Статья "Урок-семинар в школе". Что такое семинар в школе


Что такое семинар?

Привет читатель, вот чем мне нравилась учеба в университете, так это своим разносторонним подходом. Если вдуматься, то одни и те же знания вкладывались в голову и сознание студентов разными способами, например, одни лучше воспринимали лекции на парах, а другие получали массу полезной информации только на практических занятиях.

Что-такое-семинар

В целом, это правильный подход, ведь результат должен быть один – квалифицированный специалист с определенной базой знаний для дальнейшего поиска себя в этой жизни.

Вот я и задумалась, а сколько этих методов подачи информации?

Вспоминаются следующие: лекции, лабораторные и практические занятия, семинары, дискуссии, открытые уроки и конференции. Сразу возникает вопрос, что такое семинар, как он влияет на успеваемость и базу знаний студента? Попытаемся ответить развернуто.

Что такое семинар?

Начать стоит с предыстории, поскольку впервые понятие «семинар» появилось еще в Древнем Риме и Древней Греции, и также ассоциировалось с одним из способов получения знаний. Вот только древние семинары несколько отличались от современных, но в любом случае несли колоссальную пользу всем заинтересованным лицам.

В переводе с латыни «семинар» — это рассадник. Конечно, может значение этого термина имеет несколько иное восприятие, но не будем отступать от темы и проассоциируем его именно с «рассадником знаний».

Другого объяснения не надо, поскольку именно на семинарах древние мыслители обменивались полученными знаниями, дискутировали и приходили к компромиссу, выбирали единое направление мысли.

Соответственно, польза такой методики обучения очевидна: студент собирает информацию, откладывая ее в своем сознании, а потом совместно со своими оппонентами приходит к истине, которая также ложится «зерном» в его восприятии той или иной темы.

Задумка интересная, впрочем, и реализация тоже, не зря же семинары в учебных заведениях активно проводятся и в современной системе образования.

Советуем почитать: Что такое Болонская система?

Отдельно стоит уточнить, что сегодня семинары, как форма обучения, задействованы далеко не во всех направлениях науки, чаще всего этот способ получения новых знаний используется при подготовке инженерных и научно-педагогических кадров в вузах. Гуманитарию такой вид деятельности может быть и вовсе не знаком, что в принципе не их вина.

Для чего необходимы семинары в вузах?

Прежде чем говорить об особенностях проведения семинаров, важно уточнить, для чего необходимы эти коллективные занятия, каким образом помогают студенту «грызть гранит науки».

Ответ на первый вопрос очевиден: семинар – это уникальная возможность для заинтересованного студента получить углубленные познания в том или ином предмете, восполнить пробелы в памяти и подробно изучить те темы, которые не вошли в учебный план, но также актуальны для будущей специальности.

Я думаю, что после столь красочного описания некоторые студенты решат, что дополнительные знания им не к чему и отвергнут семинары, как способ обучения. Очень зря, ведь основным преимуществом таких занятий является демократическая форма построения.

Что это означает?

Они, как правило, выстаиваются в форме диспутов, которые предлагают разные взгляды на одну и ту же проблему, разный подход к достижению одной и той же цели, разные методики реализации единой задачи.

Вот как раз такую задачу ставит преподаватель, а студенты должны найти свое «зерно истины», причем не просто найти, а аргументированно доказать его целесообразность и приемлемость.

Еще одна задача, которую ставит перед студентами семинар — качественная и осознанная подготовка теоретической базы.

Конечно, часть знаний уже была получена на лекциях, но теперь есть возможность ее не только закрепить и отложить в своем сознании, но также отыскать новые факты, интересные данные, нужные и актуальные сведения по заданной тематике.

К тому же стоит акцентировать внимание на том, что семинар учит студентов работать со справочной литературой, находить главное, грамотно и корректно составлять план, выбирать схему действий и самые сильные аргументы в пользу темы, по его же мнению.

Такая самостоятельная работа очень важна, ведь одно дело получить знания от преподавателя, и совсем другое самостоятельно найти нужное, изучить, осознать и запомнить, а после лаконично и грамотно донести до аудитории.

И последнее: семинары развивают ораторское искусство и способствуют внутренней уверенности докладчика.

Семинары-развивают-ораторские-способности

Первое занятие проходит, как правило, с дрожью в голосе и марашками по коже, но все последующие приносят полную уверенность в своем ответе и знаниях, а дискуссия и отстаивание собственной позиции – яркое тому подтверждение.

Такие дебаты и публичные выступления – еще один положительный момент, который в жизни еще не один раз пригодится.

Как проводятся семинары?

В школе семинары не проводятся, в колледже и училище – это крайне редкое явление, а вот в университетах и аспирантуре – это один из любимых преподавателями методов обучения.

Почему? Об этом я уже писала выше, теперь осталось только разобраться, как правильно организовать эти публичные занятия, чтобы они принесли студентам колоссальную пользу и задержались в памяти.

Советуем почитать: Как студенту развить память?

Творческий подход не всегда уместен, главное – четко следовать выбранной схеме, которая утверждалась не одним десятилетием. Итак, преподаватель выбирает группу студентов, которым предлагает на рассмотрение одну тему по своему предмету.

Задача учащихся – подготовить небольшой доклад, который будет описывать четкую позицию; но также важно приведение аргументов, чтобы все высказывания не оказались пустыми и голословными.

Если лень писать доклад, то это должен быть обязательно план семинара, по которому студент выступит с внятной и обоснованной речью.

Возникает вопрос, зачем нескольким студентам обсуждать одну и ту же тему? Справедливое замечание, вот только здесь есть один маленьких нюанс – каждый доклад должен отличаться от выступления своего оппонента и высказывать в корне противоположную или несколько иную мысль по той же заданной теме.

По-моему, это гениально: студент получает колоссальный багаж знаний, поскольку дома разбирается досконально в своей теме, а на семинаре узнает много чего нового от других докладчиков.

