Факторы влияющие на формирование личности. Факторы личности


Факторы формирования личности. Основная характеристика

Проблеме развития и социализации человека посвящено большое количество научных исследований и трудов в области психологии. В целом, ученые сходятся во мнении, что существуют следующие факторы формирования личности:

  • генотип человека;
  • социальная среда;
  • активность в деятельности и общении;
  • жизненный опыт;
  • природные факторы;
  • уникальный индивидуальный опыт.

Остановимся более подробно на их характеристике.

Генетические факторы формирования личности. Они являются основными на начальных этапах развития ребенка, поскольку получены еще при рождении. Дело в том, что наследственные особенности – это база для формирования человека. Речь идет о таких генетических качествах индивида, как способности, физические качества, тип и особенности нервной системы. Они, естественно, накладывают отпечаток на характер человека и способ его функционирования в окружающем мире. Генетическая наследственность будет во многом объяснять индивидуальность, отличие от других, поскольку не существует одинаковых субъектов с позиции наследственности.

Культурные факторы формирования личности. Любое цивилизованное общество обладает конкретным набором социальных правил, норм и ценностей. Они должны быть общими для всех членов данной культуры. Поэтому постепенно формируется модельная личность, воплощающая в себе такие особые принципы и ценности, которые общество должно привить каждому своему члену. Следовательно, в любом социуме при помощи культуры будет формироваться человек, который легко идет на контакты и сотрудничество. Если же будут отсутствовать такие эталоны, то это поставит субъекта в ситуацию культурной неопределенности.

Природные факторы формирования личности оказывают влияние на развитие человека. Является очевидным, что климатические условия воздействуют постоянно на поведение, участвуя в его становлении. Важным в этом процессе становится многое. Так, люди, которые выросли в различном климате, будут отличаться друг от друга. Достаточно сравнить жителей гор, степей и тропических джунглей. Окружающая природа влияет постоянно, благодаря чему изменяется личностная структура.

Самую большую группу составляют социальные факторы формирования личности. Дело в том, что только они способствуют тому, что человек становится человеком. Социальное окружение влияет на процесс социализации, благодаря которой индивид усваивает нормы группы и происходит формирование своего "Я". В результате создается уникальность каждого человека. Но формирование личности в процессе социализации имеет несколько различных форм: через подражание, развитие идеалов и так далее. Она может быть как первичной, протекающей в семье, так и вторичной, реализующейся в социальных институтах (дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, ВУЗах и трудовых организациях). При наличии неудачной социализации индивида к имеющимся культурным законам и нормам, у последнего могут развиться социальные отклонения, провоцирующие возникновение внутренних и внешних конфликтов.

Индивидуальные факторы формирования личности подразумевают наличие опыта человека. Сущность их воздействия заключается в следующем: каждый может попасть в разнообразные ситуации, в ходе которых он будет испытывать внешнее влияние. Последовательность подобных моментов уникальна для любого. Но в результате прохождения этих ситуаций каждый человек потом будет предвосхищать любые события, исходя из отрицательного или положительного опыта. Поэтому, если рассматривать основные факторы формирования личности, то основополагающим станет именно уникальный индивидуальный опыт.

fb.ru

Факторы развития личности

факторы развития личности

Факторы развития личности – это те движущие силы, которые формируют личность человека, делая его таким, каков он есть. Сегодня ученые выделяют три основных – это наследственность, воспитание и среда. Мы рассмотрим основные факторы развития и формирования личности более подробно.

Наследственность, как фактор развития личности

Каждый из нас от рождения наделен задатками различных черт, которые определяют наклонность к тому или иному виду деятельности. Считается, что в этом ведущую роль играет наследственность. Генотип, или наследственная основа, состоит из набора независимых генов, которые в материальном плане представлены хромосомами, состоящими из белков и ДНК. Благодаря тому, что ген способен определять синтез белка, он существенно влияет на тип нервной системы, различия в которой и определяют собой психические особенности человека.

Стоит отметить, что только в процессе деятельности человека генетические предпосылки приобретают форму его психических особенностей. Это происходит не само собой, а именно благодаря усилиям и воле человека, его трудолюбию и целеустремленности. Если вы хотите чем-то заниматься, никакие факторы не могут вам помешать, ведь упорный труд позволяет развивать даже слабые задатки. При этом бездействие, слабоволие и несерьезное отношение способны погубить любой талант. Именно поэтому параллельно с наследственностью стоит рассматривать и деятельность как фактор развития личности. Без реальных усилий невозможно добиться высот ни в одной области.

Факторы развития личности: среда

Среда – это совокупность обстоятельств и условий рождения и роста человека. В понятие среды входят три ее вида: географическая, домашняя и социальная.

Среда оказывает очень большое влияние на человека. Новорожденный наблюдает за родителями, копирует их поведение, перенимает манеры, и таким образом приобщается к социуму. Однако если ребенок по воле обстоятельств вырос среди животных, вернувшись в человеческое окружение, ему будет сложно освоить походку, манеры, мышление. Они навсегда остаются на уровне детского возраста, сохраняя примитивную модель мышления. Именно поэтому общение как фактор развития личности является очень важным и во многом определяющим судьбу человека.

Важно понимать, что источник развития – это не все то, что видит человек с раннего возраста, а те конкретные объекты действительности, которые он усваивает. Именно благодаря особенностям психики происходит фильтрация поступающей информации. Каждый человек получает индивидуальную ситуацию развития, поскольку главное при этом – не сами факторы, а отношение к ним самого человека. Простой пример: одни мальчики, у которых развелись родители, во взрослой жизни не верят в брак и не хотят заводить семью, а если и заводят, то она вскоре рушится; другие твердо решают, что женятся один раз и на всю жизнь, чтобы факторы развития и формирования личностиих дети никогда не пережили того, что пережили они.

Воспитание, как фактор развития личности

Воспитание – процесс, направленный на активацию самоконтроля, саморазвития и саморегуляции человека. Человек – творец самого себя, и если к заложенной с рождения программе развития прибавить привитую с детства тягу к самосовершенствованию, человек может добиваться любых высот. В идеале воспитание должно проходить по определенной научно обоснованной программе, которую мудрые родители могут узнать из специализированной литературы.

