Каковы основные признаки текста? Признаки текста в русском языке. Что такое цель текста в русском языке


Типы текстов в русском языке и алгоритм их определения :: SYL.ru

Прежде чем начать изучение темы, нужно понять формулировку слова «текст». Итак, это особая структура предложений, связанных между собой по смыслу. Она имеет свой заголовок, основную мысль, идею. Если ничего этого нет, то это уже не текст, а просто набор слов и предложений.

Школьную тему «Тип и стиль текста в русском языке» проходят в начальных классах. И часто у учеников, прослушавших этот курс, на выпускных экзаменах возникают проблемы. Для того чтобы их предотвратить, попробуем быстро и эффективно рассмотреть эту тему.

Какие существуют стили речи в русском языке

Это зависит от сферы, где употребляется тот или иной текст. Говоря простым языком, они выражают разновидность речи и имеют определённую цель, поэтому иногда их называют функциональными. Стиль текста в русском языке подразделяется на 2 группы: книжный и разговорный. Если последний не имеет подтипов, то первый делится ещё на 4 группы:

1. Официально-деловой.

2. Научный.

3. Художественный.

4. Публицистический.

Каждое из этих направлений имеет особенности. Для начала поймём суть разговорного стиля. Он представляет собой нашу повседневную речь, когда мы делимся с другими своими мыслями, передаём свои чувства. По сравнению с другими стилями разговорный более живой, красочный, эмоциональный и обладает огромной смысловой содержательностью.

Научный и официально-деловой

Главная цель научного стиля - донести до человека информацию, истинность которой выражается фактами и доказательствами. Стилистический тип высказывания: доклады, учебная литература, статьи связанные с наукой и диссертации. Средства выразительности текста основаны на употреблении терминов, абстрактном и общенаучном словарном запасе. Определить этот стиль вам помогут следующие характерные черты: предложения преобладают большим количеством существительных, суть текста точна, логична, обобщена, однозначна и объективна.

Официально-деловой стиль применяется при формальной обстановке. К примеру: приказы, протоколы, расписки, законы. Употреблять его в разговорной речи могут не только юристы и дипломаты, но и обычные граждане. Стиль определяется точностью, использованием аббревиатур, а также отсутствием эмоций.

Художественный и публицистический

Каждый образованный человек знает, что художественный стиль используется в литературе. Основной его целью является максимальное донесение и воздействование на читателя эмоций, мыслей и переживаний автора. Этот стиль обладает самым богатым словарным запасом по сравнению с другими.

Публицистический стиль используют в СМИ. Он встречается в журнальных и газетных статьях, репортажах, очерках и т. д. Информация стиля всегда эмоциональная, призывная и предназначена для разных слоёв населения.

Какие типы текста бывают в русском языке

Любая информация несёт в себе определённую формулировку и идею. Она необходима для того, чтобы понять главную мысль автора. Не только школьники, но и студенты филологического направления должны уметь определять типы текстов в русском языке и прекрасно в них ориентироваться. Также нужно запомнить признаки каждого вида для дальнейшего использования алгоритма, который поможет правильно их распознать.

Повествовательные типы текста в русском языке самые распространённые. Они имеют определённую временную последовательность, выражающуюся следующими признаками: начало действия (завязка), развитие, кульминация или развязка. Также важно знать, что повествование может вестись не только от 1-го лица, но и от 3-го. Последнее встречается довольно часто, его ещё называют «авторским». Главным признаком этого типа является использование глагола прошедшего времени совершенного вида. Но иногда авторы используют будущее время. Будьте внимательны, так как повествовательные типы текстов в русском языке могут содержать описание и рассуждение, тем самым запутывая учащихся. Поэтому при определении вида нужно отталкиваться от базовых признаков.

Описательные типы текстов в русском языке - само название говорит за себя. Для такого типа характерны конструкции, которые осложнены однородными членами. Именно они являются эффективным средством при описании какого-либо действия или предмета. Если в тексте используются метафоры, сравнения или эпитеты, то перед вами художественный стиль. Научную речь описывают более ёмко и сдержанно.

Последние типы текстов в русском языке — это рассуждение. Оно имеет свою схему:

1. Краткое вступление.

2. Основная часть заключается в приведении аргументов и доказательств.

3. Заключительные выводы.

Последний пункт является самым важным, так как это логический итог всего текста.

Алгоритм определения типа текста

Коротко о том, как научиться быстро распознавать типы текста в русском языке.

