святые жены имели имя Мария (Марья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

     Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир ).      С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

    Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

    Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь. Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий. Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок. Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса). При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

См. также: ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

 

azbyka.ru

День Ангела и именины. В чем разница?

С Днем АнгелаМир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Одна православная женщина обратилась к протоиерею Александру Лебедеву со следующим вопросом, касающимся именин:

«Помогите разобраться с днем Ангела. В этот день человек вспоминает своего небесного покровителя, чье имя носит. Но ведь святой — это конкретный человек, живший на земле. При чем же тут Ангел-Хранитель?»

Окончание, Заглавие

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Все в мире неслучайно, во всем есть смысл, и смысл этот во все, даже малозначительные события, вкладывает Бог. В церковной литературе это повсеместное проникновение воли Божией называют Промыслом.

Наши предки не просто знали о Промысле Божием, они свою жизнь старались строить в соответствии с ним. Например, (и это касается нашего вопроса), в семье родился ребенок. По церковному уставу на сороковой день его приносят в храм для Крещения. Какое дать ему имя? Смотрели в святцы: кого из святых вспоминает в этот день Церковь, такое имя и давали, справедливо считая, что не без воли Божией ребенок родился именно тогда, когда родился. Значит, Богу угодно, чтобы между двумя людьми — святым и новорожденным младенцем — была духовная связь.

протоиерей Александр ЛебедевВ результате получалось, что именины (день памяти святого, чье имя носит ребенок) и день Крещения у малыша совпадали. В водах крещенской купели Господь очищает человека и приставляет к нему Ангела-Хранителя, поэтому день, в который младенец принял Крещение, могли называть днем Ангела.

Пока такое положение дел сохранялось, было безразлично, как называть это радостное событие в жизни человека —  именины или день Ангела. Эти слова были синонимами.

Сейчас же чаще всего мы сталкиваемся с другой ситуацией. Сначала человеку дают имя, руководствуясь какими-то своими соображениями. Потом, через некоторое время, человек принимает Крещение, в котором имя сохраняется. A затем выясняют, кто из святых носил такое же имя, и считают этого святого своим небесным покровителем, а день его памяти — своими именинами. Именины и день Крещения не совпадают. В таком случае правильнее днем Ангела называть день своего Крещения и отличать его от именин».

окончание

Именины – праздник особый

«Празднование именин!» – рассказ И. Шмелева

Сайт - Семья и Вера

Похожий материал:

 

« Предыдущая запись Следующая запись »

semyaivera.ru

Именины и День Ангела - это одно и тоже?

Именины, День рождения, День Ангела - когда они же празднуются?

День ангелаДень рождения – это особый день каждого из нас. Кто-то ждет его с нетерпением, для кого-то он символичен, а кто-то старается его не замечать – уж слишком быстро уходят года.

Но есть еще один день в году, который раньше, в былые времена, почитался больше чем день рождения – это Именины. Помните из детства – «Как на … именины испекли мы каравай…».

Этот день непосредственно связан с днем памяти святого, чье имя было дано нам при крещении. В церковном календаре каждый день посвящен памяти святого и, чаще всего, не одного. Кстати, в православии есть такой указатель этих дней по дням года –Месяцеслов или святцы.

Очень часто бывает, что при крещении малышу дают имя, однако в день крещения не поминается святой с таким именем. Или же святые с таким именем почитаются, чуть ли не каждый месяц. Например, с именем Максим святых почитают: по три дня в январе, мае, августе, сентябре, по два дня в феврале, марте, апреле, октябре, декабре и четыре дня в ноябре.

Как тогда найти СВОИ именины?! Очень просто. В церковном календаре находите день памяти соименитого с вами святого, который ближе всего расположен после вашего дня рождения. Он и будет днем ваших Именин.

     Angel-hranitel11С Именинами разобрались. А когда же празднуется День Ангела? Или это - одно и тоже?!

И вот здесь чаще всего по незнанию, многие скажут – конечно, одно и тоже!

А, вот и нет!

Узнай далее: http://knyagna.ru/new/imeninyi-ili-vse-zhe-den-angela-kak-prazdnovat#ixzz2STyWdVYy

subscribe.ru

это именины или день ангела-хранителя?

День рождения и именины - разные праздники в жизни одного человека. Для верующих более важен день ангела, а не календарный день рождения.

Тезоименитство: что это?

В православии это день, в который почитается память святого, чье имя было получено человеком при крещении. В каждый день православного календаря поминаются православные деятели и мученики, довольно часто в один день их может быть несколько. Когда младенца приносят на крещение, обычно он получает имя святого, память о котором празднуется в день обряда. Получая имя при крещении, человек получает покровительство своего небесного тезки.

Иногда именины называют "днем ангела", но это не совсем верно. Святой Феодор Эдесский утверждал, что каждому человеку Господь дает двух ангелов. Ангел-хранитель уберегает подопечного от зла и несчастий, помогает совершать добрые поступки и дела. Второго заступника люди получают после крещения – это святой Божий угодник. Он ходатайствует перед Божиим престолом, молится за каждого, кто носит его имя. Святитель Феодор полагал, как, впрочем, и все православные христиане, что молитвы угодников будут услышаны быстрее, чем молитвы земных грешников.

тезоименитство это

Как определить имя святого

При выборе имени для крещения священник руководствуется не предпочтениями родителей или своими симпатиями, а церковным православным календарем, еще его называют святцами.

В современных святцах содержится более двух тысяч имен святых, которых церковь в разное время канонизировала. Многие из них имеют одинаковые имена, а дни чествования всегда разные, но сложности все равно есть. Например, святых Иоаннов в святцах упоминается более сотни, но покровителем может быть только один. Поэтому день именин тоже один. Тезоименитство – это единственный день в году, когда поминается память о конкретном святом.

