Занимаемся дома по методике Сегена. Доски сегена


Досочки Сегена - методика и практические занятия в домашних условиях

24 Апреля 2017

Разбираемся с методикой Сегена и занимаемся с развивающими досочками в домашних условиях. Как правильно заниматься, с какого возраста и какие материалы использовать читайте в этой статье.

Эдуард Сеген - французский педагог и психолог, посвятивший свою жизнь обучению и развитию умственно отсталых детей. Иммигрировав а Америку, он впервые открыл для них школу, где занимались не только обучением, но и адаптацией к жизни в обществе. Несмотря на то что методика Сегена была ориентирована на довольно узкий круг детей, в дальнейшем ее элементы стали активно использоваться другими педагогами, занимавшимися ранним развитием. Так, например, рамки Марии Монтессори и игры Лены Данилиной - ничто иное, как видоизмененные доски Сегена.

Суть методики Эдуарда Сегена

Методика Сегена отличается от многих других тем, что ребенку не нужно ничего объяснять, заставлять заучивать и смотреть какие-то карточки. По сути, она не предполагает никакого принуждения, все занятия проводятся в игровой форме. Единственное на чем настаивает автор - это регулярность. Еще одно преимущество методики Сегена - это возможность заниматься с самыми разными детьми, в том числе и с теми, чьи речевые функции затруднены или вовсе отсутствуют.

Основной инструмент для занятий - это доска Сегена, представляющая собой деревянную доску с вырезанными окошечками различной формы и подходящие к ним вкладки. На работе с этой доской и основаны все занятия с детьми раннего возраста. 

Основные цели, которые преследовал Эдуард Сеген, разрабатывая и внедряя свою методику:

  • возможность исследовать, оценивать и развивать наглядно-действенное мышление ребенка;
  • исследование способности ребенка к осмысленным действиям и степени его обучаемости;
  • развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, логического и пространственного мышления, тактильных функций;
  • знакомство с понятиями цвета и формы;
  • стимулирование речевых функций. 

Все это актуально не только для умственно отсталых, но и для обычных, совершенно здоровых детей. Именно поэтому идеями Сегена в дальнейшем заинтересовались многие педагоги, пропагандирующие развивающие методики.

С какого возраста можно заниматься с ребенком по методике Сегена

Методика Сегена подходит для занятий с детьми самого разного возраста - от года и вплоть до 7 лет. Единственное что меняется - это сложность досок и их содержание - от элементарных фигурок можно переходить к изучению цветов, цифр, букв, фигур.

Доски Сегена

Доска Сегена - это основной инструмент, который применяется в одноименной авторской методике. Деревянные досочки с вставками различных форм есть практически у каждого ребенка - но мало кто задумывается о том, что игра с ними может превратиться с самое настоящее развивающее занятие. 

Доски Сегена бывают совершенно разных видов. Самые простые - тематические, объединяющие несколько предметов одного класса, состоящих из одной детали. Это могут быть животные, игрушки, овощи, фрукты, транспорт и так далее. 

Некоторые из этих досок рассчитаны на изучение только форм - они, как правило, не раскрашены и представляют собой обычную обработанную деревянную основу. Другие ориентированы на сопоставление не только форм, но и рисунков. Они раскрашены ярче и рисунок на вкладках повторяет тот, который изображен в отверстиях на основе.

Еще один тип досок Сегена - это деревянные дощечки, на которых картинки собираются из нескольких частей, по типу пазла. Они несколько сложнее, так как ребенок должен не просто вставить предмет нужной формы в соответствующее отверстие, но и собрать его из нескольких деталей. Тематика и оформление этих досок также может быть различной.

Самые сложные доски Сегена - геометрические, состоящие из нескольких деталей. Для того чтобы их собрать ребенок должен подключить не только логику, но и пространственное мышление. Естественно, подключаются понятия цвета, фигур, которыми ребенок уже должен владеть хотя бы на элементарном уровне. 

Современные вариант досок Сегена - это мишки, куклы и другие персонажи, которых можно наряжать в разную одежду и обувь. Платья, ботинки и другие элементы помещаются в специальные сортеры. Такими досками можно пользоваться как на начальном, так и на более позднем этапах.

Ящик Сегена

Еще один инструмент, который Эдуард Сеген активно использовал в своей методике - это тематический ящик. Он представляет собой деревянный куб, на одной из граней которого сделаны отверстия разной формы. В комплекте - подходящие под них фигурки, которые можно вставить.

