Как писать гимн, Сергей Михалков узнал из энциклопедии. Гимн как написать


Как написать текст корпоративного гимна компании на мотив известной песни

Статья будет полезная менеджерам по персоналу, менеджерам по PR, а также любым другим сотрудникам, перед которыми стоит задача создания корпоративного гимна компании на мотив известной песни. В статье пошагово рассматривается, зачем нужен гимн, как выбрать песню, как написать текст, и как правильно презентовать получившийся гимн коллективу.

Как написать текст корпоративного гимна компании на мотив известной песни

Многие компании в определенный период своего развития «дорастают» до создания корпоративного гимна. Истории создания и использования подобных гимнов бывают самые разные. Кто-то заказывает гимн специально, тратит огромную сумму денег, получает патриотический текст, уникальную музыку, но гимн так и не приживается, сотрудники исполняют его «из-под палки» на крупных мероприятиях. А где-то сами же сотрудники готовят на корпоратив переделку песни, а она потом фактически становится гимном, который сотрудники с удовольствием исполняют вместе по каждому удобному случаю. К сожалению, чаще встречается как раз первая ситуация.

Как же добиться того, чтобы у компании появилась своя песня-гимн, которая будет правильно выполнять свои функции и положительно будет воспринята коллективом? Давайте разберёмся.

Гимном чаще всего обзаводятся крупные компании c разветвленной сетью и многочисленными филиалами, у которых выработана своя корпоративная культура, сформирован привлекательный социальный пакет для сотрудников.

Давайте вспомним, для чего компании нужен корпоративный гимн, какие функции он выполняет:

  • Прежде всего, это мотивация сотрудников. Наличие гимна компании говорит о том, что руководство серьёзно относится к мотивационному пакету, старается создать в коллективе дружественную атмосферу. Корпоративный песня помогает сплотить коллектив, поддержать его командный дух.
  • Гимн является также имиджевой составляющей для уважающей себя компании. Без него не обходится ни одно крупное мероприятие, вручение наград и поощрений.
  • Через слова корпоративной песни компания всегда может донести до сотрудников, клиентов и партнёров, что она из себя представляет, чем занимается, какие идеи и ценности пропагандирует.

Итак, как же правильно написать корпоративный гимн

Можно пойти двумя путями. При неограниченном бюджете вы можете заказать слова и написание уникальной музыки. Если же бюджет ограничен, то и ограничится можно написанием текста корпоративного гимна компании на мотив известной песни. В этом случае гимн можно будет исполнять под минус. У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы.

Уникальный гимн хорош как раз своей неповторимостью, но из-за высокой стоимости качественных услуг, доступен немногим. Текст гимна на мотив известной песни имеет свои плюсы, главное, правильно выбрать песню для переделки, и написать правильные слова. В статье рассматривается как раз второй вариант.

Чтобы сотрудники не восприняли гимн, как нечто навязанное, привлеките их к созданию корпоративной песни. Например, можно объявиться конкурс только на написание текста гимна, либо на создание и исполнение гимна каждым отделом, например, на новогоднем корпоративе. Лучшая песня и станет в дальнейшем гимном компании.

Или вы можете заказать написание текста корпоративного гимна профессиональному поэту, имеющему опыт в этой сфере. Не думайте, что человек со стороны, не знакомый с вашей организацией, не сможет написать хорошего текста. Если человек профи, то он задаст вам все необходимые вопросы, изучит историю и культуру вашей организации по публикациям и тем документам, которые вы ему предоставите. После чего поможет подобрать песню для переделки, а также грамотно и качественно напишет нужный текст.

Выбирая исходную песню, текст которой будете править под гимн, учитывайте следующие моменты:

  • Что касается направления, то оно может быть любым – рок, поп, и даже «рэпчик», как ласково называют свой гимн в одной очень уважаемой компании. Главное, чтобы песня была жизнерадостной, всем хорошо известна и воспринималась позитивно.
  • Перед тем, как приступать к переделке, попробуйте пропеть песню в составе из нескольких человек. Легко ли её исполнять, нет ли в ней слишком высоких, или, напротив, слишком низких нот, что затруднит коллективное исполнение?

Что должно быть в тексте гимна

В тексте вы можете обозначить основные ценности компании, отметить сплоченность вашей команды, её бодрый дух, вспомнить основные вехи развития, наметить глобальные планы на будущее, определить вектор развития. Все эти вещи должны озвучиваться простыми, понятными всем словами.

После написания текста вам останется только правильно презентовать гимн коллективу. Сделать это лучше всего на любом крупном корпоративном мероприятии. Вы можете заранее записать исполнение песни в студии частью сотрудников, а во время мероприятия вывести слова песни на экран или раздать слова, чтобы все остальные могли «подтянуть». Если исходная песня всем хорошо известна, то исполнение гимна первый раз всем коллективом может стать сюрпризом для всех. Просто раздайте слова, включите минус и вперёд!

Самое важное в создании текста гимна – это чтобы его слова не расходились с делом. Если у вас в компании руководством создаётся не самая благожелательная атмосфера, постоянная текучка, нарушаются обещания, данные сотрудникам, то одним гимном ситуацию не исправишь, необходим комплексный подход к ситуации.

stihi-na-zakaz.net

сайт учителя истории и обществознания Рахимовой Зинаш Зейнелхановны

Муниципальное образовательное учреждение

 «Вилегодская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа по обществознанию

 

Как написать гимн

   

 

 

 

 

 

 

 

    Выполнила ученица 5 класса    

   Тропникова Анастасия               

 Александровна                            

 

 

 

Научный руководитель-учитель

     истории и обществознания        

Рахимова Зинаш                          

Зейнелхановна,                            

I квалификационная категория  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Вилегодск,

2014 год.

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава I. Императорские гимны........................................................................4

Глава II. Сравнение истории создания гимнов СССР и Российской Федерации.........................................................................................................5

Глава 3. Написание гимна................................................................................7

Заключение.......................................................................................................9

Список литературы..........................................................................................10

ВВЕДЕНИЕ

        Актуальность

Символы Российской Федерации мы изучаем на уроках обществознания. Но, к сожалению,  там предложена современная информация о символах. Исторические справки были очень малы. И мне захотелось узнать больше информации о гимне России.

Я полагаю, что каждый гражданин России должен знать историю создания отечественных гимнов. Ведь даже согласно Конституции Российской Федерации статье 70 пункту №1: «Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливается федеральным конституционным законом». [1,с.26] Значит, гимн является одним из важнейших символов конституционного строя современной России. И его историю знать не менее важно.

Цель исследования: выявление особенностей написания гимнов.

Гипотеза: Я считаю, что сочинить гимн очень сложно, нужно знать правила написания гимнов и историю своей страны. В результате нашей работы, мы попробуем написать гимн моей семьи, так как это проще для нас.