Воспитание позволяет проектировать развитие личности, поднимать его на новые ступени развития, благодаря чему относится к определяющим факторам развития.

 

womanadvice.ru

Факторы развития личности

На становление человека на протяжении всей его жизни действует огромное количество факторов, как внешнего, так и внутреннего характера. Их многообразие настолько велико, что ответить на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, было бы просто невозможно, если бы не принять некоторых предварительных условий.

Во-первых, сам факт того, насколько многообразны факторы развития личности, делает необходимым провести хотя бы предварительную, не детализированную, их классификацию.

Во-вторых, это многообразие факторов, в конечном итоге, приводит к такой же множественности результата их действия – вариаций личности, поэтому необходимо разобраться и с вопросом классификации основных типов личности.

Это важно потому, что факторы могут иметь различную природу и источники формирования. На развитие человека могут воздействовать подсознательные факторы развития личности, которые описаны в трудах, например З. Фрейда и которые носят для самого человека латентный (скрытый) характер. Оказывают влияние и так называемые пограничные ситуации, исследованию которых посвятил научную деятельность Карл Ясперс. Широко распространена, особенно в современной западной социально-психологической науке? теория экзистенциального формирования личности (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю), которая исходит из утверждения «вынужденной» свободы человека.

Но в наиболее простом виде исследовать факторы развития личности следует исходя из того аксиоматического положения, что они воздействуют на индивида с различной степенью интенсивности, а потому, в зависимости от доминирования тех или иных из них, формируются различные типы личности.

Принято выделять следующие социальные типы личности.

Модальный тип – такая личность, которой характерны черты и признаки, которые являются типичными для данного типа общества, его культуры, ментальности и прочих аспектов. Поэтому можно сказать, что тут доминирующей группой факторов будут те, которые формируются окружающей социальной средой, самим обществом.

Базисный тип воплощает в себе черты, минимально необходимые для того, чтобы быть индивиду четко идентифицированным в социальной структуре общества. Это тот тип, о представителях которого говорят: «Ну вот, теперь он(а) настоящий…(профессионал, муж, политик и т.д.). Следовательно, тут господствующее значение в формировании будут играть факторы развития личности, инициируемые системой образования и воспитания, трудовыми коллективами, семьей и т.п.

В некоторых случаях наблюдается, так называемый кумулятивный эффект в действии факторов личностного становления. Это такое явление, когда в определенной ситуации, исторической обстановке, действие одних факторов усиливается, а действие других как бы приостанавливается или ослабевает. Например, когда доминируют факторы внешнего происхождения, это приводит к становлению реактивного типа личности, о представителях которого говорят: «плывет по течению». В противовес, проактивную личность формируют такие основные факторы развития личности, которые заключены в самом индивиде – его целеустремленность, настойчивость, убежденность, интеллектуальный потенциал.

Маргинальный тип – пример отсутствия ярко выраженной группы доминирующих факторов, в результате такого их действия развивается личность пограничной ментальности и размытой идентичности.

Одним словом, независимо от того, какая наука исследует факторы развития личности, педагогика, социология, психология или другая, все их множество можно свести к следующим категориям:

- биологические и генетические, заложенные в природе человека как биологического существа;

- физическое окружение, то есть природно-климатическая и географическая среда, в которой происходит развитие индивида;

- культура, наверное, самый важный социальный фактор, который дает индивиду образцы социального поведения и социального взаимодействия;

- собственный социальный опыт, который формирует у человека критерии своего поведения и его оценки.

В современном обществе довольно сложно выяснять доминирование каких-либо групп признаков. Их действие носит мультипликативный характер и неустойчиво, изменчиво во времени. Именно поэтому в современных условиях остро стоит проблема нахождения гармоничного сочетания действия факторов внутренней природы и общественной, которая обеспечивает ему стабильное поступательное развитие.

fb.ru

Факторы развития личности | opace.ru

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависит от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяют следующие факторы, влияющие на развитие человека: наследственность, среда (биологическая и социальная), воспитание и обучение, активность самого человека.Наследственность - это то, что передается от родителей детям, наследственность представлена генетической программой, которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой развития. Особое значение имеют задатки, которые могут облегчать развитие способностей ребенка, определять одаренность. С другой стороны, различные наследственные заболевания, физические дефекты могут лимитировать отдельные стороны развития человека. Обладание наследственностью представляет собой лишь предпосылку, стартовое условие, необходимые для формирования основ жизнедеятельности человека.Среда. Среда как фактор развития человека, обращена к человеку двумя своими сторонами: биологической и социальной.Биологическая среда – среда обитания, способная предоставить жизненно необходимые условия (воздух, тепло, пищу).Социальная среда – помощь и защита со стороны других людей, как возможность освоения опыта поколений (культуры, науки, религии, производства). Для каждого человека социальная среда означает общество, его культурные и национальные традиции, социально-экономическую и политическую ситуации, религиозные, житейские, научные отношения, семью, сверстников, знакомых, педагогов, средства массовой коммуникации (СМК) и пр.

Среда предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что приводит к трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя.В современной педагогике существует понятие «развивающая среда», т.е. особым образом выстроенная, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка.Воспитание и обучение. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, т.е. формирование личности. Обучение – это процесс приема и передачи знаний. Воспитание и обучение всегда носят целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Воспитание (и обучение) начинается сразу же после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка. Воспитание всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества. Когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия.Активность самого человека. Освоение способов отношения со средой, приобщение к духовной и материальной культуре происходит более полно и продуктивно, если ребенок (человек) активен: к чему-то стремится, использует различные движения, включен в совместную со взрослыми деятельность, самостоятельно осваивает различные виды человеческой деятельности (игра, учение, труд). Т.е. человек является не только объектом воздействий окружающих, но и субъектом собственного развития, существом, способным изменять и преобразовывать самого себя во всех видах деятельности и поведения.

opace.ru

Факторы формирования личности

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность… Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.

Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а ее односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.

Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа. В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей,  но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Молодым людям, вступающим в брак, следует помнить, что по наследству передаются не только внешние признаки и многие биохимические особенности организма (обмен веществ, группы крови и др.), но и некоторые болезни или предрасположенность к болезненным состояниям. Поэтому каждому человеку необходимо иметь общие представления о наследственности, знать свою родословную (состояние здоровья родственников, их внешние особенности и таланты, продолжительность жизни и др.), иметь представления о влиянии вредных факторов (в частности алкоголя и курения) на развитие внутриутробного плода. Все эти сведения могут быть использованы для ранней диагностики и лечения наследственных заболеваний, профилактики врожденных пороков развития.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

На протяжении 19 века ученые предполагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой половине 20 века доказали, что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что еще из человека получится великая личность. Можно иметь хорошую наследственность, но оставаться при этом умной ненужностью.

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности. Великий русский ученый И.П.Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности предпринял наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека. Он предположил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности.

Темперамент тесно связан с другими особенностями личности. Он является как бы той природной канвой, на которую жизнь наносит узоры характера.

Темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизиологических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведений. Поясним приведенное выше определение темперамента.

В нем речь идет об устойчивых психологических свойствах человека, от которых зависит его поведение, а значит, и о личностных особенностях. Термин «психофизиологические» в данном случае означает, что соответствующие свойства составляют не только часть психологии, но также и часть физиологии человека, то есть одновременно являются и психологическими, и физиологическими.

Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными. Это на самом деле так: темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.

Из сказанного о темпераменте, из приведенного выше его определения вытекает, что темперамент как личностная особенность человека имеет свои собственные свойства. Свойства темперамента определяют, прежде всего, динамику психической жизни человека. Психолог В. С. Мерлин приводит очень образное сравнение. « Представьте себе, – говорит он, – две реки: одну – спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены…

Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической жизни разных людей».

Согласно учения И. П. Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов – возбуждение и торможение.

И. П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:

1. силу процессов возбуждения и торможения;

2. уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

3. подвижность процессов возбуждения и торможения.

Комбинацией указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основные типа высшей нервной деятельности.

По силе нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и слабую нервную систему. Представителей сильной нервной системы он в свою очередь подразделял по уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных (с преобладанием возбуждения над торможением). Сильных уравновешенных по подвижности делил на подвижных и инертных. Слабость нервной системы Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия. Поэтому представителей слабого типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов. Так была создана классификация типов высшей нервной деятельности.

И. П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:

1. сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И.П. Павлову) – сангвинический темперамент;

2. сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову) – флегматический темперамент;

3. сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову) – холерический темперамент;

4. слабый тип («слабый», по И. П. Павлову) – меланхолический темперамент.

Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или неполноценным типом. Несмотря на слабость нервных процессов, представитель слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.

Тип нервной системы – это природное, врожденное свойство нервной системы, которая, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности. Тип нервной системы придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека – определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, ног не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других людей, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, изучение типов темперамента у большого количества современных людей показало, что соответствующие традиционным описаниям, так называемые чистые, типы темперамента встречаются в жизни довольно редко. Подобные случаи составляют от 25% до 30% всех случаев. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Более того, казалось, что около 25% людей вообще нельзя отнести к определенному типу темперамента, так как свойства, присущие различным типам темперамента, у них перемешаны. Во-вторых, нельзя смешивать свойства темперамента и черты характера. Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным или, наоборот, лживым, злым, грубым можно быть при любом темпераменте. Хотя проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Кроме того, на базе определенных темпераментов одни черты вырабатываются легче, а другие труднее.

Кому, например, легче выработать у себя дисциплинированность, последовательность в работе, настойчивость – холерику или флегматику? Конечно, последнему. Зная свой темперамент, человек стремиться опереться на его положительные особенности и преодолеть отрицательные.

Как было сказано выше, И. П. Павлов открыл три основных свойства нервной системы. Оказалось, что трех свойств недостаточно для того, чтобы охарактеризовать все особенности темперамента. Отечественные психофизиологии Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и В. М. Русалов доказали, что нервная система человека обладает многими другими свойствами. Они же, в конечном счете, пришли к выводу о том, что в нервной системе человека имеется не три, как предполагал Павлов, а четыре пары основных свойств и еще несколько пар дополнительных свойств. Было открыто, например, такое свойство нервной системы, как лабильность, то есть быстрая откликаемость на стимулы, а так же противоположное ему свойство, названное ригидностью – медленная откликаемость нервной системы.

Кроме того, исследования, приведенные этими учеными, обнаружили, что разные части нервной системы могут обладать различными наборами свойств. Есть, например, свойства, относящиеся ко всей нервной системе в целом, свойства, характеризующие отдельные, крупные блоки нервной системы, и свойства, присущие небольшим ее участкам или частям, например отдельным нервным клеткам.

В связи с этим картина о природных основах типов темпераментов людей (при сохранении убежденности в том, что тип темперамента зависит от индивидуального сочетания свойств нервной системы) стала намного более сложной и достаточно запутанной. Пока еще до конца прояснить ситуацию, к сожалению, не удалось, но современные ученые все-таки сходятся в следующем.

Прежде всего, они признают, что тип темперамента человека определяется не сочетанием трех простых свойств нервной системы, о которых говорил Павлов, а множеством разнообразных свойств. Затем, ими допускается, что разные структуры мозга человека, в частности те, которые отвечают за общение данного человека с людьми и за его активность с неодушевленными предметами, могут обладать разными наборами свойств. Отсюда следует, что один и тот же человек вполне может обладать и проявлять в работе и в общении с людьми разные типы темперамента.

Но и это представление об органической основе темперамента, вероятно, изменится в ближайшие годы, что связано с успехами генетики человека.