Проведя элементарную аналогию, любой родитель поймет, что подобные игрушки сегодня есть практически у каждого ребенка. Правда, выглядят они несколько иначе, но суть от этого совершенно не меняется - Эдуарду Сегену удалось разработать такие методические пособия, которые ненавязчиво вошли в нашу жизнь и интересуют любого ребенка. 

Рекомендации по занятиям с ребенком

Решив превратить привычные игрушки - в инструмент для развития, родителям нужно следовать некоторым несложным рекомендациям.

  1. Первое, с чего нужно начать - это продемонстрировать ребенку новую красочную игрушку, дать ему пощупать контуры и углы деталей. Таким способом он сконцентрирует внимание и отметит для себя особенности доски. 
  2. После демонстрации нудно взять игрушку и перевернуть ее так, чтобы все фигурки высыпались на стол. 
  3. На следующем этапе нужно показать ребенку, что фигурки можно вставить обратно, сделав это самостоятельно, возможно с его помощью, и снова перевернуть доску, чтобы все они высыпались на стол. 
  4. На следующем этапе ребенку можно предоставить свободу действий и дать возможность самостоятельно вставить фигурки в основу. Подсказывать при этом или помогать не нужно. Ведь тогда главная цель - научить анализировать и принимать решения, не будет достигнута. 
  5. Начинать игры нужно с тематических ярких вкладок - с животными, фруктами, овощами, машинами. Они будут привлекательны и интересны для годовалого ребенка и он непременно будет обращать на них внимание.
  6. Начиная с трехлетнего возраста, можно без длительных объяснений и утомительной теоретической части начинать знакомить ребенка с геометрическими фигурами. При этом важно отмечать их особенности и задавать малышу вопросы, на которые ему под силу ответить самостоятельно.
  7. В этом же возрасте ребенку под силу собирать фигурки из деревянных деталей, по типу пазлов. За правильно выполненное задание малыша непременно нужно хвалить. Не лишним будет обсудить - как ему удалось это сделать и что изображено на собранной картинке. 
  8. Во время работы с досками родителям нужно наблюдать за тем, чтобы ребенок не вставлял детали по памяти. В этом случае его можно немножко обмануть, добавив лишние элементы. 
  9. Во время занятий нельзя торопить ребенка или критиковать его неправильные решения. Он должен решать первые в своей жизни головоломки с удовольствием.

Где купить

Максимке сейчас 1 год и 9 месяцев, давненько не покупала ему никаких развивашек, тут случайно в совместных закупках (я заказываю на 63pokupki) наткнулась на деревянные развивающие игрушки SmileDecore. Очень многое у них приглянулось, и досочки Сегена, и паззлы и многое другое, как приедет заказик, все покажу. Есть сайт smile-decore но у них только опт от 10 000 р. Есть, кстати, и группа в контакте с закупкой club123730834, за нее ручаться не буду. 

А вот и мой заказ досочек Сегена, подробное описание, фото и цены.

    Методика Сегена - одна из самых простых. Сами того не подозревая, по ней занимаются с детьми многие родители. Кроме того, ее можно сочетать со многими другими - например, пользующейся популярностью системой Монтессори. 

    womensec.ru

    Методика доски Сегена: развивающие игры и игрушки

    Здравствуйте, дорогие читатели!

    Продолжаем интересоваться ранним развитием наших деток. Методика доски Сегена, сегодня поговорим о ней.

    Об авторе

    Эдуард СегенЭдуард Сеген (годы жизни 1812—1880 гг.) — французский врач, психолог, педагог. Является основоположником новой для тех лет системы обучения и воспитания умственно отсталых и недоразвитых детей. Был руководителем детского отделения, где проводил свои нововведения и улучшил форму воспитания и обучения.

    Позже уехал в США, где первым открыл свою школу-пансион опять же для слабоумных детей, это было первое заведение такого рода в стране.

    Сеген занимался именно отсталыми детьми не спроста, он вывел свою концепцию о том, что слабоумие — это не порок. И его можно преодолеть. Путем умственных, физических и другого рода нагрузок. Это всего лишь состояние организма, из которого его нужно вывести. В этом и заключалось его задача.

    При помощи специальных упражнений и тренировок заставить органы чувств реагировать и воспринимать информацию, двигательный аппарат, все функции организма привести к активному состоянию.

    Затем можно переходить к мышлению, логике, обучить  чтению, письму, счету. И в завершении обучения привить ребенку нравственные качества и воспитание силы воли.