Так что все преподаватели рекомендуют студентам посещать эти полезные занятия, тем более, они позволяют улучшить успеваемость, зарекомендовать себя с лучшей стороны перед преподавателями, познать что-то новое, найти контакт со строгими педагогами и просто с пользой провести время.

Советуем почитать: Секрет подхода к любому преподавателю

К тому же такие организационные мероприятия оцениваются, и оценка может сыграть ведущую роль при выставлении итогов в зачетную книжку.

Как оценивается семинар?

За семинар студенты тоже получают оценки, правда, система оценивания несколько отличается. Ее даже можно смело назвать демократичной, поскольку учитывается сразу несколько критериев оценивания.

Это:

• качество работы и полнота раскрытия порученной темы;

• активность студента в дебатах и дискуссии;

• понимание предмета и заданной темы;

• выбранный способ подачи информации;

• креатив и нестандартное мышление только приветствуются.

Как правило, преподаватель на семинаре занимает выжидающую позицию, то есть внимательно наблюдает за своими подопечными, их ответами и поведением.

Пассивным участникам семинара будет сложно получить достойную оценку, а вот активисты, наоборот, заслуживают наивысшей похвалы за свои труды.

В этом вся прелесть выбранной методики обучения, поскольку студенты не спят на скучной лекции, а принимают непосредственное участие в поиске истин, компромиссов и умных мыслей по заданной тематике.

Такие моменты надолго откладываются в памяти, а пройденные темы запоминаются, как таблица умножения.

Какие бывают семинары?

Мы уже определились, что современные семинары стремительно прогрессировали сквозь века и на сегодняшний день несколько отличаются от древних дискуссий.

Чтобы утвердиться в этом мнении, остается только добавить, что данный вид обучения имеет свою условную классификацию, которая принята, как в научном, так и в деловом мире.

1. Бизнес-семинары. Одно уже название говорит само за себя. Это доклады, тема которых затрагивает финансовые, аналитические, технические и организационные аспекты успешного ведения бизнеса, предпринимательства.

2. Научные семинары хорошо известны в научных коллективах, а их основная задача – повышение образованности и квалификации. Ученые встречаются, делятся своими достижениями и впечатлениями, опять-таки спорят на тему, приводя свои веские аргументы, и приходят к общей истине.

3. Вебинары. Это относительно молодое понятие, которое получило свое распространение исключительно благодаря вездесущей силе всемирной паутины.

Онлайн-конференции позволяют проводить тематические беседы, пребывая на разных континентах.

Кстати, стоит отметить известную международную компанию Microsoft NetMeeting, которая одна из первых продемонстрировала культурному миру такие неограниченные возможности. Думаю, о пользе «виртуальных собраний» говорить не приходится – все очевидно.

Вывод: На этом тему семинаров, пожалуй, можно закачивать, однако все-таки хочется добавить следующее: не стоит в университете пропускать семинары и, тем более, отказываться от участия в подобных дискуссиях.

Это очень полезное и нужное мероприятие на любом курсе, ведь оно обязательно отложит в голове массу полезной информации, которая еще не раз пригодится в будущей специальности и карьере.

Может, когда-то придется блеснуть интеллектом!

Теперь ты знаешь о том, что такое семинар.

С уважением, команда сайта советстуденту.рф

Автор: Анна Кислякова

xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai

Как провести семинар в школе?

Как провести семинар в школе?Чтобы грамотно провести семинар для учителей, необходимо выбрать тему, которая будет интересна широкому кругу педагогов. Затем составить план работы семинара, в котором обязательно должны быть представлены разработки по данной теме учителей всех возрастных категорий и разного опыта работы.

Чтобы разговор по теме не превратился в скучную и пустую болтовню или простое перебрасывание умными фразами, раздайте (если вы проводите семинар в вашей школе) или разошлите по школам (если это будет объединённый семинар) вопросы и подтемы по нему и дайте реальные сроки исполнения, с учётом занятости каждого учителя. Хорошо, если вы сможете организовать выездной практикум на основе семинара в какой-нибудь школе, участвующей в его работе. И желательно, чтобы открытое мероприятие или урок по теме семинара проводились учителем, который после этого поделится не только опытом, но и своим мнением по этому поводу.

Очень полезно будет пригласить преподавателей педагогических вузов по данной специализации и предложить им прочитать лекции о методах решения данной проблемы и сопутствующих ей. Однако надо учитывать тот момент, что живое общение между лектором и слушающими его педагогами должно стать обязательным пунктом в работе семинара. Иногда по ходу лекции среди учителей возникает ряд вопросов, которые полезно решить немедленно после её окончания. Чем больше вопросов, тем выше интерес к лекции. Поэтому каждый докладчик должен уметь отвечать на вопросы по тексту доклада и по сопутствующим моментам. Чтение лекций необходимо перемежать с докладами учителей о собственных разработках. Практикум обычно проводится в конце семинара, в качестве своеобразного заключения и обобщения опыта.

Очень важно, чтобы в перерывах каждый учитель мог приобрести полезную для него литературу педагогического профиля. Для этого можно связаться с книжными магазинами и предложить им организовать выездную торговую точку на данный период времени со специальной литературой прямо в помещении, где проходит ваш семинар.

Если речь пойдёт о каких-то конкретных уроках или мероприятиях, хорошо иллюстрировать выступления педагогов видеофильмами, снятыми операторами во время их проведения. И, конечно, после каждого такого семинара у преподавателей, которые там присутствовали, должны остаться материалы семинара: полные копии докладов и лекций, планы практикумов и разработки открытых уроков, просмотренных в процессе его. Это необходимо, чтобы каждый педагог, вернувшись в родную школу, смог поделиться не только общим впечатлением от услышанного и увиденного с коллегами, но и донести до них все основные положения и наработки семинарских занятий. Для этого необходимо распечатать и раздать всем присутствующим брошюры с текстами выступлений и остальными документами.

