Методика по Информатике / Информатика РГР / Построение блок-схемы. Блок схемы как строить


Основные элементы блок-схемы. Типы блок-схем.

Описание алгоритма с помощью блок схем осуществляется рисованием последовательности геометрических фигур, каждая из которых подразумевает выполнение определенного действия алгоритма. Порядок выполнения действий указывается стрелками. Написание алгоритмов с помощью блок-схем регламентируется ГОСТом. Внешний вид основных блоков, применяемых при написании блок схем, приведен на рисунке.

Представление алгоритма программы в виде блок-схемы имеет два недостатка:

· предполагает слишком низкий уровень детализации, что часто скрыва­ет суть сложных алгоритмов

· и позволяет использовать неструктурные способы передачи управления (goto), причем часто на схеме алгоритма они выглядят проще, чем эквивалентные структурные.

Кроме схем, для описания алгоритмов можно использовать псевдокоды, Flow-формы и диаграммы Насси-Шнейдермана. Все перечисленные способы с одной стороны базируются на тех же основных структурах, а с другой стороны, допускают разные уровни детализации.

Каждый символ Flow-формы соответствует управляющей структу­ре и изображается в виде прямоугольника. Для демонстрации вложенности структур символ Flow-формы вписывается в соответствующую область прямоугольника любого другого символа. Символы Flow-форм, соответствую­щие основным и дополнительным управляющим конструкциям, приведены на рисунке А1.

 

 

Если <Условие>
Пока <Условие>

 

Рисунок А1 - Условные обозначения Flow-форм для основных конструкций:

а - следование; б - ветвление; в - выбор; г - цикл-пока; д - цикл-до; е - счетный цикл

Пока <Условие>

 

Рисунок А2 - Условные обозначения диаграмм Насси-Шнейдермана для основных конструкций:

а - следование; б - ветвление; в - выбор; г - цикл-пока; д - цикл-до

Основное отличие диаграмм Насси-Шнейдермана от Flow-форм заключается в том, что область обозначения условий и вариантов ветвления изображают в виде треугольников (рисунок А2). Такое обозначение обеспечивает большую наглядность представления алгоритма.

Общим недостатком Flow-форм и диаграмм Насси-Шнейдермана являет­ся сложность построения изображений символов, что усложняет практическое применение этих нотаций для описания больших алгоритмов.

В отличие от блок-схем псевдокоды не ограничивают степень детализации операций, но, не являясь графическими, хуже отображают их вложенность.

Описать неструктурный алгоритм с помощью псевдокодов, Flow-форм и диаграмм Насси-Шнейдермана невозможно, т. к. для неструктурной передачи управления в них отсут­ствуют условные обозначения. Их использование изначально ориентирует проектировщика толь­ко на структурные способы передачи управления, а потому требует тщательного анализа алгоритма.

В зависимости от последовательности выполнения действий в алгоритме выделяют алгоритмы:

· линейной,

· разветвленной

· и циклической структуры.

В алгоритмах линейной структуры действия выполняются последовательно одно за другим.

В алгоритмах разветвленной структуры в зависимости от выполнения или невыполнения какого-либо условия производятся различные последовательности действий. Каждая такая последовательность действий называется ветвью алгоритма.

 

В алгоритмах циклической структуры в зависимости от выполнения или невыполнения какого-либо условия выполняется повторяющаяся последовательность действий, называющаяся телом цикла. Вложенным называется цикл, находящийся внутри тела другого цикла. Различают циклы с предусловием и постусловием:

 

 

 

Итерационным называется цикл, число повторений которого не задается, а определяется в ходе выполнения цикла. В этом случае одно повторение цикла называется итерацией.

 

 

 

Итак: При всем многообразии алгоритмов решения задач в них можно выделить три основных вида вычислительных процессов:

· линейный,

· разветвленный

· и циклический,

для реализации которых в программах используют соответствующие базовые управляющие конструкции:

· следование,

· ветвление,

· цикл-пока.

Помимо базовых, процедурные языки программирования высокого уровня используют еще три конструкции (структуры), которые легко реализуются через базовые:

· выбор,

· цикл-до,

· цикл с заданным числом повторений.

Перечисленные шесть конструкций были положены в основу структур­ного программирования. Слово «структурное» в названии подчеркивает тот факт, что при программировании использованы только перечисленные конструкции. Отсюда и понятие «программирование без go to». Программы, написанные с использованием только структурных операторов передачи управления, называют структурными, чтобы подчеркнуть их отличие от программ, при реализации которых исполь­зовались низкоуровневые способы передачи управления.

Разработанный алгоритм реализуется в виде программных кодов (программы) на одном из языков программирования.

Похожие статьи:

poznayka.org

Блок схемы онлайн: как структурно представить информацию

Блок схемы онлайн: как структурно представить информациюБлок-схемой называют графическую модель, которая описывает процессы либо алгоритмы, где шаги — блоки различной формы, а соединяются они между собой линиями. И эти линии показывают направление последовательности. Как должна быть выполнена блок-схема, регламентируется стандартом. И служит она для того, чтобы программист или человек, не имеющий знания в этой области, мог наглядно увидеть, как работает программа или процесс. Блок-схемы часто составляют специалисты, занимающиеся программированием.

Для чего нужна блок-схема программисту?

Нотация FlowChart — самый быстрый, универсальный и доступный метод, с помощью которого программист может объяснить неспециалисту, как выполняется любой процесс, или работает программа. Также блок-схема представляет собой и документацию на любую программу. Если программисту необходимо объяснить, как работает простая утилита или небольшой код, он может наглядно это продемонстрировать, воспользовавшись обычным редактором графики. Но если программа сложна, код ее состоит из множества модулей и строк, простой редактор не подойдет. В этом случае программисты пользуются профессиональными решениями и строят flowchart по исходному коду.