    Одним из важных факторов в своей системе он уделял режиму, условий проживания и содержания, отношению окружающих.

    Система была признана официально за ее позитивный оптимизм сделать умственно отсталых детей приспособленными к жизни и адаптированными в ней.

    Суть методики

    Сеген создал для своего времени уникальную систему развития ребенка, которая в последствии претерпела многочисленные видоизменения, так например Мария Монтессори позаимствовала у него для своих занятий всем известные в наше время доски-вкладыши или их еще называют рамки-вкладыши, имеются практически у каждого ребенка.

    Не смотря на то, что методика была изобретена для умственно отсталых детей, активно применяется в наши дня на обычных малышах. Если уж отсталый малыш делает успехи по этой методике, то что говорить, про обычных.

    Особенность данной методики в том, что не нужно ничего проговаривать и заумно объяснять, в этом чаще всего и кроется сложность обучения. Что ребенок не всегда понимает то, что хотят до него донести взрослые.

    Здесь достаточно показать, таким образом легче работать с детьми, которые еще не говорят. Методика предельно проста в освоении и применении.

    Развивающие досочки и вкладыши

    Что это за вкладыши? Это обычные деревянные, как правило, с вырезанными на ней разной формы отверстиями, для каждого есть свой вкладыш. Формы все разные и могут отличаться по степени сложности. /Выбрать вкладыши по вкусу можно в Лабиринте/.

    вкладышиНапример самые простые: когда один вкладыш состоит из одной детали (могут применяться уже в год), более сложные: нужно собрать из нескольких деталей (после того, как ребенок освоит предыдущий вариант). Здесь малыш учится комбинировать и совмещать объекты разные по форме, цветам. Развивается логика, мышление, моторика мелкая и крупная, координация рук.

    вкладыши с картинками

    На первых порах, пока ребенок еще не понял, чем отличаются детали, он будет пытаться насильно вложить детали в пазы, которые им не соответствуют. Это вполне нормально. В этом случае предложите ребенку, что детали можно менять местами, искать другое положение, или положить их в другой кармашек.

    Задача взрослого продемонстрировать ребенку как нужно работать: переворачиваем нашу досочку, из нее высыпаются все вкладыши, можем перемешать их. Затем мама показывает, как берет любой и ищет нужное положение. /Приобрести пазл «Три медведя» можно тут/.

    пазл Три медведя

    Задача ребенка работать самостоятельно, научиться мыслить и подбирать нужные окошечки. Иногда дети ленятся думать и начинают подбирать все подряд, не поддавайтесь на провокацию и дайте ребенку самому поразмышлять над головоломкой.

    Можете дать ребенку такую подсказку: проведите пальчиком ребенка по форме отверстия и по форме вкладыша, давая ребенку понять на что нужно обратить внимание и в чем отличия.

    Досочки Сегена представляют собой 18 дощечек с разной по геометрической форме отверстиями. Требуется отыскать нужный фрагмент. Или использовать коробочку-упаковку, как сортер.

    досочки Сегена

    Данные пособия могут быть изготовлены из разных материалов: из дерева, фанеры, пластмассы и даже ткани.

    Всевозможные варианты тем, например сюжеты из сказок, или транспорт, животные, фрукты,  птицы и прочие.

    Так же отличаются размерами и количеством окошечек и могут быть в форме единого пазла, отличаются по сложности сборки.

    Ящик Сегена

    Так же разновидностью развивающего пособия может быть ящик Сегена, который выполнен в виде куба. На верхней части которого разные по форме отверстия и фигурами для них. Здесь малыш знакомится с объемной геометрией и должен проталкивать фигурки в соответствующие им по форме отверстия.ящик Сегена

    Своими руками

    Так же можно изготовить пособия Сегена и своими руками из плотного картона. Лучше изготавливать тематические пособия, дети быстрее запоминают красочные  и определенные предметы, нежели абстрактные.

    Преимущества методики

    1. Развивается логическое и пространственное мышление.
    2. Задействована мелкая моторика.
    3. Учит распознавать цвета и формы.
    4. Происходит развитие речевых навыков.
    5. Возможность совмещать в других методиках, таких как Монтессори или С. Лупан.

    Развивайтесь играя, до новых встреч!

    Пишите в комментариях, используете ли вы игры по методике Сегена?