 

Автор статьи: Мурадасилова Светлана Александровна

 

www.rastut-goda.ru

Семинар - это... Что такое Семинар?

Семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала.

Семинары — эффективная форма подготовки инженерных и научно-педагогических кадров в вузах.

Научные семинары — в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам. В лучшем случае семинар проводится с представлением материалов в доступе до семинара, когда доклад содержит только краткую, реферативную, обзорную форму, задавая тему обсуждений. Собственно семинар есть перенос предметных кулуарных обсуждений в публичную форму семинара, который может сниматься на видео и/или протоколироваться.

История

Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей.

В советской школе семинары предназначались для углубленного изучения различных дисциплин

Значения

В наше время семинар употребляется часто в следующих значениях:

  1. учебные семинары, которые организуются для того, чтобы студенты лучше разобрались в определённой теме.
  2. бизнес-семинары, на которых несколько человек читают доклады одной направленности для остальных
  3. семинары он-лайн, веб-конференции, вебинары — интерактивные семинары реализуемые в режиме ВЕБ-конференции. Сейчас много программ позволяют это реализовать (Skype, TrueConf, ooVoo, Сервис видеоконференций iMind). Первой популярной программой для веб-конференций, в режиме реального времени, стала программа Microsoft NetMeeting.

См. также

dic.academic.ru

Статья "Урок-семинар в школе"

Нетрадиционные формы работы  на уроках русского языка.

Уроки-семинары

        Уроки-семинары – это уроки систематизации и обобщения изученного, поднимающие уровень знаний учащихся, уровень их ассоциативного мышления. Они помогают осознать взаимосвязь различных языковых явлений, внутри- и межпредметные связи. Проникновение в глубь языкового явления позволяет учащимся видеть живые процессы в языке.

            На семинаре совершенствуется монологическая и диалогическая речь учащихся, углубляются их теоретические знания и практические умения.

       На уроке-семинаре учащиеся выступают сами и слушают одноклассников; учатся выделять главное, конспектировать, делать записи, рецензировать, включать новую информацию в свой активный запас знаний. Они овладевают некоторыми ораторскими приемами, позволяющими привлечь внимание слушателей, учатся работать со справочной литературой, пользоваться аппаратом книги, овладевают умением выбрать нужную книгу и представить ее.

       Уроки –семинары позволяют расширить образовательные функции урока русского языка в соответствии с современными требованиями.

       Традиционные уроки иногда создают у учащихся представление о русском языке как о чем-то бесспорном, бесперспективном для каких-либо открытий. Уроки-семинары являются в этом отношении переломным моментом, переходом от формального отношения к представлению о русском языке как о живом, истинно родном и близком.

        В системе вопросов к семинару важен какой-либо проблемный, даже провокационный вопрос, который сразу вызывает дискуссию, заставляет любознательных, лингвистически умных ребят пересмотреть, перечитать чуть ли не всю предложенную литературу.

        Например:

  1. Всегда ли важен порядок слов в предложении?

  2.  Можно ли отменить пунктуацию?

  3. Какой из главных членов предложения главнее?

  4. Можно ли по суффиксу определить часть речи?

        Чтобы двухчасовая работа не утомляла учащихся, необходимо, продумывая ход семинара сознательно планировать момент, снимающий напряжение, включая лингвистические фельетоны, шутки, инсценировки.

         Учитель на уроке-семинаре не только ведущий, дирижер, но и равный участник. На каком-то этапе урока он предлагает подобранный им материал, включая его в общее рассуждение по теме. Он должен познакомиться со всей рекомендуемой литературой и иметь в запасе какую-то интересную информацию или задачу, чтобы остаться для учеников интересной личностью. Он вместе с учащимися готовит выставку лингвистической литературы, подбирает интересные, эмоционально окрашенные тексты для практического задания. Новая, нестандартная форма урока-семинара включает много привычных традиционных приемов. Именно они становятся своеобразной базой в творческом поиске учителя. Внимание участников семинара стимулирует разнообразие заданий, включающих и синтаксический разбор, и разбор по составу, и этимологический разбор, и работу со словарями.

        На уроке-семинаре работа с текстом идет как лингвистический эксперимент. Учащиеся проводят наблюдение за живым русским языком – например, определяют роль причастия в речи, убеждаются, что это книжная форма. Сопоставляют конструкции предложений в устной речи и в письменной (в своих сочинениях), в художественной литературе и в статьях учебников, в научно-популярной и научной лингвистической литературе, к которой они обращались во время подготовки к семинару.

        Самостоятельной исследовательской работой учащихся является анализ выбранного текста под определенным углом зрения. Вся совокупность деятельности учащихся на уроке-семинаре способствует формированию речевой компетентности, овладению правилами сочетаемости единиц в тексте, правилами выбора языковых средств, построения текстов разных типов и стилей. Семинар совершенствует монологическую и диалогическую речь учащихся, готовит их к общению на разных уровнях жизни.

          Заканчивается семинар обычно вопросом, чье выступление особенно запомнилось и почему. Высказывая свое мнение, учащиеся должны суметь обосновать свою точку зрения, найти убедительные аргументы, проявить доброжелательность по отношению к товарищу, найти слова для тактичной критики.

          Работа учащихся на уроке-семинаре – это участие в общем процессе познания. Они выступают сами, слушают одноклассников ( в 5-6 классе это является серьезной проблемой: дети слушают и слышат себя, даже когда говорит другой). На таком уроке-семинаре уже в 5-6 классах школьники учатся выделять главное, конспектировать, делать записи в специальных семинарских тетрадях, рецензировать, включать новую информацию в свой активный запас знаний. Они овладевают некоторыми ораторскими приемами, позволяющими привлечь внимание слушателей. Готовясь к семинару и работая на самом уроке-семинаре, учащиеся делают краткие конспекты по выбранному вопросу, некоторые пишут рефераты.

      Большое значение для всей дальнейшей жизни детей имеет то, что они учатся работать с различной справочной литературой, учатся пользоваться аппаратом книги, овладевают умением выбрать нужную книгу и представить ее товарищам.