Задачи исследования:

- охарактеризовать историю создания  гимнов  Российской империи;

- сравнить особенности создания гимнов Советского Союза и Российской Федерации.

- проанализировать различные гимны России

- написать гимн моей семьи.

       

        Объект исследования: государственные символы России.

        Предмет исследования: история создания гимнов России.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.ИМПЕРАТОРСКИЕ ГИМНЫ

Поработав со словарной статьей Д. Н. Ушакова, мы выяснили, что "гимн – торжественная песнь, принятая как символ государственного единства" [5]. Было предложено второе значение слова гимн – "хвалебная песня, славословие, восторженная похвала, выражение преклонения" [5]. Также мы выяснили, что  слово гимн -  древнегреческое, происходящее от глагола «гимено» (петь, прославлять)[2].  Но прославлять не в смысле «хвалить», а делать общеизвестным, сохранять память. От других песен гимн отличается тем, что создается по определенной, утвердившейся в течение веков форме (показывавшей, каким стихотворным размером должен писаться гимн, какие комбинации слов могут в нем использоваться, а какие не могут и т. д.).

         Мы  узнали, что первые мелодии и песни, подобные государственному гимну стали возникать в России в XVIII веке. В царствование Петра I (1682–1725 гг.) неизвестным композитором был создан «Преображенский марш». Он очень часто исполнялся на различных церемониях и, не являясь по сути своей государственным гимном, но ассоциировался у иностранцев именно с Россией. Во время всевозможных торжеств, стали исполняться и "виватные канты". "Марш Лейб-гвардии Преображенского полка" сочетал в себе интонации петровских кантов и прусского марша. В исторической литературе говорится, что первый текст на музыку "Преображенского марша" был сочинён в 1805 году, начинался словами «"Пойдём, братцы, за границу бить Отечества врагов!" Позже, уже во второй половине XIX -го века, появился другой текст, начинавшийся словами "Знают турки нас и шведы". "Преображенский марш" никогда не был Государственным Гимном России.»[3] Однако он почти постоянно исполнялся при выходах императоров, на парадах, во время официальных церемоний и приёмов иностранных послов.

         Мы выяснили, что автором второго официального гимна был Алексей Федорович Львов, в 1833 году сопровождавший Николая I в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками. Царь поручил Львову сочинить новый гимн. Он написал мелодию и обратился к Василию Жуковскому с просьбой переделать несколько строчек, чтобы слова ложились на музыку. «18 декабря 1833 года состоялось первое публичное исполнение гимна, ставшего известным под названием «Боже, Царя храни!» в Москве в Большом театре. 25 декабря 1833 года Николай I утвердил гимн Львова». [3]

         Выяснив особенности гимнов Российской империи, узнав их авторов и названия, мы пришли к выводу, что  торжественные песни прославляли как императора,  так и само Отечество. Хотя были написаны как военные марши.                                                                      

         Больше всего в этих гимнах нас поразил их доблестный характер, мужественный настрой и достоинство русских людей.

 

 

ГЛАВАII. СРАВНЕНИЕ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ГИМНОВ  СССР И РОССИИ

         Побеседовав с родителями, я узнала, что они помнят некоторые строки гимна Советского Союза, знают, что его пели каждое утро, в 5 часов, когда начинало свою работу всесоюзное радио, во время открытия Съезда Народных Депутатов, как и в Российской Федерации, во время начала спортивных соревнований международного уровня и  при награждении спортсменов.

         В исторических справках мы выяснили, что гимн СССР, который впервые исполнялся 1 января 1944 года, стал весьма, своеобразным произведением. Это действительно величественная и торжественная музыка, вполне подходящая к тому могущественному и грозному облику, который стремился придать СССР И. В. Сталин. Он был создан специально как гимн и впервые публично исполнялся уже после того, как состоялось его фактическое утверждение.

На государственных церемониях исполнять гимн целиком было слишком долго. Отчасти по этой причине, отчасти в соответствии с международными традициями советский гимн стал чаще всего исполняться без слов - только музыка первого куплета и припева.

         Но  существует ещё одна причина исполнения гимна в СССР без слов в период Н.С. Хрущева,  в тексте восхваляется Сталин " Нас вырастил Сталин — на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил!", а при Хрущёве Сталина критиковали. И, что бы, не петь хвалебных слов о Сталине исполняли лишь одну музыку.

         «  1964 г. Н. С. Хрущев лишился власти. Сменивший его Л. И. Брежнев был большим любителем торжеств и церемоний. Вскоре он решил, что гимну СССР неудобно существовать без слов и отдал распоряжение об исправлении существующего текста. С.В. Михалков переработал стихи, и с 1 сентября 1977 года было введено повсеместное исполнение Гимна Советского Союза с новыми словами». [2]

          В 1991 году Советский Союз распался на суверенные государства, у которых появились свои музыкальные символы. У России гимном стала «Патриотическая песня» М.И. Глинки, без слов. После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь начала звучать как государственный гимн — гимн Российской Федерации.

8 декабря 2000 г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря — Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В. В. Путин.

Слова гимна написал уже известный С.В. Михалков. Возвращение музыки советского гимна в обществе было воспринято неоднозначно, однако мелодия достаточно знакома «на слух» нашему старшему поколению и легко воспроизводится, что для гимна немаловажно.

Итак, гимны СССР восхваляли сначала  Сталина, а народ лишь потом. Гимны СССР и Р.Ф. написаны уже не как военные марши, но, тем не менее, способствуют формированию чувства патриотизма. Сейчас уже многие знают текст гимна наизусть, кто-то по распоряжению начальства, но мы считаем, что большинство граждан России учат гимн, потому что они патриоты  своей страны.

Современный гимн, по нашему мнению, восхваляет народ, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Он подчеркивает многонациональный состав России и равные права всех граждан страны. Так как в России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, поэтому гимн является не идеологическим (не коммунистическим), например как гимн СССР.

Наверное, самое главное то, что слова и музыка гимнов СССР и России написаны одни и теми же людьми. Что, безусловно, их объединяет: музыка Александра Васильевича Александрова, слова Сергея Михалкова и Г. Эль-Регистана (Габриэля Аркадьевича Урекляна), лишь слова последнего гимна 87-летний поэт С. Михалков написал один без соавтора.

         Сравнивая гимны Советского Союза и Российской Федерации, мы пришли к выводу, что у них есть похожие строки, например такие как:

        

* «Союз нерушимый республик свободных» Гимн Советского Союза.

* «Братских народов союз вековой» Гимн Российской Федерации.

 

Но так же, мы обратили и особое внимание на слова и строки, совершенно отличающиеся.

         Когда я слушала гимн Советского Союза, у меня создалось впечатление, что СССР был очень сильным, в нём жили дружные сплочённые люди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВАIII. ГИМН МОЕЙ СЕМЬИ

Итак, что бы написать гимн по нашему мнению необходимо знать историю страны, предыдущих гимнов. Использовать торжественный стиль и восхвалять кого-нибудь или что-нибудь. Нами была найдена инструкция написания гимна.

Инструкция -  https://www.kakprosto.ru/kak-44115-kak-napisat-gimn

«1. Литературная основа гимна имеет строфическую (куплетную) форму. Иначе говоря, пишется от двух до четырех строф по 4-8 строк, излагающих отношение и мнение автора о предмете воспевания, а дополнительная строфа (будущий припев) подытоживает все содержание текста, содержит слова похвалы и прославления.

 2. Строго соблюдайте ритм в поэтическом тексте. Любое отхождение будет восприниматься при пении особенно ярко и создаст впечатление незавершенности, «сыроватости» текста. Содержание должно быть связано с восхвалением имени адресата. Как правило, текст состоит из простых слов, которые в обычной поэзии могут быть восприняты как банальные, вычурные и недопустимые. Однако и в гимнах злоупотребление клише и шаблонами может обернуться провалом. Поэтому в умеренных количествах проявляйте оригинальность и свежесть мысли.

 3. Музыка гимна основывается на жанре марша, поэтому большинство гимнов написано в размере 4/4 или 2/4 – в этих размерах удобно маршировать: шагу ноги соответствуют либо только четные, либо только нечетные доли. Однако такие гимны, как «Священная война» (все-таки эта песня написана в жанре гимна) и “Gaudeamus”, имеют размер 3/4. Хотя они и воспринимаются как торжественные, маршировать под них достаточно трудно: на одну и ту же ногу приходятся то сильные, то слабые доли.

 4. В гимне нет распевности и юбиляций, то есть на один поэтический слог, приходится одна нота. Это роднит гимн с обыденной речью. Кроме того, обычным людям проще запомнить и воспроизвести такую мелодию.

 5. Как правило, в гимне используется не сольное пение, а хоровое. Выделяется мелодия (как правило, сопрано), но присутствуют подголоски. Мелодию трудно различить в гимне на 5-6 хоровых голосов. Оптимальное количество – 2-3 голоса. Если в хоре голосов больше, одну из партий можно дублировать в унисон или в октаву.

Торжественность придают такие элементы, как пунктирный ритм, скачи на кварту, квинту и октаву, постепенные восходящие движения. Отклонения в другие тональности и модуляции практически не используются, так как отвлекают от поэтического текста.

 6. Инструментальное сопровождение может быть представлено оркестром, ансамблем, фортепиано или отсутствовать вовсе. В последнем случае количество голосов в хоре можно увеличить, чтобы создать большую глубину и густоту. При наличии сопровождения инструментальные подголоски должны звучать в паузах между фразами хора, а в остальное время подчеркивают и оттеняют их. В некоторых случаях допускается дублирование одним из инструментов мелодической партии». [4]

 Мы попробовали написать гимн моей семьи, используя данную инструкцию:

 

Гимн моей семьи

Семья – наш надёжный, могучий союз!

И в этом великая сила.

Своею семьёю я очень горжусь,

Хотим мы, всегда чтоб так было!

 

Славься, семья моя

Отчий дом родной!

Мудрость могучая,

Горжусь я тобой!

        

Всегда вместе, дружно идём мы вперёд,

И трудности нам по плечу!

И если решить нужно мне что — нибудь

К семье за советом я сразу лечу!

        

Славься, семья моя

Отчий дом родной!

Мудрость могучая,

Горжусь я тобой!

   (Тропникова Анастасия).

        

         Составляя этот гимн, я хотела показать, что главное в нашей семье – это то, что мы все заботимся друг о друге и не бросаем в беде. Некоторые слова мы взяли из гимна Российской Федерации, и это в очередной раз напомнило мне о том, что моя семья – это тоже часть большой страны – России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Благодаря нашей работе, я многое узнала о гимнах России в разные времена: гимны Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. В результате этой работы нам самим удалось написать гимн моей семьи, тем самым подтвердив первоначальную гипотезу.

         Мы многое узнали о правильном написании гимнов, и их особенном созвучии с музыкой. Сочинить гимн показалось довольно сложно, всё – таки это особенный жанр, немного отличающийся от других.

         Особенно трудно было подобрать мелодию, и мы решили взять привычную музыку Александра Васильевича Александрова, на которую написаны гимны Советского Союза и Российской федерации.

         Итак: чтобы написать гимн, нужно использовать куплетную форму, строго соблюдать ритм, чтобы было удобно маршировать. В гимне должно быть ярко выражено, кто или что в нём восхваляется. Гимны существуют различные. Но их объединяет одно – это действительно торжественная песнь, которая затрагивает душу каждого гражданина России, члена семьи, класса, школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Москва. Юридическая литература. 1993, с. 94

2. Символы России и стран СНГ: https://www.somb.ru/downloads/fulltexts/method_guides/2008/symbols_sng/Russia/Rus_gimn.htm

3. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с. https://www.hymn.ru/soboleva-russian-national-symbols/

4. Как написать гимн. Инструкция -  https://www.kakprosto.ru/kak-44115-kak-napisat-gimn

5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. https://www.dict.t-mm.ru/ushakov

sajt-uchitelya-istorii3.webnode.ru

Как сочинить гимн | Екабу.ру

Интервью с главным меломаном и поэтом ЕКАБУ – пользователем Motor-jaks.

Яков Козлов, известный на просторах ЕКАБУ под ником Motor-jaks вошёл в историю нашего сайта как безусловный победитель конкурса на лучший гимн портала. А ещё Яков пишет замечательные стихи. Знакомимся!

— Яков, как ты узнал о нашем конкурсе?

— Всё просто: увидел на Екабу информацию и решил поучаствовать.

— Давно пишешь стихи?

— Стихи начал писать ещё в школе. Я вообще творческий человек: пишу и стихи, и музыку. Со временем захотелось наложить их на музыку, но из этого эксперимента ничего хорошего тогда не вышло: стих и мелодия как будто жили своими жизнями, каждый элемент – отдельно от другого. Ну, а сейчас уже более-менее начало получаться совмещать эти два вида искусства в одно - песню.

— У тебя есть музыкальное образование?

— Нет, музыкального образования у меня нет. В свое время хотел научиться играть на саксофоне, но выяснилось, что перед этим мне нужно четыре года отучиться игре на флейте, чтобы развить лёгкие. В общем, с саксофоном не сложилось.

— А как тогда ты пишешь музыку?

— Стараюсь делать это через компьютерные программы, но как-то пока с ними не складывается. «Живой» инструмент мне больше по душе: чаще всего сочиняю музыку на синтезаторе или на гитаре.

Сольфеджио я освоил самостоятельно. В школе у нас были курсы игры на гитаре. Они, правда, быстро закрылись, но я успел изучить ноты. Честно говоря, сейчас я эти знания практически не использую: подбираю мелодии, в основном, на слух.

— Часто заходишь на наш сайт?

— Раньше очень много сидел на ЕКАБУ, сейчас захожу реже: работа, семья… Но когда появляется свободная минутка, я всегда здесь.

— Как сочинял гимн ЕКАБУ?

— Гимн написался легко, буквально за 15 минут. Я ещё раз просмотрел все разделы сайта, и текст сам пришёл в голову. А срифмовать слова мне никогда не составляло труда. Если послушать гимн, станет понятно, что в его тексте очень полно описывается сам портал: что на нём есть интересного, и почему люди заходят сюда каждый день.

— Чем занимаешься по жизни?

— Я связист-проектировщик. Несмотря на профессию, далёкую от музыки и сочинения стихов, у меня наполовину творческий, наполовину технический склад ума. Мне близки оба направления деятельности, но на деле получается так, что одно приносит деньги, а второе нет. Хотя творчество даёт нечто совсем другое, и это тоже для меня важно.

— Что бы ты посоветовал людям, которые хотят научиться писать или миксовать музыку?

— Есть две хорошие программы: одна FL Studio, другая – акустика Mixcraft. Вторая очень простая, удобная и интуитивно понятная. Сюда я обычно захожу и играю на клавиатуре: ноты и звуки те же самые, что и на обычном фортепиано. А вообще самое эффективное – это взять синтезатор и начать музицировать, пробовать подбирать какие-то мелодии. Со временем пальцы запоминают клавиатуру, и можно играть вслепую. О каком звуке подумал, на ту клавишу палец автоматически и нажимает.

— Как твои близкие относятся к такому увлечению?

— Мой брат профессионально занимается музыкой, играет на электрогитаре и синтезаторе, и к моим экспериментам относится не очень хорошо – считает, что нужно музыку изучать как науку, «от и до». К тому же он сразу слышит, если я не попадаю в ноту или тональность. Сам же он сочиняет музыку технически: берет уже специально подобранные октавы, и уже из них составляет мелодию.

— Вместе что-нибудь создать не пробовали?

— Пробовали, но не получается. У нас немножко разное мышление: для него главное, чтобы мелодия была красивой, а у меня на первом месте – хороший текст.

— А слова на его музыку не пытался писать?

— Да, было дело. Не понравилось ни мне, ни ему.

— Какой стиль музыки тебе ближе?

— Я меломан. Даже у самой попсовой и «трэшовой» группы есть какая-нибудь одна песня, которая мне нравится. Я, в первую очередь, обращаю внимание на слова, потом – на мелодию. Если всё это хорошо сбалансировано, пусть и в попсовой песне, почему бы и нет?

— Какова тематика большинства твоих стихов?

— Да любая! Мне обычно задают тему, просят что-нибудь написать, я её беру, разбираю и пишу. Сочиняю обычно под настроение, либо что-то на тему недавних событий, произошедших в моей жизни. На волне позитива иногда получаются и веселые стихи. В ближайшем будущем планирую завести блог или живой журнал, потому что часто в голову приходят хорошие умные мысли, которые хочется куда-то записать. Может, кому-то ещё они понравятся.

— Не было идеи поставить стихотворчество и написание музыки на коммерческий поток?

— Нет. Творчество ведь рождается благодаря порывам души, а не на заказ. Но если друзья что-то просят сочинить, я никогда не отказываю.

— Как ты узнал о том, что победил в конкурсе на лучший гимн?

— Узнал я об этом на Дне Рождения ЕКАБУ. Конечно, было очень неожиданно, я думал, меня предупредят.

Супруга внезапно услышала, что кого-то кричат. Сразу предположила, что меня. Я подумал: «Быть такого не может!» Но, как выяснилось позже, она была права.

— За что ты любишь ЕКАБУ, и чего хотел бы пожелать нашим пользователям?

— Сайт интересен новой свежей информацией, необычными постами, обсуждениями. А ещё я люблю играть во «Флуд». Благодаря этой игре узнаешь множество новых слов, о существовании которых даже не подозревал. Это заставляет думать, напрягать мозги. Также нравятся движухи Екабу, где можно встретиться и пообщаться с пользователями в живую. Ну и, конечно же, конкурсы, в которых можно участвовать и побеждать. Я вот дважды уже выигрывал во «Флуде» благодаря самому большому количеству оставленных комментариев.

Что касается пользователей, то я всем екабушникам желаю счастья, удачи, творческих и личных побед и побед в конкурсах на Екабу!

Ну и, напоследок, несколько стихов от Якова:

Скоростной заезд

Город зажигается огнями.Ночь всех укладывает спать,Но ей не справиться с парнями,Что собираются гонять.На старт съезжаются машины,Все быстрые и мощные, как зверь,Но вряд ли с гонщиком они едины.Автомобили дикие, поверь.Но я люблю стального друга,Мы знаем, что вражда – позор.Так, иногда, поссоримся немного…Зелёный свет вдруг подаёт нам светофор!Слетев с катушек, мчимся мы по трассеИ, пролетая километр в миг,Давя педаль, мы чувственность теряем,Бурлит в сердцах адреналин!На поворотах сердце замирает.Горят покрышки, прогрызая твердь.Из выхлопной трубы огонь пылает.Мы начинаем всё быстрей лететь.Вьётся, как змея, дорога,Обвивая скалы в вышине.Я верю, мы с обрыва не сорвёмся.Мотор сильнее стал реветь.Вот конец уж очень скоро,Но противник, он не спит,Бесится, машину долбит.Я знаю, он не победит!Мост, за которым финиш,Вдруг почему-то развели!Как на трамплине мы взлетаемИ по воздуху летим.Я приземлился – всё в порядке,Противнику – не повезло,Он разбил свои колодкиИ в обрыв его снеслоЯ победил в соревнованьях,Но победа не моя,Она скорей стального друга,Он победил, он не подвёл меня!

***Гляжу в твои прекрасные глазаИ душу вижу всю, как на ладони.Открылся мне туманный град,Огонь пылающий в неволе.Разряд вдруг порази меня,Разбил души моей прохладу,Зажёг мне свет в конце путиИ в жизни подарил отраду.И мне открылся тайный смыслТех слов, что раньше говорила.Судьба нам предназначена одна,Да и душа у нас с тобой едина.

***

С высот спускалась синеваИ растворялась тишиною.Завяла, спряталась трава –Готовится ко сну зимою.

Но что мы сделали не так?Зачем замёрзли наши отношенья?В душе, вдруг, появился страх,А истина повергла нас в смятенье.

Вспугнула нас какая-то молва,Что мы гуляли вместе под луною.В принципе толпа права:Мы чувства назвали игрою.

Но поздно мы понять сумели,Что это вовсе не игра!Надежды до конца сгорели,Любовь же – вовсе умерла!

Гимн ЕКАБУ

Куплет 1

На Екабу захожу каждый деньИ в выходной мне тоже не леньИ если тебе взгрустнулось чуть-чуть.На Екабу зайти не забудь.Много постов, славный смайлик в концеСнова улыбка всплыла на лицеНовый опять я оставлю комент.Связал екабу нас словно цемент.

Припев

На екабу сидят наши друзьяИ без него прожить мне нельзяЛишь с екабу бьется сердце сильнейВедь екабу смысл жизни моейБендеру ты улыбайся в ответОн тебе шлет огромный приветГде то на небе вспыхнет звездаА мы с екабу вместе будем всегда.

Куплет 2

На главной странице идей чередаНовости, смех, позитив и едаДевочки вечера, девочка дняПокажут все для тебя и меняПриколюхи, перлофка несут позитивИ рассмешат весь наш коллективА на тусовку все вместе прийдемЗа Екабу мы бокалы нальем!

Припев

На екабу сидят наши друзьяИ без него прожить мне нельзяЛишь с екабу бьется сердце сильнейВедь екабу смысл жизни моейБендеру ты улыбайся в ответОн тебе шлет огромный приветГде то на небе вспыхнет звездаА мы с екабу вместе будем всегда.

ekabu.ru

Как писать гимн, Сергей Михалков узнал из энциклопедии

«Я и мой давний друг Габо (Габриэль Аркадьевич Уреклян, выступавший в печати под псевдонимом Г. Эль-Регистан) большую часть времени находились на фронте и лишь наездами бывали в Москве. Габо останавливался в гостинице «Москва», я - на своей квартире.

Зайдя как-то в ресторан «Арагви» за «подкреплением», я встретил там группу известных московских поэтов. Товарищи собрались в ресторане пообедать после «важного» совещания у К. Ворошилова.

- Что за «важное» совещание? - поинтересовался я.

- Будет создаваться новый Гимн Советского Союза. Объявлен конкурс на лучший текст! - последовал ответ. - Были приглашены все «песенники»!

По возвращении в гостиницу я поделился этой новостью с Габо.

- Но почему же не пригласили меня? - не без некоторой обиды задал я вопрос своему другу.

- Ты же сам сказал, что пригласили «песенников», а ты детский поэт! - ответил Эль-Регистан.

- Но я же все-таки сочинил несколько песен! - возразил я...

В ранний утренний час следующего дня звонок в дверь поднял меня с постели. На пороге стоял Габо.

- Мне приснился сон, что мы с тобой стали авторами Гимна! - прямо с порога заявил он. - Я даже записал несколько слов, которые мне приснились!

Габо протянул мне гостиничный счет, на котором я прочитал: «Великая Русь», «Дружба народов», «Ленин»...

«А почему бы нам действительно не попробовать свои силы? - подумал я. - Ведь не боги же горшки обжигают?»

Но как пишутся гимны, никто из нас двоих не знал. Каково должно быть его содержание? Какую стихотворную форму лучше избрать?

Первым делом надо заглянуть в энциклопедию.

«Гимн - торжественная песнь... Гражданская молитва народа...»

Содержание? Надо взять за основу Конституцию СССР.

Стихотворный размер? Мы вспомнили часто звучавший по радио «Гимн партии большевиков» со словами В. И. Лебедева-Кумача на музыку А. В. Александрова. Решили взять за основу стихотворного размера первый куплет этой торжественной песни.

Мы принялись за работу. Я сочинял, Габо вносил предложения, редактировал формулировки.

Сказано - сделано.

Сочиненный текст послали по почте Дм. Дм. Шостаковичу.

Вернувшись из очередной поездки на фронт, мы узнали, что великий композитор написал музыку на наши слова и что все варианты текстов и музыки, представленные на рассмотрение высокой комиссии по главе с К. Ворошиловым, в самом разнообразном исполнении еженедельно прослушиваются комиссией в Бетховенском зале Большого театра СССР.

Нам удалось попасть на одно из них. Правительственная комиссия после очередного прослушивания выносила свое предварительное суждение: «Представленные варианты Гимна пока не отвечают необходимым требованиям. Надо продолжать работу».

Не имея возможности находиться в Москве, мы снова по заданию своего командования вылетели на фронт. И вдруг получаем приказ срочно вернуться в Москву. Нас вызывают в Кремль, к Ворошилову…

…Рассказывают, что однажды Сталин, испытывая на верность своего товарища по партии и по руководству страной, спросил Ворошилова:

- Ты можешь застрелить ради меня свою любимую собаку?

И Ворошилов на глазах у Сталина застрелил любимого пса.

Сама судьба свела счеты с верным сатрапом Верховного Главнокомандующего.

Ворошилов полностью оглох. В глубоком безмолвии, наедине со своими мыслями, медленно уходил он из жизни, увенчанный многими высшими наградами за подвиги, которых он не совершал. И ушел, оставив после себя недобрую память... Итак, мы в Кремле.

- Товарищ Сталин обратил внимание на ваш вариант текстов! - говорит, обращаясь к нам, Ворошилов. - Очень не зазнавайтесь! Будем работать с вами!

Перед маршалом на столе лежит отпечатанная в типографии книга в красной обложке. В ней собраны все варианты текста будущего Гимна СССР, представленные десятками авторов на конкурс. На 83-й странице закладка: наш текст с пометками Сталина.

…До поздней осени мы были заняты доработкой текста.

26 октября 1943 года в десять часов вечера состоялось очередное прослушивание музыки Государственного гимна. Мы с Эль-Регистаном сидели в пустом зрительном зале Большого театра. В правительственной ложе находились руководители партии и правительства во главе со Сталиным. Варианты Гимна исполнял Краснознаменный ансамбль песни и пляски Красной Армии под руководством профессора А. В. Александрова. Около двенадцати часов ночи прослушивание окончилось.

Мы с Габо сидели дома за чайным столом и делились впечатлениями о минувшем вечере.

Наши размышления прервал телефонный звонок:

- Сейчас с вами будет говорить товарищ Сталин!

- Надеюсь, не разбудил?.. (знакомый голос с явным грузинским акцентом)... Прослушали мы сегодня гимн. Куце получается.

- Как понять, товарищ Сталин?

- Мало слов. Ничего не сказано о Красной Армии. Надо добавить еще один куплет. Отразить роль нашей армии в героической борьбе против захватчиков. Показать нашу мощь и веру в победу.

- Когда это нужно? - спрашиваю я.

- Когда напишете - пришлите. А мы посмотрим, - сухо ответил Сталин и положил трубку.

До рассвета мы сочиняли и варьировали новый куплет Гимна. Поработав еще целый день, передали Ворошилову новое четверостишие, а заодно и несколько вариантов строф и отдельных строк нового третьего куплета.

28 октября главный редактор газеты "Сталинский сокол", бригадный комиссар В. П. Московский, находит нас по телефону и сообщает о срочном вызове к Сталину.

Здесь в ожидании вызова на доклад к Главнокомандующему сидят два прославленных военачальника. Мы узнаем их. Маршалы не без удивления смотрят на майора и капитана в нечищеных сапогах, навстречу которым поднимается из-за стола помощник Сталина Поскребышев.

Указывая нам на массивную дверь с большой бронзовой ручкой, он сухо говорит:

- Проходите. Вас ждут. Где вы пропадаете?

В темном тамбуре между дверьми машинально крестимся и переступаем порог державного кабинета.

На часах 22 часа 30 минут.

У стены, под портретами Суворова и Кутузова, длинный стол для совещаний. Справа, вдали, столик с разноцветными телефонными аппаратами. За длинным столом в каком-то напряженном молчании сидят "живые портреты": Молотов, Берия, Ворошилов, Маленков, Щербаков... Прямо против нас стоит с листом бумаги в руках сам Сталин.

Мы здороваемся:

- Здравствуйте, товарищ Сталин!

Сталин не отвечает. Он явно не в духе.

- Ознакомьтесь! - говорит Сталин. - Нет ли у вас возражений? Главное, сохранить эти мысли. Возможно это?

- Можно нам подумать до завтра? - отвечаю я.

- Нет, нам это нужно сегодня. Вот карандаши, бумага... - приглашает нас к столу Сталин.

Мы садимся против "живых портретов". Необычная обстановка смущает.

- Что? Неудобно здесь работать? - спрашивает Сталин, улыбаясь. - Сейчас вам дадут другое место.

Майора и капитана проводят в комнату рядом с приемной. Приносят чай, бутерброды. Мы голодны. Сначала едим, пьем чай.

После короткого обсуждения нового варианта нового четверостишия Сталин обращается к членам Политбюро:

- Каких захватчиков? Подлых? Как вы думаете, товарищи?

- Правильно, товарищ Сталин! Подлых! - соглашается Берия.

- На этом и остановимся! Товарищ Щербаков, пусть этот текст отпечатают сейчас на машинке.

…В ночь на Новый, 1944 год по Всесоюзному радио прозвучал новый Гимн Советского Союза. Он прозвучал мощной здравицей в честь советского народа, армия которого освобождала оккупированную территорию и ломала хребет фашизму.

В год создания Гимна СССР мне было 30».

Поделиться видео </>

96 день рождения Сергея Михалкова.

www.kp.ru

Гимн - это особый жанр.

Источник: газета «Промышленный еженедельник» №26 - июль 2008

В наше время, когда вполне можно говорить о расцвете самоиндификации, когда каждое предприятие старается все больше осознавать свою историческую уникальность, социальную неповторимость и территориально производственное своеобразие, все чаще и чаще можно слышать: "А у нас есть свой гимн"! И это нормально и правильно: гимн, по сути своей - такой же атрибут суверенитета компании, как ее торговая марка, печать и собственное имя на промышленноэнергетической карте страны. И безусловно важно, чтобы гимн был, скажем так, качественным. А это уже разговор профессиональный и вести его надо с профессиональным композитором, имеющим опыт создания гимнов, поскольку совершенно очевидно, что попсовые "два притопа" здесь не годятся. Именно такой собеседник у "Промышленного еженедельника" - композитор Сергей Белоголов.

- Сергей Владиленович, в нескольких словах, откуда пошли на Земле первые гимны?

- Начнем с самого начала. Гимн в переводе с греческого - "торжественная песнь". Первые гимны, воспевающие богов и государственных правителей тех древнихпредревних лет, были обнаружены написанными на папирусах в древнеегипетских пирамидах. Древние греки донесли до нас термин "гимн", который в те времена восходил к имени бога брачных уз - Гименея, что на самом деле заставляет о многом задуматься. Хотя бы о том, что в основе прославления лежит начало новой жизни, чему, собственно, и служит брак. Гимны были разные и нынешнее поголовное увлечение "Маршем Мендельсона" в момент свадебного торжества - все-таки упрощение. Но вернемся к гимнам как таковым. У тех же древних греков со временем появились многочисленные гимны, которые воспевали других богов. Практически у каждого бога были свои гимны, которые исполнялись, сообразно ритуалам и местным предпочтениям. Гомер и Пиндар усовершенствовали искусство гимна, впервые сделав его "светским", так сказать - опустив с небес на землю. Благодаря им и римлянам стало возможным появление "псалмов, гимнов и од" во славу христианской веры (можно вспомнить Иоанна Дамаскина на востоке и Фому Аквинского на западе).

- А гимны стран, районов, поселений и так далее?

- Такие гимны появились гораздо позже, но стали крайне популярными. Сейчас уже странно выглядело бы государство, у которого нет своего гимна. То есть, спортсменам которого буквально не под что было бы радоваться до слез какой-нибудь своей победе, а руководителю страны нечего послушать, сходя по трапу по прилету с дружеским визитом в другую страну. Так и местные гимны: уверен, что традиция эта будет только крепнуть, и в каждой местности появится свой оригинальный высокохудожественный гимн, который всегда есть зачем и где исполнить.

Но вернемся к вашему вопросу. Национальные гимны возникли уже в "Новое время", когда они смогли по своей сути несколько высвободиться от строгих канонов религиозной направленности. Первый светский гимн, который, на мой взгляд, оказал огромное влияние на этот жанр вообще, был гимн Нидерландов, который появился в двадцатые годы семнадцатого века. В те времена гимны, как правило, тематически концентрировали свои смыслы вокруг фигуры монарха как главного символа государства. Достаточно вспомнить первые строчки гимна Российской Империи: "Боже, царя храни..."

Однако монархии стали сменяться республиками, и в этом отношении трудно переоценить значение французской "Марсельезы" (1792 год), которая послужила прототипом новых национальных гимнов, в основу которых легли идеи свободы, равенства, братства. Собственно, эти идеи в том или ином виде являются стержневыми для современным государственных и национальных гимнов.

Что же касается гимнов, скажем так, региональных или корпоративных - то там за основу обычно берется местная или профессиональная специфика.

- Как вы думаете, какие основные цели преследуют, когда заказывают гимн?

- Ничего нового я тут вам не открою, это самоочевидные вещи. Гимн, так же как герб и флаг - символы единства, символы особости и суверенитета - государства, города, района, компании... Их предназначение - сплочение людей. Но они не могут быть абстрактными, абстрактные символы плохо воспринимаются, поэтому в них обозначеныо собенности сплачиваемого народа или коллектива, принципы, на которых строится их жизнь и т.д.

- Как можно оценить качество гимна?

- Главный критерий качества гимна - эмоциональное воздействие двух составляющих - музыки и текста, способное вызвать у слушателя духовный подъем, готовность к действию, чувство гордости. Эта тема очень обширная, можно долго и много говорить о музыке и текстах гимнов. Универсальных рецептов здесь нет, но при этом встречаются случаи - и их немало, когда произведение называемое гимном не выполняет свои функции, а значит таковым не является.

- Сложно написать гимн?

- Сложно ли написать гимн? Все зависит от степени таланта, профессионализма и понимания задачи. Очень важно работать в тандеме с поэтом, так как рождение серьезного произведения (а гимн - это очень серьезно, это много сложнее просто хорошей песни) предполагает постоянный поиск, внесение изменений в текст, дополнения, правки... споры, наконец, и прочие интересные вещи, без которых не обходится ни один творческий процесс.

- А что обязательно должно быть в музыке гимна?

- Скажем так: эта музыка должна возвышать людей, "поднимать" их и "нести"... Понятно говорю?

- Вполне! Скажите, а часто заказывают гимны?

- Часто. И это здоровая тенденция. Я считаю: это показатель того, что у людей возникает потребность испытать чувство единения, чувство сопричастности и гордости - за свой город, свое предприятие, свою профессию... Но должен заметить- еще раз вернусь к жанровым особенностям - что многие из современных гимнов городов и предприятий представляют из себя обыкновенные песни. Почемуто в последнее время принято считать, что если в песне упоминается название города, то это что уже гимн. Еще одна распространенная беда - непрофессиональные тексты, "со всеми вытекающими.."

- Вам такое встречалось?

- Увы, да. Более того: есть случаи, когда создание гимнов поставлено "на поток", и некие творческие "стахановцы" выдают почти одинаковые гимны направо и налево, сильно надеясь, что их заказчики музыкально не встретятся. Гимн - это "штучный" продукт. Это умение в рамках короткого стихотворного и музыкального полотна создать емкий уникальный эмоционально насыщенный образ... Тут важна каждая нота и каждое слово текста!

- Тексты, кстати, да... Бывают просто наивно смешными...

- Они могут быть искренние, трогательные, полные гордости за свой регион... Но крайне редко такие стихи могут стать основой для хорошего гимна. Исключения, конечно, бывают, но они настолько редки, что я, например, таковых не встречал. Текст гимна - это важно и непросто. Здесь нужны профессионалы, и профессионалы особые.

- А что можно сказать о записи?

- Только одно: на этом нельзя экономить! Иначе усилия многих людей, от композитора и поэта до исполнителей окажутся тщетными и мы не достигнем главного результата - эмоционального воздействия на слушателя! Гимн должен звучать в соответствии с авторским замыслом: Если это оркестр - значит должен звучать оркестр, если это хор - значит, должен звучать хор... Плюс хорошая студия и грамотное сведение. И тогда он прозвучит именно так, как должен звучать гимн... А уж появятся ли слезы на глазах у людей, зависит (повторюсь) от таланта и профессионализма авторов и исполнителей.

- Вы считаете себя специалистом по созданию гимнов?

- Сразу оговорюсь: я не специализируюсь на создании гимнов. Это лишь небольшая часть моего творчества. В то же время я четко представляю себе стилистику и особенности этого жанра. И одна из этих особенностей такова: гимны нельзя писать часто! Для этого нужно особое эмоциональное состояние, особый настрой... Хороших гимнов гораздо меньше, чем хороших песен - это объективно и показательно.

- Первый написанный вами гимн: это было давно?

- Первый гимн я написал 20 лет назад. Он был написан на конкурсной основе для одной из национальных республик. Что касается "корпоративных гимнов", то я практически не раскрываю, какие гимны и для кого написаны. Гимн в первую очередь принадлежит тому, чьим символом он является. Пусть лучше сама корпорация скажет, кому именно она заказала свой гимн. Если сочтет нужным.

- Ваш первый гимн исполняют и сейчас?

- Вы знаете, нет, хотя без преувеличений я могу назвать его одним из самых удачных. Просто в то время в национальных республиках степень художественного достоинства произведения зачастую определялась по национальным признакам авторов - гимн оказался "слишком европеизированным" для собственных национальных корней.

- Вас это сильно расстроило?

- Нет. Я предвидел такой вариант. Но это - тоже часть профессии, с этим надо мириться. К тому же с тех пор я написал еще более десяти гимнов, многими из которых просто горжусь. Думаю, будут и еще интересные заказы с хорошими текстами.

- А если текст... не так уж хорошо, написан местным доморощенным автором с неуклюжей рифмой и банальным смыслом?

- Тогда я постараюсь мягко порекомендовать обратиться к хорошему автору.. Хотя бы как к консультанту, который мог бы "поработать" с местным автором.

- А если у заказчика будет категорическое условие писать именно на этот текст?

- Как правило, люди, заказывающие гимн, понимают, что им надо, обладают вкусом и здравым смыслом. И понимают, что на плохой текст хороший гимн написать практически невозможно. Причем, они же понимают: им самим его петь, вместе со всеми. Так, чтобы не было стыдно..

Белоголов Сергей Владиленович. Родился 22 марта 1955 года в г.Петрозаводске. Детские годы прошли на Южном Урале, в городе Миассе, где закончил музыкальную школу №2 по классу фортепиано (1963-1970), а затем теоретическое отделение Миасского музыкального училища (1970-1974). С 1974 по 1979 года - учеба на композиторском факультете Новосибирской Государственной консерватории им. М. И. Глинки в классе профессора А. Ф. Мурова. После окончания консерватории, с 1979 по 1996 годы - творческая и преподавательская работа в Якутии. С 1983 года - член Союза композиторов СССР. C 1996 года по настоящее время работает в Москве. Состоит в Московской организации Союза композиторов России. С 2003 года - зав. музыкальной частью московского Государственного театра киноактера. Автор мюзиклов, балетов, симфонических увертюр, кантат, гимнов, театральной, камерно-инструментальной, хоровой, вокальной музыки. Особое место в творчестве - музыка для детей.

www.belogolov.ru

Государственный гимн России

Государственный гимн РФ — музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом о государственном гимне. Он может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными законом музыкальной редакцией и текстом. Государственный гимн России был утверждён указом президента 30 декабря 2000 года. Автор слов гимна С.В. Михалков, автор музыки А.В. Александров.

Первый гимн России – «Молитва русских» – стал исполняться в 1816 году по указу Александра I при встречах императора. Слова гимна принадлежали В.А. Жуковскому, музыка была позаимствована у Генри Кэрри («Боже, храни короля», 1743 год). Этот гимн просуществовал до 1833 года, после чего его сменил «Боже, царя храни!». В 1917 место его заняла «Рабочая марсельеза», которую через год сменил «Интернационал». В 1944 году появился новый гимн, музыка которого используется в современном гимне. Авторами слов для него были С.В.Михалков и Г.Г. Эль-Регистан. С 1955 по 1977 гимн исполнялся без слов (так как в них упоминалась фамилия опального Сталина), пока теми же авторами не были написаны новые. После распада СССР (в 1991) гимном России стала «Патриотическая песня» композитора Глинки. Этот гимн вплоть до его замены в 2000 не имел слов.

Государственный гимн Российской Федерации исполняется:

  • при вступлении в должность Президента Российской Федерации — после принесения им присяги;
  • при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления;
  • при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и сессий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • во время официальной церемонии подъема Государственного флага Российской Федерации и других официальных церемоний;
  • во время церемоний встреч и проводов посещающих Российскую Федерацию с официальными визитами глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, официальных представителей иностранных государств, а также глав межгосударственных и межправительственных организаций — в соответствии с дипломатическим протоколом;
  • во время проведения воинских ритуалов — в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
  • Государственный гимн также может исполняться при открытии памятников и памятных знаков, при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации и в других случаях указанных в федеральном конституционном законе о государственном гимне.

Текст Государственного гимна РФ:

Россия — священная наша держава,Россия — любимая наша страна.Могучая воля, великая слава —Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного краяРаскинулись наши леса и поля.Одна ты на свете! Одна ты такая —Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизниГрядущие нам открывают года.Нам силу дает наша верность Отчизне.Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!Славься, страна! Мы гордимся тобой!

geographyofrussia.com

История российского гимна: от самого первого до современного

история российского гимнаПод гимном понимается торжественное произведение, песнь, в которой восхваляется и прославляется кто-либо или что-либо. В Древней Греции с гимнами соседствовали панегирики и дифирамбы.

Из трех компонентов политической символики (флаг, герб, гимн) именно гимн не имеет многовековой истории, поскольку менялся чаще. Итак, какие гимны были в России?

А кто об этом помнит?!

В истории России конца XVIII века произошло событие, которое вызвало небывалый дотоле подъем патриотических чувств. В 1791 году русские войска под руководством уже прославленного А.В.Суворова взяли считавшуюся до того времени неприступной османскую крепость Измаил. Ликовали все – от императрицы Екатерины II до простого солдата.

какие гимны были в России

Неофициальный гимн Российской Империи времён Екатерины II

Воспоминания о тяжелейшем штурме, о мужестве воинов и таланте полководца должны были остаться в памяти народной. Вот по этому поводу и родился первый русский неофициальный национальный гимн на слова Г.Державина с музыкой О.Козловского – «Гром победы, раздавайся!» Случилось это в 1791 году. Так начиналась история российского гимна.

Не всё подражать!

Император Александр I в 1815 году издал указ об исполнении стихов В.А.Жуковского на музыку британского гимна. Это произведение звучало при встречах императора и вошло в историю как первый официальный государственный гимн России под названием «Молитва русских».

Гимн Российской Империи “Боже, Царя храни…”

В 1833 году наследовавший Александру император Николай I находился в зарубежной поездке. Его сопровождал князь Львов. Везде русский император слышал только звуки британского гимна. Это раздражало. По возвращении Николай Павлович поручил Львову написать новую музыку к гимну на текст Жуковского при участии А.С.Пушкина. Современники пишут, что новый гимн исполнили три раза подряд. По лицу далеко не сентиментального императора текли слезы счастья и гордости за Отечество.

Чтоб ты жил в эпоху перемен!

марсельеза

Рабочая Марсельеза

В 1917 году, в первые месяцы Февральской революции в качестве гимна использовалась так называемая «Рабочая Марсельеза» с музыкой Руже де Лиля и оригинальным текстом Петра Лаврова. «Отречемся от старого мира!» – такой строчкой начинается этот текст, восходящий еще к временам Великой Французской буржуазной революции.

Как международный пролетарский гимн с 1910 года исполнялся «Интернационал». Автор музыки – Пьер Дегейтер, слова – Эжена Потье. С 1918 года «Интернационал» стал гимном победившей в России пролетарской революции, гимном молодого Советского государства, а позднее – и СССР. С 1944 года и до настоящего времени «Интернационал» остается гимном Коммунистической партии. Вот какие гимны были в России периода революционных потрясений.

Всерьез и надолго

В 1944 году, после рассмотрения многочисленных вариантов музыки и текста, был принят Гимн Советского Союза. Под его звуки уходили в бой воины Великой Отечественной войны и возвращались домой с победой. Музыку гимна написал А.В.Александров. Слова – Сергея Михалкова и Г.Эль-Регистана. Однако мало кто сейчас знает, что прообразом этого гимна стал «Гимн партии большевиков» – на ту же мелодию, но со словами поэта В.И.Лебедева-Кумача. Сталин в нем восхваляется просто до небес. Кстати, уже в эпоху «застоя», при Л.И.Брежневе, текст гимна был слегка подретуширован – именно ради изъятия оттуда имени Сталина. Вместо слов о Сталине получилось продолжение о Ленине с добавлением последнего, нового куплета.

Целое десятилетие – без гимна

После политических перемен, наступивших в 1991 году, с развалом СССР, казалось, наступает новая страница в истории под названием «гимны России». Упоминание в гимне о Ленине и коммунизме и даже сама музыка стали раздражать определенные слои российского общества, в том числе, саму политическую верхушку. Вот почему в течение целого десятилетия правления президента Бориса Ельцина  гимном стала «Патриотическая песня» композитора М.И.Глинки, написанная в 1833 году. Исполнялась она без слов, т.к. текст согласовать не удавалось.

Закон есть закон!

Подходил к концу ХХ век. Оставались в прошлом гимны России прежнего формата. Стране негоже было вступать в третье тысячелетие без официальных символов государства, в частности, без нового гимна. После общественных опросов вернулись к музыке Александра Александрова с новыми словами Сергея Михалкова.

Государственный гимн Российской Федерации

В настоящее время, согласно Закону о гимне, он обязан транслироваться дважды – в начале и в конце вещания, а при круглосуточной сетке – в 6 часов и в 24 часа. Согласно установившейся традиции, встреча Нового года также проходит по традиционному сценарию: обращение главы государства, затем бой часов на Спасской башне Московского кремля, и, наконец, исполнение гимна. Кроме того, гимн играется и на параде 9 мая, сразу после выступления главы государства. Такова, в самых общих чертах, краткая история российского гимна.

Автор – Павел Малофеев

music-education.ru