     

     

    С уважением, Юлия Полонская

    polonskaya-blog.ru

    Доски сегена

    1. Методика направлена на исследование доступности очень прос­тых целенаправленных действий. Предложена одним из осново­положников олигофренопедагогики Э. Сегеном.

    2. Для исследования используются разные варианты досок, среди которых есть совсем простые и более сложные. Простые представляют собой фанерные или выполненные из органического стекла доски с выемками разной формы и вклад­ками, которые точно соответствуют этим выемкам. Более слож­ные варианты отличаются тем, что выемки в доске могут быть заполнены лишь комбинацией нескольких вкладок. Самая про­стая доска пригодна при исследовании слабоумных больных стар­ческого возраста и умственно отсталых детей.

    1. Задание может быть предложено даже без словесной инст­рукции или с очень простыми, не фиксированными словесны­ми объяснениями. Экспериментатор показывает больному дос­ки с правильно вложенными вкладками, а затем на его глазах опрокидывает доску так, что вкладки падают на стол. В некото­рых случаях, для того чтобы больной начал действовать — вкладывать вкладки и выемки, экспериментатор должен на­чать работу сам, т. е. вставить в нужные места 2—3 вкладки. После этого, как правило, даже слабоумные больные пытают­ся продолжать эту работу.

    1. Истолкование этого очень простого опыта возможно в са­мых различных направлениях. Во-первых, иногда оказывается важным установить, что простую работу, не требующую усвое­ния инструкции, больной выполняет охотно, старательно, ис­пытывая видимое удовольствие от удачи. Это удовольствие про­является у некоторых больных так явно, они так рады, что получили задание по силам, что по собственной инициативе вновь и вновь выбрасывают и вкладывают вкладки. Это не ха­рактерно для личностного слабоумия.

    Некоторым показателем глубины интеллектуальной недоста­точности служит способ работы. Так, например, более сохран­ные больные, отыскав взором нужную выемку, сразу подносят к ней вкладку и вкладывают ее. Более слабоумные берут вклад­ку и пытаются поочередно втиснуть ее то в одно, то в другое отверстие (так называемым методом проб и ошибок).

    Обнаруживается плохая дифференциация форм. Так, напри­мер, овальную форму больные пытаются втиснуть в круглую выемку, вкладку в виде звезды — в крестообразную выемку (наблюдается при сосудистой деменции, при имбецильности).

    Интересными могут быть наблюдения за особенностями мо­торики больных.

    Методика кооса

    1. Обычное применение методики Кооса направлено для выяв­ления конструктивного праксиса, пространственной ориенти­ровки, сообразительности, внимания.

    1. Для проведения опыта нужно иметь 16 одинаково раскра­шенных небольших кубиков и 18 карточек с изображением об­разцов разнообразных по форме и цвету фигур-орнаментов, ко­торые могут быть составлены из кубиков.

    2. Инструкция очень проста. Больному показывают первую или иную из карточек и предлагают сложить из кубиков такую же фигурку. Складывать нужно на столе, не накладывая кубики на образец, а рядом с ним.

    Если задание оказывается для больного трудным, то экспе­риментатор накладывает на образец сетку из слюды, и тогда, становится гораздо понятнее, как складывать фигуру.

    В зависимости от цели исследования можно различными спо­собами применять эту методику, а следовательно, по-разному вести протокол опыта.

    Если она применяется для исследования сообразительности и внимания, можно последовательно предлагать задачи-образцы в порядке возрастающей трудности и протоколировать только время выполнения каждой задачи. Если возникают сомнения в сохранности пространственной ориентировки, экспериментатору при­ходится зарисовывать расположение кубиков. Методику Кооса некоторые патопсихологи используют как материал для иссле­дования «уровня притязаний».

    Возможны еще и иные разнообразные способы использова­ния этой методики — для выявления локализации поражений мозга, для обнаружения особенностей эмоциональной сферы {в экспериментах с прерванным действием).

    4. Истолкование результатов такого эксперимента может быть разнообразным. Выявляются, прежде всего, элементарная сооб­разительность больного, его умение построить, скомбинировать фигуру по заданному образцу.

    При построении нескольких фигур, особенно более слож­ных, выявляется также степень внимания больного, поскольку построение сложных фигур требует устойчивости внимания.

    Попутно при исследовании данной методикой обнаружива­ются тонкие нарушения пространственной ориентировки. И на­конец, данная методика позволяет выявить работоспособность больного, его отношение к заданию, его заинтересованность в достижении правильных решений.