      Внушительные списки рекомендуемой литературы не должны пугать участников семинара: они могут выбрать всего одну книгу для работы, а об остальных услышат от товарищей.

      Конечным результатом урока-семинара, как и традиционного урока, остается совершенствование теоретических знаний и практических умений школьников. Поэтому логичным после урока-семинара будет урок-зачет, урок-практикум, диктант.

      Таким образом, уроки-семинары позволяют расширить образовательные функции урока русского языка в соответствии с современными требованиями, обратиться к проблемам функциональной грамотности учащихся, решать задачи использования языка, учитывая коммуникативный аспект обучения. Каждый учитель, согласившийся с идеей таких уроков, может вносить что-то свое в их понимание и исполнение применительно к классу и своему характеру.  Общее одно – работа с лингвистической литературой, сотворчество учителя и учащихся, возрастающий интерес к родному языку, систематизация знаний. Уроки-семинары – один из эффективных путей обучения, не сковывающий, а развивающий ученика, доставляющий много вдохновенных минут ученику и учителю.

     Учащиеся должны знать, что на семинаре один работает на всех, а все на одного, что результаты их труда обязательно будут оценены тремя оценками: за устное выступление на семинаре, за подготовленный материал в семинарской тетради и за практическое задание, выполненное нас уроке. Каждый должен знать, что конечный результат семинара – орфографическая и пунктуационная грамотность.

      Чтобы все вопросы семинара были освещены достаточно полно, можно предложить учащимся при подготовке к нему разделиться на группы и выбрать для основательного исследования один вопрос. Кому-то учитель может дать и индивидуальное задание.

      Для подготовки к семинару учитель предлагает вопросы за 7-10 дней. В течение 4-5 дней, подбирая литературу, учащиеся могут перейти из одной группы в другую. На стенде «Материалы к уроку» отмечается, какой вопрос выбрал каждый участник семинара.

     Важно, чтобы задание давалось дифференцированно, чтобы в работу были вовлечены все ученики, чтобы не уверенные в себе ребята получили поддержку и консультацию учителя, а сильные, филологически одаренные ребята – его одобрение.

       В течение всех дней подготовки учитель консультирует учащихся, помогает подбирать литературу, предоставляет учащимся литературу учебного комплекса и личную библиотеку, помогает продумать ответ на вопрос. Группы обсуждают форму своего выступления – они могут выделить одного выступающего, который обобщит подготовленный всеми материал, или может высказаться каждый участник семинара.

        Результатом семинара будет возросший интерес к родному языку, приобщение к научной, научно-популярной и занимательной литературе, развитие монологической речи учащихся, совершенствование навыков выразительной речи учащихся, пунктуационных и речевых.

        После семинара можно провести урок-зачет, урок-практикум, урок-тренировку или контрольную работу. Важна любая форма обратной связи, позволяющая проверить результативность урока-семинара.

infourok.ru

Урок-семинар как одна из форм организации урока

ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»

г. Егорьевск, 2015 г.