Программы и онлайн-сервисы для построения блок схем

Можно воспользоваться специальными программами, которые работают на компьютере, либо сервисами, предлагающими в режиме реального времени построить любую схему по Паскалю, Delphi и даже C++. Опытные программисты предпочитают пользоваться только компьютерными программами.

Сервисы, которые предоставляются для построения схемы процесса в режиме онлайн, часто не поддерживают необходимые требования и, соответственно, не могут гарантировать правильную работу. Например:

  • Не поддерживается целый ряд команд языка программирования и, следовательно, неверно строится диаграмма последовательности действий.
  • Графики, показывающие последовательность операций, плохо прорисованы.
  • Онлайн сервис зачастую не дает возможность сохранить блок-схему в необходимом формате.
  • И это не все недостатки таких сервисов.
Намного профессиональней с задачей построения блок-схем справляются специальные компьютерные приложения. Ну а тем, кто не хочет устанавливать программы на компьютер, рекомендуем воспользоваться программным интерфейсом для построения диаграмм и графиков Chart API от Google.

]FCeditor

FCeditor — удобное приложение, поддерживающее языки программирования C++ (файл .cs), Делфи, Паскаль (файл .pas). Если вам необходимо отредактировать файл с кодом в этой программе, вы должны сначала его импортировать. Когда FCeditor проанализирует импортированный файл .pas или .cs, она отобразит слева дерево классов, на панели появится вкладка, а ней — программный код и схемы.

Важное примечание! Построенный график или диаграмму вы сможете экспортировать в любой формат: от jpeg и tiff, до png и bmp.Программа имеет русскоязычную поддержку и незамысловатый пользовательский интерфейс.

Autoflowchart

Еще одна простая программа с минималистским оформлением, но широким функционалом. Пользовательский интерфейс, аналогично предыдущей программе, прост и удобен даже для непрофессионалов. В главном окне вы увидите три поля. В первом поле код представлен древовидно, во втором — сам текст, и в третьем, самом большом, вы увидите построенные диаграмму или график. Этим приложением удобно пользоваться из-за подсветки. Элементы кода, древовидной структуры, схемы не только подсвечиваются, но и сворачиваются.

Построенную в программе Autoflowchart схему можно экспортировать не только в графический формат, но и в xml-файлы. Эта программа также является удобным редактором кода. Все, что вы редактируете в коде, мгновенно отображается в схеме. В Autoflowchart есть поддержка любых языков программирования.

Code Visual to Flowchart v6.0

Code Visual to Flowchart версии 6.0 — самая мощная компьютерная программа, которая используется специалистами для построения диаграмм и графиков. Она отличается обширным функционалом и возможностью построить точную схему. Несмотря на навороченный функционал и возможности программа обладает удобным пользовательским интерфейсом. В главном окне вы увидите три поля. Слева две вкладки: одна показывает устройство проекта, другая — устройство классов. В центре главного окна вы увидите программный код, а справа — схему отрезка кода.

Построенную диаграмму вы сможете экспортировать всего в два формата: png и bmp.

Важное примечание! Все эти программы — отличное решение, помогающее построить четкие блок-схемы, отвечающие стандартам. Но чтобы воспользоваться каждой из рассмотренных выше программ, придется заплатить. Пробная версия предоставляет лишь небольшую часть функционала, и поэтому годится только для ознакомительных целей.

Зачастую разработка приложения начинается с построения блок-схемы. Прежде чем создать программный код, его необходимо продумать, составить диаграмму последовательности действий. А это и есть схема, на основе которой потом программист пишет код.

Для тех, кто привык пользоваться онлайн сервисами, рекомендуем два проверенных — Chart от Google и Draw.io

Draw.io

Draw.io — удобный сервис, в котором можно строить и редактировать блок-схемы. Его обширный функционал, удобный интерфейс и пакет инструментов позволяет редактировать, форматировать и видоизменять блоки, создавая их по стандартной схеме или индивидуальной. Также при создании схемы можно пользоваться внешними изображениями. Готовую схему можно сохранить в графических, векторных форматах, или как документ на облачных хранилищах, или скачать себе на компьютер.

Draw.io понравится начинающим программистам своими богатыми функциональными возможностями и удобством в использовании. И что немаловажно, пользоваться им можно абсолютно бесплатно.

Google chart

Chart API от Google прекрасно визуализирует любой код, создаст график, диаграмму и схему. Обширный инструментарий представлен подключаемыми библиотеками, с помощью которых создаются качественные графики, диаграммы. Сервис от Google имеет в своем функционале огромное разнообразие схем, с помощью которых создаются не только программы, но и web-сайты, документы.Чтобы пользоваться этим мощным онлайн-сервисом, достаточно ознакомиться с подробной инструкцией и иметь минимальные знания. Как правильно пользоваться всеми инструментами-библиотеками сервиса от Google, показано в пакете документов.Chart API от Google — отличный инструмент для профессиональных программистов.

pc-helpp.com

Построение блок-схемы во Word

ПОСТРОЕНИЕ БЛОК-СХЕМЫ В ТЕКСТОВОМ ПРОЦЕССОРЕ WORD

Создание блок-схемы в текстовом процессоре Microsoft Word выполняется с помощью панели инструментов Рисование (рисунок 1). Если панель не включена, то выберите команду Вид  Панели инструментов и поставьте флажок «Рисование» или щелкните на пиктограмме (Рисование) на панели инструментовСтандартная. Текстовый редактор Word позволяет создавать только векторные объекты (линии, прямые и кривые, геометрические фигуры, стандартные и нестандартные), растровые объекты вставляются как внешние объекты из файла, подготовленного другими средствами (с помощью графического редактора, сканера, цифровой камеры, графического планшета и др.).