    Первые номера таблиц Кооса очень легки. Поэтому наблюде­ния за тем, как взрослый интеллектуально сохранный больной складывает эти номера фигур, отчетливо выявляют его отноше­ние к работе, вскрывают в ряде случаев такое отношение, кото­рое именуется установочным поведением, или аггравацией.

    Иначе обстоит дело при исследовании маленьких детей-оли­гофренов, которым может быть недоступна сама задача постро­ения фигуры по образцу. Для исследования таких детей методи­ка Кооса была преобразована А.Я. Ивановой в обучающий экс­перимент. Были взяты лишь четвертая и третья фигура и разработаны виды помощи, которые экспериментатор оказывает ребенку, обучая его складыванию фигур. Больному предлагают сложить фигуру № 1 по образцу и дают кубики. Если это не удается, объясняют, как раскрашены кубики, и на глазах у ребенка складывают № 1 по образцу. Это еще не обуче­ние, это делается для ориентировки в задании. Обучение начи­нается с фигуры № 3. Если задание не выполняется, больному дают «уроки» (т. е. регламентированную экспериментом помощь) в следующем порядке. Урок № 1 — экспериментатор поворачи­вает кубики нужной стороной кверху. Предлагает выполнить за­дание и регистрирует действия больного. Если этот урок не по­могает выполнить задание, дается урок № 2 — экспериментатор сам складывает фигурки на глазах у больного и, разрушив сде­ланное, предлагает ему самому выполнить задание.

    Урок № 3 представляет собой подробное словесное объясне­ние того, как нужно складывать фигуры («два носика друг к другу повернуты»), сопровождаемое показом и применением сетки из слюды. Если задание выполнено, предлагается конт­рольное задание (выявляющее возможность «переноса способа действия»), т. е. больному предлагают сложить фигуру № 4.

    studfiles.net

    «Доски Сегена»

    Эта методика может быть применена для исследования наглядно-действенного мышления.

    Используются доски с пазами различной геометрической формы и соответствующими

    им вкладками. Имеются варианты этих досок различной сложности. Элементарная доска из четырех вкладок доступна для предъявления детям с 2-летнего возраста. Наиболее распространенный вариант доски Сегена (из 10 вкладок) предъявляется детям старше 3 лет.

    Сложность заключается в том, что некоторые пазы могут быть заполнены лишь комбинацией нескольких вкладок.

    Методика проведения опыта: экспериментатор показывает ребенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и жестами предлагает вернуть их на место.

    «Сюжетные вкладки»

    По структуре эта методика близка к методике «Доски Сегена».

    Во время эксперимента используется большая доска, на которой изображены 10 различных ситуаций с недостающими элементами на месте вырезанных пазов. На вкладках рисунки, изображающие эти или намеренно неподходящие элементы. Ребенок должен выбрать из большого количества вкладок соответствующую по смыслу.

    При оценке результатов этого задания обращается внимание на то, как ребенок осмысливает изображенные на доске ситуации, насколько целенаправленно и устойчиво его внимание. Значительный интерес представляет наблюдение за способом работы ребенка. Первый способ - ребенок, взяв в руки любую вкладку, ищет ей место. Такой способ нерационален и малопродуктивен. Второй, более совершенный способ, когда ребенок, осмыслив ситуацию, ищет среди вкладок именно тот элемент, который необходим.

    Интеллектуально полноценные дети (5-6 лет) способны правильно понять ситуацию и подобрать соответствующую вкладку. Следует отметить, что они не всегда могут самостоятельно использовать более рациональный способ работы. Однако при направляющем указании со стороны экспериментатора усваивают этот способ.

    Методика дает возможность выявить также целенаправленность деятельности при большом объеме работы.

    Дети, у которых объем внимания недостаточен, даже при хорошей способности к осмыслению часто затрудняются в выполнении данного задания, так как не в состоянии охватить все изображенные ситуации и сделать выбор из большого количества вкладок. Если ограничение объема работы (закрыты некоторые ситуации и уменьшено количество предъявляемых вкладок) приводит к улучшению ее качества, то можно сделать вывод о том, что причиной ошибок являются не трудности осмысления, а сужение объема восприятия.

    Методика Кооса

    Эта методика направлена на выявление конструктивного праксиса, способности к пространственной ориентировке и анализу фигуры; (по чертежу) и ее последующему синтезу (из кубиков). 16 кубиков Кооса имеют одинаковую раскраску: синюю, красную, желтую, бело-красную и желто-синюю стороны. В комплекте имеются 18 чертежей постепенно возрастающей сложности. Чертежи могут быть составлены из 4, 9 или всех 16 кубиков.