Урок-семинар как одна из форм организации урока

     Ускоренное развитие научно-технического прогресса, техническое перевооружение промышленности, развитие сферы услуг и расширяющаяся интеграция науки и производства привели к дальнейшей интеллектуализации труда. Сейчас объём знаний в любой области науки настолько быстро изменяется, что не может служить долговременным критерием образованности. Если основным показателем результативности обучения до недавнего времени являлось усвоение обучающимися определённого, чётко очерченного круга знаний, то в данное время особое значение приобретает и определённый уровень развития обучающегося, его мышление и умение самостоятельно учиться. Поэтому главной задачей в настоящее время является развитие творческой активности обучающихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания.     Решение этой задачи становится возможным, благодаря совершенствованию методов обучения и форм организации учебных занятий. В последнее время в образовательном процессе применяют такие формы работы, как конференции и семинары. Они позволяют в сочетании с другими типами уроков эффективно развивать мышление обучаемых, умение самостоятельно приобретать знания, работая с Интернет-ресурсами, дополнительной специальной, методической, научной литературой. Такая форма организации урока содействует развитию у обучающихся навыков самостоятельного приобретения знаний, достижению ими высокого уровня самостоятельности в работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, формирует волю к достижению необходимого результата, трудолюбие и интерес к изучаемому предмету.       Особенности и значение урока-семинара       Семинар – вид урока, на котором основным методом является беседа и деятельность обучающихся заключается в том, что они отвечают на вопросы, выступают с сообщениями и сами задают вопросы.       Семинар как форма учебных занятий применяется не чаще двух-трёх раз в течение учебного года. Он имеет много общего с уроком, но в то же время обладает рядом специфических особенностей.     Так, семинары, как и уроки, проводятся со всей группой в часы, определённые расписанием. Руководящая роль на семинаре сохраняется за преподавателем. Работа группы, в целом, сочетается с индивидуальной работой обучающихся.      На семинарах обучающиеся приобретают новые знания, работая с материалом, в который включаются, кроме учебников доклады, презентации, с которыми выступают другие обучающиеся. Роль преподавателя в проведении семинара заключается в том, что он организует выступления обучающихся с докладами, презентациями и их обсуждение, вносит дополнения и исправления. Он обобщает результаты семинара, оценивает работу группы в целом и отдельных обучающихся, выступавших с докладами, и принявших участие в обсуждении этих докладов.     Семинары способствуют выявлению наклонностей и способностей обучающихся, развитию у них интереса к научным и техническим знаниям. Велико значение семинара для развития инициативы, активности и самостоятельности, а так же для воспитания у них чувства ответственности перед коллективом обучающихся. Семинары играют существенную роль в приобщении обучающихся к чтению научно-популярной литературы, побуждают их выйти за рамки учебной программы.      Образовательное значение семинара состоит в том, что в процессе подготовки к ним обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой, интернет-ресурсами, учатся обобщать, отделять существенные моменты материала от второстепенных. Также обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с наглядными пособиями, схемами, таблицами, справочниками, развивают умения пользоваться пособиями во время докладов, создавать интерактивные презентации, выполнять рисунки, чертежи, составлять опорные таблицы.     Большое значение семинары имеют в развитии устной речи обучающихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал. На семинар нужно выносить вопросы, связанные с изучением данной темы, знакомящие с применением изучаемого материала в жизни, а также с технологическими процессами.       Этапы урока-семинара       Подготовка преподавателя и обучающихся к семинару.     Успех семинара определяется, прежде всего, качеством его подготовки. Подготовка к семинару включает следующие этапы: ·   определение задач семинара и круга вопросов, которые целесообразно вынести на семинар, а также времени его проведения; ·   изучение преподавателем соответствующих источников информации; ·   поиски источников информации, которые можно рекомендовать обучающимся; ·   распределение докладов между обучающимися; ·   консультация обучающихся.     При подготовке к докладу обучающиеся сами намечают его план, затем консультируются у преподавателя. Под руководством преподавателя обучающиеся готовят презентации, учатся пользоваться наглядными пособиями, часть пособий изготовляют сами.      За несколько дней до семинара следует прослушать доклады обучающихся, недостаточно хорошо владеющих устной речью, помочь им выразить мысли своими словами, поработать над дикцией. Не следует допускать чтения докладов по написанному тексту, но можно пользоваться планом доклада.    При подготовке к семинару преподаватель должен продумать обеспечение активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов.     Надо докладчикам посоветовать, чтобы они не очень спешили с объяснениями, предоставляли возможность сидящим за рабочими столами записывать самое главное, зарисовывать необходимые схемы, оформлять таблицы. Это ответственный элемент подготовительной работы.      Проведение учебного семинара     Семинары обычно планируется на 1 или 2 (совмещённых) урока. Этого времени достаточно для того, чтобы рассмотреть законченный круг вопросов, связанных с общей темой.      Преподаватель напоминает о задачах семинара, предлагает прослушать доклады, по ходу докладов делать краткие записи в тетрадях, выполнять опорные схемы и таблицы. Записывать рекомендуется темы докладов, числовые данные, наиболее важные определения, разъяснения, названия технологических процессов, сущность которых рассматривается в докладах.    После каждого доклада предоставляется возможность обратиться к выступающему с вопросами, внести исправления и дополнения.       Форма проведения семинара очень гибкая. На семинарах решаются следующие задачи: - углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предшествующих этапах учёбы; - развитие навыков самостоятельной работы; - ознакомление со спецификой работы с литературой; - профессиональное использование знаний в учебных условиях.       Типы проведения семинарских занятий: - вопросно-ответный семинар; - развёрнутая беседа на основе заранее данного студентам плана, обсуждение письменных рефератов; - заслушивание устных докладов студентов с последующим их обсуждением; - семинар – диспут; - теоретическая конференция; - семинар – имитационная игра; - комментированное чтение первоисточников.      Заключительный этап      После прослушивания и обсуждения докладов необходимо обобщить всё, что нового узнали обучающиеся на семинаре. Это можно осуществить методом беседы. Обсуждение намеченных вопросов должно носить конструктивный характер, в ходе которого систематизируются знания обучающихся, устанавливаются связи между фактическими и теоретическими положениями, совершенствуется умение делать выводы.      Подводятся итоги по семинарскому занятию, выставляются оценки обучающимся.      Пример урока-семинара из моей практики работы, учебная группа 3 курса по профессии "Повар, кондитер".     План урока-семинара на тему «Развитие общественного питания в современной России» Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний Тип урока: урок – семинар Время урока: 45 мин. Тема урока: Развитие общественного питания в современной России Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся об организации производства в общественном питании как одной из крупнейших отраслей экономики в России, воспитание информационной культуры. Задачи: содействовать активизации познавательной деятельности обучаемых; способствовать отработке навыков подготовки доклада, выступления перед аудиторией, работы с дополнительными источниками информации по предмету; содействовать развитию умений представлять информацию в различных видах; содействовать воспитанию культуры общения. Оборудование и материалы: компьютер; мультимедийный проектор; пакет программ MS Office; экран; доклады обучающихся; презентации, подготовленные докладчиками; рабочие тетради, дневники, учебники на столах обучающихся. Межпредметные связи: экономические и правовые основы производственной деятельности, информатика и ИКТ, спецдисциплины. Методы обучения: словесные методы (рассказ, беседа, объяснение), наглядные методы (показ презентаций). Педагогические технологии: 1.  Технология развивающего обучения 2.  Информационно – коммуникативный метод 3.  Личностно-ориентированная технология    Ход урока: 1. Мотивация обучающей деятельности (2 мин). Проверка готовности группы к уроку. Сообщение темы, постановка цели, задач урока, организация внимания всех обучающихся. 2. Вступительное слово (3 мин). Сообщение преподавателя «Общественное питание как отрасль народного хозяйства» 3. Заслушивание и обсуждения докладов обучающихся (30 мин). 3.1. Доклады обучающихся по теме «Развитие общественного питания в современной России»: 1. Общественные формы разделения труда предприятий в общественном питании. 2. Внедрение достижений научно-технического прогресса в общественном питании. 3. Структура предприятий общественного питания. 4. Характеристика предприятий общественного питания. 5. Классификация предприятий общественного питания в соответствии с выполняемыми ими целевыми функциями. 6. Факторы, влияющие на успешную деятельность предприятия. 7. Проблемы развития сферы общественного питания в новых условиях хозяйствования. 3.2. Обсуждение вопросов (5 мин). 1. Типы предприятий общественного питания. 2. Мероприятия по разработке плана для успешного развития предприятия. 3. Основные задачи повышения эффективности общественного питания в современной России. 4. Анализ и оценка преподавателем, мастером п/о выступлений обучающихся с докладами и принявших активное участие в обсуждении этих докладов (3 мин). 5. Сообщение домашнего задания (2 мин). Подготовить презентацию по теме «Предприятие общественного питания» (тип предприятия выбрать самостоятельно).