С помощью наследственности человеку передаются определенные задатки способностей. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни – системы условных рефлексов. Задатки – это то, на основе чего у человека формируются те или иные способности. Задатки – это также предпосылки к формированию и развитию способностей, то есть то, что дано (или задано – отсюда название «задатки») человеку еще до того, как у него будут формироваться и развиваться соответствующие способности.

Самое общее, традиционное определение задатков связывает их с некоторыми врожденными свойствами, которыми обладает организм человека. Речь идет о таких свойствах, появление и развитие которых у человека практически не зависит от его обучения и воспитания, и которые возникают и развиваются по законам генетики, в процессе созревания организма.

Что же такое способность? Способности можно определить как устойчивые индивидуально – психологические особенности личности, от которых зависят их успехи в различных видах деятельности.

Понимание способностей человека, которое характерно для современной психологии сложилось не сразу. В разные исторические эпохи и различные периоды развития психологии под способностями понимали различные вещи.

В самом начале накопления психологических знаний, с древнейших времен и до 17 века, способностями души назывались все возможные психологические качества присущие человеку. Это было наиболее широкое и неопределенное понимание способностей, в котором не выделялась специфика способностей как таковых на фоне других психологических свойств человека.

Когда было доказано, что не все способности являются врожденными, что их развитие зависит от обучения и воспитания, способностями стали называть лишь такие психологические свойства, которые человек приобретает в процессе жизни. Это произошло в 18-19 вв. Окончательное современное представление о том, что такое способности и чем они отличаются от других психологических свойств человека, сложилось лишь в 20 веке.

Наряду с понятием «способности» в научный оборот вошли такие понятия как одаренность, талант и гениальность. Попытаюсь ответить на следующий вопрос: в чем разница между этими понятиями.

Одаренность – это врожденная склонность к успешному освоению некоторой человеческой деятельности. Одаренным, соответственно, называют человека, который имеет хорошие задатки данному виду деятельности. Нужно отметить, что быть одаренным – не означает быть способным к выполнению соответствующей деятельности. Это лишь означает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.

Талант – это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант – это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) – выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта.

Одаренным может быть ребенок, человек, который только приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым – как правило, взрослый человек, ученый, писатель, художник и любой другой, кто своим трудом доказал свою талантливость на деле.

Гениальный – это человек, который не только талантлив, но уже добился в своей области выдающихся и признанных успехов. Если одаренных людей очень много (практически каждый человек может быть в чем-то одаренным), способных – тоже не мало, но несколько меньше, чем одаренных (далеко не все из них в силу разных причин могут полностью развить свои задатки и превратить их в способности), то талантливых довольно не много, а гениальных – только единицы.

У человека имеется множество различных способностей, которые делятся на следующие основные группы: природно-обусловленное (иногда их не совсем верно именуют врожденными) и социально-обусловленные способности (иногда их также и вполне справедливо называют приобретенными), общее и специальные способности, предметные и коммуникативные способности.

Рассмотрим природно-обусловленную группу способностей. Это такие способности, для которых, во-первых, необходимы врожденные природные задатки, во-вторых, способности, которые в основном формируются и развиваются на основе таких задатков. Обучение и воспитание, безусловно, оказывают положительное влияние и на формирование этих способностей, однако конечный результат, который может быть достигнут в их развитии, существенно зависит от имеющихся у человека задатков. К примеру, если человек имеет с рождения высокий рост и неплохие задатки к развитию точных, координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться больших успехов в развитии своих спортивных способностей, связанных, например, с игрой в баскетбол, чем тот человек, который подобных задатков не имеет.

Способности человека могут находиться на разных уровнях развития, и в связи с этим можно предложить еще одно, нетрадиционное понимание задатков как того, что фактически предшествует появлению и развитию у человека способностей определенного уровня. В этом случае в качестве задатков или предпосылок к развитию способностей более высокого уровня могут рассматриваться уже сформировавшиеся у человека способности более низкого уровня. При этом способности более низкого уровня развития не обязательно являются врожденными. Например, знание элементарной математики, полученное в школе, может выступать в качестве предпосылки, задатка к развитию способностей к высшей математике.

Вопрос о том, каковы органические основы задатков, занимает умы ученых очень давно, примерно с XVII века и до сих пор привлекает к себе повышенное внимание. Самая последняя версия о возможной анатомо-физиологической основе задатков, возникшая к середине XX века связывает задатки с генотипом человека, т.е. со строением генов. Эта идея частично подтверждается по отношению к фактам, касающимся врожденных нарушений интеллектуальной деятельности человека. Действительно, умственная недостаточность часто имеет генетическую основу. Однако до сих пор не удалось обнаружить генетическую особенность положительных способностей, т.е. задатков в их позитивном понимании.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

На личность человека оказывают воздействие также кризисы возрастного развития. Переходя из одного возраста в другой, более старший, человек оказывается психологически не вполне подготовленным к вынужденному изменению потребностей, ценностей, образа жизни. Многие люди, став старше, болезненно расстаются со старыми привычками и с трудом отказываются от возможностей, которые они имели будучи молодыми. Они не в состоянии быстро психологически приспособиться к новому для себя положению и образу жизни. Человек, становясь пожилым, как правило, теряет внешнюю привлекательность, друзей молодости. Он уже не в состоянии выдерживать длительные и психологические нагрузки, которые раньше были ему вполне по силам. Все это начинает оказывать влияние на характер человека, и он как личность постепенно изменяется. В период возрастных кризисов могут происходить аномальные изменения личности человека. Аномальным является такое направление развития человека как личности, в ходя которого он или утрачивает прежнее, положительные личностные свойства, или приобретает новые отрицательные личностные качества.

Состояние здоровья также является одним из компонентов биологического формирования личности. Хорошее состояние здоровья способствует успешному развитию. Неудовлетворительное здоровье тормозит процесс развития. Тяжелое хроническое заболевание сказывается на психологии человека как личности. Больной человек обычно чувствует себя неполноценным, вынужден отказываться от того, что доступно здоровым людям и необходимо ему самому. В итоге у человека могут появиться разного рода комплексы, и он как личность постепенно изменится. Кроме того, больной человек физически чувствует себя не вполне благополучно, и от этого его настроение становится хронически негативным. Вольно или невольно это настроение начинает сказываться на взаимоотношениях с окружающими людьми. Отношения с ними портятся, и это, в свою очередь, начинает оказывать неблагоприятное воздействие на характер человека. Замечено, что при многих хронических нервных и органических заболеваниях со временем изменяется, причем не в лучшую сторону, характер человека.

studfiles.net

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ТОП 10:

 

Личность является одним из тех феноменов, которые редко ис­толковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность фор­мируется и развивается в соответствии с ее врожденными качества­ми и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, счи­тая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социаль­ные факторы формирования личности более весомы. Представляет­ся удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социаль­ных отношений посредством активной деятельности и общения» [97, т. 2, с. 71]. В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным ви­дам социального и культурного опыта. При этом не отрицается на­личие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасполо­женности, значительно влияющих на процесс формирования лично­стных черт.

Для анализа возникновения и развития личностных черт разде­лим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индиви­дуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на лич­ность.

Биологическая наследственность. Кирпичный дом нельзя по­строить из камня или бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом, причем множеством различных способов. Био­логическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или мень­шей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совер­шенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. По­добные биологические факты закладывают основу социальной жиз­ни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сек­суальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и воспи­тании детей. Черты биологического наследия дополняются врожден­ными потребностями человеческого существа, которые включают по­требности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и от­сутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сход­ные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем груп­повые различия уже нельзя объяснять биологической наследственно­стью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, уникальной субкультуре.

Следовательно, биологическая наследственность не может полно­стью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социаль­ных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго нахо­диться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное раз­нообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т. е. неповтори­мое, уникальное создание.

Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опуб­ликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых — от Конфу­ция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, геогра­фических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гу­милева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националисти­ческого сознания, однако не могут оправдать решающего влияния фи­зического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные ти­пы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие груп­повые признаки личностей развиваются в разных условиях окружаю­щей среды.

В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влия­ние на формирование отдельной личности незначительно и несрав­нимо с влиянием на личность культуры группы, группового или ин­дивидуального опыта.

Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зави­сит от того, на какой ступени развития находится то или иное обще­ство. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее об­щие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает прак­тически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, воз­никает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты в срав­нении с личностью, воспитанной в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс [ 149, с. 3-5] назва­ла личность, обладающую общими для данного общества чертами, мо­дальной (от взятого из статистики термина «мода», обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии па­раметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наи­более часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким обра­зом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые вопло­щают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о «средних» американцах, англичанах или об «истинно» русских. Модальная личность воплощает в себе все те об­щекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей сте­пени содержатся в каждой личности данного общества.

Другими словами, каждое общество развивает один или несколь­ко базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как прави­ло, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одоб­ряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, само­уверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть по­хожими на таких мужчин.

Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко иду­щая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладаю­щая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развива­ются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если они от­сутствуют. Поэтому мы учим своих детей говорить «спасибо» и «по­жалуйста» старшим, не стесняться взрослого окружения, уметь посто­ять за себя.

Однако в сложных обществах из-за наличия в них большого чис­ла субкультур очень трудно найти общепринятый тип личности. На­ше общество характеризуется множеством структурных подразделе­ний: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию соб­ственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими от­дельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказы­вают биологические факторы, а также факторы физического окруже­ния и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, опреде­ляющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации лич­ности.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологиче­ский организм и его основной заботой в этот момент является соб­ственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок ста­новится человеческим существом с комплексом установок и ценно­стей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шабло­нами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе это­го процесса индивид превращается в человеческую личность. Социа­лизация — прогресс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через форми­рование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности.

Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не име­ет своего собственного Я. Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже различение физических границ соб­ственного тела от всего остального мира является результатом доволь­но длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собст­венного тела, как, например, пальцы или руки.

Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального — довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людь­ми по именам. Он осознает, что мужчина — это папа, женщина — это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые харак­теризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим су­ществом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок форми­рует образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности — это построе­ние собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с дру­гими личностями. Таким образом осуществляется постепенное созда­ние личности с уникальными внутренними качествами и одновремен­но с воспринятыми общими для ее социального окружения качества­ми, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.

То, что личность развивается не просто путем автоматического раз­вертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изо­ляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в дет­стве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде жи­вотных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как от­дельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного Я, так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других по­добных им существ. Тем более такие индивиды не могут восприни­мать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном слу­чае человеческое существо не может считаться личностью.

Как же осуществляется формирование личности в ходе группо­вого общения, когда человек осознает свое Я? Рассмотрим наиболее известные научные объяснения этого процесса.

Известный американский психолог и социолог Ч. Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате мно­гочисленных исследований он определил, что развитие концепции соб­ственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запу­танного процесса и не может осуществляться без участия других лич­ностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предпо­ложению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой и пре­красно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно час­то, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка, в ко­нечном счете, ощущает себя хорошенькой и действует как красивое соз­дание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут раз­очаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А. И. Куприн и рассказе «Синяя звезда» прекрасно описал такую ситуацию, когда де­вушка, считавшаяся самой уродливой в своей стране, стала считать­ся первой красавицей после переезда в другую страну.

Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что лично­стный Я-образ не рождается только в связи с объективными факта­ми. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и возна­граждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантли­вый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окруже­нием как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности и его способности могут быть практически парализованы. Именно че­рез отношения с другими, через их оценки каждый человек устанав­ливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Это человеческое Я, открывающееся через реакции других, полу­чило известность как зеркальное Я Чарльза Кули, впервые проана­лизировавшего процесс Я-открытия. Наиболее образно понятие зер­кального Я можно проиллюстрировать словами У. Теккерея из его про­изведения «Ярмарка тщеславия. Роман без героя»: «Мир — это зер­кало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжела­тельный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радост­ным и добрым компаньоном».

Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального Я: 1) на­ше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу это­го мнения. Предположим, что всякий раз, когда вы входите в комнату и направляетесь к группе людей, общающихся между собой, они с веж­ливыми извинениями быстро расходятся. Если такой результат повто­ряется несколько раз, то очевидно, что у вас возникает чувство, что о вас в группе дурное мнение, с вами не хотят общаться. Или наоборот, по­стоянно при вашем появлении группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно общаются с вами. В этом случае анализ их действий, безусловно, положительно скажется на вашем самомнении.

Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так воспри­ятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает об­раз социального Я. Например, я знаю, что талантлив в одних отно­шениях и бесталанен в других. Это знание приходит из анализа ре­акций окружающих на мои действия. Маленький ребенок, первые ар­тистические усилия которого критикуются, скоро будет думать, что артистический талант у него отсутствует, в то время как ребенок, чей артистический талант постоянно поддерживается родителями, может поверить в свои способности в этой области. Когда ребенок подрас­тет, уже другие личности начнут высказывать свои мнения, обнару­живать свои реакции, которые будут отличаться от мнения родите­лей. В результате может измениться восприятие человеком своих спо­собностей.

Таким образом, социальное зеркало постоянно действует, оно по­стоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих способностей че­ловек ориентирован на мнение тех, с кем постоянно находится в лич­ном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального Я на ос­новании оценок компетентных специалистов [142, с. 5-67].

Развиваясь, личность становится не только более строгой при вы­боре группы индивидов, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Чело­век всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше дру­гим, он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и реак­ции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, кото­рые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

Таким образом, зеркальное Я, формирующее личность, вследст­вие таких искажений никогда полностью не соответствует действи­тельному положению вещей. Американские исследователи Э. Кель­вин и В. Хольтсман в 1953 г. опубликовали результаты эксперимен­тов, из которых следует, что существует весьма значительное разли­чие между мнением индивида о своих способностях (исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способ­ностей. Причиной таких различий были, во-первых, отбор личностя­ми выгодных для них мнений окружающих и, во-вторых, отличие между тем, как люди оценивают других публично, и тем, что они дей­ствительно о них думают [139, с. 39-44].

Определяя возможность формирования личности, Я-образа на ос­новании зеркального Я, Ч. Кули тем не менее не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается толь­ко благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не установлен механизм восприятия личностью оце­нок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществля­ется социализация индивида в группе.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и соци­альный психолог Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняет­ся сущность процесса восприятия индивидом других личностей и раз­вита концепция «обобщенного другого», в известной степени допол­няющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, кото­рые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других инди­видов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обоб­щенного другого».

Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая че­ловек со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах ос­тальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они дума­ют о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процес­сы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли — это по­пытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (концепция социальной роли рассматривается в сле­дующей главе). Участники детских игр принимают на себя различ­ные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты — папой, ты — ребенком). Исполнение роли — это действия, связанные с дей­ствительным ролевым поведением, в то время как принятие роли толь­ко претендует на игру [186, с. 140-141].

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка испол­нению взрослых ролей. Первая — подготовительная стадия (в воз­расте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведе­ние взрослых без какого-либо понимания (например, девочка нака­зывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), на-, ступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то мо­мент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушеч­ные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бом­бардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья — заключительная стадия (в 4-5 лет и бо­лее), в которой ролевое поведение становится собранным и целена­правленным и проявляется способность ощущать роли других акте­ров. Удачным примером или аналогом такого поведения можно счи­тать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнера­ми каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпи­зоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый ус­ваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощу­щать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обоб­щенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного дру­гого», индивид формирует свою концепцию Я. Недостаточная способ­ность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя ро­ли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии лич­ности. Так, у некоторых групп молодежи с заметными признаками от­клоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на разви­тии и умственных способностях личности [186, с. 187-192].

Американский ученый-социолог А Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» — это та личность, одобрения которой данный индивид до­бивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их соб­ственного Я. В качестве «значимых других» могут выступать роди­тели, замечательные учителя, наставники, некоторые участники дет­ских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится при­нять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого» [164, с. 75].

Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощуще­ние человеком своего собственного Я и степень социализации лично­сти,— это идентичность и самоуважение. Под идентичностью мы бу­дем понимать ощущение существования уникальной индивидуально­сти, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя

как части уникальной группы, отличной от других групп в использо­вании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом иден­тичности с группой в значительной степени зависит от индивидуаль­ных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах «обобщенного другого». Часто лю­ди определяют идентичность по признаку расы, национальности, ре­лигии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значе­ние для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.

В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще толь­ко из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет счи­тать себя недостойным и неспособным.

Уникальный индивидуальный опыт. Почему дети, выросшие в од­ной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они име­ли сходный групповой опыт? Потому что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кро­ме того, дети общаются с различными группами, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью все­гда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же сло­ва от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В свя­зи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален по­тому, что никому в точности не удается повторить его. Можно так­же отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

Психоаналитики утверждают, что некоторые инциденты, происшед­шие в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям челове­ка на окружающую среду. Известен, например, случай травматическо­го значения маленького эпизода, когда у пятилетней девочки чужой дядя отнял и выкинул любимую куклу. Впоследствии этот эпизод по­влиял на общение ставшей взрослой женщины с мужчинами. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.

Подводя итоги изложения данной темы, следует отметить, что про­цесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой Я-образ на ос­новании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают дру­гие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность при­нимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой Я-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового про­цесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как ин­дивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

 

Г л а в а 5

СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ

ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ РОЛЯМ

 

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять са­мые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или мате­ри, инженера, организатора на производстве, офицера, члена опреде­ленного социального слоя и т.д. Ролевое обучение имеет по крайней мере два аспекта: 1) необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соот­ветствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным. Почти все современные молодые женщины способны доволь­но быстро, механически научиться вести домашнее хозяйство, но они не могут столь же быстро обучиться установкам и ожиданиям, которые делают ведение домашнего хозяйства удовлетворяющим и воз­награждающим действием. Известно, как ценится домашняя хозяй­ка, ведущая хозяйство с любовью и вкусом.

Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в процессе социализации не принята ими как стоящая потраченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствую­щая их внутреннему миру. Представим себе молодого человека, ко­торый под давлением родителей обучался химии в университете, хо­тя всю жизнь мечтал быть актером и играть на сцене. Скорее всего, химия будет ему в тягость и самое большее, на что он будет спосо­бен, это быть второразрядным работником. Или попытаемся представить себе трудности женщины, которая социализируется в роли до­мохозяйки, потому что это единственный путь, уготованный ей в дан­ной социальной группе, несмотря на наличие у нее, например, орга­низаторских способностей или способностей к игре на сцене, препо­даванию и т.д.

Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, на­правленных на определение роли и статуса. Большая часть этого эта­па ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Де­ти играют в игрушки, «разыгрывают» представления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни разных социальных групп, слу­шают семейные разговоры и пассивно участвуют в семейных инци­дентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, под­ражая роли своего отца, играемой им дома, бывает больше осведом­лен о том, как должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто ис­полняет свою собственную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским действием, и это понимание со временем рас­тет. Его «притворные», ненастоящие роли таким образом помогают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семейства. Че­ловеку в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают по­нять реакцию других людей на его поведение.

В диагностической и психотерапевтической практике такая техни­ка известна под названием «психодрама», основы которой разработа­ны Дж. Морено и его последователями [189, с. 23]. Участвуя в психо­драме, муж, например, на определенное время может взять на себя роль жены, а она одновременно принимает его роль, затем они сталкивают­ся в неожиданных диалогах, дискуссиях, конфликтах. Каждый стара­ется играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в резуль­тате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций другого. Подобное обучение чужим ролям с помощью психодрамы часто исполь­зуется в деловых играх руководителей разных служб и подразделений предприятия.

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и по­ведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. Играет ли индивид роль на «притворной», нереальной основе или в связи с приобретением им нового статуса, он всегда стремится акку­мулировать установки и поведение тех людей, которые его окружа­ют, и добиться наиболее адекватного исполнения своей роли. Очевид­но, что внутреннее Я личности не остается неизменным в результа­те такого социального опыта. Девушка, выходя замуж, будет иметь ста­тус, отличный от прежнего. Ее роль изменится, и во многих отношениях она будет выглядеть как совершенно другая личность. Ро­ли, связанные с определенными занятиями, в такой степени обуслов­ливают личностные изменения, что, даже не зная рода занятий чело­века, мы можем сказать, что он ведет себя, как учитель, крестьянин, предприниматель или министр. Личность и роль, которую она игра­ет, связаны с некоторыми психологическими характеристиками, под­ходящими для исполнения определенных социальных ролей. Напри­мер, личность общительная, направленная на мир внешних объектов может легко приспособиться к роли продавца. В то же время очевид­но, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помогает ста­новлению общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обу­чения формируется поведение личности, характерное для ее статуса, полностью принимается уготованная ей социальная роль.

 

 



infopedia.su

Факторы влияющие на формирование личности

      1. средовые факторы (семья, культурные факторы)

      2. генетические (опосредовано на определенном этапе)

      3. климатические условия и стиль питания

      4. факторы случайности (10)

Основой личностного познания, а значит и становления че­ловека как личности выступают психические процессы: ощу­щение, восприятие, представление, мышление, воображение, внимание, память, эмоции, чувства, воля. Иногда к этому пе­речню добавляется и речь.

Вся совокупность указанных психических процессов в ли­тературе часто делится на группы;

1. Познавательные (ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение, внимание).

2. Мнемические (память).

3. Эмоционально-волевые (эмоции, чувства, воля) (5).

Основные факторы развития личности

Какие же причины влияют на развитие личности, приводят к ее упадку и какие причины содействуют ее развитию? На развитие личности определенное влияние оказывает окружающая ее природа (среда обитания). Здесь можно привести не подлежащий сомнению факт, что умеренный климат для развития личности является более благоприятным, нежели суровый климат севера и жаркий климат тропиков.

Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать наряду с климатом важное значение иных метеорологических, а равно и географических условий. Великие пустыни, малопригодные для человеческого житья, и все те местности, где человеку приходится затрачивать много сил и энергии на борьбу с окружающей природой, не благоприятствуют развитию личности. Равным образом неблагоприятные почвенные и метеорологические условия, характеризующиеся эндемическим развитием тех или иных общих болезней, не могут не отражаться пагубно на развитии личности, ухудшая физическое здоровье организма.

Первым и основным условием правильного развития личности является природа организма, наследие его отцов или те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности.

Вряд ли кто может сомневаться в значении расы в указанном отношении. Наилучшим примером может служить тот факт, что из трех человеческих рас черная, несмотря на свою многочисленность, далеко не достигла той степени культурного развития, как две другие расы.

Другим примером влияния антропологических особенностей на развитие личности являются народы древней Эллады, достигшие удивительной культуры и не менее удивительного развития личности и затем погибшие вследствие особых исторических условий. Несмотря на то, что остались те же географические условия, какие были в Греции и в минувшие века, несмотря на то, что центр цивилизации до сих пор остается, как и ранее, на материке Европы, современные нам греки, вследствие приобретенных ими новых антропологических особенностей в период долгого рабства, по-видимому, не обещают сделаться великим народом, каким они несомненно были в древности.

Не меньшего внимания заслуживает другой фактор, влияющий на развитие личности. Это – фактор биологический, связанный с условиями зачатия и развития человеческого организма.

Во всяком случае, нельзя не принять во внимание тот факт, что только гармоническое развитие тела и духа обеспечивает правильное совершенствование личности. Если физическое развитие от природы слабо, если человек с раннего возраста подвергается физическим невзгодам и целому ряду общих инфекционных болезней, особенно с затяжным течением, если вместе с тем у него развиваются такие общие болезненные поражения, коренящиеся в недостаточном и неправильном питании организма, как анемия, золотуха, рахитизм и прочие, то уже полный расцвет личности будет в той или иной мере задержан.

На развитие личности оказывают существенное влияние неблагоприятные экономические условия, приводящие последовательно к физическому ослаблению организма, подрывающие в корне питание организма и нарушающие правильное развитие мозга, а следовательно, и личности.

Далее, важным фактором, приводящим к развитию личности, является общественная деятельность. Где нет общественной деятельности, там и нет полного развития личности. Без общественной деятельности личность останавливается на определенной ступени своего развития; она является пассивным членом общества, лишенным той самодеятельности, которая служит залогом нормального развития общественной жизни и прочного развития государственности. Народы, у которых общественная деятельность отсутствует или слабо развита, подготавливают в своей среде менее развитых и более пассивных личностей по сравнению с другими народами, что в конце концов отражается на всех отраслях культуры.

К этому надо добавить, что естественным последствием отсутствия правильно организованной общественной деятельности в форме самоуправления является праздность и бездеятельность, которая находит в этом случае особенно благоприятные условия преимущественно в более обеспеченных классах общества. Между тем праздность, чем бы она не была обусловлена, приводит естественным образом к понижению умственной работоспособности, к невосполнимой утрате умственного материала за время бездеятельности, к недостаточному усовершенствованию нервно-психических механизмов, что доказывается между прочим также и психометрическими исследованиями. Также праздность приводит к нравственному и физическому вырождению, особенно если к ней присоединяются ее естественные спутники – алкоголизм, наркомания, развратные деяния и другие излишества. Постепенно происходит деградация личности.

Не меньшего внимания в смысле развития личности заслуживают воспитание и обучение.

Как для правильного развития тела необходимо правильное физическое питание, так для умственного развития, приводящего к развитию личности, необходимо питание духовное. Ясно, что для цельного развития личности правильное воспитание и обучение составляют существенную основу.

Особенно следует подчеркнуть то обстоятельство, что основы будущей личности формируются еще в дошкольном возрасте, и, следовательно, правильное и рациональное воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека. Иначе могут произойти существенные изменения в характере личности, его мировоззрении (благодаря тем или иным условиям), что в будущем может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях.

Также немаловажную роль в формировании личности играет правильное направление умственного развития. Так как невежество и недостаток образования ведет к недоразвитости личности.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека.

Действительную основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром.

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции.

Конечно, формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств.

Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо – личность, субъекта и объекта исторического процесса.

Из многочисленных, в том числе не до конца еще разрешенных, вопросов развития личности мы остановимся на одной, важной и с философской, и с конкретно-научной точки зрения проблеме, а именно проблеме движущей силы развития человека. В процессе развития слепые силы влечения организма превращаются в осознанные потребности, инстинктивное приспособление к природе и социальной среде становится все более сознательным и планомерным, включающим не только приспособление к действительности, но и преобразование ее.

Известно, что развитие есть постоянная борьба противоположенностей, находящихся в каждый данный момент в определенном временном единстве.

Поскольку человек отражает и выражает общественные отношения, он не самостоятелен в своем поведении и деятельности. Будучи объектом, человек в то же время является субъектом познания и практики. Степень самостоятельности, конечно, у разных людей разная. Она, прежде всего, зависит от истории их развития, от политико-экономических и общественно-педагогических условий, а также от уровня, который достиг человек в процессе развития. Самостоятельность – одна из важнейших предпосылок правильного формирования личности.

Общественные условия формируют личность как систему отношений. Они определяют как содержание личности, так и ее структуру и форму.

Содержание личности включает и предметное содержание опыта человека, и отношение его как субъекта к предметному содержанию, и связанную с этим систему ценностей, идеалов, убеждений, представляющих не только знание, но и побуждение к определенному действию.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Форму личности характеризуют особенности способа осуществления ею своего содержания, своих отношений. Решительность или нерешительность, смелость или трусость, постоянство или неустойчивость, твердость или податливость, цельность или непоследовательность, гармоничность или внутренняя противоречивость – все это внешние проявления, форма, соотношение различных компонентов содержания личности.

Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, являющимся необходимым внутренним условием этого становления.

Развитие личности – это, прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность.

Личность – многоплановое, многоуровневое, многокачественное образование. Часть ее психической жизни протекает на неосознанном уровне, на уровне свободного течения ассоциаций, стихийно сложившихся побуждений, непроизвольных “движений души” и т.д.. Но по мере того как личность, развиваясь, овладевает все более совершенными способами преобразования окружающего мира, она все более выступает как субъект не только своего поведения, но и своего внутреннего мира, своей психической жизни. Основная характеристика субъекта – переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя.

Обычно становление личности относят к более поздним периодам жизни человека – юности, взрослости, иногда к дошкольному возрасту. Однако личность не просто обнаруживается на определенном этапе развития человека, а строится постепенно, поэтому необходимо искать ее истоки на самых ранних этапах онтогенеза.

Уже вскоре после рождения ребенка происходят события, имеющие важное значение для формирования его будущей личности: становление общения в ходе контактов с ближайшим окружением. Общение имеет прямое отношение к развитию личности детей потому, что даже в своей исходной непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и оказывается первым компонентом того ансамбля общественных отношений, который и составляет сущность личности.

При выделении понятия “индивид” в психологии личности, прежде всего, отвечают на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям, то есть указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие “индивид” не следует смешивать с противоположным по значению понятием “индивидуальность”, с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. “Индивид” обозначает нечто целостное, неделимое. Характеризуя “личность”, также имеют в виду “целостность”, но такую, которая рождается в обществе. Индивидом рождаются, а личностью становятся. (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн)

В развитии личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения личности.

Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху. Личность – объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий на человека общества в данный момент его исторического развития, следовательно, на данной стадии развития данной общественно-экономической формации, в определенной стране с ее национальным составом.

Развитие личности представляет процесс образования усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью, накопление в мозгу потенциала действий и переживаний. Развитие личности – это развитие психики, а значит, это развитие и усложнение психических процессов и накопление опыта – психического потенциала. Опыт осуществляется в форме накопления:

  1. знаний

  2. навыков

  3. умений

  4. отношений

studfiles.net