    Методика используется для исследования детей самых разных возрастов (от 4 лет и старше) в зависимости от цели исследования. Она может быть модифицирована в «обучающий эксперимент» или использована как материал для исследования уровня притязаний.

    Ребенку дают кубики и какой-либо из чертежей. Затем просят составить из кубиков изображенную на чертеже фигуру. Целесообразно начинать с более легких чертежей. Можно проводить диагностическое «обучение» по специальной схеме, пользуясь определенными чертежами и системой дозированных подсказок к ним. Допустимо пользоваться повторением заданий, отдельных чертежей при «обучении» предъявляется аналогичный

    чертеж для самостоятельного выполнения. Хорошим приемом служит повторное выполнение того же чертежа без образца, только по зрительному представлению.

    Данная методика позволяет выявить возможности ребенка в отношении выполнения таких мыслительных операции, как анализ и синтез на материале конструктивной, внеречевой деятельности. Это является особенно важным критерием в тех случаях, когда ребенок не владеет речью, не понимает или не слышит обращенной к нему речи, либо по каким-то другим причинам отказывается от вербального контакта со взрослым. Методика также помогает установить особые пространственные нарушения, возникающие при некоторых формах поражения головного мозга (локализованные травмы черепа, опухоли, частичное повреждение сосудов головного мозга). Как правило, предъявление этого задания почти у всех детей вызывает заинтересованность, что дает возможность выявить их реакции на успех и неуспех.

    studfiles.net

    Доска Сегена (инструкция)

    Доски Сегена — детские игровые пособия, которые выполняются в различных конфигурациях. Они могут отличаться размерами, тематикой (еда, животные, транспорт, еда и др.), возрастной категорией. Как правило, доски Сегена изготавливаются из дерева. В деревянной доске вырезаются определенные окошки.

    Ребенок должен в них вставить соответствующие вложения, которые идут в комплекте. Материал, из которого изготавливается вся конструкция, может быть разным: ткань, пластик и дерево.

    Характеристика приспособлений

    Доска Сегена отличается не только материалом, но и сложностью. Простые варианты содержат соответственно простые фигуры. По мере усложнения в каждое окошко уже надо вставить комбинацию из отдельных фигурок. К примеру, квадрат можно собрать из двух треугольников.

    При всем многообразии форм Сегена малыш может получить разные формочки: кошки, собаки, гусеницы и др.

    Вариант доски СегенаПредставленная методика преследует разные цели:

    • определение индивидуальных особенностей к осмыслению собственных действий;
    • способность обучаться, исследуя и совершенствуя собственные навыки;
    • развитие наглядно-действенного мышления;
    • тренировка зрительной памяти, тактильной функции и мелкой моторики;
    • понимание базовых основ цветовой гаммы;
    • развитие речевого аппарата с последующей подготовкой к чтению и письму.

    Досточка СегенаИнструкция указывает рекомендации:

    1. На начальном этапе малыш должен познакомиться с красочным изделием. Он должен ощупать все детали, все грани и углы доски. Тактильный контакт поможет заострить внимание и определить главные особенности ряда элементов.
    2. Повернув доску, надо сделать так, чтобы все фигурки выпали из нее.
    3. Взрослый должен показать ребенку принцип действия игры. Вкладыш надо вложить в отверстие, а потом сразу же перевернуть доску.
    4. На втором этапе малыш должен сам попробовать заложить вкладыши. Родители должны держаться и не подсказывать малютке. Он должен научиться самостоятельно принимать решения. Если просто анализировать и прислушиваться к родителям, то никакого развития не будет.
    5. Трехлетний ребенок уже готов к азам геометрии. Перед началом сборки доски каждую фигуру надо детально рассмотреть. Сначала определяются грани и углы. На вопросы мамы или папы малыш должен отвечать самостоятельно.
    6. По мере взросления потребуется усложнение такого задания. Лучший вариант — вкладыши, которые собираются из нескольких частей (принцип пазла). Сначала малыш знакомится с пособием, идущим в комплекте, а затем с деталями. Родитель может показать на собственном примере методику сбора. Потом надо отойти в сторону и дать ребенку пространство для маневра.

    После того как малыш все сделал правильно, его надо обязательно похвалить. Все старания должны быть не напрасны.