1. Прочитайте текст внимательно и вдумчиво.

2. Во время чтения забудьте о признаках каждого типа. Здесь главная задача — понять идею автора.

3. Обратите особое внимание на последний абзац.

4. Если текст в целом отвечает на вопросы:

  • что? где? когда? - перед вами повествование;
  • какой? или каков? - описание;
  • зачем? как? - рассуждение.

Совет напоследок: научитесь ориентироваться на основную цель текста. К примеру, повествование рассказывает о предмете или явлении, которое находится во времени, описание даёт представление о чём-либо, рассуждение раскрывает проблемы с точки зрения автора, где он приводит доказательства или аргументы.

www.syl.ru

какие бывают типы текста в русском языке

Всего стилей пять: художественный, публицистический, официально-деловой, научный, разговорный. Просторечная лексика (а тем более сниженная) не принадлежит ни к одному из стилей литературного языка. Просторечные слова употребляются обычно в целях грубоватой характеристики явлений и предметов. Например: братва, обжора, барахло, брехня и др. Сниженные слова также нередко дают оценку тому или иному предмету (лицу) в грубой просторечной форме: разгильдяй, балбес, башковитый и др. (В официально-деловом общении подобные слова недопустимы, а в обиходно-разговорной речи их следует избегать. ) В официальном документе и официально-деловой сфере общественной деятельности (пример № 1) преобладает книжная лексика: уважаемый, довожу до Вашего сведения, прибыть, место назначения, указанный срок, приступить к исполнению служебных обязанностей и т. д. В частном письме и бытовой сфере общения (пример № 2) использованы слова и выражения а) общеупотребительные: приехать, хочешь, выйти на работу, чувствую себя хуже, чем раньше, просить отпуск, без оплаты; б) разговорные: устала, хоть бы дали, не беда, все образуется, не скучай, нe горюй; в) эмоционально окрашенные: милый, Витюша, прости, огорчаю, отвратительно, обнимаю. Такой отбор лексических средств социально обусловлен: взаимоотношения автора и адресата текстов различны.

какие тексты вы любите? почему?

-Повествование, в котором повествуется (рассказывается) о чем-либо, излагается материал во временной последовательности ; - Описание, для этого типа текста характерно большое количество прилагательных и причастий, т. к. описывается какой-либо предмет, явление, человек; -Рассуждение, оно имеет определенную структуру: 1) Тезис (утверждение!) ; 2) Доказательства этого утверждения; 3)Вывод.

текст-описание, текст-повествовани, текст-рассуждение

описание, повествование, рассуждение, публицистический, художественный..

пам парарарааааам тудудуду дудудудуууу :D

описание повествование рассуждеие

текст-описание ( отвеч на вопрос какой? каков? опис. факты, существующие одновременно) текст-повествование (что? где? когда?) , представляет факты существующие последовательно) текст-рассуждение (отвеч на вопрос зачем? почему? с какой целью?) , факты существуют в причинно-следственных отношениях))))))))

текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение

текст-описание ( отвеч на вопрос какой? каков? опис. факты, существующие одновременно) текст-повествование (что? где? когда?) , представляет факты существующие последовательно) текст-рассуждение (отвеч на вопрос зачем? почему? с какой целью?) , факты существуют в причинно-следственных отношениях))))))))

Всего стилей пять: художественный, публицистический, официально-деловой, научный, разговорный. Просторечная лексика (а тем более сниженная) не принадлежит ни к одному из стилей литературного языка. Просторечные слова употребляются обычно в целях грубоватой характеристики явлений и предметов. Например: братва, обжора, барахло, брехня и др. Сниженные слова также нередко дают оценку тому или иному предмету (лицу) в грубой просторечной форме: разгильдяй, балбес, башковитый и др. (В официально-деловом общении подобные слова недопустимы, а в обиходно-разговорной речи их следует избегать. ) В официальном документе и официально-деловой сфере общественной деятельности (пример № 1) преобладает книжная лексика: уважаемый, довожу до Вашего сведения, прибыть, место назначения, указанный срок, приступить к исполнению служебных обязанностей и т. д. В частном письме и бытовой сфере общения (пример № 2) использованы слова и выражения а) общеупотребительные: приехать, хочешь, выйти на работу, чувствую себя хуже, чем раньше, просить отпуск, без оплаты; б) разговорные: устала, хоть бы дали, не беда, все образуется, не скучай, нe горюй; в) эмоционально окрашенные: милый, Витюша, прости, огорчаю, отвратительно, обнимаю. Такой отбор лексических средств социально обусловлен: взаимоотношения автора и адресата текстов различны. 18 Нравится Пожаловаться