Литература: 1.Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях. - М.: 2001. – 325 с. 2.Макеева И.В. Роль семинарского занятия в подготовке специалиста и методика управления дискуссией // Советская педагогика - М: Просвещение, 2003 - № 5, -  61 с. 3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.

www.uchportfolio.ru

Какие бывают виды семинаров | superiorseller

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Весь смысл жизни заключается в завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше  

Эмиль Золя

Сегодня далеко не все знают, что такое семинар и для чего он нужен. Понятие «семинар» пришло из латинского языка и дословно означает «рассадник».

Семинар (определение) – это форма обучения практического характера, которая направлена на углубленную проработку теоретического материала.

Семинары способствуют формированию у участников самостоятельности суждений, учат выражать и отстаивать собственные взгляды и мысли, а так же аргументировать их, опираясь на конкретные научные факты. Вот для чего нужны семинары.

Какие бывают семинары?

Сегодня различают три основных вида семинаров – это учебный семинар, научно-практический семинар и бизнес-семинар. Стоит рассмотреть виды семинаров более подробно, чтобы понять особенности каждого.

Учебные семинары

Учебные семинары проводят, в основном, в различных учебных заведениях – школах, колледжах и университетах. Выступление на семинаре студента начинается с информации о плане по основному вопросу семинара, а потом излагается уже сам материал. Основная цель учебных семинаров – закрепление учебного материала в памяти участников, формирование у них познавательной активности, помощь в выражении своих мыслей и повышение  интеллектуального развития.

Преподаватель во время проведения семинара воспитывает у своих учеников такую важную черту в характере, как толерантность, то есть терпение. Здесь имеется в виду терпение к чужим соображениям, высказываниям и мнениям. Учебные семинары учат глубоко мыслить, анализировать суждения других людей, высказывать свои мысли, суждения и отстаивать их. Они формируют у участников научное мировоззрение, культуру общения и систему поиска истины.

Следует отметить, что учебные семинары имеют свои разновидности. Их достаточно много и этому можно уделить отдельную тему. Довольно часто после уже состоявшегося семинара проводят анализ семинара. Цель анализа – выявить негативные и положительные моменты прошедшего занятия, а также альтернативные возможности на будущее.

Научно-практические семинары

Научно-практические семинары проводятся в научных группах и коллективах, они предназначены для повышения квалификации сотрудников через уже имеющиеся научные данные или ознакомление с различными новыми работами коллег. На научно-практических семинарах публично обсуждаются какие-либо научные сведения, информация, более подробное рассмотрение которых, формирует у участников компетенцию в данной теме. Посещение семинара позволяет его участникам расширить свои знания и значительно повысить их уровень.

В самом лучшем случае семинар проводят с предоставлением информации и материалов до его начала, когда сам доклад содержит только довольно краткую обзорную, даже можно сказать реферативную форму, задавая тем самым главную тему обсуждений, при этом  темы могут быть самые различные.

Научно-практический семинар, собственно, представляет собой перенос  частных, неформальных обсуждений в публичную форму  семинара, который может протоколироваться и (или) фиксироваться на видеокамеру.

Бизнес-семинары

Под понятием «бизнес-семинар» одни люди понимают общение и обмен своим опытом, другие – обучение, ну а третьи видят в нем установление новых прочных деловых связей. А между тем, это все вместе взятое – интерактивное обучение, строящееся в форме дискуссии, обмен деловой информацией, знаниями, опытом и общение, а так же приобретение новых деловых связей в определенной сфере бизнеса. Сегодня это достаточно популярные семинары.

Бизнес-семинар позволяет его участникам обсудить самые актуальные темы в бизнес-сфере, решить какие-либо конкретные задачи, узнать позиции и мнения других людей. Кроме того, такие семинары позволяют освоить  саму теорию современного бизнеса и узнать от профессиональных практиков многие важные тонкие нюансы в определенном виде деятельности.

Деловые семинары позволяют в дальнейшем использовать полученные знания и информацию на практике, тем самым выходить победителями в конкурентной борьбе.

В зависимости от аудитории, для которой их собственно и проводят, цели бизнес-семинаров бывают различными. Если взять закрытый корпоративный семинар, то есть тот семинар, который проводится внутри компании только для ее сотрудников, то основной задачей такого мероприятия является повышение квалификации и компетенции его участников.

Если же взять семинар открытый, то есть тот, в котором могут участвовать все желающие, то он собирает, в основном, круг представителей какой-то одной конкретной профессии. Здесь основная цель семинара – это обмен своими мнениями и имеющимся опытом. Следует отметить, что проведение такого семинара, в каком-то роде является еще и рекламой компании, которая его организовала.

Это основные виды семинаров, позволяющие понять, какие бывают семинары вообще, для чего они нужны и какие цели преследуют.

Статьи по теме

superiorseller.com

Как провести семинар в школе — seeminar

Цель хоть какого семинара – представить под различными углами прикладные нюансы той либо другой проблемной ситуации и в процессе обсуждений и упражнений попробовать подвести под неувязкой черту. Целью предложенного в качестве примера семинара является расширение представлений родителей старших дошкольников о психической и физиологической готовности их малышей к школьному обучению.

Для заслуги поставленной цели устроителям (преподавателям, педагогу-психологу) нужно в протяжении семинара:- Поведать об главных аспектах готовности малыша к школе и, если нужно, проконсультировать родителей по появившимся у их вопросам.- Включить родителей в активное обсуждение и взаимодействие методом внедрения разных методических средств (видео, статьи из газет, примеры из жизни знакомых и т.д.).- Представить и показать элементы развивающих программ по подготовке к школе. можно даже обыграть со взрослыми определенные упражнения. Внедрение дома родителями приобретенных познаний и способностей поможет не только лишь в подготовке малыша к первому классу, да и понизит его тревожность в процессе адаптации уже во время обучения. — Решить организационные вопросы, связанные с оформлением малыша в школу и подготовкой для этого нужных документов и канцелярских принадлежностей.- Содействовать раскрытию потенциала всех участников группы.- Использовать различные виды групповой работы.