    После удачной сборки надо обсудить особенности получившейся картинки. Можно рассказать историю, в которой будут фигурировать элементы доски.

    Особенности

    Вышеописанная методика дает большое пространство для маневра. Родители должны понаблюдать за тем, как малыш собирает доску. Если он настойчиво пытается вставить фигурку в то отверстие, которое для этого не приспособлено, надо разобрать форму фигурки.

    Начинать лучше с фигурок еды, машинок, животных и т. д. Дети мыслят образами, а потому запоминание будет идти легче. Если кроха начинает собирать доску по памяти, родители должны пойти на ухищрения. Когда он будет собирать, надо подсовывать ему те фигурки, которые не относятся к нужному отверстию.

    В таком случае запустится внутренний анализ, и ребенок начнет соотносить элементы. Та или иная вставка отложится в памяти в виде какого-то образа. Игра не нуждается в излишней спешке. Если малыш делает что-то не так, его не надо критиковать. Надо помнить, что он только учится, а потому перетруждать его нельзя.

    tutmama.ru

    Досочки Сегена - запись пользователя Chairys (Chairyss) в сообществе Раннее развитие в категории Другие системы и методики (ТРИЗ, Воскобовича, Эльконина-Давыдова, Ибука, Дьенеша и т.д.)

    У нас с Алешей появилось новое пособие! Досочки Сегена. Какой же милый у них принт! Посмотрите! Да?

    Кстати!

    Эдуард Сеген родился в 1812 году в семье потомственных бургундских врачей. Медицину изучал в Париже. В 1837 году молодому врачу предлагают поработать со слабоумными детьми в психиатрической лечебнице в Биссетре. А через год, в 39-м, назначают руководителем детского отделения для слабоумных при этой больнице.

    Эдуард Сеген первым попытался вычленить наиболее существенные дефекты при умственной отсталости, подчеркнул определяющую роль нарушений волевой активности ребёнка в формировании этих дефектов. Особое значение он придавал развитию органов чувств у людей с ограниченными интеллектуальными возможностями.

    Им разработана целая медико-педагогическая система воспитания и обучения умственно отсталых детей. Она предусматривала применение специальных упражнений-тренировок для развития сенсорных функций и движений.Эта система оказала огромное влияние на формирование других педагогических концепций, например, знаменитого итальянского психолога Марии Монтессори.

    Сегодня психологи всего мира широко используют «доски Сегена» для исследования особенностей зрительного восприятия, моторики, зрительно-моторной координации.

    Для диагностики и коррекции сенсорно-перцептивных процессов автор метода использовал различные геометрические фигуры, среди которых были и совсем простые, и довольно сложные. Фигуры располагались в специальных выемках на специально выточенной доске. Более сложные варианты отличались тем, что выемки в досках были заполнены комбинацией нескольких форм. Например, квадрат можно было сложить только из двух или более треугольников.

    Психолог показывает ребёнку доску, на его глазах опрокидывает её и предлагает расположить фигурки на доске. Выполнение этого простого задания даёт возможность психологу проследить, как ребёнок понял инструкцию, его отношение к выполнению задания, какие способы работы решил использовать и правильно ли он дифференцирует форму.

    Мы с Алешей не только вставляем нужную фигуру на свое место (то есть действуем по принципу "заплаток"), но и конечно стараемся подобрать соответствующий паттерн. Сортируем по цвету, форме, по узору (полосочки, клеточки, цветочки и тп).

    Еще я выкладываю ему последовательность из двух карточек, затем меняю одну и прошу показать, какая исчезла.

    Но как вы понимаете, эти досочки - неиссякаемый источник самых разных игр!. Поэтому рекомендуем)

    коррекция фигуры после родов

    www.babyblog.ru

    Тест «Доски Сегена»

    Для детей 3,5—7-ми лет

    (Проверка уровня развития зрительно-моторного мышления: сравнения и анализа — синтеза различных форм объектов и их частей.)