Какой? -описание Почему? -расуждение Что случилось? -повествовательное. я думаю так

touch.otvet.mail.ru

Каковы основные признаки текста? Признаки текста в русском языке

Текст – наивысшая единица языка. Он состоит из более мелких языковых единиц – предложений и словосочетаний, слов. Как и любое другое явление, он имеет свои особенности и отличительные признаки, которые отличают его от других языковых явлений. Кроме того, в зависимости от стиля, к которому он относится, текст обладает рядом дополнительных признаков. Далее мы рассмотрим, каковы основные признаки текста и различных функциональных стилей.

Что такое текст?

Текст – это речевое произведение, которое состоит из последовательно взаимосвязанных различных языковых знаков. Отличается целостностью и оформленностью.

основные признаки текста

Композиционно текст состоит из:

  • предложений;
  • абзацев;
  • параграфов;
  • разделов;
  • глав.

Все эти элементы связаны между собой одной темой и целью. Для того чтобы определить, является ли набор тех или иных предложений текстом, необходимо знать основные признаки текста в русском языке.

Каждый текст имеет определенную, четко выраженную функционально-стилевую ориентацию – научный, художественный, публицистический стиль и т. д.

Основные признаки текста

Чтобы набор слов и предложений можно было назвать одним целым, они должны отвечать определенным требованиям. Вот основные признаки текста, которые выделяют в лингвистике:

  1. Завершенность, которая подразумевает смысловую оконченность.
  2. Связность.
  3. Единство используемых стилистических средств.
  4. Членимость и автономность.

Только при наличии всех вышеперечисленных признаков композиция из нескольких предложений может считаться текстом.

Завершенность

Разбирая признаки текста, необходимо начать с завершенности. Данный признак предполагает, что текст полностью раскрывает замысел, который поставил перед ним автор. Все это приводит к полному восприятию и пониманию прочитанного или услышанного реципиентом.

признаки текста в русском языке

Ознакомившись с текстом, мы должны понять его смысл, увидеть связь темы и содержания.

Связность

Данный признак проявляется в расположении предложений в определенной логической последовательности, что помогает отразить развитие мысли. Одно предложение является смысловым продолжением первого, строится на базе ранее поданной информации. Сюда же относится и оформление текста с помощью грамматических и лексических средств языка. Для связи используются различные ключевые слова, повторы, союзы, синонимы.

Разбирая признаки текста в русском языке, в особенности связность, следует отметить наличие двух основных связей между предложениями - параллельной и цепной. При первой предложения связываются друг с другом благодаря одинаковому порядку слов, схожей структуре.

каковы основные признаки текста

Во второй – связкой выступает ключевое слово, которое несет основную информацию. Его могут заменять синонимом. Кроме того, употребляются глаголы совершенного вида.

Стилевое единство

Разбирая основные признаки текста, нельзя не отметить единство стиля. Любой текст оформляется согласно особенностям того или иного функционального стиля. В зависимости от выбранного стиля, подбираются лексические и языковые средства, грамматическое оформление текста. Синтаксические структуры также строятся на основе выбранного стиля. Так, в разговорном стиле преобладают простые предложения, в научном – сложные.

Целостность

Данный признак подразумевает одновременное выполнение трех описанных выше признаков текста. То есть наличие связности, завершенности и стилевого единства.

Даже если в предложенном фрагменте были найден один или два признака, его нельзя назвать текстом до тех пор, пока не будут соблюдены три ранее описанных нами основных признака текста.

Другие признаки

Выделим также и другие, менее важные признаки текста в русском языке.

Членимость, которая подразумевает, что текст состоит из нескольких предложений. При этом не стоит забывать о том, что они должны быть связаны между собой единой темой.

И автономность: каждый текст имеет начало и конец.

Выделяют также такой признак, как информативность – текст несет определенную информацию. В целом она определяется темой и целью высказывания.

Отличительные особенности стилей

В русском языке выделяют ряд функциональных стилей – научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Каждый из них имеет не только основные признаки текста, но еще и ряд дополнительных, которые помогают различать их между собой.