Продолжительность такового семинара составит 45-90 минут, что, конечно, определяется заблаговременно. Но могут быть семинары, которые растягиваются на некоторое количество дней и представляют собой связанные меж собой короткосрочные деловые встречи. В данном случае советуем для вас приготовить для участников семинара программки с описанием главных вопросов и указанием времени их обсуждения.

Предложите в конце семинара всем участникам анкеты для обеспечения оборотной связи и рефлексии. Вопросы могут быть последующего рода: — Что, на ваш взор, было более увлекательным?— Что оказалось более сложным в процессе проведения семинара?— Ваши замечания и предложения?Ответы на эти вопросы посодействуют для вас в предстоящем при организации подобных встреч.

Для наглядности сможете приготовить направленные на определенную тематику стенды.

Лучше знать участников по именам либо уточнять эти сведения в процессе личных выражений учителей в процессе обучения. Это делает обстановку доверия, личной значимости каждого.

До начала семинара целенаправлено попросить администрацию учебного заведения провести анкетирование учителей по выявлению запросов по теме семинара.

С недавнешних пор слово «семинар» стало общеупотребительным и известным не только лишь посреди школьников и студентов, да и для предпринимателей и директоров компаний. При помощи семинара происходит обучение работников компании новым познаниям и способностям. Потому в критериях постиндустриального общества, когда владение информацией является главным фактором фуррора в бизнесе, семинары имеют большущее значение.

Для того чтоб верно провести семинар, нужно придерживаться определенных правил и требований. Для начала нужно проанализировать аудиторию, для которой проводится семинар. Ведь методика и содержание семинаров для обычных работников и менеджеров будут значительно отличаться. Также не стоит проводить общие семинары для управленцев различного уровня. Раздельно для менеджеров среднего звена, раздельно для более больших по рагу управляющих.

При предназначении человека, ответственного за семинар, удостоверьтесь, что он соответствует всем требованиям и сумеет обеспечить помещение нужным техническим оборудованием, провести регистрацию участников, организовать подготовку и раздачу нужных материалов, удачно реагировать на неожиданные конфигурации в процессе работы.

При подготовке помещения необходимо предугадать указатели, таблички с именами и фамилиями, для того чтоб не появлялась неурядица и хаос. Сначала, обычно, выступает с вводной речью управляющий компании, или его заместитель. Основное правило хоть какого семинара – верно придерживаться регламента. Для выступления докладчиков выделяют менее 20-25 минут. Идеальнее всего ограничиться 10-15 минутками.

Лучше больше времени бросить на вопросы и ответы, потому что это поможет лучше усвоить данный материал. Приветствуется внедрение презентаций, пособий, видеозаписей и т.д. В конце семинара лучше устроить проверку приобретенных познаний, чтоб узреть эффективность проведенного мероприятия.

Если мероприятие затягивается, то следует предугадать перерыв на кофе. Для этого необходимо обеспечить персонал, который будет разливать напитки и разложит печенье либо бутерброды на тарелки. Если необходимо провести семинар в течение нескольких дней, то разумно окончить его фуршетом, организацией концерта либо представления.

Как провести семинар в школе

При наличии значимой части иногородних участников, приветствуется организация экскурсии по городку, либо, в последнем случае, по предприятию. Также следует позаботиться о транспорте для участников, как иногородних, так и местных.

Семинар — одна из форм проведения занятий, отличающаяся тем, что студенты сами готовят материалы по заблаговременно данным вопросам. Время от времени семинар может состоять из чисто практических заданий, время от времени студенты готовят развёрнутые монологи в качестве ответов на вопрос. В любом случае, педагогу поначалу нужно эти вопросы приготовить, а студентам — отыскать на их ответы.

Если вы педагог, и для вас необходимо приготовить семинар, которым позже займутся стремящиеся к познаниям студенты, то попробуйте при составлении вопросов коснуться тех моментов, которые не вошли в лекционный курс. Когда педагог начинает повторяться и спрашивать студентов по тем вопросам, которые уже были затронуты в лекциях, студенты скучают, и у их складывается воспоминание, что они напрасно приходят на занятия.

Главное при составлении семинара — учесть, что любопытно студентам. Семинар ы проходят на ура, если высказывается несколько точек зрения, конфликтующие стороны пробуют обосновать свою правоту, а в конце занятия приходят к такому выводу. Если человек заинтересован, он будет активнее, а потому что своё мировоззрение необходимо аргументировать, то познания будут улечся в голове сами собой, без нудного зазубривания.

Если вы студент, и для вас задали приготовиться к семинару, то попробуйте отыскать ответы на все поставленные вопросы. Семинар — это такая форма проведения занятия, что вы сможете в хоть какой момент поднять руку и дополнить ответ выступающего, тем заработав для себя дополнительные баллы. Даже если вы сами не будете давать полного ответа, эти мелкие ответы наберут для вас, может быть, больше баллов, чем тем, кто начинал отвечать на тот либо другой вопрос.

Если же для вас не особо охото готовить все вопросы, то можно распределить их меж студентами одной группы. Изберите самых ответственных из их, не забыв и себя включить в перечень. Пораздавайте вопросы.

Предупредите одногруппников, что если один подведёт, то вся группа будет мучиться, так как педагог, не дождавшись поднятой руки, начнёт спрашивать по списку.

Подавайте свои идеи, если педагог спросит, какую тему вы бы желали обсудить на семинаре. Не тушуйтесь, так как в таком случае для вас очень и очень подфартило: таковой педагог — уникальность. Большая часть лицезреет впереди себя строгую учебную программку, от которой не особо охото отступать.