Если при крещении ребенку дали имя в честь мученика Дмитрия Солунского (празднуется 22 (9 по старому стилю) ноября), то только в этот день будет днем именин (тезоименитства, днем ангела).

Сегодня есть много имен, которые не обозначены в святцах, в этом случае при крещении подбирается наиболее близкое по звучанию имя. Например, Анжелика – Ангелина, Алиса – Александра, Дина – Евдокия и т.д. Иногда имена подбираются по принципу значения. Так, Светлана при крещении может получить имя Фотиния (photos (греч.)– свет).

поздравления с тезоименитством священника

Как узнать дату своих именин

В святцах непосвященному человеку легко запутаться, но все же стоит определиться, какой святой является покровителем. Для этого необходимо найти в церковном календаре ближайшую дату памяти с именем того святого, в честь которого нарекли при крещении. Строгое правило: дата тезоименитства следует после дня рождения.

Со святым покровителем стоит познакомиться, прочитать его житие. При желании почтить святого, обратиться к нему нужно прочитать соответствующие молитвы, акафист, кондак. Существует определенный ритуал и правила почитания. Иногда священники дают при крещении имена, согласуясь с внутрицерковными правилами, и тогда имя в святцах и данное при проведении обряда могут не совпадать.

тезоименитство что это в православии

Древнерусские правила празднования

Традиция отмечать именины началась на Руси в XVII веке. По старинным правилам тезоименитство – это особый день в жизни человека, и готовились к нему с тщанием. Пеклись пироги, караваи по специальному рецепту. В день празднования именинник вместе со всей семьей отправлялся в храм, где заказывался молебен о здравии перед иконой святого, в честь которого назван именинник, ставились свечи, происходило прикладывание к иконе.

К вечеру на торжественный ужин собирались гости, где почетное место отводилось крестным родителям. Главным угощением был именинный пирог, позднее вместо него гвоздем стола стал торт. Свечи в него не ставятся. По окончании праздника каждый гость получал подарок – пирог, калач. Именинник сам одаривал своих гостей. Если день тезоименитства приходился на дни поста, празднование переносилось на любой день по его окончании.

дата тезоименитства

Подарки на именины

Тезоименитство – это духовный праздник. В этот день также делаются подарки, но они отличаются от тех, что традиционно дарятся на день рождения. На именины принято преподносить подарки, помогающие человеку обратиться к нематериальному наполнению жизни. Самыми уместными при таком подходе становятся именные иконы, православная литература, аксессуары (сосуды для святой воды, красивые свечи, ладанки и пр.).

Сейчас возрождается обычай дарить «мерную» икону. При рождении ребенка снимаются показания его роста, а затем у мастера заказывают икону такого же размера, как и рост младенца. При этом предварительно выясняется будущее крестное имя, а икона посвящается тому святому, в честь которого нарекут младенца.

тезоименитство патриарха

Служители церкви и тезоименитство

Для каждого священника день, когда празднуется его тезоименитство, это день его духовного рождения. Посвящение в сан сопровождается определенной процедурой, по правилам которой будущему служителю дается новое имя, отличное от того, которое давали при крещении в младенчестве. Поэтому день рождения для человека, ставшего на путь служения Господу, и вовсе не отмечается. Чем выше священник стоит в церковной иерархии, тем более строги правила празднования. Настоятели храмов в день тезоименитства служат Божественную литургию, праздничную службу в честь своего святого покровителя.

Поздравления с тезоименитством священника могут сопровождаться подарками, молитвами и сердечными пожеланиями долгих лет жизни. В качестве подарка для служителя церкви можно преподнести то, что не будет обременительно для дарящего. Это может быть отрез ткани для облачения, церковная утварь, иконы и более значимые дарения.

Тезоименитство Патриарха – это праздник всего православного мира. В этот день предстоятель православной церкви лично служит литургию в главном кафедральном соборе страны, день его тезоименитства торжественными службами отмечается во всех православных храмах. Это большой праздник для всех мирян и священничества.

fb.ru

Именины и День Ангела - это все одно и тоже?

Именины, День рождения, День Ангела - когда они же празднуются?

День ангелаДень рождения – это особый день каждого из нас. Кто-то ждет его с нетерпением, для кого-то он символичен, а кто-то старается его не замечать – уж слишком быстро уходят года.

Но есть еще один день в году, который раньше, в былые времена, почитался больше чем день рождения – это Именины. Помните из детства – «Как на … именины испекли мы каравай…».

Этот день непосредственно связан с днем памяти святого, чье имя было дано нам при крещении. В церковном календаре каждый день посвящен памяти святого и, чаще всего, не одного. Кстати, в православии есть такой указатель этих дней по дням года –Месяцеслов или святцы.

Очень часто бывает, что при крещении малышу дают имя, однако в день крещения не поминается святой с таким именем. Или же святые с таким именем почитаются, чуть ли не каждый месяц. Например, с именем Максим святых почитают: по три дня в январе, мае, августе, сентябре, по два дня в феврале, марте, апреле, октябре, декабре и четыре дня в ноябре.

Как тогда найти СВОИ именины?! Очень просто. В церковном календаре находите день памяти соименитого с вами святого, который ближе всего расположен после вашего дня рождения. Он и будет днем ваших Именин.

     Angel-hranitel11С Именинами разобрались. А когда же празднуется День Ангела? Или это - одно и тоже?!

И вот здесь чаще всего по незнанию, многие скажут – конечно, одно и тоже!

А, вот и нет!

Узнай далее: http://knyagna.ru/new/imeninyi-ili-vse-zhe-den-angela-kak-prazdnovat#ixzz2STyWdVYy

subscribe.ru