признаки текста

Научный стиль

Научный стиль используется при написании статей и монографий, дипломных и магистерских работ, диссертаций, научных выступлений, докладов, лекций. Основные признаки научного текста: использование терминологии, сложных предложений, безличность автора, которая проявляется благодаря использованию «мы» вместо «я», тезисному изложению, наличию вводных слов и конструкций, эмоциональной нейтральности.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль охватывает все официальные документы: законы, деловые записки, заявления, протоколы. Основные признаки данного стиля – прямой порядок слов, логика в изложении, использование штампов и языковых клише, лаконичность, эмоциональная и оценочная нейтральность, наличие стандартов. Часто в данном стиле употребляются регламентированные образцы и бланки.

признаки научного текста

Публицистический стиль

Публицистический стиль охватывает всю сферу действия СМИ. Основная его функция – информирование, воздействие на человека. Признаки публицистического текста – это логичная и лаконичная подача информации, образность, оценка, наличие призыва к действию. Важным признаком также является выделение информации с помощью заголовков и подзаголовков, визуальных эффектов. Предложения в текстах данного стиля как простые, так и сложные.

Разговорный и художественный стили

Художественный стиль характеризуется экспрессивно-эмоциональной лексикой, использованием метафор и сравнений, легкими конструкциями. Им написаны все художественные произведения: рассказы, романы, стихи.

признаки публицистического текста

Разговорный стиль употребляется в устной речи, интернет-переписке. Основные признаки текста данного стиля - использование разговорных и просторечных слов, повторов, неполных и простых предложений. В нем также выделяют отсутствие четкой структуры и логики изложения.

Вывод

Мы рассмотрели, каковы основные признаки текста в русском языке. Так, выделят связность, целостность и завершенность текста, стилевое единство. При наличии только одного или двух из перечисленных нами признаков назвать тот или иной фрагмент текстовой информации текстом нельзя. Кроме признаков, общих для всех текстов, выделят также особенности - лексические и грамматические, синтаксические, благодаря которым мы можем определить, к какому функциональному стилю принадлежит тот или иной текст.

fb.ru

Урок русского языка по теме: "Текст

Разделы: Русский язык

Работа начального звена в МСОШ №2 ведется по образовательной программе “Школа 2100”. Одним из дидактических принципов программы является личностно-ориентированное обучение, т.е. обучение, в котором центром педагогической системы становится ребенок, его интересы, потребности, устремления. Личностно-ориентированное обучение это не столько учет возрастных особенностей ребенка и его “ведущей личностной направленности”, сколько построение обучения на основе естественноисторического пути развития предметных знаний.

Предлагаю урок русского языка, проведенный во 2 классе, на этапе ознакомления с новым материалом.

Тема урока: “Текст – что это такое?”

Цель урока:

  • Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
  • Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.
  • Закрепить изученные орфограммы
  • Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
  • Воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока

  1. “Вхождение” в тему урока.
  • Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.

(Звучит музыка П.И. Чайковского)

  • Откройте глазки. Посмотрите на меня и послушайте стихи А.С.Пушкина

(Учитель читает стихи, написанные на плакате. На доске портрет поэта)

О, сколько нам открытий чу дных Готовит просвещенья дух, И опыт – сын оши бок трудных, И гений – парадоксов друг
  • Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?

(Я думаю, нам предстоит сегодня сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое)

  • Да, вам предстоит сегодня сделать сегодня несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
  • Исследуйте это предложение и объясните орфограммы.

(ЧУ - пиши с гласной У, ШИ – пиши с гласной И, Ь – показатель мягкости. Разделительный Ь. Имена отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы)

(Дети называют слова с изученными орфограммами, а учитель подчеркивает их)

  • Значения каких слов вам непонятны?
Просвещенья, парадоксов, гений

(Учитель читает по словарю слова)

  • Гений
  • – человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта;
  • Парадокс
  • – (греч. “неожиданный, странный”) мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу;
  • Просвещение
  • – распространение знаний, образование
  • Нас ждут на уроке неожиданности и чудеса. Подберите и запишите однокоренные слова к слову “ ЧУДНЫЙ”. Обозначьте корень.

(Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски выбирает однокоренные слова из группы слов и выставляет их на наборное полотно)

  • Проверьте у доски слова:
Чудный

Чудо

Чудак

Чудить

  • Подберите синонимы (сходные по значению слова) к слову чудный.
Прекрасный

Красивый

Великолепный

  • Подберите антонимы (противоположные по значению слова) к слову чудный
Некрасивый

Плохой

Неинтересный

  • Восстановите перепутанную логическую цепочку слов

(Учитель дает набор слов: предложения, слоги, звуки, слова. Ученик у доски восстанавливает цепочку:

звуки => слоги => слова => предложения)

  • Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки.
  • В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20, 6, 12, 19, 20) Вспомните алфавит, чтобы правильно выполнить задание.