Если для вас предоставляется выбор, непременно выскажитесь: так для вас будет увлекательнее готовиться, не считая того, есть шанс избрать ту тему, которую вы уже понимаете.

Семинары. как инструмент обучения и обмена опытом, нужны в наше время в хоть какой сфере деятельности и интенсивно употребляются. Они позволяют повысить квалификацию, участвовать в обсуждении и решении заморочек, презентовать свои методы разрешения и выполнения задач, т.е. вид семинаров может быть различен. Методический семинар предполагает передачу разработанных методических приемов, готовых алгоритмов и путей решения той либо другой задачки.

Предварительный шаг.Верно сформулируйте тему методического семинара и преследуемую цель: к примеру, знакомство с предлагаемыми методиками, исследование метода перехода на их внедрение, развитие методических способностей и умений использовать познания на практике. Исходя из поставленных целей, пропишите шаги, которые нужно сделать, чтоб их добиться.

Соберите нужный материал, текстовый, приятный, оформите его нужным образом, легкодоступным для восприятия. Разбейте на блоки, подтемы, подготовьте презентации, раздаточный и стимульный материал.

Прокрутите в голове, какие задания для закрепления создаваемых способностей вы будете использовать. Используйте активные формы обучения, предполагающие не просто слушание участников семинара, да и живое роль. Это может быть постановка проблемных вопросов, кейс-методы, мозговой штурм, наполнение таблиц, анкет, коллективный анализ, игра и т.д.

Верно пропишите ход семинара, т.е. какой материал и в какой последовательности вы будете предлагать. Смотрите, чтоб чередовалась активность и пассивность присутствующих на семинаре.

Пропишите, какие результаты должны быть получены по окончанию семинара, по каким аспектам вы и участники семинара поймете, что цель достигнута. Используйте все способности: анкетирование, опрос, отзывы, сбор предложенных решений, выводов, результатов коллективного творчества.

Организационный шаг. Найдите помещение для проведения семинара – это может быть помещение вашей организации, посторонней либо заинтересованной организации. Условьтесь об критериях его использования.

Запланируйте семинар так, чтоб вы могли заранее оповестить заинтересованных в нем участников. Используйте доступные для вас способы оповещения участников семинара, заблаговременно клеветайте условия роли в нем, сроки и условия проведения методического семинара.

Проверьте, сколько времени занимает семинар, если необходимо, включите в него перерывы. Верно обозначьте время выступления приглашенных профессионалов, если вы их приглашаете, также, коротко ознакомьте их с ходом проведения семинара.

Как провести семинар в школе

Подготовьте помещение так, чтоб все, что для вас необходимо, было «под рукой», в зоне досягаемости. Прокрутите в голове размещение участников семинара. Проверьте работу всех мультимедийных средств, нужных для работы.

Глубоко вдохните, приосаньтесь и с благожелательной ухмылкой встречайте приглашенных!

  • темы методических семинаров

Перед вами встала задачка проведения семинара? Не пугайтесь! Это хорошее поле для проявления собственных талантов. Семинар может быть и образовательным, и просветительским, и проблемным мероприятием, зависимо от поставленных целей. Но в любом случае это – открытая форма взаимодействия и обмена опытом меж участниками.

Отталкиваясь от этого, вы сможете использовать любые способы и формы обучения, активизации мыслительных процессов и объединения участников.

  • помещение,
  • приглашения,
  • канцелярские продукты,
  • компьютер, интерактивная доска либо флип-чарт,
  • раздаточные и информационные материалы

Уточните либо обусловьте тему семинара, сформулируйте четкое заглавие, преследуемые цели и задачки, которые нужно будет решить на семинаре. Запишите все это на листе бумаги. Уточните, кто будет являться участником семинара – какова будет мотивированная аудитория по роду занятий и уровню компетенций.

Делая упор на это, вы сможете выстраивать материал, определять вид подачи, будет ли он довольно подробным, либо ознакомительным.

Прокрутите в голове время, нужное для проведения семинара. Здесь уже оказывают влияние не только лишь значимость и сложность поставленных целей, да и ваши собственные ресурсы. Занимаемое время может быть от часа до 2-ух дней.

Соответственно, запланируйте перерывы и кофе-паузы, адекватные продолжительности семинара.

Составьте план семинара – какие вопросы и в какой последовательности будут затрагиваться. Самое принципиальное – это, все-же, содержание, уделите ему повышенное внимание. Задумайтесь, какую пользу получат все участники.

Какие приемы будут употребляться – презентации ли, круглые столы, работа в группах, либо другие, выбирайте исходя из поставленных целей. Учитывайте при составлении и компоновании содержания семинара правила подачи инфы, волны работоспособности слушателей. Перемешивайте видео- и аудиоматериалы, аккомпанируйте речь иллюстрациями.

Прокрутите в голове тщательно ход и логическое окончание семинара.

Приступайте к организационным вопросам. Подготовьте место проведения семинара. Заблаговременно найдите помещение и условьтесь об критериях его использования.

Ознакомьтесь с ним тщательно, чтоб не растрачивать время на решение неожиданных проблем во время семинара.

Заблаговременно оповестите участников семинара о времени, месте проведения и критериях его проведения. Разошлите приглашения либо расположите объявления в особых изданиях, СМИ.

Подготовьте раздаточный материал: памятки, брошюры, анкеты, опросные листы. Предусмотрите расходные материалы: бумагу, ручки, карандаши, другие канцтовары. Для кофе-пауз подготовьте разовую посуду, чайник и, может быть, что-то еще, что позволяет ваш бюджет.

Во время проведения семинара будьте собраны, встречайте приглашенных благожелательно, без суеты. Не позволяйте для себя опаздывать либо задерживать начало семинара. Поприветствовав, сообщите участникам о целях мероприятия, сориентируйте о запланированных перерывах.

Во время проведения семинара вы сможете опираться на ваш план, чтоб ничего не упустить. Держите раздаточный материал в порядке и в зоне досягаемости.

Как провести лето. Семинар Школы наследия

seeminar.ru