Рисунок 1 – Панель инструментов Рисование

Основным средством панели Рисование, предназначенным для создания простейших объектов, является раскрывающийся список Автофигуры. В его категориях представлены заготовки для создания линий, прямых и кривых, простейших геометрических фигур, фигурных стрелок и выносных линий, чертежных элементов для блок-схем, функциональных схем и др.

При создании и редактировании графических объектов используют следующие приемы и средства.

  1. Векторные объекты создают путем их выбора из категорий списка Автофигуры. После выбора автофигуры необходимо курсор мыши установить в нужное место и протащить с нажатой левой кнопкой мыши, по достижению необходимых размеров отпустить кнопку мыши. Наиболее часто используемые объекты (Линия, Стрелка, Прямоугольник, Овал) вынесены на панель инструментов Рисование.

  2. Размер выделенного объекта изменяют путем перетаскивания мышью соответствующих маркеров его границ.

  3. Перемещение выделенного объекта осуществляют путем перетаскивания мышью или с помощью клавиш управления перемещением курсора.

  4. Удобным средством, упрощающим создание геометрических фигур, является вспомогательная координатная сетка. Команда Действия  Сетка вызывает диалоговое окно Привязка к сетке. В нем устанавливаются шаг сетки и способ отображения горизонтальных и вертикальных линий. Включение флажка «Привязать к сетке» обеспечивает точное позиционирование узловых точек фигур в узлах координатной сетки. Флажок «Отображать линии сетки на экране» позволяет создавать и редактировать графические объекты на видимом координатном поле. Привязка к сетке удобна, если создаются простые (преимущественно прямолинейные) геометрические фигуры. При редактировании готовых фигур привязка к узлам сетки может создавать неудобства – в этом случае ее нужно отключить или выполнять перемещение объектов при нажатой клавише Alt.

  5. Толщина контурной линии и цвет заливки объекта относятся к свойствам объекта. Все свойства объектов можно редактировать в диалоговом окне Формат автофигуры, которое открывается командой Формат  Автофигура, или через контекстное меню объекта, отображаемое при щелчке правой кнопкой мыши на объекте, или двойным щелчком левой кнопкой мыши на объекте. В частности, для управления толщиной и формой контурных линий, а также параметрами заливки служат элементы управления вкладки Цвета и линии данного диалогового окна и пиктограммы (Цвет заливки, Цвет линий, Тип линии, Тип штриха, Вид стрелки), расположенные на панели инструментов Рисование.

  6. Поворотом объекта можно управлять дискретно и непрерывно. Для произвольного поворота фигуры используют кнопку Свободное вращение на панели инструментов Рисование. Для поворота на фиксированный угол значение угла вводят в поле счетчика Поворот на вкладке Размер диалогового окна Формат автофигуры. Чтобы повернуть на 90  или симметрично отразить объект, необходимо в раскрывающемся списке Действия из категории Повернуть/отразить выбрать соответствующий пункт.

  7. Взаимодействие рисованного объекта с окружающим текстом может быть достаточно сложным. Выбрать метод взаимодействия рисунка с текстом позволяют вкладки Положение и Обтекание в диалоговом окне Формат автофигуры.

  8. Рисованные объекты могут содержать текстовые элементы, например, заголовки, буквенные или цифровые обозначения на схемах и чертежах. Для создания текстовых элементов, присоединенных к автофигурам или рисункам, используется специальная пиктограмма (Надпись) или команда Вставка  Надпись. Элемент Надпись создается аналогично другим автофигурам. В поле надписи вводится необходимый текст, после чего надпись можно редактировать. Ее размер подгоняется под размер содержащегося в ней текста перетаскиванием маркеров. Прочие свойства надписи задаются в диалоговом окне Формат надписи, которое для выделенной надписи открывается аналогично окну Формат автофигуры.

  9. Для автофигур есть особое средство создания текстового оформления – текст можно размещать в поле автофигуры, что очень удобно при создании блок-схем. Это выполняется командой Добавить текст в контекстном меню автофигуры. Если текст слишком велик, можно изменить размер автофигуры путем перетаскивания ее маркеров или изменить формат текста, уменьшив размер шрифта средствами панели Форматирование. Изменение цвета шрифта осуществляется из раскрывающегося списка при нажатии пиктограммы (Цвет шрифта).

Пиктограмма (Добавить объект WordArt) позволяет создавать объекты WordArt.

Более сложные рисунки (композиции) создаются путем комбинирования простейших рисунков. При создании сложного рисунка следует учитывать не только взаимодействие объектов с текстом, но и их взаимодействие между собой.

Несколько простых объектов необходимо группировать в один объект командой Группировка  Группировать контекстного меню или командой Группировать из раскрывающегося списка Действия. После группировки объекты уже нельзя сдвинуть друг относительно друга, и положением всей группы на странице можно управлять как единым объектом. Для группировки все объекты должны быть предварительно выделены щелчками левой кнопки мыши при нажатой клавише Shift или перемещением мыши с нажатой левой кнопкой, при выбранном инструменте (Выбор объектов). Обратная операция Разгруппировать позволяет «разобрать» сложный объект на составляющие его простые объекты, которые при необходимости можно отредактировать, а затем заново сгруппировать.

Управление взаимным расположением по оси Z (по нормали к плоскости рисунка) объектов, перекрывающих друг друга, осуществляется с помощью пункта Порядок контекстного меню объекта или раскрывающегося списка Действия. В рисунке каждый объект имеет собственный «слой». Объекты, созданные раньше, лежат ниже, а объекты, созданные позже, располагаются на более высоких слоях. Соответственно, при наложении более поздние объекты перекрывают более ранние. Этот порядок можно изменить, изменяя положение выделенного объекта относительно других объектов и основного текста.

Если объекты не перекрывают друг друга, при необходимости их выравнивают между собой. Операция выравнивания выполняется до группировки. В этом случае операция группировки выполняется как закрепляющая операция. Для выравнивания нескольких объектов между собой их следует выделить и в раскрывающемся списке Действия из категории Выровнять/распределить выбрать один из пунктов. Операции выравнивания и распределения выполняются, только если группа состоит более чем из двух объектов. При распределении между объектами автоматически устанавливаются равные интервалы.

Пиктограммы Тень и Объем позволяют придать автофигуре различные формы тени и объема путем выбора необходимого типа оформления из раскрывающегося списка.

Основные этапы построения блок-схемы:

  1. включить панель инструментов Рисование;

  2. отобразить координатную сетку;

  3. используя автофигуры и другие элементы, изобразить блок-схему;

  4. отменить отображение координатной сетки;

  5. сгруппировать все отдельные фигуры в единый объект.

Рисунок 2 – Пример графической схемы алгоритма

разветвляющегося вычислительного процесса

5

studfiles.net

Построение блок-схемы

ПОСТРОЕНИЕ БЛОК-СХЕМЫ В ТЕКСТОВОМ ПРОЦЕССОРЕ WORD

Создание блок-схемы в текстовом процессоре Microsoft Word выполняется с помощью панели инструментов Рисование (рисунок 1). Если панель не включена, то выберите команду Вид  Панели инструментов и поставьте флажок «Рисование» или щелкните на пиктограмме (Рисование) на панели инструментовСтандартная. Текстовый редактор Word позволяет создавать только векторные объекты (линии, прямые и кривые, геометрические фигуры, стандартные и нестандартные), растровые объекты вставляются как внешние объекты из файла, подготовленного другими средствами (с помощью графического редактора, сканера, цифровой камеры, графического планшета и др.).

Рисунок 1 – Панель инструментов Рисование

Основным средством панели Рисование, предназначенным для создания простейших объектов, является раскрывающийся список Автофигуры. В его категориях представлены заготовки для создания линий, прямых и кривых, простейших геометрических фигур, фигурных стрелок и выносных линий, чертежных элементов для блок-схем, функциональных схем и др.

При создании и редактировании графических объектов используют следующие приемы и средства:

  1. Векторные объекты создают путем их выбора из категорий списка Автофигуры. После выбора автофигуры необходимо курсор мыши установить в нужное место и протащить с нажатой левой кнопкой мыши, по достижению необходимых размеров отпустить кнопку мыши. Наиболее часто используемые объекты (Линия, Стрелка, Прямоугольник, Овал) вынесены на панель инструментов Рисование.

  2. Размер выделенного объекта изменяют путем перетаскивания мышью соответствующих маркеров его границ.

  3. Перемещение выделенного объекта осуществляют путем перетаскивания мышью или с помощью клавиш управления перемещением курсора.

  4. Удобным средством, упрощающим создание геометрических фигур, является вспомогательная координатная сетка. Команда Действия  Сетка вызывает диалоговое окно Привязка к сетке. В нем устанавливаются шаг сетки и способ отображения горизонтальных и вертикальных линий. Включение флажка «Привязать к сетке» обеспечивает точное позиционирование узловых точек фигур в узлах координатной сетки. Флажок «Отображать линии сетки на экране» позволяет создавать и редактировать графические объекты на видимом координатном поле. Привязка к сетке удобна, если создаются простые (преимущественно прямолинейные) геометрические фигуры. При редактировании готовых фигур привязка к узлам сетки может создавать неудобства – в этом случае ее нужно отключить или выполнять перемещение объектов при нажатой клавише Alt.

  5. Толщина контурной линии и цвет заливки объекта относятся к свойствам объекта. Все свойства объектов можно редактировать в диалоговом окне Формат автофигуры, которое открывается командой Формат  Автофигура, или через контекстное меню объекта, отображаемое при щелчке правой кнопкой мыши на объекте, или двойным щелчком левой кнопкой мыши на объекте. В частности, для управления толщиной и формой контурных линий, а также параметрами заливки служат элементы управления вкладки Цвета и линии данного диалогового окна и пиктограммы (Цвет заливки, Цвет линий, Тип линии, Тип штриха, Вид стрелки), расположенные на панели инструментов Рисование.

  6. Поворотом объекта можно управлять дискретно и непрерывно. Для произвольного поворота фигуры используют кнопку Свободное вращение на панели инструментов Рисование. Для поворота на фиксированный угол значение угла вводят в поле счетчика Поворот на вкладке Размер диалогового окна Формат автофигуры. Чтобы повернуть на 90  или симметрично отразить объект, необходимо в раскрывающемся списке Действия из категории Повернуть/отразить выбрать соответствующий пункт.

  7. Взаимодействие рисованного объекта с окружающим текстом может быть достаточно сложным. Выбрать метод взаимодействия рисунка с текстом позволяют вкладки Положение и Обтекание в диалоговом окне Формат автофигуры.

  8. Рисованные объекты могут содержать текстовые элементы, например, заголовки, буквенные или цифровые обозначения на схемах и чертежах. Для создания текстовых элементов, присоединенных к автофигурам или рисункам, используется специальная пиктограмма (Надпись) или команда Вставка  Надпись. Элемент Надпись создается аналогично другим автофигурам. В поле надписи вводится необходимый текст, после чего надпись можно редактировать. Ее размер подгоняется под размер содержащегося в ней текста перетаскиванием маркеров. Прочие свойства надписи задаются в диалоговом окне Формат надписи, которое для выделенной надписи открывается аналогично окну Формат автофигуры.

  9. Для автофигур есть особое средство создания текстового оформления – текст можно размещать в поле автофигуры, что очень удобно при создании блок-схем. Это выполняется командой Добавить текст в контекстном меню автофигуры. Если текст слишком велик, можно изменить размер автофигуры путем перетаскивания ее маркеров или изменить формат текста, уменьшив размер шрифта средствами панели Форматирование. Изменение цвета шрифта осуществляется из раскрывающегося списка при нажатии пиктограммы (Цвет шрифта).

Пиктограмма (Добавить объект WordArt) позволяет создавать объекты WordArt.

Более сложные рисунки (композиции) создаются путем комбинирования простейших рисунков. При создании сложного рисунка следует учитывать не только взаимодействие объектов с текстом, но и их взаимодействие между собой.

Несколько простых объектов необходимо группировать в один объект командой Группировка  Группировать контекстного меню или командой Группировать из раскрывающегося списка Действия. После группировки объекты уже нельзя сдвинуть друг относительно друга, и положением всей группы на странице можно управлять как единым объектом. Для группировки все объекты должны быть предварительно выделены щелчками левой кнопки мыши при нажатой клавише Shift или перемещением мыши с нажатой левой кнопкой, при выбранном инструменте (Выбор объектов). Обратная операция Разгруппировать позволяет «разобрать» сложный объект на составляющие его простые объекты, которые при необходимости можно отредактировать, а затем заново сгруппировать.

Управление взаимным расположением по оси Z (по нормали к плоскости рисунка) объектов, перекрывающих друг друга, осуществляется с помощью пункта Порядок контекстного меню объекта или раскрывающегося списка Действия. В рисунке каждый объект имеет собственный «слой». Объекты, созданные раньше, лежат ниже, а объекты, созданные позже, располагаются на более высоких слоях. Соответственно, при наложении более поздние объекты перекрывают более ранние. Этот порядок можно изменить, изменяя положение выделенного объекта относительно других объектов и основного текста.

Если объекты не перекрывают друг друга, при необходимости их выравнивают между собой. Операция выравнивания выполняется до группировки. В этом случае операция группировки выполняется как закрепляющая операция. Для выравнивания нескольких объектов между собой их следует выделить и в раскрывающемся списке Действия из категории Выровнять/распределить выбрать один из пунктов. Операции выравнивания и распределения выполняются, только если группа состоит более чем из двух объектов. При распределении между объектами автоматически устанавливаются равные интервалы.

Пиктограммы Тень и Объем позволяют придать автофигуре различные формы тени и объема путем выбора необходимого типа оформления из раскрывающегося списка.

Основные этапы построения блок-схемы:

  1. включить панель инструментов Рисование;

  2. отобразить координатную сетку;

  3. используя автофигуры и другие элементы, изобразить блок-схему;

  4. отменить отображение координатной сетки;

  5. сгруппировать все отдельные фигуры в единый объект.

Задание. Построение блок-схемы

Используя панель инструментов Рисование, построить блок-схему, аналогичную приведенной на рисунке 2.

Отчет о работе должен содержать: цель работы; назначение панели инструментов Рисование; перечень использованных инструментов и краткое описание последовательности действий при выполнении задания.

Рисунок 2 – Графическая схема алгоритма

5

studfiles.net

Элементы блок-схем

Введение

Составление блок-схемы, соответствующей всем требованиям ГОСТов, – небыстрый и кропотливый процесс. Если у вас возникли проблемы с проектированием блок-схемы или вы запутались в том, какой элемент блок-схемы нужно использовать в конкретном месте, то записывайтесь ко мне на репетиторский урок. На частном занятии вы сможете задать мне абсолютно любой вопрос, касающийся визуализации блок-схемы.

Ключевые элементы блок-схемы

Если вы новичок в мире информационных технологий и только-только начали изучать область построения блок-схем, то я рекомендую вам потратить 5 минут и познакомиться с тем, что такое блок-схема и зачем она нужна.

Что такое схема? Схема – графическая интерпретация некоторого термина, события, анализа, действия, в котором применяются различные элементы для отображения данных.

Что такое блок-схема? Блок-схема – один из видов обыкновенной схемы, описывающая алгоритмы, в которой дискретные шаги изображаются в виде блоков, представляющих собой геометрические фигуры, и эти блоки соединены между собой линиями, которые указывают направление последовательности выполнения алгоритма.

Существует популярный ГОСТ, который описывает требования и правила выполнения блок-схем: ГОСТ 19.701-90. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения.

Основные элементы, использующиеся при проектировании блок-схем

Название элемента

Графическое отображение

Функция

1

Терминатор или блок начало-конец

Элемент-терминатор

Обозначает начало или конец программы. Данный блок отделяет границы программы от внешней среды. Как правило, в данный элемент вписывают фразы «Начало», «Старт» или «Конец», «Финиш».

2

Блок команды, процесса, действия

Элемент-процесс

Данный блок отвечает за выполнение одной или нескольких операций. Как правило, в данный элемент блок-схемы вписывают команды, которые меняют данные, значения переменных. Например, арифметическая операция над двумя переменными будет записана в данном блоке.

3

Блок логического условия

Элемент логическое условие

Напомню, что результатом логического условия всегда является одно из двух предопределенных значения: истина или ложь. Внутри данного элемента-ромба записывается логическое условие, а из вершин ромба выходят альтернативные ветви решения. Обязательно следует подписывать ветви словами «Да», «Нет», чтобы не вводить в заблуждение читателя блок-схемы.

4

Предопределенный процесс

Элемент предопределенный процесс

Если ваша программа предусматривает наличие подпрограмм: процедур или функций, то вызов подпрограммы записывается внутри данного элемента.

5

Блок ввода-вывода данных

Элемент данные

Отвечает за форму подачи данных, например, за пользовательский ввод данных с клавиатуры или за вывод данных на монитор персонального компьютера. Очень важно понимать, что данный элемент блок-схемы не определяет носителя данных.

6

Блок цикла со счетчиком

Блок цикла for

Отвечает за выполнение циклических команд цикла for. Внутри элемента записывается заголовок цикла со счетчиком, а операции тела цикла располагаются ниже элемента. При каждой итерации цикла программа возвращается к заголовку цикла, используя левую стрелку. Выход из цикла for осуществляется по правой стрелке.

7

Парный блок для циклов с пред- и постусловием

Элемент парный блок для циклов

Данный блок состоит из двух частей. Операции тела цикла размещаются между ними. Заголовок цикла и изменения счетчика цикла записываются внутри верхнего или нижнего блока – в зависимости от архитектуры цикла.

8

Соединитель

Элемент-соединитель

Применяется для обрыва линии связи между элементами блок-схемы. Например, если вы строите масштабную блок-схему на листе формата А4, и она не помещается на один лист, то вам придется осуществить перенос блок-схемы на второй лист. В этом случае необходимо будет воспользоваться данным соединителем. Как правило, внутри окружности указываются уникальный идентификатор, который является натуральным числом.

 

Мы рассмотрели восемь базовых элементов блок-схемы, оперируя которыми вы сможете без труда реализовать абсолютно любую блок-схему, исходя из требований школьной или вузовской программы.

Если вы хотите углубить познания в области построения блок-схем или не до конца разобрались с каким-либо элементом блок-схемы, то записывайтесь ко мне на индивидуальный урок. На данном уроке мы детально разберем все ваши вопросы, а также проведем составление колоссального количества блок-схем различной степени сложности.

videoege.ru

Профессиональное построение блок-схем для программ / Песочница / Хабр

Здравствуйте, хабралюди! Сегодня речь пойдет о построении блок-схем для ваших программ с помощью замечательной программы yEd скачать которую можно здесь .
Приступая к работе
Не спешите скачивать, давайте проведем маленькую лекцию по этим же блок-схемах.

Блок-схема это графическое отображение решения задачи (важно запомнить).

И так, буду объяснять как программист программисту, по моему мнению блок-схемы можно использовать когда алгоритм не реально держать в голове (10-20 if else) вот тогда то и приходит такая мысль как записать это, в тот же блокнот, или на бумаге, что вполне приемлемо и ничего такого здесь нет. В нашем случае давайте использовать блок-схемы.

Обозначения
Такой овал обозначает обычно начало и конец, к примеру . Данный блок обозначает объявление переменных. Если у вас сильно типизированный язык программирования то этот блок обычно всегда есть в ваших программах, лично я использую слабо типизированные что позволяет мне объявить тип и название переменной сразу при присваивании её какому-то значению. Собственно вывод результат на экран или продолжение следующего действия. Ну, и наконец, наше условие ради чего мы здесь и собрались. Может принимать только true or false.

А теперь запускаем yEd file -> new По средине будет наша блок-схема, а вот справа отображены наши элементы которые нам будут нужны. Перетаскивать элементы можно справа на белый лист, что бы провести стрелочку нужно: на элемент, который стоит по средине нажать и отвести мышку от него, при этом в поле edge types можно выбрать тип стрелочки. Вот так у меня получилось реализовать авторизацию пользователя на сайте в помощью блок-схемы:image

Заняло у меня это 5 минут. Но за то теперь я точно знаю что и как мне нужно будет делать. А когда программа сложная то сделав блок-схему уже можешь сразу писать код и не заглядывая туда, т.к. только что сам написал эту программу, но визуально! Вообщем блок-схемы это круто!

habr.com

Создание блок-схемы с помощью SmartArt

С помощью графических элементов SmartArt в Excel, PowerPoint и Word вы можете создавать блок-схемы и добавлять их на лист, в презентацию или в документ.

В этой статье

Создание блок-схемы с рисунками

Добавление или удаление фигур блок-схемы

Перемещение фигуры в блок-схеме

Изменение цветов блок-схемы

Применение стиля SmartArt к блок-схеме

Анимация блок-схемы

Создание блок-схемы с рисунками

  1. На вкладке Вставка в группе Иллюстрации нажмите кнопку SmartArt.

  2. В коллекции Выбор рисунка SmartArt выберите элемент Процесс, а затем дважды щелкните Процесс со смещенными рисунками.

    Выберите "Процесс"

  3. В фигуре, в которую вы хотите добавить рисунок, щелкните значок рисунка Значок рисунка , выберите рисунок и нажмите кнопку Вставить.

  4. Для ввода текста выполните одно из следующих действий:

    • В области текста щелкните элемент [Текст] и введите содержимое.

      Примечание: Если область текста не отображается, на вкладке Конструктор нажмите кнопку Область текста.

    • Скопируйте текст из другого места или программы, в области текста щелкните элемент [Текст], а затем вставьте скопированное содержимое.

    • Щелкните поле в графическом элементе SmartArt и введите свой текст.

      Примечание: Для достижения наилучших результатов используйте это действие после добавления всех необходимых полей.

Добавление или удаление полей блок-схемы

Добавление поля

  1. Щелкните графический элемент SmartArt, в который нужно добавить поле.

  2. Щелкните существующее поле, ближайшее к месту вставки нового поля.

  3. На вкладке Конструктор в группе Создание рисунка щелкните стрелку рядом с кнопкой Добавить фигуру.

    Добавление фигуры в графический элемент SmartArt

    Если вы не видите вкладку Конструктор, убедитесь, что выбрали графический элемент SmartArt.

  4. Выполните одно из указанных ниже действий.

    • Чтобы вставить поле на том же уровне, что и выбранное поле, но после него, выберите команду Добавить фигуру после.

    • Чтобы вставить поле на том же уровне, что и выбранное поле, но перед ним, выберите команду Добавить фигуру перед.

Если необходимо добавить поле в блок-схему, попробуйте добавить его перед выбранной фигурой или после нее, чтобы определить подходящее место.

Добавление поля из области текста

  1. Поместите курсор в начало текста, куда вы хотите добавить фигуру.

  2. Введите нужный текст в новой фигуре и нажмите клавишу ВВОД. Чтобы добавить отступ для фигуры, нажмите клавишу TAB, а чтобы сместить ее влево — клавиши SHIFT+TAB.

Удаление поля

Перемещение фигуры в блок-схеме

  • Чтобы переместить фигуру, щелкните ее и перетащите на новое место.

  • Чтобы фигура перемещалась с очень маленьким шагом, удерживайте нажатой клавишу CTRL и нажимайте клавиши со стрелками.

Изменение цветов блок-схемы

Чтобы быстро придать графическому элементу SmartArt профессиональный вид, можно изменить цвета блок-схемы или применить к ней стиль SmartArt. Вы также можете добавить эффекты, такие как свечение, сглаживание или объемные эффекты. Кроме того, в презентациях PowerPoint можно анимировать блок-схему.

Применение цветов темы

  1. Щелкните графический элемент SmartArt, цвет которого нужно изменить.

  2. На вкладке Конструктор в группе Стили SmartArt нажмите кнопку Изменить цвета.

    Щелкните "Изменить цвета"

    Если вы не видите вкладку Конструктор, убедитесь, что выбрали графический элемент SmartArt.

  3. Выберите нужную комбинацию цветов.

    Выберите цветовую тему

Совет: (ПРИМЕЧАНИЕ.) При наведении указателя мыши на эскиз можно просмотреть, как изменяются цвета в графическом элементе SmartArt.

Изменение цвета или стиля фона поля блок-схемы

  1. В графическом элементе SmartArt щелкните правой кнопкой мыши фигуру, которую вы хотите изменить, и выберите пункт Формат фигуры.

    Выберите "Формат фигуры".

  2. Чтобы изменить стиль заливки, в области Формат фигуры щелкните стрелку рядом с заголовком Заливка, чтобы развернуть список, и выберите один из следующих вариантов:

    • Нет заливки

    • Сплошная заливка

    • Градиентная заливка

    • Рисунок или текстура

    • Узорная заливка

    Формат фигуры SmartArt

  3. Нажмите кнопку Цвет Значок кнопки и выберите цвет из коллекции.

  4. Чтобы указать степень прозрачности фонового цвета, переместите ползунок Прозрачность или введите число в поле рядом с ним. Значение прозрачности можно изменять от 0 (полная непрозрачность, значение по умолчанию) до 100 % (полная прозрачность).

Изменение типа или цвета границы

  1. В графическом элементе SmartArt щелкните правой кнопкой мыши фигуру, которую вы хотите изменить, и выберите пункт Формат фигуры.

    Выберите "Формат фигуры".

  2. Чтобы изменить цвет границы, в области Формат фигуры щелкните стрелку рядом с заголовком Линия, чтобы развернуть список, и выберите один из следующих вариантов:

    • "Нет линий", "Сплошная линия" или "Градиентная линия"

    • Цвет

    • Прозрачность (используйте ползунок или введите процентное значение)

    • Ширина (в пикселях)

    • Составной тип

    • Тип штриха

    • Тип точки

    Формат линии SmartArt

Применение стиля SmartArt к блок-схеме

Стиль SmartArt — это сочетание различных эффектов, например стилей линий, рамок или трехмерных эффектов, которые можно применить к полям графического элемента SmartArt для придания им профессионального, неповторимого вида.

  1. Щелкните графический элемент SmartArt, стиль SmartArt которого нужно изменить.

  2. На вкладке Конструктор в группе Стили SmartArt выберите нужный стиль.

    Панель инструментов SmartArt — блок-схемы

    Чтобы просмотреть другие стили SmartArt, нажмите кнопку Дополнительные параметры  Кнопка "Еще" .

    Если вы не видите вкладку "Конструктор", убедитесь, что выбрали графический элемент SmartArt.

  • Если навести указатель мыши на эскиз, можно увидеть, как изменяется стиль графического элемента SmartArt.

  • Кроме того, вы можете перемещать фигуры или изменять их размер, а также добавлять заливку, эффекты и рисунки.

Анимация блок-схемы

Если вы используете PowerPoint, можно анимировать блок-схему, чтобы привлечь внимание к отдельным фигурам.

  1. Щелкните графический элемент SmartArt, который вы хотите анимировать.

  2. На вкладке Анимация в группе Анимация щелкните Параметры эффектов и выберите параметр Последовательно.

    Добавление анимации к графическому элементу SmartArt

Примечание: Если скопировать блок-схему с примененным к ней эффектом анимации на другой слайд, эффект также будет скопирован.

Дополнительные сведения

Выбор графического элемента SmartArt

Создание организационной диаграммы с помощью графических элементов SmartArt

Видео: создание блок-схемы с помощью графических элементов SmartArt

Создание блок-схемы

С помощью графических элементов SmartArt в Microsoft Office Excel 2007, Microsoft Office Outlook 2007, Microsoft Office PowerPoint 2007 и Microsoft Office Word 2007 вы можете создавать блок-схемы и добавлять их на листы, в презентации или в документы.

В этой статье

Создание блок-схемы с рисунками

Добавление или удаление фигур блок-схемы

Перемещение фигуры в блок-схеме

Изменение цветов блок-схемы

Применение стиля SmartArt к блок-схеме

Анимация блок-схемы

Создание блок-схемы с рисунками

  1. На вкладке Вставка в группе Иллюстрации нажмите кнопку SmartArt.

    Группа «Иллюстрации» на ленте

  2. В коллекции Выбор рисунка SmartArt выберите элемент Процесс, а затем дважды щелкните Процесс со смещенными рисунками.

  3. В фигуре, в которую вы хотите добавить рисунок, щелкните значок рисунка Значок рисунка , выберите рисунок и нажмите кнопку Вставить.

  4. Для ввода текста выполните одно из следующих действий:

    • В области текста щелкните элемент [Текст] и введите содержимое.

    • Скопируйте текст из другого места или программы, в области текста щелкните элемент [Текст], а затем вставьте скопированное содержимое.

      Примечание: Если область текста не отображается, щелкните элемент управления.

      Элемент управление панели текста

    • Щелкните поле в графическом элементе SmartArt и введите свой текст.

      Примечание: Для достижения наилучших результатов используйте это действие после добавления всех необходимых полей.

Добавление или удаление полей блок-схемы

Добавление поля

  1. Щелкните графический элемент SmartArt, в который нужно добавить поле.

  2. Щелкните существующее поле, ближайшее к месту вставки нового поля.

  3. В разделе Работа с рисунками SmartArt на вкладке Конструктор в группе Создать рисунок щелкните стрелку под командой Добавить фигуру.

    Добавление фигуры

    Если вкладка Работа с рисунками SmartArt или Конструктор не отображается, выделите графический элемент SmartArt.

  4. Выполните одно из указанных ниже действий.

    • Чтобы вставить поле на том же уровне, что и выбранное поле, но после него, выберите команду Добавить фигуру после.

    • Чтобы вставить поле на том же уровне, что и выбранное поле, но перед ним, выберите команду Добавить фигуру перед.

    Если необходимо добавить поле в блок-схему, попробуйте добавить его перед выбранной фигурой или после нее, чтобы определить подходящее место.

Добавление поля из области текста

  1. Поместите курсор в начало текста, куда вы хотите добавить фигуру.

  2. Введите нужный текст в новой фигуре и нажмите клавишу ВВОД. Чтобы добавить отступ для фигуры, нажмите клавишу TAB, а чтобы сместить ее влево — клавиши SHIFT+TAB.

Удаление поля

Перемещение фигуры в блок-схеме

  • Чтобы переместить фигуру, щелкните ее и перетащите на новое место.

  • Чтобы фигура перемещалась с очень маленьким шагом, удерживайте нажатой клавишу CTRL и нажимайте клавиши со стрелками.

Изменение цветов блок-схемы

Чтобы быстро придать графическому элементу SmartArt профессиональный вид, можно изменить цвета блок-схемы или применить к ней стиль SmartArt. Вы также можете добавить эффекты, такие как свечение, сглаживание или объемные эффекты. Кроме того, в презентациях Office PowerPoint 2007 можно анимировать блок-схему.

К полям в графических элементах SmartArt можно применять цветовые вариации из цвета темы.

Применение цветов темы

  1. Щелкните графический элемент SmartArt, цвет которого нужно изменить.

  2. В разделе Работа с рисунками SmartArt на вкладке Конструктор в группе Стили SmartArt нажмите кнопку Изменить цвета.

    Если вкладка Работа с рисунками SmartArt или Конструктор не отображается, выделите графический элемент SmartArt.

  3. Выберите нужную комбинацию цветов.

    Совет: (ПРИМЕЧАНИЕ.) При наведении указателя мыши на эскиз можно просмотреть, как изменяются цвета в графическом элементе SmartArt.

Изменение цвета или типа границы фигуры

  1. В графическом элементе SmartArt щелкните правой кнопкой мыши границу поля, которую вы хотите изменить, и выберите пункт Формат фигуры.

  2. Чтобы изменить цвет границы, выберите пункт Цвет линии, нажмите кнопку Цвет Значок кнопки , а затем щелкните нужный цвет.

  3. Чтобы изменить тип границы фигуры, щелкните Тип линии и задайте нужные параметры.

Изменение цвета фона поля в блок-схеме

  1. Щелкните правой кнопкой мыши границу фигуры и выберите команду Формат фигуры.

  2. Щелкните область Заливка и выберите вариант Сплошная заливка.

  3. Нажмите кнопку Цвет Значок кнопки и выберите нужный цвет.

  4. Чтобы указать степень прозрачности фонового цвета, переместите ползунок Прозрачность или введите число в поле рядом с ним. Значение прозрачности можно изменять от 0 (полная непрозрачность, значение по умолчанию) до 100 % (полная прозрачность).

Применение стиля SmartArt к блок-схеме

Стиль SmartArt — это сочетание различных эффектов, например стилей линий, рамок или трехмерных эффектов, которые можно применить к полям графического элемента SmartArt для придания им профессионального, неповторимого вида.

  1. Щелкните графический элемент SmartArt, стиль SmartArt которого нужно изменить.

  2. В разделе Работа с рисунками SmartArt на вкладке Конструктор в группе Стили SmartArt выберите стиль.

    Панель инструментов SmartArt — блок-схемы

    Чтобы просмотреть другие стили SmartArt, нажмите кнопку Дополнительные параметры  Кнопка "Еще" .

    Если вкладка Работа с рисунками SmartArt или Конструктор не отображается, выделите графический элемент SmartArt.

Анимация блок-схемы

Если вы используете Office PowerPoint 2007, можно анимировать блок-схему, чтобы привлечь внимание к отдельным фигурам.

  1. Щелкните графический элемент SmartArt, который вы хотите анимировать.

  2. На вкладке Анимация в группе Анимация щелкните Анимировать и выберите вариант Последовательно.

    Вкладка «Анимация»

Примечание: Если скопировать блок-схему с примененным к ней эффектом анимации на другой слайд, эффект также будет скопирован.

Дополнительные сведения

Выбор графического элемента SmartArt

Сведения о графических элементах SmartArt

support.office.com