(Учитель выставляет это слово)

  • Почему это слово выделено красным цветом?

(Я думаю, это тема нашего урока)

  1. Раскрытие темы урока.

1) Главный вопрос урока (прочитайте на доске)

Текст – что это такое?

  • На это вопрос мы постараемся ответить вместе. Можно ли назвать текстом стихи А.С.Пушкина.

(Да, эти стихи можно назвать текстом)

  • Приведите доказательства

(Можно выделить основную мысль. Основная мысль этого текста – говорится об открытиях)

2) Работа с таблицей “Признаки текста”.

Заголовок

Начало

Основная часть

Концовка

Ключевые (опорные) слова, абзац, тема

Основная мысль

  • Объясните каждый признак текста.

(Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте.

Основная мысль – самое важное, главное, о чем говорит нам текст.

Заголовок – заглавие, название.

Начало, основная часть, концовка – структура текста.

Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту в которой содержится новая мысль.

Ключевые (опорные) слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста)

  • Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту
  • Какой признак должен быть обязательно в тексте?

(Тема. Основная мысль)

3) Работа с деформированным текстом .

Справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст.

Обезьяна несла две полные горсти гороху.

Выскочила одна горошина.

Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.

Она бросилась поднимать и просыпала все.

Выскочила одна горошина.

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Она бросилась поднимать и просыпала все.

Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.

Тогда она рассердилась и разбросала весь горох.

  • Прочитайте предложения (справа) на доске.
  • Можно ли назвать это текстом?
  • (Я думаю это нельзя назвать текстом.)

    Дети определяют порядок предложений, а учитель ставит номера предложений на доске.

    • Посмотрите на эти предложения (слева)
    • Что вы заметили?

    (Это текст, но нет у него концовки, нет заглавия)

    • Придумайте название (Обезьяна. Обезьяна и горох)
    • Придумайте заглавие (Можно взять из текста справа. А придумал свое: “Обезьяне стало весело, и она стала играть горошинами”)
    • Докажите, что это текст (Есть все признаки текста, я назову их)
    • Объясните орфограммы в словах, подчеркните.
    • Кто сможет ответить на главный вопрос урока?

    (Текст – это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью. Это несколько предложений, связанных по смыслу)

    • Предлагаю задание по вариантам.

    Первый вариант. Выберите из текста и запишите предложения из 6 слов, разберите по членам, подчеркните главные члены.

    Второй вариант. Выберите из текста и запишите предложения из 3 слов, подчеркните главные члены.

    ( Два ученика работают у доски, остальные в тетради)

    (Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина.)

    • Проверим предложения.

    4) Физкультминутка

    • Хотите удивиться и отдохнуть? (Да)

    (Дети встают, учитель показывает рисунок удивительного существа, которое состоит из частей разных животных; ученики называют и изображают их: корова, утка, кенгуру, олень, лошадь, петух, павлин).

    5) Корректировка текста. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.

    • Перед вами на листочках текст. Прочитайте его.

    Никита-охотник.

    Есть у Никиты деревянный тигр еще есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.

    (По Е. Чарушину)

    • Легко ли было читать текст? (Ничего не понятно)
    • Почему? (Нет знаков препинания, нет границ предложений)

    (Граница – линия раздела между предложениями. Знаки препинания человек придумал в XV веке после изобретения книгопечатания)

    • Представьте себе, что вы – корректоры. Возьмите в руки карандаш. Поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно.

    (Самостоятельная работа учеников)

    • Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений.

    (Четыре предложения)

    • Прочитайте текст. Докажите, что это текст.

    (Есть у Никиты деревянный тигр. Еще есть крокодил резиновый и слон. Запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол. Сейчас он на них охотиться будет.)

    Это текст, так как можно выделить тему и основную мысль.

    Вывод: Предложения в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности.

    • Выпишите из текста имена существительные в два столбика. По какому признаку вы бы их разделили?

    (Два ученика работают у доски)

    1.Одушевленные:

    тигр крокодил слон

    2. Игрушки:

    тигр крокодил слон

    1. Неодушевленные:
    2.  

      кровать

      стол

    3. Мебель:
    4.  

      кровать стол

    • Проверка усвоения темы.