    В реальном тесте ребенок имеет дело с деревянными плоскими фигурками, которые целыми или собранными из отдельных частей ему нужно вставить в доски, имеющие прорези таких же форм, как и предложенные фигуры (рис. 15 а, 15 б, 15 в, 15 г, 15 д). В настоящем варианте методики ребенку предлагают 5 бумажных матриц с прорезями, имитирующих доски, и наборы соответствующих фигур (1а, 1б,1в, 1г, 1д.), вырезанных из карты № 1 Приложения. Вырезать фигуры и их части из карт Приложения следует аккуратно (бритвой), чтобы не испортить сами матрицы, в прорези которых потом ребенок будет вставлять подходящие фигуры. Перед началом тестирования необходимо вырезать из Приложения сами листы с бумажными матрицами-досками, также и подумать, как закреплять их на столе, чтобы они не смещались во время работы над заданием (можно закреплять концы матриц на столе или на специальной картонке пластилином или скрепками и т. д.). Для проведения этого теста потребуются также часы с секундной стрелкой.

    Ребенку предлагают каждую матрицу по очереди. Пред ее показом выкладывают в ряд фигуры соответствующего набора в случайной последовательности. Ребенок рассматривает предъявленный рисунок «доски» в течение 10 секунд, после чего вкладывает предложенные к ней фигуры в подходящие прорези матрицы. Время выполнения каждого из пяти заданий точно фиксируется. Детям 3,5-5 лет предлагают два первых рисунка теста. Старшим детям (6—7 лет) — все 5.

    Инструкция: Ребенку говорят: «Рассмотри внимательно эти фигурки, вырезанные на рисунке. Выбери из этого набора такие же и наложи их сверху каждой сходной прорези фигуры на рисунке так, чтобы они полностью совпали, чтобы отверстия были полностью заняты фигурой».

    Качественный анализ результатов:

    Для детей 3,5—4-х лет:

    Испытуемые выполняют задания, используя метод примерки: подносят фигурки к прорезям и сравнивают их, ищут сходство, прилаживают их друг к другу и в итоге совмещают правильно.

    Для детей 5 лет:

    Дети используют только способы зрительной оценки сходства фигур, быстро их совмещают.

    Для детей 6— 7лет существует временной норматив при безошибочном выполнении всех 5-ти заданий. Это 5 минут 12 секунд — суммарное время выполнения всех заданий. Дети указанного возраста не должны выполнять задание методом проб и ошибок.

    Методика "Установление последовательности событий"

    Методика "Установление последовательности событий" предназначена для выявления сообразительности, умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Предложена А. Н. Бернштейном.  Для проведения опыта необходимы серии сюжетных картинок (в количестве 3-6 картин), на которых изображены этапы какого-либо события.  Существуют серии, соответствующие по содержанию детскому возрасту, а также серии для взрослых (см. стимульный материал).  Оригиналы этих серий выполнены красками, но можно пользоваться и их фотокопиями.

    Испытуемому показывают пачку перемешанных карточек и говорят: "Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (экспериментатор указывает место) положите первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда - вторую, третью..., а сюда последнюю".  После того как испытуемый разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе, как он разложил (например: 5, 4, 1, 2, 3), и лишь после этого просит испытуемого рассказать по порядку о том, что получилось. Если он разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых помочь больному установить противоречие в его рассуждениях, выявить допущенные ошибки.  Если вторая попытка безуспешна, тогда экспериментатор сам показывает испытуемому последовательность событий и, перемешав снова все карточки, предлагает ему разложить их снова - в третий раз или составить рассказ, отражающий последовательность событий.

    ФОРМА ПРОТОКОЛА Исследование больного, перенесшего травму

    Наименование серии и замечания экспериментатора

    Раскладка

    Объяснения больного

     

     

     

    Последовательность событий. Cтимульный материал .

    Интеллектуальное недоразвитие, затрудненность осмысления, свойственные олигофренам и больным с органическими заболеваниями мозга, проявляются в том, что больные, справляясь с легкими сериями, не могут ориентироваться в более трудных; в одной и той же серии они, как правило, ошибаются на одной более трудной картине.  Отчетливо выявляются с помощью данной методики некоторые формы инертности психических процессов больных: разложив в первый раз картинки неправильно, больные в дальнейшем несколько раз подряд повторяют ту же ошибочную версию последовательности. Такая "склонность к застреваниям" наблюдается при некоторых органических заболеваниях мозга в детском, а также в старческом возрасте.  При истолковании результатов исследования следует обращать внимание на то, как больной реагирует на наводящие вопросы и критические возражения экспериментатора, "подхватывает" ли он эту помощь или не понимает ее.  Значительный интерес представляют особенности устной речи больных, выявляющиеся во время объяснения последовательности событий (грамматически связная, развернутая либо односложная, бедная, лаконичная, либо с тенденцией к излишней детализации). Затруднения в установлении сюжета по серии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения.

    studfiles.net