    Тест “Верные и неверные высказывания”

    Учитель

    Ученик

    1. Текст состоит из предложений
    2. К тексту нельзя придумать заглавие
    3. Все предложения в тексте имеют границы
    4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
    5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
    6. Текст можно разделить на части
    7. Каждая часть текста записывается с красной строки

    + - + - + + +

    1. Работа по учебнику “Русский язык” Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой II класс
    • Рассмотрите задание №30, №35
    • Спишите исправленный текст. Подчеркните опасные места.
    • Проверка задания
    1. Итог урока.
    • Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

    (Отгадали по цифрам слово ТЕКСТ. Узнали, что каждое предложение имеет границы. Запомнили признаки текста)

    1. Домашнее задание

    Дописать концовку к тексту “Никита-охотник”.

    Придумать и записать текст на любую тему

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Функционально-смысловые типы текстов в русском языке.

    На протяжении многих десятилетий формировались постепенно функционально-смысловые типы речи, то есть словесные структуры, способы и схемы, которые используются в зависимости от назначения речи и её смысла.

    Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются повествование, описание и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

    Тип текста: Описание.

    Цель создания текста:1) Указание на его принадлежность к классу предметов.2) Перечисление свойств, признаков, элементов предмета речи.3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.

    Содержание и форма текста:1) В начале или в конце даётся представление о предмете в целом.2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.4) Используются приёмы аналогии, сравнения, противопоставления.5) Текст легко свёртывается.Типичные грамматические средства оформления:

    Простые и сложные предложения:а) с прямым порядком слов;б) составным именным сказуемым;в) с глагольными формами одновременного действия;г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;д) с определительными характеристиками.

    Тип текста: Повествование.

    Цель создания текста:Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и показом их взаимосвязи.

    Содержание и форма текста:1) Соблюдается логическая последовательность.2) Подчёркивается динамизм, смена событий.3) Композиция хронологизирована.

    Типичные грамматические средства оформления:Простые и сложные предложения:а) с глагольным сказуемым совершенного вида;б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

    Тип текста: Рассуждение.

    Цель создания текста:Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.

    Содержание и форма текста:1) Имеются аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса), тезис (положение, которое доказывается), и демонстрация (способ доказательства).2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.

    Типичные грамматические средства оформления:Простые широко распространённые и сложные предложения:а) с причастными и деепричастными оборотами;б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;в) с глаголами разных видовых форм.

    Приведем примеры.

    1. Текст-описание:Внешность её показалась мне великолепна: она была лет тридцати, росту среднего, худощавая и широкоплечая. В милой улыбке её казалась изюминка; живые большие глазки так и блестели. Лицо её имело выражение довольно приятное, но играющее. Волоса были пострижены под каре; на ней было великолепное платье и изящная шапочка.

    2. Текст-повествование:Она увидела на самом деле на горизонте серое облачко, которое приняла сначала за милый холмик. Проводник объяснил мне, что облачко предвещало дождь.Мы слышали о здешних метелях, что целые деревни бывали ими занесены. Михалыч, согласно со мнением проводника, советовал возвращаться. Но ветер показался мне не очень силен; я понадеялся добраться до заката до следующей станции и велел ехать быстрее.Проводник поскакал; но всё посматривал на запад. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Серое облачко обратилось в большую серую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал проводник, – беда: буран!»...Я выглянул в окошко: всё было темнота и ветер. Вихорь выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Михалыча; лошади шли шагом – и скоро встали.

    3. Текст-рассуждение:В тот день размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был очень огромен. Я не мог не признаться себе, что поведение мое в кабардинской кафешке было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Михалычем. Всё это меня терзало и мучило.

    Дата публикации: 12.03.2012 18:18 UTC

    Теги: типы текста :: функционально-смысловой тип текста :: правила русского языка

    Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:

    Следующие учебники и книги:

    • Поурочные планы по русскому языку, 7 класс, Разумовская М. М., Финтисова О.А., 2006
    • Конспекты уроков для учителя русского языка, 5 класс, Сычугова, 2004
    • Поурочные планы по русскому языку, 8 класс, Разумовская М.М., Финтисова О.А, 2007
    • Поурочные планы по русскому языку, 9 класс, Разумовская М.М., Финтисова О.А., 2007

    Предыдущие статьи:

    nashol.com

    Что такое текст

    Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств.Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.СТИЛИ РЕЧИ.Научный стиль. Р. С. — 1-много, о/о, сообщение + объяснение.1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.3. Высказывание обычно бывает:. Точным. Доказательным + термины.. Обобщенным (о группе предметов). Отношения автора нет.4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.2. Задача речи:. Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.. Дать точные указания, рекомендации.3. Высказывание обычно бывает:. Официальным. Точным. Бесстрастным (лишенным эмоций)4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость.

    Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации.(Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам.2. Задача речи:. Сообщить информацию. Воздействовать на массы. Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.3. Высказывания бывают:. Злободневными по теме. Яркими, страстными, призывными. Удачный заголовок4. Языковые средства и приёмы построения текста:. Прямое обращение к читателю. Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений. Экспрессивный повтор и стандартная лексика. Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений. Параллелизм в построении этих неполных предложений. Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И. Сочетание книжной и разговорной речи. Прямые обращения к собеседнику. Обратный порядок слов (инверсия). Риторические вопросы

    Жанры публицистики. (Жанр – вид литературного произведения)1. Заметка (в газету). Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни. Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).. Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле. Сообщение о каком-либо процессе как процессе. Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…). Построение репортажа:1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным

    (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии). Обилие глаголов, кратких страдательных причастий3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя). лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения). темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)

    3. Статья – «объясняющий» жанр. задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.. Убедительность, доказательность, личная позиция автора.. Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа). НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение. Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).. Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)4. Портретный очерк.. Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела). Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.. Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьми. Составные части очерка1. Описание внешности2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве3. Отдельные факты биографии4. Характер, речь5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства.Задача речи – воздействие.Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.Описание – речь идёт об одновременных признаках.Повествование – последовательность действий.Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.

    Список использованной литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://base.ed.ru

     

    reshal.ru

    Урок русского языка по теме "Текстоведение. Текст и его признаки. Работа над текстом". 7-й класс

    Разделы: Русский язык

    Цели урока:

    • вспомнить, что такое текстоведение, текст и его признаки, а именно, усовершенствовать умения, связанные с применением знаний обучающихся на практике в подготовке творческих работ;
    • сформировать у обучающихся общеучебные умения и УУД по успешному написанию и составлению текста для развития связной речи обучающихся.

    Компетенции урока: лингвистическая (языковедческая) и языковая, культуроведческая, коммуникативная

    Подходы: системный, деятельностный, компетентностный

    Тип урока: развитие речи

    Форма урока: практикум

    Оборудование: учебник, презентация, оценочный лист, раздатка, др.

    Методическое сопровождение: Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014; Львова С.И. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2014.

    Ход урока

    1. Оргмомент урока.

    2. Основная часть урока.

    1). Актуализация знаний обучающихся:

    - Выполните следующее задание: расставьте знаки препинания, подчеркнув в предложениях грамматическую основу и однородные члены:

    1). Осторожно ветер из калитки вышел (,) постучал в окошко (,) пробежал по крыше...

    2). Без рук (,)без топорёнка построена избёнка.

    3). Дружба и братство дороже богатства.

    4). Дружба заботой да подмогой крепка.

    2). Целеполагание.

    1. Наблюдение за материалом урока в учебнике – упр. № 49. Выполняем его по заданию.

    - Текст ли это? (нет) Почему? (набор предложений) Восстановите его.

    В учебнике Восстановление
    1 2
    2 3
    3 1
    4 5
    5 4

    2. Формулирование целей урока. Какова будет цель урока? Чем мы будем заниматься на уроке? (текстоведение, изучать текст как единицу с его признаками)

    3). Работа по теме.

    1. Беседа по вопросам с использованием презентации.

    - Знакомо ли вам слово “Текстоведение”? Подумайте, как оно образовалось. (В слове выделяются корни “текст” и “вед”. Значит, оно обозначает “ведать, знать текст”.)

    - Как вы думаете, что изучается в разделе лингвистики “Текстоведение”? (Текстоведение изучает текст, его признаки, строение, законы создания и основные правила использования языковых средств.)

    - А что такое текст? (Это произведение речи.)

    - Назовите признаки текста. (Единство темы, наличие основной мысли (идеи), связь предложений между собой, относительная законченность, определённый порядок предложений.)

    - Какие типы речи вы знаете? Охарактеризуйте их, использовав слайд-подсказку (Повествование = что произошло? Описание = каков предмет высказывания? Рассуждение = почему мы утверждаем это?).

    С какими стилями речи вы уже знакомы? (Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.)

    - Можно ли считать восстановленное упражнение считать текстом? (да) - Какого типа наш текст? Докажите. (рассуждение)

    2 .Защита изученного материала.

    Делимся на группы в зависимости от типа речи текста. Выбираем тип речи способом вытягивания карточки.

    1 группа: (описание)

    Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

    2 группа: (повествование)

    Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу. Перед употреблением помойте руки.

    3 группа: (рассуждение)

    Имя Гвидон (“Сказка о царе Салтане”) явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона (“Сказка о золотом петушке”). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д'АНТОНА, в котором действуют и “славный король Гвидон” и “король Дадон”, ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

    - Задача ваших групп заключается в доказательстве того, что это текст и что это определённый тип речи, который достался вам.

    Работа 1-й группы:

    Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т.д.

    Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.

    Работа 2-й группы:

    Главная задача автора при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

    Работа 3-й группы:

    Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

    Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

    (от тезиса к аргументам).

    (от аргументов к выводу).

    - Обобщим разницу типов речи в следующей таблице. “Копилка идей, предложений и фактов”

    Тип речи Основная задача автора, использующего этот тип речи Основные вопросы, характерные для данного типа речи
    Описание Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния. Каков предмет описания?

    Как он выглядит?

    Какие признаки для него характерны?

    Повествование Сообщить о последовательности действий или событий. Какова последовательность действий (событий)?

    Что происходило сначала и что происходило потом?

    Рассуждение Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события. Почему?

    В чем причина данного явления?

    Что из этого следует?

    Каковы следствия данного явления?

    Что оно значит?

    3. Внедрение нового материала. Слово учителя.

    Этапы работы по созданию текста.

    1. Речевой замысел (тема, основная мысль).

    2. Обдумывание содержания (рабочие материалы).

    3. Создание речевого произведения.

    4. Редактирование (правка). Правка текста нужна для того, чтобы:

    1) устранить погрешности, оставшиеся после авторской доработки;

    2) добиться ясности и четкости формулировок;

    3) проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;

    4) устранить шероховатости языка и стиля;

    5) технически обработать рукопись.

    4. Отработка материала, изученного и имеющегося:

    - Выполните самостоятельную работу: создайте свой текст на любую тему и запишите его двумя способами:

    1) в форме диалога;

    2) в форме прямой речи; расставьте знаки препинания; используйте обращение или постройте текст любого типа речи или выполните по заданию упр. № 50. Время для написания 8-10 мин.

    4. Домашнее задание.

    - параграф 7; упр. № 52 и подобрать из разных источников тексты разных типов.

    5. Подведение итогов урока. Рефлексирующие карточки.

    Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока.

    1. Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

    2. Что вызвало затруднения?

    3. Над чем еще надо поработать?

    4. Чему научились на уроке?

    5. Что нового узнали о тексте?

    6. Как самому правильно сочинить текст? Что для этого нужно знать и уметь?

    - Спасибо за работу, ребята.

    Приложение

    Этапы работы над текстом

    1. Речевой замысел (тема, основная мысль).

    2. Обдумывание содержания (рабочие материалы).

    3. Создание речевого произведения.

    4. Редактирование (правка). Правка текста нужна для того, чтобы:

    1) устранить погрешности, оставшиеся после авторской доработки;

    2) добиться ясности и четкости формулировок;

    3) проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;

    4) устранить шероховатости языка и стиля;

    5) технически обработать рукопись.

    Тексты для работы в группах

    1 группа:

    Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н.Гоголь).

    2 группа:

    Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу. Перед употреблением помойте руки.

    3 группа:

    Имя Гвидон (“Сказка о царе Салтане”) явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона (“Сказка о золотом петушке”). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д'АНТОНА, в котором действуют и “славный король Гвидон” и “король Дадон”, ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

    Рефлексирующие карточки

    1. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

    2. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Что вызвало затруднения?

    3. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Над чем еще надо поработать?

    4. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Чему научились на уроке?

    5. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Что нового узнали о тексте?

    6. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Как самому правильно сочинить текст? Что для этого нужно знать и уметь?

    Оценочный лист работы на уроке

    № п\п Критерии оценки (что делали) Оценка от 3-х до 1-го балла Примечание
    1 Формулировка целей урока    
    2 Выполнение задания (работа с предложениями)    
    3 Работа по упражнению с учебником    
    4 Ответы на вопросы учителя    
    5 Работа в группах с текстами (внесённый вклад, качество работы, выполнение; доказательство по тексту)    
    6 Самостоятельная работа по созданию текста    
    7 Рефлексирующие карточки (заполнение)    
    Итоги и впечатления      

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai